Дагестанцы - удивительный народ

                В минуты удачи,
                В часы торжества
                О чём наши мысли, слова?
                О Родине.
                Кто связан и счастьем с тобой,
                И бедой –
                Тому и во тьме
                Ты сияешь звездой,
                О, Родина…

                Р. Гамзатов

              Итальянский политический мыслитель и историк Франческо Гвиччардини в эпоху Возрождения писал: «У всех есть недостатки – у кого больше, у кого меньше. Вот почему и дружба, и помощь, и общение были бы невозможны, если бы не существовало между нами взаимной терпимости».
              Мудрые слова! У меня создаётся впечатление, будто они сказаны о дагестанских народах. И, на самом деле, жители Дагестана – народ не только дружественный, но и уникальный. Недаром и русский писатель, публицист эпохи романтизма, декабрист А. А. Бестужев-Марлинский, сосланный на Кавказ, и военный инженер, этнограф, кавказовед XIX века П. К. Услар, и автор повести «Хаджи-Мурат», писатель  Л. Н. Толстой, и лингвист, доктор филологических наук, один из создателей алфавитов бесписьменных языков народов Л. И. Жирков, восхищались Страной гор и его  жителями.
              Ведь Дагестан – наша малая родина –  уникальный край. С его вершин в 3000 метров над уровнем моря в один и тот же час можно увидеть и вечные мерзлоты на пиках горных хребтов и раскалённые от зноя степи, и причудливые голые скалы, и густые непроходимые леса, и морскую гладь, и цветущие разнотравьем альпийские склоны. Такое же разнообразие встречается и в манере одежды дагестанцев: от раскованно открытого (европейского) стиля до полного закрытого (хиджаб). Возможно, это продиктовано уникальной историей данной республики.
              Дагестан – это ведь и мужественные борцы за независимость. В   минувшие века завоеватели, вторгающиеся в этот горный край  с юга или с севера, не могли его покорить. Историки объясняют этот феномен тем, что безоружные жители Страны гор, несмотря на разноязычие (а они  разговаривают на более тридцати языках и семидесяти диалектах), в годы бедствий или невзгод объединялись, оповещая друг друга об опасности кострами, разводимыми на вершинах склонов, и уничтожали врагов, скатывая со склонов глыбы и камни.
              Историки подтверждают и тот факт, что народы Дагестана, несмотря на разноязычие, никогда не воевали между собой и не строили планы нападения на другие земли. А спорные вопросы, возникающие то там, то тут, конфликтные ситуации, появляющиеся  между тухумами, сёлами, регионами, аксакалы решали на сходах, налаживая своим тактичным словом дружеские связи между ними. Поэтому все народы Дагестана, к какой бы  национальности они не относились, почитают мудрецов, помогающих подрастающему поколению сохранить многовековые традиции предков, поддерживающих в душах соотечественников нравственные качества. 
Знакомясь с историей непокорного Дагестана, соглашаешься со словами польского писателя Генрика Сенкевича: «Благодаря согласию растут малые государства, из-за раздора гибнут великие державы». И, на самом деле, благодаря общности взглядов народов Страна гор выживала в трудных ситуациях.
                Дагестанцы – не только патриоты своего края, они – любознательный народ. Этот факт подтверждают и алимы-арабисты, обучавшие дагестанцев  Корану с VII-VIII веков, и интеллигенты из Российской империи, которые, несмотря на то, что царская власть считала горцев варварами, со вниманием изучали удивительную особенность дагестанцев – их сплоченность, их поразительную общность взглядов на мир, их умение поддерживать родственные отношения, их приверженность нравственным принципам.
                Да, общности у дагестанцев немалые – это и многовековые традиции, где почитают старших, обращаясь к ним, как к своим близким родственникам, добавляя к их именам слова: «папа» или «мама», «дядя» или «тётя». Это и уважение сверстников,  добавляя к их именам слова «брат» или «сестра». Это и соблюдение традиций гостеприимства и куначества, проявляемое ими даже в отношении незнакомцев. Это и их приверженность предписаниям, по которым каждый дагестанец обязан воздерживаться от резких слов, заступаться за представительницу прекрасного пола, какого бы возраста она ни была, помочь немощному взрослому или физически слабому человеку. Это и их уверенность в том, что современным дагестанцам необходимо сохранить свои вековые традиции, так как доброта, чуткость, отзывчивость, оказанные одним человеком, пробуждают взаимность у других, что  взаимопонимание сближает людей, несмотря на религиозные, национальные или социальные отличия. Это и уважительное отношение дагестанцев к отличительным особенностям других народов и этносов.  Словом, это и их сходство в культуре, быту, в вопросах воспитания подрастающего поколения.
                Дагестанцы – это и одарённый народ. Даже, не имея возможности получить образование в консерваториях или музыкальных вузах, они тысячелетиями создавали прекрасную музыку, используя для этого инструменты собственного производства (свирель, дудка, зурна, чунгур,  барабан и т. д.), пели песни, которые проникали в сердца слушателей.
                Дагестанцы жили и живут по принципу: «Хочешь, чтобы твои дети учились, учись и сам. Хочешь, чтобы дети работали, трудись и сам. И знай:  дети повторяют то, с чем они сталкиваются». Возможно, поэтому у народов горного края святое отношение к искусству, передающееся из поколения в поколение. Большое разнообразие серебряных изделий, изготавливаемых в  селениях Кубачи и Гоцатль; керамических предметов, производимых в селении Балхар; уникальная резьба камню, сохранившаяся в надгробных каменных памятниках или предметах быта, как надкаминные  узоры. Резьба по дереву, способствующая созданию оригинальных интерьеров и свидетельствующая о наличии в Дагестане декоративно-прикладного искусства, какое развито в селении Унцукуль. Неповторимая вышивка кайтагских рукодельниц, ковроткачество табасаранских или лезгинских мастериц, изготовление бурок в селении Анди, выделка каракулевых шапок в селении Цудахар – все эти виды художественных промыслов способствовали не только укреплению торговых отношений между представителями народов Дагестана, но и формированию у них тактичности по отношению друг к другу.
                Дагестанцы могут гордиться не только своими уникальными умениями, известными за пределами Страны гор, но и высокохудожественной литературой, популярной и в республике и за рубежом (Произведения Р. Гамзатова, Ф. Алиевой, А. Абукара и других, сыгравшие немалую роль в формировании общечеловеческих ценностей).
                Жители Дагестана, как единая семья, могут рассчитывать на современную науку, развивающуюся в 23 научно-исследовательских учреждениях республики, в которых ведутся изыскания по самым современным направлениям естественных и общественных дисциплин.
                Дагестанцы в одинаковой степени могут гордиться развитым танцевальным  искусством, как известный во всём мире ансамбль «Лезгинка», как Государственный ансамбль песни и танца «Дагестан» или   «Юность Дагестана».
Народы Дагестана вправе гордиться театральным искусством, представленным  драматургами, пишущими на разных языках, но одинаково развивающими  идеи человечности и гуманизма: Р. Нуровым, Г. Саидовым, З. Батырмурзаевым, М. Чариновым, Г. Цадаса, А. Салаватовым, М. Хуршиловым, А. Аджаматовым, Т. Хрюкским и многими другими; режиссерами Г. Рустамовым, И. Казиевым, А. Абу-Бакаровым и др. 
                Дагестанцы, вправе восторгаться успехами своих спортсменов с мировыми именами, как Али Алиев, ставший победителем на 5 мировых форумах (в 1959, 1961, 1962, 1966, 1967 годах), как Загалав Абдулбеков – Заслуженный мастер спорта СССР, чемпион Олимпийских игр 1972 года,  как Бувайсар Сайтиев – депутат Госдумы от Республики Дагестан, борец вольного стиля, как Хаби;б Нурмагоме;дов — российский боец смешанных боевых искусств, выступающий под эгидой UFC.  Да, Дагестан богат спортсменами с мировыми именами.
                Однако, в семье не без урода, говорится в пословице. У любого народа, будь это миллиардная нация, каковой является китайский народ, или малые этносы, каковыми являются народы Дагестана, есть свои представители, которым он может восторгаться. Есть и отщепенцы, из-за которых ему   стыдно. Поэтому неважно, к какой национальности человек относится, важнее, насколько он своим существованием на Земле осчастливил окружающих людей, скольких утешил в горе, скольким оказал помощь в беде, скольким показал красоту родного края и родного бытия. 
                Дагестанские народы знают, что посадить дерево – мало, надо ещё за ним и ухаживать. Поэтому они делают всё возможное, чтобы мудрым словом уберечь подрастающее поколение от сквернословия, жестокости, цинизма, пошлости, что, к сожалению, нередко сейчас допускается для просмотра с телеэкранов и публикуется в соцсетях.
                Дагестанцы знают, что молодежи характерно стремление «быть, как все», быть, как сильные личности. А подражание «сомнительным» личностям не проходит без ломки характеров. Ведь низкохудожественные сериалы,   вульгарные телепередачи, выходящие в эфир без критического анализа, в некоторой степени способствуют исчезновению многовековых дагестанских традиций, придерживающихся чистоты нравственных отношений.
                Как пишет американский писатель Кристофер Паолини: «Порознь мы порой кажемся немного неполноценными, а вместе, превращаясь в единое целое, становимся могучей силой». Желание быть единым целым и сохранить свою идентичность – этим и объясняется, почему дагестанцы, несмотря на разноязычие, дружат между собой, создают интернациональные семьи, берегут межнациональное согласие.
               С целью сохранения и укрепления мира в регионе и ознакомления гостей с республикой, дагестанцы развивают возможности туризма. В первую очередь, знакомят с крепостью Нарын-кала – древнейшим сооружением на территории России, с Джума-мечетью, находящейся в центре Махачкалы и считающейся одной из крупнейших в Европе, способной вместить одновременно до 17 тысяч верующих. Знакомят они  приезжих гостей с Аграханским  заказником, где обитают около 200 видов птиц и животных многие из которых занесены в Красную книгу, в заливе  Аграханского заказника исследователи насчитывают 63 подвида рыб, в том числе, исчезающих. Дагестанские народы берегут флору и фауну заказника, так как они представляют интерес не только для народов Страны гор, но и для учёных всего мира.
Знакомят они гостей и с Албанским храмом в Нюгди, почитаемым христианскими паломниками и бережно охраняемым мусульманами. Неофициально датируется Албанский храм 357 годом.
               Знакомят они и с Дагестанскими музеями, где можно узнать многое о быте дагестанского народа, так как в их фондах хранятся по-настоящему уникальные экспонаты, представляющие большую историческую и художественную ценность. 
У дагестанцев со дня присоединения Страны гор к России (Это произошло в 1813 году, когда Россия подписала мирный договор с Персией, официально закрепив свои права на территорию Дагестана) было  и сохраняется уважительное отношение к русскому народу.
               Факт, что в городе Махачкала возведен памятник русской учительнице, символизирующий труд интеллигенции, проработавшей в нашей республике с 20-х годов ХХ века до наших дней, свидетельствует о том, что народы Дагестана чтут нелегкий труд педагогов, приехавших в Дагестан, оставив свои родные места и привычные родительские дома. Ведь им приходилось работать в незнакомых для себя населенных пунктах, жестами общаясь с жителями, не владеющими русским языком. Обучая дагестанских детей грамоте, им одновременно приходилось учиться наречиям местных народностей.
               Возведение памятника русской учительнице подтверждает, что дагестанский народ добропамятен. Иначе в 2010 году в селении Уркарах Дахадаевского района не открыли бы ещё один памятник русской интеллигенции, а член Общественной палаты РД II созыва,  руководитель ДРОО «Содружество женщин», Патимат Геличова со своими помощниками не собрала бы огромный материал для издания трёхтомника о русских учителях.
               А доброту, чуткость, отзывчивость, таких педагогов, как Ражбадинова Валентина Александровна, Сурхаева Галина Ивановна, Гаджимусаева Мария Георгиевна, приехавших по распределению в Каякентский район, создавших интернациональные семьи, наши люди никогда не забудут. Ведь многие из них, как и журналист Тыщенко Эмма Андреевна,  говорят:  «Я люблю Дагестан благодаря отзывчивости дагестанцев и в горе, и в радости.  Я питаю  нежные чувства к этому краю из-за порядочности, внимания, чуткости  жителей Дагестана». 
               Дагестанцы, безусловно, помнят и ценят исследовательские работы, проведённые  Англо-Русской нефтяной компанией в конце XIX века, поиски исследователей по поиску нефти и газа в Дагестане, проведённые в XX веке, так как эти и другие поисковые работы убедили всех, что республика богата газом и нефтью.
Жители Дагестана помнят и о тяжелейшем труде строителей железной дороги, вручную пролагавших путь по Прикаспийской низменности. Помнят потому, что эта дорога помогла республике поднять свою экономику и породниться с представителями других народностей.
                Дагестанцы помнят о помощи РСФСР, оказанной Стране гор, выделив денежные средства, промышленные товары и различное оборудование для создания в Дагестане местной промышленности и укрепления кустарного производства. Помнят потому, что эти меры сыграли решающую роль в ликвидации экономической и культурной отсталости республики.
               Ведь 100-150 лет назад ни одна дагестанская народность не могла себе представить, что на родном языке будут выходить газеты и журналы, будут свои учебники, будут свои типографии, будут свои национальные театры, будут свои радио-телепередачи.  И ни одна дагестанская народность не могла себе вообразить, что за два столетия вырастет своя плеяда знаменитостей, известных за пределами республики и страны, что будут свои художественные или научные книги, что будут свои училища и вузы, в которых учились, и, надеюсь, будут учиться не только дагестанские, но и иностранные студенты. Сегодня все это есть. Нужно дальше развиваться.
               Дагестанцы помнят и о помощи, оказанной им после землетрясений 1966 и 1970 годах: недаром один из кварталов Махачкалы называется Узбек-городок. Ведь такие крупномасштабные мероприятия, как восстановление города общими усилиями, давали возможность народам Дагестана не только породниться между собой, но и подружиться с представителями других народов, проживавших в то время в СССР.
               Дагестан богат целебными источниками и природной грязью, благодаря чему удавалось лечить больных с заболеваниями подкожной клетчатки, костно-мышечной, нервной системы, органов пищеварения, сердечнососудистых и бронхолегочных больных с использованием солнечных и воздушных ванн, с применением местного  микроклимата. Среди таких целебных источников особую популярность обрели Талгинские и Каякентские источники, база отдыха «Каспий», получившие в 80-е годы ХХ века всесоюзное признание, куда ехали больные и отдыхающие во всех бывших братских республик, проживавших в то время в СССР.   
                Словом, нам, дагестанцам, есть, чем гордиться, есть, что любить.  Однако у Дагестана немало нерешённых проблем. Главными его проблемами являются высокий уровень безработицы и бедность. Безработица унизительна не только своей материальной стороной, она страшна тем, что создает дискомфорт в душе у любого гражданина, не имеющего возможности заняться любимым делом в меру своих способностей и возможностей. Безработица в Дагестане связана с тем, что во времена горбачёвской перестройки многочисленные заводы (особенно мясомолочные и консервные) и фабрики республики стали ветшать и закрываться, к тому же разорились колхозы и совхозы. Многие горцы лишились работы на  фермах, в полеводческих бригадах. Сельские труженики стали выживать (в буквальном смысле слова) благодаря неимоверным трудам, затрачиваемых на террасообразных полях, расположенных даже на высотах 2200-3000 м. над уровнем моря. Скудный урожай, получаемый с высокогорных клочков земли, обрабатываемых к тому же вручную, кормил их семьи, помогал делать друг другу намус (добродетель), но не давал возможности расширить темпы производства. Вскоре из-за отсутствия сельскохозяйственных орудий труда пришли в запустение и эти террасообразные пашни. К тому времени  большинство молодых людей из малообеспеченных семей лишились возможности получить в вузах образование, трудоустроиться. Поэтому у многих родителей не стало уверенности, что их ребенок будет защищен от социальных неурядиц, так как коррумпированность  в перестроечные времена приобрела невиданный размах. Всё это привело к безработице, а безработица отчасти и к преступности. Отсутствие возможности пользоваться элементарными коммунально-бытовыми условиями, газом, водопроводом, нормальными автомобильными дорогами, привело к тому, что выпускники школ, училищ или вузов стали покидать родные места и в поисках работы, места жительства и переселяться в разные города и регионы. Эти и не упомянутые мной трудности отрицательно повлияли на общественно-политическую обстановку в регионе.
                До внедрения рыночных отношений дагестанские народы верили в светлое завтра. После распада СССР, когда новоявленные демократы, захлёбываясь провозглашенной гласностью, стали внушать своим слушателям и зрителям, что человек от природы слаб, несовершенен, алчен или эгоистичен, что человек человеку – враг, дагестанские народы стали искать защиту в религии, прислушиваться к голосам многочисленных паломников из восточных стран, наводнивших Дагестан в 90-е годы ХХ века. Паломники снабжали верующих деньгами, стали проповедовать свои идеи и навязывать им свои ценности, некоторые дагестанцы стали отказываться от идей социального равенства, многие женщины стали носить хиджаб, а мужчины – отпускать бороды.
                Ношение хиджабов или бород, можно было бы назвать «новой милой забавой», если бы многих верующих Страны гор ваххабиты не завлекли в сети ИГИЛ, если бы дагестанские матери не потеряли своих сыновей и дочерей, завербованных ими. Если бы не была попытка свержения власти в Дагестане и его объявления Исламской республикой (21 мая 1998 года), если бы не образовалась Кадарская зона – самопровозглашенная «Независимая исламская республика», живущая по законам шариата.
                К счастью, сегодня социально-политическая обстановка в республике стабилизировалась. Дагестанские народы, стремящиеся сохранить мир на земле, как и раньше, стараются сохранить добрые традиции, не забывают о родных корнях. Они, как и раньше, являются приверженцами чисто человеческих нравственных ценностей, как сочувствие, сопереживание, доброжелательность, благосклонность, любовь к этнокультуре и родным языкам. Р. Гамзатов писал: «Изучать родной язык... или жить жизнью своего народа, должно быть внутренней потребностью для нас, как на войне – воевать, как на поле – бороновать, как на свадьбе – веселиться, как при больших утратах – горевать...» Для дагестанских народов сохранение межнационального мира и развитие этнокультурного наследия является делом чести. А сохранение и развитие родного языка является делом первостепенной важности, так как такой язык является языком родителей,   языком, на котором звучат любимые песни, на котором развивается самобытная национальная культура. Поэтому в формировании самобытной духовной культуры, литературы, науки дагестанские народы видят возможность научить подрастающее поколение любить удивительную историю республики, строить настоящее и творить будущее.   
                Надеюсь, что в ближайшем будущем этнокультура, которая воплотилась в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности жителей нашей республики, станет частью общечеловеческой культуры. А история народов Дагестана, их достижения в области спорта, литературы, публицистики, науки, искусства станут достоянием мировой общественности. 

                Курбанова А. Х., член Союза журналистов России,
                член Союза писателей России,
                научный сотрудник
                МКУ "Каякентский НМЦ стабилизации
                социальной обстановки в обществе
                посредством формирования добрых
                человеческих отношений им. Р. Абакаровой.
 


Рецензии
Вообще-то, в Дагестане живет очень много народов

Дмитриев   30.06.2019 11:50     Заявить о нарушении
Здравствуйте! Спасибо, что откликнулись. Вы правы,в Дагестане живет очень много народов. Дагестан - это Россия в миниатюре.

Айша Курбанова 3   01.07.2019 18:22   Заявить о нарушении