Аряжская волость
Владимир Русин 2
НАХОДКА ПОД КРЫЛЬЦОМ
Я учился в седьмом классе ,под крыльцом старого дома , в котором мы поселились в Аряже , он был напротив школы, я нашел полусгнивший ящик с ржавыми гвоздями и болтами , среди них были колокольчик с устройством для деревянной ручки и круглая печать из сплава с медью, на рабочей части которой была гравировка «Аряжская волость» . Скорее всего колокольчик был предназначен для председательствующего на собраниях для привлечения внимания присутствующих , а печать для оттисков на сургуче на важных письмах и пакетах. Мое богатое воображение рисовало , как какой-то чиновник , похожий на персонажей чеховских рассказов в синем форменном сюртуке с орлами на металлических пуговицах ведет собрание , по его итогам скрепляет бумагу печатью на сургуче и отправляет ее в губернский город Пермь …….
Аряж в те времена представлял большой административный , духовный и культурный сельский центр . По рассказам соседей-старожилов Михаила Прокопьевича Булыгина и Аркадия Ильича Новикова , которые я довольно часто слышал , в Аряже было волостное правление , квартира земского начальника, министерское четырехклассное городское училище (потом переименовали в высшее начальное училище) , мужская и женская начальные школы, две церкви: одна кирпичная , другая деревянная , центральная телефонная станция , почтовое отделение , почтовая станция , участковая больница и ветеринарная лечебница , аптека , агрономический участок, страховой агент , библиотека –читальня. Были полицейские чины и винные лавки , пожарное депо.
В селе было четыре магазина , одна булочная . В Аряже проводились четыре ярмарки в престольные праздники : Благовещенская в начале апреля , Прокопьевская во второй половине июля , Покровская в середине октября и Михайловская 21 ноября , по четвергам были базарные дни.
Интересно вспомнить , как раньше люди общались между собой , когда не было развитой телефонной сети , да и письма -то не каждый мог прочесть : в каждой деревне праздновали свой престольный праздник ,в которую съезжались гости со всей округи , в Аряже это были Прокопьев , Покров , и Михайлов дни , обычно после окончания полевых работ. Накануне женщины делали уборку и готовили праздничную пищу ,пекли пироги и шаньги , готовили настойки , варили хмельное пиво , процесс изготовления которого я хорошо запомнил, наблюдая за работой своей бабушки : замачивали , проращивали зерна ржи на русской печи , потом их сушили и мололи , получался солод, из которого готовили сусло в корчагах в печи , перегоняли через льняное полотно в русленке (деревянное длинное корыто) , жидкость выстаивалась в деревянных пивных кадках , для придания крепости туда помещали лепестки хмеля. Мужчины запасали корм для лошадей приезжих гостей , рубили дрова . В день праздника «чуть светает» мужчины отправлялись в церковь , где уже отзвонили к утрене. У церкви к празднику строили базар , но заходить на него , идя на службу не полагалось . На утрене в престольный праздник в церкви набиралось много народа –«негде стать» , приходили по 2-3 человека от каждого двора . После утрени большинство шло на базар . Там мужчины покупали лакомства для гостей , а засватанные парни –гостинцы невестам: «целые узлы» калачей, пряников, орехов , конфет, подсолнухов . Женщины и молодежь просто бродили по базару.
Именно в это время , в ожидании обедни , собирались группками недалеко от церкви крестьяне , в основном мужчины средних лет . Они беседовали, покуривая. Здесь можно было встретиться в этот день с жителями соседних деревень и обменяться новостями . С благовестом к обедне разговоры прекращались . Каждый мужчина должен был снять шапку и, перекрестясь , идти в церковь . К половине обедни часть народа начинала выходить из церкви , это были обычно женщины , спешившие домой к приему гостей , и парни. После завершения обедни наступало самое большое оживление базара. Одновременно молодежь заводила хоровод , а мужчины постарше поздравляли друг друга с праздником и приглашали приезжих в гости .
Обычно хозяин возвращался из церкви с гостем , а дома его уже ждали человек 10-12 «званых» во главе с нарядной хозяйкой . Вновь прибывший гость «молился на образа»,
затем здоровался за руку с хозяйкой , домочадцами и гостями . Хозяин всех рассаживал , и начиналось угощенье . Не мелочились , гуляли по русски, бывало гостили по неделе , особенно много было курьезов осенью, когда выпадал снег приезжали в гости на санях , пока гуляли , снег таял , а нужно было ехать домой и приходилось запрягать хозяйские телеги..
ТОРГОВЛЯ
В Аряже для ярмарок ограждения церковного парка и больничного городка были специально отодвинуты от красной черты улицы для образования площадей , были организованы места для коновязи. Ярмарка проходила два-три дня , торговали с возов , телеги с товарами выстраивались вдоль заборов по всему селу до моста речки Аряжка (сейчас , почему-то , ее обозначили «Ручей») .
У крестьян закупали масло , сало , яйца , мед , овчины , кожи , шерсть , тулвинские татара привозили мочальные кули , рогожи , корье . Зерно скупали купцы Трегубовы из деревни Трегубовка.
Торговали сельхозинвентарем , сельхозмашинами . Торговые агенты предлагали швейные машинки «Зингер» , сепараторы , маслобойки.
Популярность Аряжских ярмарок была обусловлена большим узлом трактов и проселочных дорог : Аряж – Барда, Крылово ,Оса , Аряж –Большая Уса , Елово , Аряж- Гондырь , Янаул ,Аряж –Бикбарда , Тауш , Рябки, Чернушка , Аряж – Каскасал, В.Сава. Торговцы съезжались со всей округи , были среди них «краснорядцы» с мануфактурой , книгоноши , привозившие настольные и отрывные календари , детские книги и лубочные картинки , были шапочники и торговцы обувью . Приезжали «кошатники» , продававшие посуду , лампы , ложки , серпы и литовки и покупавшие щетину , тушки мелких животных , отсюда и выражение «приехали чашки и ложки менять на кошки».
Михаил Прокопьевич рассказывал , как они мальчишками крутились вокруг торгующих , вспоминал , что было в продаже.
С возов крестьяне продавали горшки , кринки , корчаги , детские свистульки , лопаты , корыта , кадушки , детские санки , коромысла , веретена , пряхи . Тут же продавали муку , крупу , толокно , горох , конопляное масло , овес . Торговали всем , на что был спрос . Рядились о цене , покупая корову , рядились за пуд муки , аршин ленты или ситец на рубаху . Без ряды и купить было не интересно. На базаре и ярмарке ряда была обязательна . Для многих ярмарка была не сколько торжищем , сколько зрелищем , развлечением , возможностью потолкаться на народе , посмотреть нет ли каких диковинок , прицениться к товару .
ЖИЗНЬ СЕЛА И ДЕРЕВЕНЬ
В Покровке жил пчеловод Аркадий Ильич Новиков, позднее он переехал в Аряж, поселился по соседству с моими родителями.
В те времена замалчивалось все хорошее, что было до 1917 года, считалось, что это был для России страшный сон. Поэтому всем, что сохранилось в моей памяти, я обязан Аркадию Ильичу.
Всегда неторопливый и ненавязчивый в своих суждениях, он нам с отцом говорил, что успех пчеловода прежде всего в создании сильных семей, что семье к медосбору нужно накопить как можно больше пчел.
Аркадий Ильич прожил долгую жизнь, вспоминал дореволюционную пору : как жили в Федоровске , где был винокуренный завод (курить - гнать), владел имением купец первой гильдии Чердынцев Алексей Федорович.
Рассказывал о богатом крестьянине из Покровки, который занимался скупкой шкур крупного рогатого скота и держал несколько мельниц. Когда летом делали запруды , а в это время запасы муки и зерна у всех были на исходе , собиралось много народа в надежде что-то заработать. Когда работа была выполнена, Тишкин Алексей Николаевич,так звали благодетеля, садился на берегу на пенек. В это время он был одет в латаные-перелатаные одежды, на одной ноге стоптанный лапоть, на другой - рваный башмак. Сидел, перекинув ногу на ногу, к нему выстраивалась очередь за заработанным. В его глазах блестели крупные слезы, вытащив из кармана небольшую горстку медных монет, он, неистово крестясь, всем своим видом показывал, что отдает последнее.
Но русская душа все равно когда-то себя показывает, в зависимости от времени и ситуации, - комментировал умудренный жизнью Аркадий Ильич.
В один из приездов в губернский город Пермь Алексей Николаевич зашел в магазин, там его внимание привлекла недешевая шапка, и он обратился к продавцу с просьбой: «Любезный, покажи сей убор». Получив ответ «Не по Сеньке шапка», Тишкин в ярости потребовал хозяина и тут же купил весь его магазин со всем содержимым, переплатив в запальчивости немалую сумму…
О Чердынцевых, владельцах Федоровских заводов, я знал не очень много, но при заготовке сена , коровы, телята, свиньи в 70-80 годы прошлого века в Аряже были в каждой семье , особенно если работали коллективом, их обязательно вспоминали добрым словом. Вспоминали с юмором и шутками, и это передавалось от отца к сыну. До революции ставили огромные зароды сена для хозяйства купца, который в 1912 году организовал конный завод, ранее ввел многопольный севооборот и купил заграничный молочный скот «Швидский». На заготовке сена работали жители многих близлежащих селений, в том числе и Аряжа и вот, как только приближалась туча с грозой и дождем, появлялся Чердынцев на тройке с бубенцами, останавливался около работающих мужиков и баб со словами «а что, мужички, сверх оплаты ставлю ведро водки, если успеете сено убрать до дождя!». Ведром, конечно, все не заканчивалось!
В конце каждого рабочего дня приезжал кассир и выплачивал деньги: мужчинам по полтиннику, женщинам по четвертаку.
Сохранилась в памяти жителей и история марта 1917 года , когда заводчик приказал вылить все запасы спирта в реку Буй(винокурение было запрещено постановлением правительства на период войны 2 августа 1914 года) , как крестьяне пробивали проруби и черпали его внизу по течению .
Позднее из других источников я узнал, что последние перед революцией десять лет имением управлял от имени братьев и сестер Константин Алексеевич. Константин Чердынцев прошел полный курс естественного отделения физико-математического факультета Московского университета. После 1917-го и до 1923 года работал преподавателем агротехнического факультета Пермского университета. Очень популярно и содержательно жизнь села Федоровского изложена в рукописной книге «Виденное и пережитое» Валериана Николаевича Ступишина , жившего в начале прошлого века в имении Чердынцева. Ее любезно мне предоставила для ознакомления директор Куединского краеведческого музея Флюра Васильевна Мокерова.
На нашей улице в Аряже жил и другой пчеловод – Булыгин Михаил Прокопьевич, участник войны, кавалер двух орденов солдатской славы, неоднократно раненый и контуженый. Родом он был из деревни Сургуч, это рядом с деревнями Дубовая Гора и Суюрка, в которые в 1842-1848 годах были переселены жители далекого Поволжья, из сел Свияжского уезда Казанской губернии, люди с мягким акающим говором, резко отличающимся от говора местного населения, компактно разместившиеся в этих ранее лесистых местах. По рассказам аряжских старожилов, то ли их продали, то ли обменяли на борзых собак, говорили даже, что они были проиграны в карты. Их так и звали - «барские». Привезли их в лес, который нужно было корчевать для пашни, что требовало много сил и времени. Малоземелье, а потом и полное отсутствие леса ставили их в зависимое положение от соседних помещиков. Кроме имения Чердынцева по соседству с ними находились земли имений Аносова (Бикбардинское) и лесные дачи барона фон Таубе. Поэтому самые энергичные и предприимчивые ходили по деревням, расположенным в окрестностях, предлагая услуги пимокатов, портных, скорняков.
По окончании полевых работ портной и подшивалок , ходили , как правило, по двое , с железным аршином и большими ножницами в руках, а у некоторых были и швейные машинки на санках ,расходились сургучинцы по соседним деревням. Шили они простую крестьянскую одежду – тулупы, полушубки, зипуны. Работали и жили на дому, куда их приглашали. Хозяева кормили работников, а за труды расплачивались чаще всего зерном , деньги не у всех были. Мастерство накапливалось и передавалось из поколения в поколение, занимались этими ремеслами в основном мужчины. Их, я помню, называли «шешма», - я не смог узнать его точного происхождения ,скорее всего их называли по названию реки , протекающей в тех местах откуда их привезли , это можно увидеть на карте.
Михаил Прокопьевич Булыгин был прекрасным портным, наша семья неоднократно обращалась к нему по вопросам пошива и ремонта одежды. На краю деревни жил и другой портной и скорняк - Булычев Алексей Андриянович, тоже родом из Сургуча.
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ и КУСТАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
В воспоминаниях жителя Аряжа Мальцева Павла Ивановича подчеркивается ведущая роль волостного села в сельском хозяйстве , передовых начинаниях : « До коллективизации был введен семипольный севооборот с сохранением черного пара . Для этого все перешли в отрубную систему без выхода (земельные участки были отведены против дворового надела ) . Практически одна полоса против двора , сеяли немало сельхозкультур . Не было наемной рабочей силы . Трудились сами и успевали во всем. Земельные участки и сенокосные угодья наделялись строго по едокам . Желающих «прихватить» земельки побольше не удавалось , да и в аренду сдавать желающих не было. Поэтому жили материально на одном уровне . Несколько выделялись имеющие магазины , мельницы , пчеловоды . Ремесленники ,как правило, наделов не имели . Крестьяне имели в основном по одной лошади , по одной корове , по 5-8 овец».
В селе Аряж в 1892 году земским управлением был организован госсельсклад прокатный пункт с отделениями в Б.Усе , Б.Гондыре , В.Саве . Имелся штатный агроном он-то и заведовал этими складами . Склады имели жнейки –самосброски марки «Мак- Кормик» , «Массей Гарисс», «Геркулес» , сенокосилки , конные грабли, сеялки сошниковые и дисковые , культиваторы , плуги , бороны «зигзаг» , сортировки «Приер» , «Триумф» для обмолота семян клевера , ручные металлические льномялки и прочий сельхозинвентарь.
В развитии сельского хозяйства немалую роль сыграл владелец Федоровского завода Чердынцев Константин Алексеевич.
Развито было и кустарное производство , в селе имелся кирпичный завод ,кожевня . красильня , солодовня , мельница , мыло-клееварня , свечное производство , два сапожника , два столяра они же стекольщики , портной , четыре кузницы , двое держали ямщину , маляр , он же обойщик, печник , трубочист , ассенизатор , фотограф, мясник, Производилась выпечка булок , кренделей , саек».
ЗДАНИЕ ЦЕРКВИ
Напротив нашего дома в Аряже находилось предприятие по просмотру и ремонту пленок кинофильмов «Кинопрокат» , в котором работало более сорока человек . У многих моих одноклассников там работали родители , помню они приносили в школу вырезанные , по решению цензуры , кадры из фильмов . Отвлекусь от темы , но это нужно помнить, мой отец , работая директором школы в то время , частенько получал циркуляры из районного отдела образования об изъятии той или иной книги из школьной библиотеки. Здание кинопроката было кирпичным , это было одним из основных условий по пожарной безопасности такого типа заведения , так как в 50-60 годах прошлого века кинопленка была очень огнеопасной . Как-то работник кинопроката, этот случай я хорошо запомнил, Коновалов Владимир Александрович пытался сжечь несколько рулонов кинопленки на берегу речки , пленка вспыхнула , пламя стало угрожать рядом стоящим строениям . Коновалов столкнул жердью пленку в реку , она и в реке продолжала гореть , утонув , потом она всплывала и сама воспламенялась. Потому кинопрокат и разместили в кирпичном здании . В Аряжском кинопрокате просматривали и ремонтировали кинопленки для всего юга Пермской области , это районы Чайковский, Еловский , Бардымский , Чернушинский , Осинский, Октябрьский.В разное время директорами со дня основания в 1952 году , там работали Богданов Василий Александрович, Лыженков Валентин Алексеевич, Бобров Виталий Георгиевич, Пименова Анна Павловна. Интересен тот факт , что за полвека его существования , а закрыли его в 2001 году , немалому числу работников было присвоено звание «Отличник кинематографии СССР» .
Хотя это здание и находится прямо напротив нашего дома (сейчас у меня там небольшая пасека), его разглядеть с дороги было сложно , рассмотреть мешали разросшиеся высокие деревья , а во двор посторонних не пускали , но я знал , что это кирпичное здание бывшей церкви . Рядом находится церковный парк с вековыми липами и березами , где ранее располагалось кладбище для священнослужителей и богатых прихожан , внесших большой вклад в строительство и содержание храма.
До сих пор там сохранилась надгробная плита с фамилией Трегубова Андрея Гурьяновича, бывшего владельца кожевенного и кирпичного производства, солодовни в деревне Трегубовка , крупного скупщика зерна , похороненного в марте 1911 года . А на месте захоронений до недавнего времени была волейбольная площадка ….
ВОПРОСЫ РЕЛИГИИ
Мне пришлось большую часть жизни прожить в том веке , в одну эпоху , часть жизни в этом столетии в другую…. , недаром лучшие умы древности говорили : « не дай вам Бог жить во времена перемен» .
Во время моего детства и юности велась настойчивая атеистическая пропаганда , мой отец был лектором в обществе «Знание» , в институте я изучал Марксистко –Ленинскую философию , научный коммунизм , длительное время был в КПСС , одно время даже членом Куединского райкома партии , все это наложило отпечаток на мое сознание , поэтому я не считаю себя верующим человеком. Убей меня Бог , но я не верю руководителям всех рангов моего возраста , когда они при людях неистово крестятся в церкви, недаром их в народе называют «подсвечниками» и перевертышами. Любовь и вера в Бога прививается с детства ….! А для этого нужно восстановить церковь как социальный институт , богослужения проводить не наездами , когда они превращаются просто в красивый спектакль , в каждом храме должен быть свой священник , живущий чаяниями и нуждами сельчан.
Мне в жизни посчастливилось повстречаться с таким деревенским пастырем Сюткиным Павлом Кузьмичем , в моей памяти навсегда сохранился его светлый образ.
Учась в Сарапуле, я каждый день проходил мимо церкви на Гудке, но так и не удосужился туда зайти. Первый раз я был в действующей церкви, когда учился в институте в Москве. Она находится рядом с метро «Сокол», я услышал колокольный звон, по его звуку нашел храм, это была православная церковь «Всех Святых». За пять лет учебы я часто туда заходил, с интересом разглядывал богатое убранство, слушал хор певчих, наблюдал прохождение богослужений, покупал маленькие недорогие иконки и крестики. Когда получил диплом, купил перед входом в церковь Библию за 90 рублей, в то время это были немалые деньги. Книга эта сейчас в моей библиотеке.
Меня в одно время стали интересовать вопросы религии, чаще и чаще приходили мысли о посещении Буевской церкви. Случилось это в начале 80-х годов, у меня уже была семья, росли дети.
Сейчас уже точно не помню, что мною двигало, но в один из субботних зимних выходных дней я рано утром в пять часов отправился пешком в Буй. Было не холодно, минус 5-6 градусов, шел небольшой снежок. И вот я прошел эти 22 километра. За время, что был в пути, в голове моей роилось много мыслей, о многом передумал. Успел как раз к открытию церкви. В храме начиналась неторопливая жизнь. Здесь находилось несколько старушек весьма преклонного возраста, одна из них продавала свечи, иконки. Я купил несколько свечек, стал их ставить, при этом начал креститься, но услышал недовольное шиканье: «крестится не умеет». Присмотревшись к молящимся , я понял, что крест надо класть справа налево, а не как я - слева направо.
Потом появился священник в золоченых одеждах, расшитых крестами, началось богослужение с проникновенным песнопением небольшого хора, в которое исполнители вкладывали все свое умение и любовь… Я был поражен бесхитростностью и красотой исполнения! По окончании службы все подходили и целовали крест-распятие в руках священника, каждому он давал небольшие просвирки. Все было очень торжественно и чудно.
После ко мне подошла одна немолодая женщина и очень тактично, с располагающей улыбкой участливо спросила: «Что Вас сюда привело, у Вас что-то случилось?». Я что-то ей невразумительное ответил, так как и сам не знал, для чего я пришел в этот храм!
После богослужения священник Сюткин Павел Кузьмич (фамилию, имя и отчество я узнал намного позднее) обратился ко всем с простыми словами. Я всего не помню, но его фраза «Надо в сердце с Богом жить» запомнилась мне навсегда. Так просто редко кто умеет говорить, для этого надо обладать огромной внутренней силой и убежденностью. А служил он в церкви с 1965 года до своей смерти, умер 6 ноября 1996 года.
Ему довелось служить в самое страшное для церкви время. Помню, мой отец, работая директором школы, вел атеистическую пропаганду среди населения, на эту тему выпускалась уйма литературы, до сих пор в моей библиотеке, доставшейся от отца, куча таких книг. Доподлинно знаю, что батюшку Сюткина Павла Кузьмича обязывали вести журнал, отмечать, кто к нему приезжал за «требами». Информация немедленно отправлялась в райком партии - секретарю Порцеву и зав. отделом агитации и пропаганды Головкову. В 1979 году мои родители отправили почтовый конвертик с землей с могилы прабабушки Екатерины Игнатьевны в Буй для отпевания (когда она была жива, то очень об этом просила), так за это моего отца хотели с треском выгнать с работы…
А что значило служить в это время для Павла Кузьмича? Ему власти даже не разрешали выезжать из села. В 1967 году отца Павла за слишком усердные труды лишили регистрации на право служения на год! Много находилось подлецов на пути отца Павла к радостям пастырского служения. Сохранилось несколько рассказов как над ним издевались власть имущие. Глумились и просто вороватые нелюди , я прекрасно помню одного из них - Василия Копытова родом из Лайги, который ограбил Павла Кузьмича. По возрасту он на год или два старше моего отца, когда мне было лет шесть-семь, мы даже гостили у него в Перми, в Балатово. Тогда в областном городе шло большое строительство жилья – возводили «хрущевки». Когда я был в армии, он ограбил Павла Кузьмича и угрожал ему убийством. Потом часто сидел в тюрьме, часто сбегал оттуда, скитался летом по лесам, раза два, по словам отца, ночью бывал у него в Аряже. Про ограбление священника плел какую-то чушь. При этом руки у него были золотые - прекрасный столяр, он делал изумительной красоты деревянные шкатулки…
Своим добродушием и кротким нравом снискал отец Павел огромную любовь и уважение жителей всего района. Моя жена Татьяна вспоминает: когда он приходил выписывать дрова для отопления церкви, то всегда напоминал, что нужно сучки и ветви от деревьев тоже отметить в лесном билете и принять за это деньги. Настолько он натерпелся от властей, столько пережил всяческих придирок и унижений…
После страшной трагедии на Куединском нефтепромысле в июле 1997 года , когда я выполз из рухнувшего здания , многие мои приятели и родственники утверждали, что я остался жив благодаря этому моему посещению храма, который в народе ласково называют «Пустынька».
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ , ВОЗРОЖДЕНИЕ
История села Аряж неразрывно связана с историей его церкви . Благодаря многим неравнодушным к своей истории жителями села собраны воспоминания старожилов , восстановлены его памятные даты. Особенно большой вклад внесли педагоги и ученики Аряжской школы.
Поселение известно как деревня с 1816 года . Селом стало в 1836 году , когда здесь был освящен теплый придел Богородице- Казанской деревянной церкви . Здание Богородице – Скорбящей каменной церкви построено в 1871 году.
Сохранились в записях многие имена священнослужителей церкви , в которой молились и совершали обряды жители 66 окрестных сел и деревень , храм был центром духовной жизни немалой части юга Пермской губернии. По сохранившимся фотографиям храм был необычайно красив , шпиль его колокольни взмывал в небо , по рассказам , малиновый звон колоколов растекался на большое расстояние кругом. Храм и сейчас стоит в своем величии , напоминая о своем былом великолепии.
Богослужения в церкви проходили с 1836 года по 1936 год. Закрытие храмов началось еще с весны 1929 года , причем оформлялось все привычно – по просьбе трудящихся ...
Безбожной власти необходимо было искоренить в людях саму мысль о святынях . Создавались комсомольские дружины , которые разгоняли верующих , скидывали колокола , разбивали их на куски , увозили на переплавку , рушили купола , стаскивали с них кресты , сжигали святые иконы , намоленные тысячами прихожан . Рассказывают , что по фрескам в куполе храма стреляли из винтовок…Деревянную церковь раскатали и увезли для строительства здания райисполкома в Куеду . Сейчас даже многие бывшие комсомольцы с сожалением и чувством раскаяния вспоминают о тех безумных деяниях..
Мне рассказывает бывший житель Аряжа Петухов Владимир Маркелович как они в пятидесятых годах громили на комсомольских субботниках церковь в Федоровске , там они обнаружили могилу жены священнослужителя , один из них взял золотой крест из захоронения , так потом все , у кого он побывал умерли от болезней , мне возразят –страшилка , но Владимир Маркелович перечислил всех умерших по фамилиям , сознание того , что они совершили тяжкий грех привело их к болезни , вспомните про пуговицу из гроба Гоголя..
После закрытия храм отдали под склад для хранения зерна , хотели сделать тракторную мастерскую , но что-то не срослось , благодаря чему он сохранился . Я не зря начал разговор о церкви с кинопроката . Богу было угодно определить его в этом здании в годы лихолетья , благодаря постоянной температуре нужной для кинопленки хорошо сохранились росписи на стенах и куполах , которые сколько не забеливали , все равно появлялись сквозь известку . Да и работники кино бережно относились к каменному зданию .
После ликвидации кинопроката в 2001 году было принято решение восстановить православный храм в Аряже.
Не так-то просто было добиться этого решения , на здание претендовали несколько учреждений , но инициативная группа , в которую вошли работник редакции районной газеты Ольга Демидовна Кустова , уважаемая жительница Куеды Евдокия Ивановна Максимова , Антонина Ивановна Ильиных учительница химии и биологии Аряжской школы, родившаяся и выросшая в Аряже и многие другие организовали сход в селе , собрали не одну сотню подписей , писали несколько обращений , немало обили порогов в высоких кабинетах для того , чтобы это постановление было подписано.
С детства вид используемого не по назначению храма вызывал удивление у людей . В памяти старожилов уже начали стираться воспоминания о том времени , когда люди ходили в этот храм молиться, просить Бога о помощи , венчаться и радоваться.
Воспитание в советское время в духе безбожия наложило отпечаток на всех людей . Храм воспринимался как что-то непонятное и ненужное человеку , без которого можно замечательно прожить . Но время лечит . И наступает понимание того , что в жизни помимо материального должно быть что-то большее и важное . А когда начинаешь делать такое простое , но важное дело , то оказывается , что у тебя есть единомышленники , которые разделяют твои мысли и тоже хотят , чтобы их дети и внуки и правнуки верили в Бога , ходили в церковь и стали хорошими людьми . И таких людей становится все больше и больше , и то , что казалось невероятно сложным в начале , с каждым днем обретает свои контуры. Аряжские жители с большим удовлетворением приняли это решение , в селе очень многие приняли участие в его восстановлении , убирали кирпичные перегородки , увозили мусор , в умах и сердцах царило воодушевление. На восстановление по дворам собирали денежные средства , люди несли , кто сколько может. Большую помощь оказал уроженец села Аряж знаменитый спортсмен Шестаков Владимир , на его деньги установлен купол и перекрыта крыша , длительное время содержал штат кочегарки.
В храме реставрировали неплохо сохранившиеся настенные и купольные росписи по библейским сюжетам.
Постепенно храм наполнился святыми иконами . К великой радости прихожан сохранилась святыня церкви –икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» , в честь которой и назван храм , икона говорит , что Богородица способна всех защитить , помочь каждому.
Она сохранилась просто чудом , когда привезенные наемники ( у своих руки на это не поднимались) выбрасывали из окон церковную утварь , в полыхающий костер бросали иконы высотой в человеческий рост , ее незаметно унесли , долгое время хранилась в семье Надуяловых в Покровке .Сохранились иконы святого архангела Михаила и нашего святого воина Георгия Победоносца , которые вытащили из костра , на них остались следы огня . Сейчас это самые почитаемые святыни храма .
Антонина Ивановна с единомышленниками прилагают очень много сил , энергии, отдают все свое время для возрождения храма. Ведут большую просветительскую работу по духовному воспитанию детей , проводят с ними в церкви воскресные уроки .
Оживший в 2002 году храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» работает , еженедельно проходят службы , совершаются обряды крещения , венчания , отпевания.
(От автора : это было мною написано несколько лет назад , с тех пор мое отношение к религии, особенно к русской Церкви, очень резко изменилось , но я не счел нужным все переписывать.)
КУЛЬТУРА СЕЛА
Аряж жил в начале того века не только насыщенной духовной жизнью , но и на высоком уровне находилась культура. В селе работало немало педагогов с высшим образованием , врачей , священников , агрономов , жили провизоры , телефонисты . Священники по третий класс преподавали в школе закон божий , пение . Безусловно , все эти люди по долгу службы и в культурной жизни села да и в окружающих населенных пунктах пользовались авторитетом и заслуженным уважением . Вели большую просветительскую работу и население воспринимало это с большим вниманием и благодарностью. Просветительская деятельность оказывала позитивное влияние на крестьян , с увеличением числа грамотных у крестьян появляется возможность выписывать газеты , из которых они узнавали сельскохозяйственные новости , новые экономически более выгодные методы ведения хозяйства . Грамотные крестьяне могли проводить на своих полях опыты , приобретать новую технику.
По моему глубокому убеждению , современные информационные технологии разобщают людей . Подходишь к группе людей , вроде бы они общаются между собой , но видишь : один уткнулся в дисплей модного гаджета , общаясь в соцсетях , другой оживленно беседует по телефону , третий отрешился от мира , заткнув уши наушниками , четвертый торопливо набирает смс. Можно только гадать , что будет через лет пять-шесть?
Но живое человеческое общение не заменишь ничем , в конце 19 , начале 20 веков в Аряже сельчане жили многими общими интересами : ставили спектакли , пели в хоре , молодежь летом водила хороводы , устраивали игры , зимой собирались на посиделках . Из воспоминаний Мальцева Павла Ивановича , жителя Аряжа :
«В селе с конца 90-х годов (1890-х) ставили спектакли,
пьесы Островского «Бедность не порок», «Гроза», «Пес» и др. Гоголя «Ревизор». М Горького «На дне». Постановщик , режиссер и он же исполнитель главных ролей был Третьяков К.П. Писал декорации и гримером артистов был Попов И.С. В спектаклях участвовала почти вся интеллигенция, принимало участие и население , особенно в массовых сценах и мизансценах. А мы молодежь исполняли роли занавесчиков, осветителей сцены, подсвечивали сцены из- за кулис лампами, их заправляли керосином, создавали гром из листового железа, свистели соловьем на водяных свистульках и т.д.
Для постановки спектаклей из школы выносили парты, раскрывали полотна, заменяющие стену между классов, заносили из склада декорации, сцену, скамьи, галерку. После спектакля все убиралось на свои места. А так же по селу собирали костюмы, одежду, столы, самовары, койки, короче говоря полный реквизит и все возвращалось. Во всех этих делах участвовали «мужички» все им доверяли, энтузиазма у них было с избытком. Ничего им не мешало ни дождь, ни снег, ни стужа. За что они получали бесплатную контрамарку на генеральную репетицию спектакля, а также приглашались на чаепитие с артистами. Часть денег выделялась из выручки. Вся выручка шла на приобретение грима.
Большой хор , руководимый Кашинцевым А.А. пел в церкви, давал светские концерты в школе. В хоре участвовали имеющие голос и музыкальный слух . Пели представители интеллигенции , крестьяне Аряжа , Покровки , Губан . Так из Губан пела семья Рябова Ивана Васильевича с сыном Всеволодом и дочерью Валентиной. В репертуаре были произведения П.И.Чайковского , А.А.Архангельского , Д.С.Борнянского».
Церковные и учебные заведения считались «святыми местами ». Пьянство , хулиганство , воровство , леность людей пресекались сходом- собранием вплоть до выселения . Даже император не имел права отменить решение схода , им отменялась только казнь» .
25 февраля 1912 года была открыта сельская библиотека , в 1913 году ей выделили отдельное здание . Была открыта музейная комната , в библиотеке торговали книгами , выписывались журналы .
О ХЛЕБЕ НАСУЩНОМ и ЖИЛЬЕ
У Михаила Прокопьевича была пословица : «Что потопаешь , то и полопаешь» , он вспоминал , что крестьянин кормился от трудов своих , состав пищи определялся , что вырастили в поле и огороде. Покупные яства в деревне были редкостью . Пища отличалась простотой , еще ее называли грубой , так как требовала минимум времени на приготовление . Огромный объем работы по хозяйству не оставлял стряпухе времени на готовку разносолов и повседневная еда была однообразной . Только в праздничные дни, когда у хозяйки было достаточно времени , на столе появлялись иные блюда . Селяне были непритязательны в еде , и поэтому все рецепты для ее разнообразия воспринимались как излишество . Аркадий Ильич вспоминал , что что повседневная пища как для богатых , так и бедных крестьян составляло «варево» (щи) или суп . Известная поговорка «Щи да каша – пища наша» верно отражала обыденного содержания еды жителей деревни. По скоромным дням эти кушанья заправляли свиным салом , по постным дням – конопляным маслом . В Петровский пост Аряжские крестьяне ели «муру» или тюрю из хлеба , воды и масла , кваса . Праздничная пища отличалась тем ,что ее лучше приправляли , то же самое «варево» готовили с мясом , кашу на молоке , а в самые торжественные дни жарили картофель с мясом . В большие храмовые праздники крестьяне варили студень , холодец из ног и потрохов , пекли пироги и блины.
Редкостью на крестьянском столе был пшеничный хлеб , пшеничная мука мало использовалась в обиходе , разве , что в покупаемых сайках , булках , кренделях. Была поговорка «Белый хлеб для белого тела» . В основном в рационе была рожь , греча , ячмень ,горох.
Повседневным напитком у крестьян была вода , в летнюю пору готовили квас , повсеместно было распространено чаепитие , чай пили из самоваров. Из воспоминаний старожилов я узнал , что до войны 1914 года в наших селах не имели понятия о самогоноварении , способ его получения привезли демобилизованные солдаты Первой мировой войны , рассказывали как , не зная законов физики, старались его получить , испытывая при этом много неудач..
Семейная трапеза в селе производилась по раз заведенному порядку . По воспоминаниям Аркадия Ильича : « Когда садились обедать и ужинать , то все по начину хозяина начинали молиться Богу , за тем уже садились за стол . Вперед хозяина никто ни одно кушанье не может начинать . Иначе попадет ложкой по лбу , хотя это был и взрослый , после еды все вставали и молились Богу» .
Изба была традиционным жилищем . Для крестьянина строительство дома это важный этап в его жизни , непременный атрибут обретения им статуса домохозяина . Усадьба под новостройку отводилась решением сельского схода . Заготовка бревен и возведение сруба обычно осуществлялась посредством мирской или соседской помочи . Село было застроено в основном деревянными : четырех , пяти , шестистенными домами , соединенными вдоль улицы глухими заборами , в которых имелись встроенные въездные ворота и калитки . А дворы обстроены амбарами , завознями , хлевами , навесами , что создавало почти глухой двор . Все строения крыты тесом . Бани были вынесены за пределы дворов . На оконных проемах домов имелись наличники и ставни , что придавало им определенное «архитектурное» украшение тех времен . В селе было 16 двухэтажных домов , шесть домов и зданий кирпичной кладки.
ПАМЯТЬ ПЛОЩАДИ
Много событий помнят площади перед церковью и больницей , Михаил Прокопьевич мне рассказывал , как отсюда уходили на фронт Первой мировой войны . Как летом 1917 года была проведена манифестация всей волости с иконами за полную победу над германцем. Как в феврале 1918 года в Аряж прибыл отряд красногвардейцев из Осы и волостная земская управа была распущена и избран волостной совет рабочих , крестьянских и солдатских депутатов . Как приходили в Аряж сообщения об ожесточенных боях между красными и белыми , которые проходили совсем рядом в деревне Дубовая Гора…
Так жили в начале прошлого века в Аряжской волости Осинского уезда , в которую входили деревни Губаны , Куеда, Барановка,Урталга,Трегубовка, Горка,Сандияк, Арей, Ведровка, Гарюшка,Красный Яр, Кармала , Малая Тапья, Малая Тапьюшка , Верх-Аряж, Маркидоновка, Федоровский завод, Сургуч, Дубовая Гора,Искильда, Суюрка, Вашутина, Новая Натальина , Чикаши,Кибай,Потураевка , Покровка. Из 27 населенных пунктов в 13 сейчас уже давно никто не живет.
Отшумели знаменитые Аряжские ярмарки и базары , изменила свой облик и торговая площадь , остались кирпичные здания и старые липы в церковном парке , молчаливые свидетели прошлого , да память , которая не должна угаснуть.
А колокольчик и печать Аряжской волости я вместе со старинными монетами и ассигнациями , которые собрали мои одноклассники под руководством нашей классной руководительницы Башковой Антониды Васильевны ,поместил в настенный стенд со стеклом , который долгое время висел в коридоре школы , было мне тогда 14 лет…
Свидетельство о публикации №219063000773
Самоочистка своеобразная все же происходила, не то что в Городах и мега-Полисах по воспроизводству Зоо-Приплода...
До окончания первого класса-(1951г.) проживал в селе-Близнеце Аряжска, под названием Абатское Тюменской Области - ощущения почти 1:1 с прочитанным...
Написано с Любовью , с Душой и Болью за прошедший период разрушения Базиса Страны сверху...... ("Из 27 населенных пунктов в 13 сейчас уже давно никто не живет".).
Абацкий Острог - похоже тоже стало "пограничное" Село, как и в 1680 г... Отпад - примерно те же 50%...(Судя по Географии расположения села и экс Острога...)
Геннадий Кислов-Абатский 06.08.2019 07:27 Заявить о нарушении