Рождённая на стыке веков 23глава

     - Кто же это к нам пришёл, а? Если дракон, я его с лестницу спущу, ой спущу... - подходя к входной двери, игриво говорила я сыну.
     Абдулла, прячась за мою спину, шёл за мной, кажется, оставаться в комнате одному, ему было страшно. И как назло, погас свет. В темноте, я шла уже на ощупь и нащупав дверь, открыла её. Кто стоял за дверью, видно не было, только силуэт и различался, но я услышала задорный голос Даши.
     - Вот зараза! Опять свет выключили, чёрт! Халида, где свечка? Абдулла? Радость моя! Иди к тёте Даше, я так соскучилась за тобой! - взяв ребёнка на руки и прижимая к себе, Даша целовала его в пухлые щёчки.
     - Да опусти его на пол, Даша, он тяжёлый, большой уже. Я и не ждала тебя, думала, ты с Мирзой, - сказала я, не говоря, что она осталась в доме Мирзы.
     Наконец, нащупав свечку в гранёном стакане на подоконнике, я на свет, который просачивался в окно с улицы, зашла на кухню и взяв спички, зажгла свечку.
     - А я вам котлеты с гречкой принесла, царский ужин. Ещё горячие, садитесь, поешьте, - сказала Даша, положив на стол бумажный свёрток.      
     Развернув его, она вынула из свёртка алюминиевую тарелку и поставила на стол. Сверху лежали два тонко нарезанных кусочка хлеба. Я поняла, что Даша взяла это из дома Мирзы, в столовой тарелку бы не дали.
     - Сама готовила? - спросила я, с наслаждением принюхиваясь к тарелке.
     - Да, мы решили сегодня в столовую не ходить. Он достал немного фарша, чёрствого хлеба и я вот, котлеты пожарила. А гречка у него была, попробуй, вкусно очень, - лицо Даши, в отблеске свечи, было очень красивое, синие глаза улыбались, да и вся она светились.
     Мы с Аблуллой не стали просить долго себя уговаривать, хотя и поели макароны. Я съела половину котлетки, чтобы оставить сыну на утро.
    - Я была сыта, просто попробовала. Мы только что макароны поели, - сказала я, погладив сына по голове.
     Оставшиеся две с половиной котлеты и немного гречки, я накрыла тарелкой.
     - Утром Абдулла поест. Абдулла, сынок? Пойдём, я свечкой светить буду, а ты зубки почисть и спать ложись. Поздно уже, - сказала я.
     Абдулла послушно спустился со стула и пошёл за мной. Когда я положила его на кресла, он почти тут же уснул. Я подошла к Даше, которая, сложив руки на груди, смотрела в окно.
     - Мы с Мирзой решили пожениться, - вдруг произнесла она.
     Я подошла к ней сзади и обняла за шею, положив голову ей на плечо. Роднее её, у меня был только Абдулла. В самые тяжёлые для меня дни, она поддерживала меня, была всегда рядом. Если бы не Даша... навряд ли я выжила бы.
      - Что тебе сказать, Дашуня... Мирза - очень надёжный и добрый, я его хорошо знаю. Я рада за вас, будьте счастливы, - сказала я.
     Даша повернулась ко мне и крепко обняла.
     - Ой, Халида! Я так счастлива, что страшно становится. Поверишь... вот увидела его и поняла - это он, мой мужчина. И он так же говорит, что полюбил, как только увидел. Никогда не думала, что такое возможно, - тихо, взволнованно говорила Даша.
     - Вот и хорошо, вы оба заслужили это счастье, - ответила я.
     - Я завтра соберу вещи и перееду к нему, он сказал, что ни дня без меня не может. Заявление подадим и распишемся. Втроём у него дома посидим, отметим нашу свадьбу, так сказать. Ну а ты с сыном здесь оставайся, Мирза сказал, что поможет тебя и Абдуллу прописать в этой квартире, - сказала Даша, присаживаясь на кровать.
     - Но это твоя квартира, Даша. Знаешь... Хадича сегодня приходила. Комната Мирзы, где она жила, пока меня не было, теперь свободна. Она сказала, что её этот партийный, ну этот, Коля, он ей отдельную квартиру выбил. И мебель, и всё, что есть в квартире, остаётся. А я сгоряча отказалась, представляешь? Может нужно было согласиться? Как думаешь? - спросила я, сев рядом с ней.
     - Эта комната по праву твоя, отказываться не нужно было. И всё, что находится в комнате, ты заслужила. Не думаю, что это унизительно. Хочешь, завтра вместе пойдём к ней? Чего ерепениться? Комнаты на дороге не валяются. Мою можно опечатать, стояла столько лет, пока меня не было, ещё постоит. Можно и сдать её обратно, государству. В общем, тебе решать. Хочешь, тут оставайся, всё кухня своя и туалет с ванной. Там же всё общее, верно? - спросила Даша.
     - Ну да... Общественное, - засмеялась я.
     - А мебель у неё хорошая? - спросила Даша.
     - О да! Этот партийный, очень щедрый и ни в чём ей не отказывает. Диван, кресла, стол и стулья. Занавески дорогие, скатерть. Хотя скатерть, она наверное заберёт, - ответила я.
     - Странно... Почему партийная организация закрывает на это глаза? Он вроде женат? Двоежёнством попахивает. Большой начальник, что ли? - спросила Даша.
     - Вроде, я не знаю. Значит, ты считаешь, что я должна согласиться забрать из комнаты мебель, да? - спросила я.
     Искушение было велико. Но после того, как я отказалась от всего, не хотелось идти к Хадиче, словно на поклон.
     - Тебе решать, дорогая. Если ты заберёшь оттуда мебель... в общем... в квартире Мирзы почти ничего нет и спит он на раскладушке. Вчера, правда, уступил её мне, сам на пол лёг. На кухне маленький столик и две табуретки и вся мебель. Даже дорожки нет, голый пол. Оно и понятно, одинокий мужчина, ему хватало. Но теперь, если ты перевезёшь мебель Хадичи, я бы свою перевезла в квартиру Мирзы. Ты ведь не обидишься, нет? - спросила Даша, заглядывая мне в лицо.
     - Ну какие обиды между нами, дорогая. Мирза говорил, что и кровать есть у него, хм... Только я придумала кое-что получше. Пусть здесь всё остаётся, как есть. А мебель из комнаты Хадичи, мы перевезём к вам, в смысле, в квартиру Мирзы. Вы молодёжны, так будет лучше, - уверенно сказала я.
     Даша вновь крепко меня обняла.
     - Ну ты даёшь, подруга! Вот здорово! И тебе ничуточки не жаль? - Даша была радостно воодушевлена.
     - Скажи, жизнь отдай за меня - ни минуты колебаться не буду, Дашка. Ты столько для меня сделала... - взволнованно воскликнула я.
     - Глупая. Ничего я не сделала, просто в горе мы были вместе, так легче было. И забудем уже обо всём. Завтра с утра мы поедем к Хадиче, сразу скажу ей, что мебель забираю я. Пусть побесится. Хотя знаешь... я не думаю, что она виновна в том, что с тобой случилось и ты зря её обвиняешь. Думаю, она так пыталась тебе помочь. А о твоём прошлом и так бы узнали, не парься, это судьба и её не избежать. И прости ты уже Хадичу. Она по-своему счастлива, вот и порадуйся за неё. По твоим рассказам, ей тоже пришлось не сладко. И она, заметь, она ценит то, что ты для неё сделала. Будь проще, дорогая, иначе тяжело тебе будет. Нужно уметь прощать, - долго, нравоучительно говорила Даша.
     А я осмысливала её слова, убеждаясь, насколько Даша была права.
Уснули мы с ней глубокой ночью. Я проснулась от того, что кресла заскрипели. Абдулла сам ночью вставал в туалет. Я встала, чтобы включить в туалете свет, к счастью, лампочка загорелась. Потом снова уложила сына и сама легла рядом с Дашей.
     - Как же всё хорошо складывается... - подумала я, вновь засыпая, когда Даша обняла меня за талию, а сама крепко спала.
     - Скоро Мирзу так будешь обнимать, - улыбнувшись, подумала я.
     Утром, открыв глаза, я увидела сына, он сидел за столом и ел котлеты с гречкой. Даша хлопотала на кухне.
     - Сынок? А ты умылся? Зубки почистил? - спросила я присаживаясь на кровати.
     - И умылся, и зубки почистил. Вставай, засоня, скоро девять часов, - выходя из кухни, улыбаясь, сказала Даша.
     - Прости, проспала я. Тяжело на заводе, всё тело после работы, словно чугун и ноет, - сказала я, проходя в туалет.
     - Вот и меняй работу. Ты неплохая швея, иди на швейную фабрику. Швеи всегда были нужны. Мирза говорит, в сентябре ты в вечернюю школу пойдёшь, а закончишь, в институт поступишь. Ладно, завтракать садись, нам пора к Хадиче идти, - громко говорила Даша из кухни, чтобы я её слышала.
     - Спасибо, Дашуня, а сама не ела ещё? Садись, вместе позавтракаем. Вкусно, сыночек? Ешь, родной, - сев за стол и погладив сына по густым, чёрным волосам, ласково сказала я.
     - Я омлет сделала из яичного порошка. Попробуй, очень вкусно, - поставив тарелку с омлетом на стол, сказала Даша, сев и сама.
     - Яичный порошок? Не знала, что такое бывает. И правда, вкусно. Спасибо, - сказала я, отправляя кусочек омлета в рот.
     - Я тоже хочу, мама и мне дай, - сказал Абдулла, доев котлеты и гречку.
     Позавтракав, мы переоделись и вышли из дома. Пешком прошлись по улице и дошли до дома, где жила Хадича. У подъезда, мы увидели автомобиль, рядом с машиной стоял Николай и держал за руку дочку. Хадичи видно не было.
     - Что делать будем? - остановившись, спросила я.
     - Как что? Для чего мы пришли? Пойдём, - решительно сказала Даша и не останавливаясь, пошла к дому.
     Николай узнал меня, но сделал вид, что не узнаёт, ну я и прошла мимо него и вошла в дом.
     - Халида? Ты пришла... как хорошо. Значит решила сюда переехать? А я вот одежду свою и дочери собираю. Я Коле ничего не сказала про наш вчерашний разговор. Так что, теперь комната твоя и всё, что здесь находится, тоже, - Хадича была растеряна, но увидев меня, кажется, обрадовалась.
     Мне стало жаль её и самой неудобно, что так на неё взъелась.
     - Хадича... ты прости меня, я была не права. Понимаю, что ты зла мне не хотела, знаю, какая ты добрая. Мир? - сказала я, протянув руку.
     Радостное лицо Хадичи, ещё больше озарилось, она бросилась ко мне и крепко обняла меня.
     - Халида? Дорогая моя. Ты же единственная, кто у меня остался с нашего кишлака и очень мне дорога. Да разве я смогла бы тебе умышленно навредить? Да никогда! - искренне восклицала Хадича.
     - Ты говорила, что я могу мебель забрать... квартира у меня есть, вот мебели нет, - смущаясь её порыва, сказала я.
     - Да, конечно! Всё, что тут есть, твоё. Коля отсюда ничего забирать не хочет, - сказала Хадича.
     - Спасибо. Тебя ждут... ты ключ от комнаты оставь, я с подругой сама тут... справлюсь, - сказала я.
     - Да, конечно. Ключ вон, на столе лежит. Отдашь его Григорию, когда уходить будешь. Я пойду? Мы же ещё увидимся, да? - с надеждой посмотрев на нас, спросила Хадича.
     - Я тут недалеко живу, давай, я тебе адрес напишу, приходи с дочерью, буду рада, - сказала я.
     Хадича тут же взяла карандаш и маленький клочок бумаги, на котором я быстро написала адрес.
     - Я обязательно зайду. Пока своего адреса не знаю, приду, напишу тебе. До свидания, девочки, я пошла. - сказала Хадича и тут же, с узлом в руках, вышла из комнаты.
     - Жаль, скатерть забрала, - сказала Даша и засмеялась.
     - Знаешь, Даша... на сердце легче стало. Ладно, нужно подумать, на чём мы всё это перевезём. Я вспомнила... когда заболела Бахрихон опа, Григорий отвёз её в больницу на арбе. Правда, имя его соседа забыла, давно это было. Но я попрошу Григория, он поможет, - сказала я.
     Григорий, увидев меня, удивился, но пообещал помочь.
     - Махмуда попросим, он добрый малый, за копейки отвезёт и перенести поможет. Пошли к нему вместе, - сказал Григорий, не задавая никаких вопросов, за что я была ему благодарна.
     Даша  с Абдуллой осталась в комнате. Она занялась тем, что стала собирать вещи, сняла занавески, сложила оставшуюся посуду, свернула ковёр, сдвинув стол и стулья и когда мы с Григорием и Махмудом вошли, нам осталось только вынести все вещи и сложить на дно арбы.
     - Придётся ещё раз приехать, мебель вся не поместится, - сказал Махмуд.
     Мы согласились и Даша сразу дала ему деньги.
     - Это много, возьми пять копеек обратно, - сказал Махмуд, возвращая Даше пятак.
     - Махмуд акя, берите все, Вы же ещё и мебель на арбу грузить будете и в квартиру переносить. Возьмите, - сказала Даша, убрав руки за спину.
     - Да? Что ж, спасибо. Я сына позову, он поможет, - сказал мужчина, в белой рубахе без пуговиц, какие носили многие мужчины узбеки, в серых штанах на резинке и тюбетейке, перевязанной белым платком.
     Через десять минут, Махмуд акя вернулся в сопровождение сына, молодого человека, лет тридцати пяти, одет он был примерно так же, как и его отец. Густые, чёрные брови, над чёрными глазами с длинными ресницами, прямым носом и волевым подбородком. Широкоплечий, крепкий, среднего роста, он подошёл и поздоровался.
     - Вот, Максуд поможет, - сказал Махмуд акя.
     В арбу сложили стол и стулья, этажерку и одно кресло, остальное решили забрать во второй раз. Даша поехала с ними, сев на край арбы. Их долго не было, Григорий помогал вынести второе кресло, диван, кухонный стол и табуретки на улицу.
     - Значит, решила сюда не возвращаться? Что так? Или лучше жильё нашла? - спросил Григорий, когда мы стояли на улице и ждали арбу.
     - Да, лучше. Сами как поживаете, дядя Гриша? - спросила я, переводя тему разговора.
     - Да всё так же. На пенсию вышел, но работаю, не могу без завода. А Хадича... после того, как тебя это... ну, забрали, так она почти месяц бегала и в горком, и в партком, и комсомольскую организацию, всё твердила, что не виновата ты. Но ей пригрозили, если она попытается ещё хоть раз просить. Плакала, помню, потом вот Николая встретила. Что ж, дело молодое, пусть живут. Дочка у них, опять-таки, верно? - говорил Григорий, а сам смотрел куда-то в сторону.
     Я промолчала, да и что было ответить? Арба вернулась через три часа. Абдулла захотел есть. Я зашла в комнату, к своей радости, нашла и крупы, и макароны и даже лук и картошку. Бутылочка масла была наполовину пуста, но и этому я очень обрадовалась. В кастрюле, на подоконнике, я обнаружила печенье, конфеты и сухари.
     - Абдулла, сынок, вот... поешь пока это, домой вернёмся, я обед приготовлю, - сказала я, дав сыну печенье и пару конфет.
     - Да разве ж для парня это еда? Я сейчас. У нас бульон из потрохов, ещё горячий, картошка есть, жена недавно пожарила, - быстро говоря это, Григорий вышел из комнаты. Он почти тут же вернулся и поставил на подоконник тарелку с картошкой и косушку с бульоном.
     - Сухари брось ему в бульон, сытнее будет. Может и тебе принести? - спросил Григорий.
     - Нет, спасибо Вам, дядя Гриша. Я сыта, - сказала я, с благодарностью посмотрев на него.
     Тут я заметила, как Максуд, выносит вещи и с любопытством смотрит на меня. Меня это очень смутило. Я несколько раз бросила быстрый взгляд на него, а он улыбнулся. Что-то мне стало не по себе. Он ведь наверняка женат, старше меня на два года и дети верно есть. Симпатичный молодой человек, смотрит так... мне было не по себе. Наконец, вещи погрузили, Абдулла с аппетитом поел, я ещё раз поблагодарила Григория, закрыла комнату и отдала ключ ему.
     - Да на что мне ключ? - удивился Григорий.
     - Хадича просила ключ Вам отдать. Может квартиру передадут кому-нибудь, кто на заводе работает и нуждается в жилье. Она лучше знает. Спасибо Вам за всё, дядя Гриша. Мы поедем, - сказала я, обнимая старика.
     - С Богом, дочка. Заходи иногда, буду рад, - сказал он на прощанье.
     Даша была счастлива, она сама просила расставить мебель, вынести старый стол из кухни, окна вытерла и сама повесила занавески. Я ей помогала. Абдулла крепко спал на диване. Махмуд с сыном уехали. Но перед тем, как уехать, Максуд вдруг подошёл ко мне. Я растерянно посмотрела на него.
     - Можно, я приду к тебе? - спросил он.
     - Зачем? - вырвалось у меня.
     Мой вопрос смутил парня.
     - Ну... просто так. Хочу увидеть тебя ещё раз, - нашёлся, что ответить парень.
     Я пожала плечами. Мне было жутко стыдно, а Даша, поглядывая на нас, улыбалась.
     Максуд, не дождавшись от меня ответа, ушёл, внизу его ждал отец.
     - Он всё расспрашивал у меня о тебе. Красивый парень, - сказала Даша.
     - Ну и что, что красивый. Наверняка, он женат и дети у него есть, - ответила я, смущаясь ещё больше, от того, что Максуд заинтересовался мною.
     - А вот и нет. Он свободен и детей у него нет, - радостно заявила Даша.
     Я с удивлением посмотрела на неё.
     - Как это... но у нас рано женят сыновей, этого не может быть. Да и сын у меня, зачем я ему? - возразила я.
     - Глупая ты, Халида. Видно же, что ты ему понравилась и парень он серьёзный, видать. Да, он был женат, его насильно женили в молодости. Но не смог он с ней жить. Воевал в Гражданскую, молоденький был, а уже воевал. Смелый, сильный парень. Жена ушла сразу, как только Максуд пошёл воевать, вернулся, работает... и знаешь кем? Ни за что не угадаешь. Автобус водит. Шофёр он, - говорила Даша, удивляя меня всё больше.
     Но я иллюзий не питала, знала наши обычаи. Да, парень мне понравился, такой не может не понравится. Но у меня сын, а он...
     - Да ему другая нужна. Уж точно не я, - задумавшись, произнесла я.
     - Глупенькая. Да разве сердцу можно приказать? Ладно, время покажет. Давай поедим, я ужасно есть хочу, - сказала Даша, уходя на кухню.
     Обедали мы молча, я задумчиво смотрела в тарелку, Даша не мешала мне, понимая мои чувства. Потом мы занялись квартирой, которая преображалась на глазах.
     - А Мирза где? Сегодня же воскресенье, - спросила я.
     - Его на завод вызвали, скоро должен прийти. Вот сюрприз его ждёт, - улыбаясь, говорила Даша.
     - Даша? Ты дома? Почему двери открыты? - услышали мы голос Мирзы и через минуту он появился в комнате.
     Мирза с изумлением оглядывал комнату, ничего не понимая, а Даша, улыбалась, повисла на его руке.
     - Я случайно не ошибся квартирой? Что это? Даша... что это? Я в сказку Али Бабы попал? - растерянно спрашивал Мирза.


Рецензии