Исцеляющая доброта

                Айша Курбанова

                ИСЦЕЛЯЮЩАЯ  ДОБРОТА

                Доброта – бесценный дар, данный природой человеку. Она, как целебный бальзам, исцеляет близких. Как яркие краски цветов привлекают пчел, так и доброта манит к себе окружающих и дарит самому человеку душевный покой и счастье. Такова Галина  Ивановна Сурхаева – воплощение доброты и душевной красоты.
                Иначе и не могло быть. Ведь златовласая, очень веселая, общительная девчонка Галя родилась в самом светлом победном 1945 году, в деревне Краснояр Ветлужского района Горьковской области. Название деревни Краснояр происходит от старославянского  слова и означает «Красивый яр». И речка, протекающая поблизости, носит такое же название – Краснояр.
                Удивительнейшие луга, лес, речка были для девочки Гали источником радости.
                – Мы, деревенская детвора, росли дружно, – рассказывает Га-лина Ивановна, – как единая семья. Общие игры, веселье. Общая ра-бота сплачивали нас, послевоенных детей. В деревнях родители ра-но приучали детей к работе: мы вывозили на лошадях удобрения на поля, наравне со взрослыми по 5–6 часов косили траву, убирали пшеницу, помогали взрослым на току.
                Отец Галины Ивановны, Иван Михайлович, долгие годы воз-главлял полеводческую бригаду. Он спозаранку созывал жителей деревни на работу. Убирать колхозные поля вручную – дело нешуточное. Не поспеешь вовремя убрать – потеряешь урожай.
               Матери Галины Ивановны, Любови Васильевне, приходилось раньше всех выходить в поле.
               – Семья у нас, – продолжает моя собеседница, – в сравнении с другими, считалась многодетной. Кроме меня, подрастали три брата. Одному Богу известно, как мама справлялась с нами, детьми, с нашим подсобным хозяйством и успевала на поле, чтобы ни одно зернышко, ни один колосок не пропал. Помню, родители вечером с ног валились от усталости, но на трудодни получали мало: страна после жесточайшей войны только-только вставала на ноги.
               Было трудно, все же детство у нас было веселым и счастливым: нас не беспокоил завтрашний день. Мы бывали довольны проделан-ной за день работой и были уверены, что завтра будет лучше, чем сегодня.
               Работа – работой, а осенью мы, как и все дети, садились за парты.
Я окончила Красноярскую начальную школу, а затем училась в Центральной усадьбе, в с. Галькино. А 8–10 классы закончила в Нагорной СШ.
               Жила я в то время у добродушных стариков. В свободное от учёбы время помогала в их подсобном хозяйстве, чем могла. Домой ходила только по воскресениям. Помню, родители провожали меня из дома в 5 часов утра, чтобы по понедельникам не опаздывала в школу, ведь предстояло идти пешком 10 километров пути…
               В семидесятые годы в нашей стране не хватало учителей, особенно в Казахстане. В селении Екатериновка Булаевского района Северо-Казахстанской области жила тетя Галины Ивановны. Она пригласила племянницу работать учительницей в Екатариновской начальной школе.
              Школу я окончила на отлично, поэтому без специального педагогического образования, с работой в школе справлялась неплохо, но приходилось много читать, заниматься самообразованием.
К. Федин писал: «Читать – это не только узнавать факты. Читать значит вырабатывать вкус, постигать прекрасное».
              – А тетя меня учила: «Хороший учитель дает ученику не про-сто определенные знания по тому или иному предмету, он воспитывает в детях чувство доброты, человечности», – вспоминает Галина Ивановна, –  поэтому  я каждую свободную минуту  проводила в библиотеке…
             В то время молодая учительница, Галина Ивановна, к тому же была заводилой во всех начинаниях: вечера, утренники, собрания не обходились без нее.
             А Курбан Сурхаев, крановщик механизированной колонны, приехавший в командировку из Петропавловска, любил бывать на вечерах, утренниках, где выступала Галя.   
             Когда закончилась страда, Курбан уехал к себе. Позже от него пришло письмо, где он предлагал руку и сердце Шутовой Галине. Мама, узнав об этом, запротестовала:
             – Пока я жива, этого не допущу! – сказала она, улыбается Галина Ивановна. – Ни религиозным, ни национальным различиям мои родители никогда особого значения не придавали. Но для мамы было важно, каким человеком окажется малознакомый парень, который к тому же был старше меня на 9 лет. Но отец сказал мне:
             – Поступай так, как тебе подскажет совесть. Ты – девочка смышленая. Тебе и решать свою судьбу.
             – Я благодарна судьбе, что она свела меня с Курбаном. Интуиция подсказывала мне, что с ним я найду свое счастье, поэтому я не отвергла его предложение… 
             Вскоре, несмотря на то, что по лицу хлестал буран, прошагав пешком 60 километров заснеженного пути, Курбан вновь приехал в Екатериновку. А 30 декабря 1963 года мы расписались и переехали в родное село Курбана, Мургук.
             Галина Ивановна очень тепло отзывается о своей первой встрече с Дагестаном.
             – Удивительная природа, доброжелательные люди – все казалось мне после переезда в с. Мургук красивым фильмом. Мургукцы с нескрываемым радушием встретили нас. Сестры Курбана учили меня, вчерашнюю школьницу, готовить дагестанские блюда, печь в кари чуду, чуреки.
            Помню, иногда у меня тесто прилипало к доске, иногда я боялась обжечься о горячий противень, и неловко, кое-как забрасывала коржики в кари. А чуреки получались кривые, угловатые. Но присутствующие при этом соседки добродушно смеялись и хвалили мои пекарские способности.
            К сожалению, в селении Мургук для меня работы не оказалось. Мы, молодые супруги, переехали в Сергокалу. К счастью, здесь находился педагогический техникум. Зная о моём желании учиться, родственники мужа посоветовали поступить в Сергокалинский педтехникум.
            Как мне не благодарить мужа, который растил сынишку Идриса, пока  я очно училась в техникуме:
            – Учись, учись, – говорил мне Курбан. – Только тогда человек имеет право учить других, когда учится сам. За сына не переживай, мне доставляет удовольствие возиться с ним.
            Получив диплом об окончании СПТ, Галина с семьей переехала в селение Мюрего, на новое место работы. О жителях этого селения у Галины Сурхаевой остались самые нежные воспоминания:
            – Я до сих пор не знаю, кому из мюрегинцев сказать спасибо за ту подлинно человеческую доброту и заботу о нашем сыне. Вернувшись с работы, я всегда находила у порога то молоко, то кефир, то фрукты, то свежий хлеб или чуду, завернутые в сверток. Я до сих пор не знаю, кто всё это ставил на порог. Кого бы я ни спросила, отвечали:
            – Это мог поставить только тот, кто желал тебе добра. Я не встречала на своем пути плохих людей, но здесь люди оказались особенными.
            Со своей стороны Галина Ивановна не оставалась в их долгу. Она от всей души любила их детей, своих учеников, любила пробуждать в них искорки способностей, воодушевлять, поддерживать стремления к познанию, много занималась с ними дополнительно.
            Воспитывая двух сыновей, Идриса и Тимура, Сурхаева Галина  поступила в ДГУ, на филологический факультет. С университетским дипломом ее направили в Кочубей, в район отгонного животноводства. Через 4 года по семейным обстоятельствам семья Сурхаевых переехала в Новокаякент. Семья купила здесь дом и обустроилась. За неимением работы в Новокаякентской СШ Галина Ивановна устроилась завучем в Каякентской СШ.
            В последние десятилетия Галина Сурхаева работает в Новокаякентской СОШ учительницей русского языка и литературы. О ее работе  рассказывает ее бывшая ученица, теперь уже коллега Зарипат Халиковна Ильясова.
           – Благодаря Галине Ивановне я полюбила русский язык и литературу. Мы, ученики, восхищались ее увлекательными рассказами о жизни и творчестве великих русских писателей, ее волнующим, проникновенным чтением стихов. Мы, затаив дыхание, слушала ее доступное объяснение уроков. Любили мы ее и за объективность. Она интуитивно чувствовала, на что способен тот или иной ученик, что можно с него требовать и чем можно его заинтересовать. Обучая, она старалась воспитать в наших душах любовь ко всему живому, доброму, прекрасному. То, что я выбрала профессию учителя-словесника – заслуга Галины Ивановны.
           О своей любимой учительнице с волнением рассказывает другая ее ученица, Марин Саидова:
           – Галина Ивановна глубже всех чувствовала наши стремления и мечты. Она по-матерински сочувствовала нашим неудачам и радовалась нашим успехам. Мы не стеснялись, как у матери, попросить совета у Галины Ивановны и как подруге раскрыть душу. И всё же она всегда оставалась в наших глазах на высоком пьедестале.
            В оптических очках, всегда в платке, Галина Ивановна очень похожа на дагестанку. Только светло-русые волосы,   славянское лицо выдают, что она русская. Несмотря на пожилой возраст, она выглядит очень молодо. Юношеский задор, чувство юмора, трудолюбие, интерес к жизни делают ее ещё моложе.
Глядя на Галину Ивановну, трепетно относящуюся к национальной культуре, местным традициям, вдохновенно выполняющую педагогическую работу, кажется, что она продолжает и развивает  идею А. В. Сухомлинского: «Величие и красоту добра переживает только тот, кто знает Высшую человеческую радость – радость творения добра для людей».
            Кажется, что именно она своей беззаветной любовью и добротой вернула к жизни мужа Курбана, пролежавшего 16 дней в коме после катастрофы. Благодаря ее заботам, заботам врачей и близких, не отходивших от него ни на минуту, Курбану удалось подняться с постели.
            Галина Сурхаева – отличник просвещения России, ветеран труда, она удостоена многих Похвальных листов. И неудивительно, что ее ученики занимают призовые места на районных и республиканских предметных олимпиадах, а, поступая в колледжи и в вузы, обнаруживают глубокие знания по русскому языку и литературе.
А знаний и умений передавать опыт другим ей не занимать.


Рецензии
Доброта – бесценный дар, данный природой человеку. Она, как целебный бальзам, исцеляет близких.

Совершенно согласен с этими словами.

С уважением В.А.

Вячеслав Александров 2   09.12.2019 05:57     Заявить о нарушении
Спасибо, Вячеслав, за душевный отзыв. Галина Ивановна - учительница, родившаяся с русской душой и вобравшая в себя черты характера и лучшие традиции народов Дагестана.
Здоровья и успехов Вам в творчестве!

Айша Курбанова 3   10.12.2019 20:04   Заявить о нарушении