Гегель и кухонный чайник

Представьте себе такую картину. Кухня. Пространство печной, предназначенной для приготовления пищи плиты занимает стоящий на ней, в одиноком безмолвии, полный воды и готовый к услугам любой, мало- мальски здоровой и трезвой кухарки чайник.

Вдруг из бархата полумрака является, отмеряющим собственные шаги по направлению к этому чайнику Гегель. Приблизившись к металлическому сосуду и склонившись над ним в философской задумчивости, Гегель делает теоретическое замечание о действительном состоянии чайника. Это холодный чайник, - констатирует он. Далее Гегель спрашивает себя: но в чём состоит необходимость этого чайника в настоящий момент, в чём состоит его наиболее идеальное и практическое понятие в настоящее время? - Очевидно, оно состоит в том, что бы чайник достиг кипения (ибо я сюда шёл для того что бы попить чая), в том, что бы разрешить противоречие между тем что есть и тем, что должно быть; для этого нужна воля и практический дух,- шепчет Гегель.

В следующий за этим момент, лицо Гегеля искажается. Внезапно, фигура его напрягается и профессорские уста знаменитого шваба, словно бы исторгая огонь, восклицают: Но ведь я же философ! Я же могу лишь объяснять мир!  Ведь это же только гений последующих интеллектуалов, «материалистов», на новом, более высшем этапе развития мысли достигнет того открытия, что весь смысл и всё дело по истине состоит, правда, в том, что бы менять мир!

Кроме того!, - вопиет Гегель,- моя всеобъемлющая и логическая система наук завершается абсолютной идеей. А это значит, ни что иное, как то, и несомненно лишь то, что если я буду последователен и если я сам себе буду верен,- я должен оставить своё намерение. - В эту минуту, теперь я должен покинуть данную комнату до тех пор, пока абсолютная идея не вскипятит этот чайник. Ибо я не являюсь, конечно, её посредником и потому я могу смотреть на окружающую действительность исключительно с равнодушием и без всяких, каких бы то ни было поползновений, что ни будь поменять. Ибо истинной, чувственной практики, я пока ещё не имею.* Фигура Гегеля опять исчезает.

Эта картина, которую мы, разумеется здесь предлагаем в некотором обобщении, собственно говоря и представляет собой на протяжение двух сот лет то очень частое представление о философии Гегеля, какое «материалисты», как самые невзыскательные, так и считающие себя большими специалистами, в подавляющем большинстве имеют перед собой в те минуты, когда они говорят о философии абсолютного идеализма.

Смехотворное это понятие, передаваемое и до селе из уст в уста и из монографии в монографию, словно истинное, никогда незнакомое с логикой творчества Гегеля, с логикой преобразования мира, которую самым пространнейшим образом он изложил в «философии духа», в разделе духа практического, это нелепое представление об абсолютном, представленном в подлинном логицизме единством теоретического понятия и практического, эта карикатура и до сего дня, в желании первенствовать, в том числе, в качестве политической предпосылки и поводыря в "науки об обществе и государстве" попросту ослепляет и ставит на уши многих своих наивных сторонников...

Для того, что бы сократить путь тому примитивному теорицизму, который редко когда является в состоянии охватить, как единство систему наук во всей её сложности и противоречивости, который всегда фрагментирует и расчленяет единство,- следуя самому его как бы методу, нам надлежит так же вычленить и возложив на "фарфор", преподнести этому «материализму», как бы на блюде, действительное, настоящее указание Гегеля, каковым буквально кричит вся его философия; указание на необходимость развития в человеке практической силы и воли, на то, что,- 

«В то время как интеллект (der Intelligenz) старается брать мир лишь так, как он есть, воля, напротив, стремится к тому, чтобы теперь сделать мир тем, чем он должен быть.» («Энциклопедия Философских Наук» Том 1)

___________________________________________________________

* Отсылка к 1 тезису о Феербахе, в котором Маркс говорит: «деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой.» (см. К. Маркс "Тезисы о Феербахе")


Цитатник для разъяснения разного рода «Белинским», которые полагают, что философия есть только теория (одностороннее знание сущего),- прикладного, практического содержания диалектической философии Гегеля.

Г. Гегель:
 
«что человек делает, таков он и есть, и лживому тщеславию, которое тешится сознанием своего внутреннего превосходства, мы должны противопоставить евангельское изречение: «По плодам их узнаете их». Это изречение справедливо прежде всего по отношению к религии и нравственности, но оно приложимо также и по отношению к научным и художественным успехам.» («ЭФН» Том 1) 

«человек есть не что иное, как ряд его поступков.» («ЭФН» Том 1)

«В то время как интеллект (der Intelligenz) старается брать мир лишь так, как он есть, воля, напротив, стремится к тому, чтобы теперь сделать мир тем, чем он должен быть.» («ЭФН» Том 1)

«Поступки, благочестие и т. д. также механичны, если то, что человек делает, определяется обрядовыми законами, руководителем совести и т. д., и если в его поступках отсутствуют его собственный дух и воля, то эти поступки остаются внешними для него.» («ЭФН» Том 1)

«Первое стремление есть стремление знания к истине, познание как таковое — теоретическая деятельность идеи; второе стремление есть стремление добра к своему осуществлению — воля, практическая деятельность.» («ЭФН» Том 1)

«Часто встречается ошибочное мнение, будто философия пренебрегает опытом, принижает его. Опыт входит в состав всякого человеческого знания: должно обладать и внутренним, и внешним созерцанием предмета, а оба они берутся из опыта. Опыт непременен и незаменим.» (Г. В. Ф. Гегель «Лекции по философии духа 1827/1828 г.г..»)

«Мнение, будто философия находится в антагонизме с осмысленным опытным знанием, разумной действительностью права и простодушной религией и благочестием, это мнение является скверным предрассудком. Философия признает эти формы и даже дает им оправдание. Мыслящий ум не только не отвращается от их содержания, а углубляется в него, учится и укрепляется на них…» (Г. В. Ф. Гегель "Энциклопедия Философских Наук" Том 1)

«Воспитание [Аристотелем] Александра служит полным опровержением пустой болтовни о практической непригодности спекулятивной философии." (Г. В. Ф. Гегель "История философии" Том 2.)

«Когда я говорил о действительности, то в обязанность критиков входило подумать, в каком смысле я употребляю это выражение, так как в подробно написанной «Логике» я рассматриваю также и действительность и отличаю ее не только от случайного, которое ведь тоже обладает существованием, но также и от наличного бытия, существования и других определений.»; «наличное бытие (Dasein) представляет собой частью явление и лишь частью действительность.»; «Вдумчивое рассмотрение мира уже различает между тем, что в обширном царстве внешнего и внутреннего наличного бытия представляет собой лишь преходящее и незначительное, лишь явление, и тем, что в себе поистине заслуживает название действительности.»; «[Философия] занимается, следовательно, такой действительностью, в которой эти предметы, учреждения, состояния и т. д. образуют лишь поверхностную, внешнюю сторону.» («ЭФН» Том 1)

«Воля, которая ничего не решает, не есть действительная воля; бесхарактерный никогда не доходит до решения. Причина колебания может также лежать в тонком складе души; обладающий таким складом души знает, что в определении он связывается с конечностью, налагает на себя ограничения и отказывается от бесконечности; он же не хочет отказаться от цельности, к которой он стремится. Такая душа – мертвая, хотя она и хочет быть прекрасной.»; «Лишь благодаря решению человек вступает в действительность, как бы тяжело это ему ни приходилось. Косность не хочет выходить из углубленного внутрь себя раздумья, в котором она сохраняет за собою всеобщую возможность. Но возможность не есть еще действительность.» (Г. Гегель "Философия права" § 13)

"То что необходимо изменить, должно быть изменено" (Г. Гегель "Политические произведения")

А. Герцен:

«Середь этой междоусобицы я увидел необходимость ex ipso fonte bibere [Пить из самого источника] и серьезно занялся Гегелем. Я думаю даже, что человек, не переживший «Феноменологии» Гегеля и «Противуречий общественной экономии» Прудона, не перешедший через этот горн и этот закал – не полон, не современен.
Когда я привык к языку Гегеля и овладел его методой, я стал разглядывать, что Гегель гораздо ближе к нашему воззрению [революционеров], чем к воззрению своих последователей [консерваторов (ранний Белинский)], таков он в первых сочинениях, таков везде, где его гений закусывал удила и несся вперед, забывая «бранденбургские ворота». Философия Гегеля – алгебра революции, она необыкновенно освобождает человека и не оставляет камня на камне от мира христианского, от мира преданий, переживших себя. Но она, может с намерением, дурно формулирована.» (А. Герцен «Былое и думы»)

К. Маркс:

«В своей мистифицированной форме диалектика стала немецкой модой, так как казалось, будто она прославляет существующее положение вещей. В своём рациональном виде диалектика внушает буржуазии и её доктринёрам-идеологам лишь злобу и ужас, так как в позитивное понимание существующего она включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели, каждую осуществлённую форму она рассматривает в движении, следовательно, также и с её преходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна.» (К. Маркс «Послесловие ко второму немецкому изданию 1–го тома “Капитала”»)

Ф. Энгельс:

 «Но у Гегеля вовсе не все, что существует, яв¬ляется безоговорочно также и действительным. Атрибут действительности принадлежит у него лишь тому, что в то же время необходимо.» ("Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии".)

 «По всем правилам гегелевского метода мышления, тезис о разумности всего действительного превращается в другой тезис: достойно гибели все то, что существует.» ("Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии".)

 «Гегель не был просто отброшен в сторону. Наоборот, за исходную точку была взята указанная выше револю¬ционная сторона его философии, диалектический метод.» ("Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии")

«Однако действительность по Гегелю вовсе не представляет собой такого атрибута, который присущ данному общественному или политическому порядку при всех обстоятельствах и во все времена. Напротив. Римская республика была действительна, но действительна была и вытеснившая её Римская империя. Французская монархия стала в 1789 г. до такой степени недействительной, то есть до такой степени лишённой всякой необходимости, до такой степени неразумной, что её должна была уничтожить великая революция, о которой Гегель всегда говорит с величайшим воодушевлением. Здесь, следовательно, монархия была недействительной, а революция действительной.» ("Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии")

 В. Ленин:

«Очень хорош § 225 Энциклопедии [Гегеля], где „познание" (,,теоретическое") и „воля", „практическая деятельность" изображены как две стороны, два метода, два средства уничтожения „односторонности" и субъективности и объективности» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, «Философские тетради» стр. 190.)
«несомненно, практика стоит у Гегеля, как звено, в анализе процесса познания и именно как переход к объективной («абсолютной», по Гегелю) истине. Маркс, следовательно, непосредственно к Гегелю примыкает, вводя критерий практики в теорию познания: см. тезисы о Фейербахе.» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, «Философские тетради» стр. 193.)

Э. Ильенков:

 «Ну я-то поэт плохой, я перевел его [Гегелевское стихотворение] дословно и буквально, ну приблизительно значит так: «Смело доверься исходу борьбы, сын божества, с мирным покоем порви, и с собою самим и с наличной Вселенной.». (Э. Ильенков «Историзм в психологии»; «перевод гегелевского стихотворения»)

«В. И. Ленин был глубоко прав, когда заметил, что «нельзя вполне понять «Капитал», и особенно его первую главу, не проштудировав и не изучив всей Логики Гегеля». Без этого условия понимание «Капитала» останется формальным, т.е. по тенденции – догматичным» (Э. Ильенков «Маркс и западный мир»).


Далее должны идти цитаты интеллектуалов, которые возвращают «диалектический материализм» (да и любой другой односторонний теорецизм, вообще) обратно в Философию Гегеля и уничтожают тем самым односторонность и половинчатость способа мысли «материалистов».


Рецензии