C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Про Гришаню, про Аню и про весёлую компанию

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


...... Вот никогда не думал что возьмусь за перо! Ей же Богу! Вот вы,люди,думаете что одни в домах -то живёте?! Ан нет! А кто домы ваши,припасы да скотину от всякой нечисти да от людей нехороших оберегает? А?! Вот то-то и оно! Я уж с людьми,с вами то есть бок о бок невесть сколько веков живу,но ток хорошим людям да деткам малым меня и сородичей моих увидеть можно! Ну,люди добрыя,догадалися кто я? Нет?! Эка вас разбаловат телевизер да тырнет ентот ваш! Про истоки свои вы напрочь забыли! Э-э-эх! Домовой я! Домовой! А зовут меня Гришаня! Вот вы думаете кто за домом следит,да за детишками? Правильно-домовой! А ить я не один! В овине,ну где припасы значится хранятся,братец мой обитает-овинный,его Потаней звать,а вот двор ишо один мой братец стережёт-дворовой! Его Тишаней звать! А дому да всему тут ого-го сколь годов-то! Рядом лес-государь,река,луг заливной,красота! Сколько людей жило тута в стары времена! Не сосчитат! Все о нас знали,с добром к нам,дабы мы дом,припасы и скотину охраняли от погани разной,угощение нам оставляли! Эх,во жизня была! А чичас что? Тьфу! Не разбери поймёшь! Девки да бабы штаны понацепили и ходють! Срамота! Да ить раньше все в чём ходили-то? В рубахах длинных,одёжу платьем величали, добавляли ток мужское али женское! Во как! В дому где я живу с незапамятных времён,и братцы мои тожа,менялись люди,дети,но я справно детишек веселил,дом охранял,братцы мои овин да двор стерегли,и воен было ого-го сколь,а дом стоит! Одна семья шибко меня разозлила! Было енто году этак в 1915-м,тогда в дому жила семья Горчаковых,отец-Яков Ляксандрыч,мать-Нина Митрофанна и дети -восьмилетняя Маша и десятилетний Тёмка. Всё бы и ничего,однако же чтой-то дети были затюканы что ли и запуганы. Я уж веселил их как мог,то то придумаю,то это,то на гармошке играю им,то сказки рассказываю. А родители ихние меня того ,бесом посчитали,попа пригласили! А поп той шо пивная бочка с ножками,честное слово! Ну думаю,погодь,мил человек,уж я те жару-то задам! Нос заткнул ватой,ну шоб не дышать ладаном,а то поп кадило своё раскочегарил и давай им махать да молитвы читать,да святой водой углы брызгать! Умора просто! Я на шкафу сижу и помираю со смеху а поп басом-то горланит:

-Во имя Отца-а-а и сына-а-а и Святаго Духа-а-а! Изыди отсе-е-ель нечистая сила-а-а! А-а-аминь!-и всё кадилом машет да святой водой всюду брызгает.

Я гармошку взял ну и грянул Комаринскую! Поп аж подпрыгнул,давай туды водой святою брызгать,а меня и след простыл!  Поп по дому ходит ,а я за ним! То дверью скрип-скрип,то посудою дзынь-брязь,то ложки на пол бац-бац,то на пианино трям-трям! Поп аж взопрел весь,метаясь по дому! А в овине да во дворе братцы мои ему жару наподдали! Ушел тот поп аж багровый от натуги! Ну и люди ушли! Детишки плакали,уезжать не хотели! Но взрослые решили по своему! С тех пор не мало воды утекло как грится! В доме чего ток не было! И сельсовет,и школа и библиотека! И вот всем мы мстили с братьями-то! Шибко обидел нас тот поп и люди те кто его пригласил,и мы людей выживали отседова! Но должон сказать что ежели домовой осерчает в дом проникает плесень чёрная,никто её не видит окромя меня да братьев моих,но плесень эта может уничтожить дом,и ежели меня,домового не задобрят люди и не признают членом своей семьи то дому тому конец! Енто я дабы вас,люди добрые, просветить сказал. Ну шоб вы знали на будущее! Ну-с так вот теперь и начинается наша история....


....-Вот,Фёдор Пантелеевич,смотрите! Дом хороший! Обновить,да забор новый поставить и жить можно!-раздался однажды утром мужской голос.

-Вижу,Максим Михайлович! Вижу! Дом хорош! Анютке тута приволье будет!-сказал второй голос.

Мы с Потаней и Тишаней мирно почивали на старом шкафу и нас голоса разбудили. Мы устроились поудобней и стали слушать.

-Мы вам всё дадим и поможем привести дом в порядок,Фёдор Пантелеевич!-сказал первый голос.

-Вот спасибо,Максим Михайлович!-ответил второй голос.

-Эге,никак дом наш ремонтировать будуть! Можа заживём как раньше!-сказал Потаня.

-Ага,и двор в божеский вид приведуть! Енто хорошо! Гляди и дитя тута жить буде! -сказал Тишаня.

-Хм...Вот что ,братцы,поживём-увидим! Можа оно и к лучшему будя! Кто знат! -ответил я.

На том мы и порешили. Дом ожил,и двор тожа и овин! Лепота! В дому учителя поселилися,Плахтины,Фёдор Пантелеевич,Клавдия Егоровна и их дочка Анютка почти семи годков от роду,а чичас ей ужо девять годков почитай. Я присматриваться стал к ним,дни складывались в недели,недели в месяцы...Окромя людей в дому поселился кот Котофей Тимофеич, а ещё пёс Полкан Полканыч. С ними мы быстро поладили. Однако меня беспокоила Анютка,это маленькое,русоволосое,чуть курносенькое создание с большими голубыми глазами. Спала она беспокойно,будто кто её мучал во сне.

-Не нравится мне усё енто,брат! Ой не нравится! Нешто кто девчоночку нашу мучат! -сказал Тишаня.

-Вот! А девчоночка хорошенькая! Ток спать -то её неправильно родители  укладыват,в пижамке! Не хорошо!-сказал Потаня.

-Енто что,вот на улицу осень и зимой Анютку аки вилок капусты одевают! Да-да! Она потом шо робот ходить! Мр-р-р!-сказал Котофей Тимофеич.

-Ага,а ишо ейная маман на Анютку всё штаны да шортики натягиват! Он грит шо мол енто нынче модно! А волосёнки у Анютки мягонькие,их ничто удержать не могёт! Аф!-сказал Полкан Полканыч.

-Эвоно оно что! Придётся мне с малышкой погутарить! Чует моё сердце не к добру всё! -сказал я.

Мы договорились охранять малышку и защищать. А надо сказать я стал привязываться к девочке. И несколько раз отпугнул нечисть чёрную что ейной энергией поживиться пыталася! С той поры я завсегда рядом с нею! А показаться ей меня вынудил вот какой случай. Мамка Анютки,даром шо учителка,из штанов не вылезат,и Анютку их носить заставлят! И вот сижу я значится на шкафу,Фёдор Пантелеевич тетрадки проверят,значится,вдруг с улицы истошный крик Анютки:

-Не-е-ет! Не надо-о-о! Что я вам сделала-а-а-а! -.

Я и Пантелеич глядь в окно,а там девчонки все в штанах,в ентих, как их там... в джинсах! Во! Значится налетели они на Анютку всем скопом  и мутузят Анютку крича:

-Вот тебе! Вот! Чего нас позоришь,дурында этакая!-.


-А р-р-разве д-д-девочки не д-д-должны н-н-носить п-п-платья?-всхлипывая спросила Анютка.

-Платья? Да их сейчас ток дуры вроде тебя носит!-заносчиво ответила старшая из девчонок.

-П-п-почему?-удивилась Анютка.

-По кочану!-хором ответили девчонки.

Тут со двора выскочил Полкан Полканыч и девчонки с визгом поспешили убраться вовояси пока целы.  Пантелеич забрал доченьку в дом,умыл,успокоил и приголубил.   Анютка поела,переоделась и села делать уроки. А как мамка ейная заявилася и началося:

-Что,доволен? Доволен,да?! Это всё твоё воспитание! Ты её принцесской воспитал! Платья,рубашонки понимаешь! Да и маман твоя тоже хороша! Да и моя тоже! Вишь чего вышло! Носила бы штаны то ничего бы и не стряслось!-кричала Егоровна.

-Ну знаешь,дорогая! Анютка ж девочка! На кой,спрашивается ей штаны сдалися! В платье ,в колготках,аль в рубашонке всё ж ей лучше будет! Ты на себя -то погляди,пугало ты огородное! Пример какой ты дочке подаёшь?! А?! А ишо учительница! -ответил Пантелеич.

-Мама,папаня прав,я -девочка! Это во -первых! Во -вторых штаны это одежда мальчиков и мужчин! А в третьих я лучше голышом спать буду но пижаму больше не надену! Вот!-смело выпалила Анютка.

-Это что такое?! Яйцо курицу учить вздумало?! Марш к себе,негодница! Живо!-закричала Егоровна.

Анютка топнула ножкой и убежала к себе. А вот Пантелеевич с Егоровной разругались вдрызг! Да так что Егоровна собрала манатки свои и уехала отседова! Пантелеич он мужик хороший,справный. Енто Егоровна того,баба,звиняюсь,с прибабахом! Ужо ейные родители,Егор Семёныч да Марья Алексевна в Анютке души не чают,а тут такое! Они приехали,привезли Анютке всего и диву давались почто енто ихняя дочка так взбеленилася! А как они домой уехали я и решил Анютке показаться. Для начала я достал губную гармошку и стал наигрывать вот это:

-Баю-баюшки-баю! Не ложися на краю!
 Придёт серенький волчок
 И ухватит за бочок!
 А схвативши за бочок
 Во лесок уволокёт!
 Во лесок уволокёт,
 И съест серенький волчок!
 Баю-баюшки-баю! Не ложися на краю!
 А ложися посерёд
 И тя волчок-то не возьмёт!-.

Тут меня Анютка -то и увидала.....
 


Рецензии
Пока интересно. Но, как всегда, пара замечаний. Во-первых, в простонародной речи домового слово "энергия" очень режет слух, лучше какое-нибудь другое слово поискать. А во-вторых, опять пережимаете: никто во дворе не станет "мутузить" девочку только за то, что она надела платье. В платьях тоже достаточно девочек ходит. И при чем тут "нас позоришь"? Перед кем она их позорит? Опять неубедительно получается.

Мария Пономарева 2   09.09.2019 22:32     Заявить о нарушении
Мария,сейчас же большинство девочек носит шорты или брюки,или джинсы,а платья девочки носят поменьше,разве нет?! Вы ,опять же прошу,не делайте скоропалительных выводов!

Ладо Булах   10.09.2019 01:45   Заявить о нарушении
Именно что нет. Посмотрите, как одеты девочки постарше. Очень многие носят и платья, и юбки. И уж точно за платье никого не бьют; если и бьют, то по другим причинам. И при чем тут "нас позоришь"? Перед кем она их позорит, надев платье?
И ещё: сколько лет Аниной маме? Вряд ли так уж много. Почему домовой называет ее, как старушку, Егоровной? Сейчас не времена князя Игоря, когда молодую женщину могли называть Ярославной или Глебовной. И если дело происходит в наши дни, то вряд ли у ее отца может быть отчество Пантелеевич. Когда родился его отец, Пантелеями уже никого не называли.

Мария Пономарева 2   10.09.2019 07:23   Заявить о нарушении
Ну дак живут -то дети где,Мария? В деревне! А в деревнях и сёлах ещё встречаются старые имена,незаслуженно забытые! Сколько лет маме Анютки вы и читатели тоже,узнаете позже! Вы обратите внимание на то какие нынче платья девочки постарше носят! Тогда многое поймёте!

Ладо Булах   10.09.2019 07:45   Заявить о нарушении
Акамас, я знаю, какие девочки носят платья - самые разные, и длинные в том числе. Женщина на женскую одежду куда больше внимания обращает, чем Вы, мужчина. А если дело в деревне, тогда вообще непонятно, с чего весь этот сыр-бор из-за платья. Там мода всегда отстаёт, и немного старомодное платье никого не удивит. В худшем случае, посмеются, но быть за это не будут. И при чем тут "позор"? Перед кем она их позорит, в третий раз спрашиваю. Перед быками-кобылами. А Пантелеями уже давно даже в деревнях не называют. Наоборот, там все больше на иностранный манер изощрялись. Меня бы не удивило, если бы он был Ромуальдовичем или Эдуардовичем, но никак не Пантелеевичем. А сколько лет маме - опять-таки надо было сразу сказать, нечего тень на плетень наводить. И не могут современную женщину около тридцати лет называть по-старушечьи "Егоровной".

Мария Пономарева 2   10.09.2019 09:54   Заявить о нарушении
В этом -то всё и дело,Мария,что чужое перенимаем,а своё забываем! В деревнях и сёлах уклад жизни иной,не как в городах! Это факт! Мою маму в 32 года с небольшим стали Петровной величать,а ей уж вот на днях 67 стукнет! Да даже животина и то видит каков человек перед нею,это мне бабуля с дедулей сказывали!

Ладо Булах   10.09.2019 10:23   Заявить о нарушении
Читателей не волнует, как там стали величать Вашу маму, их интересует то, что написано в Ваших текстах. А в тексте это звучит очередной "фальшивой нотой", со стороны очень заметно.

Мария Пономарева 2   10.09.2019 14:11   Заявить о нарушении
Ну почему же "фальшивой нотой",Мария? Вы видать не очень хорошо историю знаете,но раньше замужних женщин после рождения первенца уже начинали по отчеству величать! Так-то вот!

Ладо Булах   11.09.2019 02:52   Заявить о нарушении
Так то "раньше", а дело у Вас сейчас происходит. Аню же этот домовой по-отчеству не величает. И потом, Вы же эту Клавдию пропозиционируете не как мудрую опытную хозяйку дома, опору семьи, а как вздорную недальновидную особу. Она может быть Клавой, Клавкой, Клавдюхой, но никак не Егоровной.

Мария Пономарева 2   11.09.2019 07:09   Заявить о нарушении
Ну женщины ведь разные бывают,верно? Одни хорошие хозяйки,опора мужьям,хорошие матери,а другие как бабуля моя по отцу говаривала,и сама не гам и другому не дам!

Ладо Булах   11.09.2019 07:11   Заявить о нарушении
Конечно, они бывают разные. Но такой женщине не подходит обращение "Егоровна".

Мария Пономарева 2   12.09.2019 12:50   Заявить о нарушении
Понимаю,вы видать в городе выросли,верно,Мария?

Ладо Булах   12.09.2019 23:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.