Про Гришаню, про Аню и про весёлую компанию-2

ЧАСТЬ ВТОРАЯ


.....-Ой...ты...вы...кто?! -испуганно сказала Анютка.

-Я -то? Домовой! Что,не верится?! Да?! Небось думала что домовые енто сказки?! Да,Анютка?-чуть с укором но ласково ответил я.

-Ну...эт мамка так грит,она как уезжала то сказала что попа сюда привезёт,чтоб нечистую выгнал отседова! А ты всамделишный оказывается! Не зря мы с папаней тебе и ишо овинному и дворовому угощение оставляем! Ты потому как меня звать и знаешь! Да?! -выпалила Анютка.

-Правильно,Анютка! Я и братцы мои,овинный Потаня да дворовой Тишаня всамделишныя! Самыя настоящия! Папаня твой знат про нас,и тебя правильно научат! За угощение от нас табе и папане твому благодарность от нас! Я ж домовой,всё знать да про всё ведать енто моя работа! А чаво енто твоя мамка сама из штанов не вылезат и тебя заставлят их надеват? А? Не хорошо енто! Ох как не хорошо! -ответил я.

-Ой,дык мамка то телевизер  зырит,то в интернете сидить! Вот и взяла се за моду из штанов не вылезат! Уж как папаня её не упрашиват,как ни пытался вразумлят,ей шо в лоб шо по лбу! Всё едино! Она и меня заставлят штаны надеват! Говорит что де хочет шоб я от других девочек не отставала! А я платья люблю,сарафанчики и рубашонки! А ты попа не боишься,Гришаня?-ответила Анютка.

-Попа?! Я?!  Да ни в жизнь не боюсь! Енти попы шибко зазнаются,деньги с народу гребуть за енти,как их...а! требы! Во! А толку с тех попов як с козла,звиняюся,молока! Ежели сюды поп заявится,мы с братцами его ой как знатно встренем!  Ты молодец,Анютка! Платье на то девчоночкам дано шоб от земли-матушки завсегда подпитку иметь! -ответил я.

-Правда?! Ты такой хороший,Гришаня! Слухай,а як же мальчики?! Вот у меня подружка есть,Маша Башукова,и ишо друзья мальчики- Егорка Чубко и Санька Селиванов. Мы в классе держимся вместе! Вот как быть мальчикам?! Оно ж лето скоро,что ж им в штанах что ль париться -то?!-сказала Анютка.

-Знаю я Машутку,Саньку и Егорку! Хорошие робятки! Весточку домовикам ихним пошлю шоб присматривали за ними! Летом да и вообще дома раньше шо девчоночки шо мальчоночки в рубашонках бегали одних и хорошо! Усе росли здоровенькия да бодренькия! А нонче что? Ужас! Усе детушки шо пятрушка зелёные прям,сидять у ентом тырнете,хуть бы чуток на улицу вышли да поиграли на свежем воздухе! Уже б польза -то была б!-ответил я.

-Ой,вот здорово! Я ребяткам расскажу,они обрадуются! Мы на лето одинаково подстричься решили! Как думаешь,енто хорошо?-ответила Анютка.

-Стрижка енто хорошо! Вам же,пострелятам сподручней будет! И родителям вашим спокойней! А скажи-кось мне Анютка почто девчонки на тя взъелися?-ответил я.

-Ой,Гришаня,енто от того что я и Машутка платья носим! А ишо за то шо мы с Машуткой дружим с Санькой и Егоркой,и в речке в прошлом годе голышом купалися! Ленка Кичигина,рыжая такая,енто она девчонок подбила меня побить! Я тогда за рекой жила,а таперича тута вот живу! Вот девчонки меня и подкараулили...Хорошо Полкан Полканыч выскочил! Не то худо бы мне было...-ответила Анютка.

-Вот оно что! Знаю я енту Ленку! Енто ж не девчонка,а не знамо что! Родителей не слушат,их да старших не почитат,усё ей вынь да полож что захочет! Ну ничаво,мы енту Ленку проучим! Да так шо век помнить будеть! А купаться голышом в речке али в бане не грешно и не зазорно! Так -то вот! Спокон веков на Руси-матушке народ от мала до велика шо в бане шо в реке нагишом купался и ничаво! Усе здоровыя да бодрыя были! Никто никого не соромился! Вороги всё в толк взять не могли чавой-то русичи таки сильные и стойкия,а ить пращуры наши на целебных травах зналися,травами хвори лечили с прадавних времён! А чичас эвона чего понапридумывали! Хуть "караул!" кричи! -ответил я.

-Ой,правда?! Гришаня,а ты меня,Машутку и Саньку с Егоркой всему научишь?!-ответила Анютка.

-Конечно научу,Анютка! Обязательно! А скажи,кутушкаться ты сама додумалась,аль научил кто?-ответил я.

-Сама допёрла шоб кутушкаться! Мамка меня в трусиках и маечке и сверху ишо в пижамке спать укладывала! А посредь ночи я ясно почувствовала будто кто-то коснулся меня! Правда-правда! Ощущение такое было будто кто склизкой рукой меня коснулся! Тогда я что-то вроде кокона из одеяла соорудила,прочитала молитву "Отче наш" и только тогда уснула. Проснулась вся мокрая наутро. Мама меня отругала,а я весь день думала что делать! И придумала! Сказала маме что буду спать в трусиках и маечке,а сама трусики под одеялом снимала и под подушку прятала,а сама кутушкалась как могла и прочитав молитву засыпала. А утром трусики надевала и топала в туалет и умываться. Мама ворчала,а я по своему делать стала. А как бабушки мне рубашонок пошили,я ток в них и сплю,папа меня сам кутушкает. А мама дуется! А мы с ребятами решили летом трусики вообще не носить! Вот только боязно! Ану как Ленка эта про то  проведает! Она ж,зараза такая,растрезвонит на всю округу! Язык у ней шо помело!-сказала Анютка.

-Так-так! Моя то вина! Недоглядел....Осерчал я шибко на прежних тутошних жильцов-то,зло в сердце допустил,и нате вам! Ну да ничаво! Усё выправим! Вы с ребятками правильно решили! Ты,Анютка их туточки собери как нибудь! Думу будем думати! Как Ленку тую проучить,да попа отсель отвадить! Я вас учить буду всему шо сам знаю! Ток ты уж робяток -то предупреди про меня,ладно! Ну шоб они не испужалися! -ответил я.

-Хорошо,милый Гришаня! Я всё сделаю! Ребятки тя не испужаются!-выпалила Анютка.

На том и порешили мы с нею. Я стал присматривать за нею,сказки ей сказывать да правду-матку о пращурах наших! И вот в пятницу вечерком в комнате Анютки собралась вся четвёрка. Санька под стать Анютке русоволосый да голубоглазый,вихрастый и озорной. Санька живёт тут рядышком,его дед,старый кузнец Евсей Никодымыч,известен на всю округу. Отец Саньки,агроном знатный Антон Евсеевич,добрейшей души человек. После тяжких родов,жонка Антон Евсеича,Вера Саввишна не хотела боле детишек,а Санька мечтает о сестрёнке,потому и прикипел он всей душою к Анютке! Правда Егоровна,мать Анюткина енту дружбу в штыки встренула! Светленькая Машутка,та ещё фантазёрка и выдумщица,первая помощница своих родителей,Игната Макаровича и Домны Ильиничны.     Дед Машутки,старый конюх Макар Евдокимович токмо хорошему деток учит! Мудрый человек. Машутка через два двора далее живёт. А напротив её аккурат рыженький Егорка живёт! Неправду терпеть ён не может! Евойный папаня,Захар Поликарпович,знатный пасечник,евойный мёд всяк в округе нашей знат! Мамка Егоркина,Меланья Порфирьевна,музыке детишек обучат,хороша женщина,любят её детушки. Ну и кто ж деда-то Егоркина -то не знат,старого охотника и лесника Поликарпа Савельевича! Ента четвёрка за ним хвостиками ходить! А Поликарп Савельич их всему обучат! Таперича и вы енту четвёрку усю знаете! И вот когда значится они улеглися поудобнее,я и появился. Анютка прыснула в кулачок,а трое остальныя уставились на мя разинув ротики от удивления.....


Рецензии
Ещё парочка замечаний. Первое: "в рубашонках" девочки и мальчики бегали, самое большее, до семи лет, по ом мальчиков уже одевали, как взрослых, в штаны. И второе: довольно странно, что домовой осуждает женскую моду носить штаны, но в то же время одобряет короткие стрижки у девочек. Длинные волосы для женской энергетики намного важнее, чем платье. В женских волосах, как считалось, содержится большая сила, а тут она хочет сама себя этой силы лишить. Не может мудрый домовой этого одобрять. И кстати, очень интересно, почему Вам так нравятся короткие стрижки у девочек? Чуть ли не все Ваши героини стригутся под мальчиков. Обычно мужчинам как раз нравятся, когда девочки носят длинные волосы. Да, кстати, насчёт штанов: как же тогда колготки, трусики? Это ведь тоже штаны. Что, их женщинам тоже не носить? Ходить в онучах, как в далёкие времена? Боюсь, в наше время это неосуществимо.

Мария Пономарева 2   18.09.2019 11:32     Заявить о нарушении
Насчёт "в бане и реке народ голышом купался". Не совсем так. Где-то, может, так оно и было, но вообще-то в бане, по первому пару, сначала мылись мужчины, а потом туда шли женщины с детьми - с маленькими, не с мальчиками-подростками. В реке купались голышом, но тоже девушки и парни отдельно, своими компаниями. А часто догола даже и не раздевались: девушки купались в сорочках, парни - в подштанниках. Ну а сейчас девочкам и мальчикам купаться вместе голышом - вообще немыслимое дело. И потом, есть же плавки, купальники. Это раньше ничего такого не было.

Мария Пономарева 2   18.09.2019 11:40   Заявить о нарушении
"Все здоровые и бодрые были, травами хвори лечили".
Увы, не так все было идиллично. Далеко не все хвори можно вылечить травами. Очень много детей умирало от скарлатины, дифтерита, коклюша, которые лечить не умели.
И, кстати, что такое "кутушкаться"?

Мария Пономарева 2   18.09.2019 11:44   Заявить о нарушении
"Решили трусики летом вообще не носить"
Ну, это просто глупость. Не могли они так решить. И вообще, Вы часто видели, чтобы девочки с мальчиками своё нижнее белье обсуждали?

Мария Пономарева 2   18.09.2019 11:46   Заявить о нарушении
"помощницы своих родителей, Игната Макаровича и Домны Ильиничны"
Это во времена интернета? Мода на простонародные имена появилась не так давно. Я ещё могу поверить, если так зовут детей, но никак не взрослых.

Мария Пономарева 2   18.09.2019 11:50   Заявить о нарушении
Вот опять, Захар Поликарпович, Меланья Порфирьевна. Сейчас даже в самом глухом Непотягове взрослых людей с такими именами не встретишь.

Мария Пономарева 2   18.09.2019 11:53   Заявить о нарушении
Вы небось по деревням и сёлам не путешествовали и со стариками не общались,которые там свой век доживают,Мария! К примеру моих прабабушек звали Акулина Тихоновна и Фиона Елисеевна,прадедов -Фёдор Силыч,Иван Силантьевич, Елисей Прокопьевич и Григорий Свиридович! Я и не такие имена слышал! Прапрадеда моего по отцу Силой Игнатьевичем величали!

Ладо Булах   01.10.2019 05:50   Заявить о нарушении
Так то, извините, прабабушек и прадедушек, а не современных тридцатилетних мужчин и женщин. И вообще, похоже, Вы не понимаете, о чем я говорю. Я Вам про одно, Вы мне - про другое. Я Вам про то, что сейчас людей с такими именами нет, Вы мне - про Ваших прадедушек. Вы же не про те далёкие времена пишете.

Мария Пономарева 2   01.10.2019 07:16   Заявить о нарушении
У меня повествование строится на перекличке сегодняшних дней и прошлого,Мария! Имена,не заслуженно забытые вернулись! И обычаи наши вернуться непременно! У вас может нет таких имён среди ваших ровесников а у нас они есть,к примеру моего друга зовут Аким! И ничего! А сынишку Аким своего Евсеем назвал,а дочь-Пелагеей,и всё путём!

Ладо Булах   01.10.2019 08:24   Заявить о нарушении
Так, извините, сынишку и дочь! Детей с такими именами сейчас полно, это я и раньше говорила. А вот взрослых людей - почти нет. Ваш друг Аким - либо просто исключение, либо из какой-нибудь православнутой общины. Да и вообще, сильно подозреваю, что Вы деревню на самом деле только на картинке видели, как, кстати, и казаков. Иначе бы Вы знали, что нет там сейчас никаких Макаров и Поликарпов. И что не может быть в деревне платных общественных бань, в которые продают билеты, Вы бы тоже знали. А детского отделения в бане быть не может в принципе - хотя бы просто потому, что баня - не душевая в пионерлагере, а настоящая баня - место опасное. Дети в ней могут угореть, могут поскользнуться и упасть, обвариться кипятком, обжечься о каменку. Ни в коем случае нельзя их там оставлять без присмотра. А уж если они там шалить начнут или, не дай Бог, отношения выяснять, "тёмную" кому-нибудь устроить? Тогда уж точно беды не миновать!
И потом, что значит: дети "созревали" в 16,5 и 17,5 лет? Это кто же там эти пять десятых высчитывал? А что девочку могли и в тринадцать лет замуж выдать - это как? И дети у них рождались задолго до Ваших шестнадцати с половиной? Это ведь тоже факт. Откуда Вы вообще взяли такие цифры? Бабушки рассказали? У нас в школе тоже была тётка-уборщица, которая нам пыталась внушать, что вот в ее время деревенские девочки были такие все из себя чистые-невинные, что в семнадцать лет не знали, откуда дети берутся. Ну, мы-то прекрасно понимали: врет баба!
Кстати, ещё одно замечание насчёт деревенских бань: у мужчин и женщин разная физиология, и им нужен пар разной температуры. Поэтому сначала, на самый горячий пар, шли мужчины и старшие мальчики, а женщины уже потом, когда жар в бане уже не такой сильный. Вместе никто не парился. В смысли, могли париться одновременно несколько семей, но опять-таки, мужчины и женщины отдельно.

Мария Пономарева 2   01.10.2019 14:22   Заявить о нарушении
Мария,давайте не путать ряженных казаков с настоящими,это во первых! А во-вторых,напомните мне если знаете,кому стали служить атаман Краснов и иже с ним в 1941-м? Я вырос в украинском селе,где имена Назар,Макар,Платон,Евсей,и многие другие были и есть в ходу! Касаемо бани,то непосредственно рядом с ней была котельная,предназначенная для обогрева и централизованного отопления двух пятиэтажных общежитий рядышком! А у бани была своя котельная,небольшая,и моя бабушка как раз отвечала за то чтоб и тепло и горячая вода были постоянно! Сначала топили углём! Прекрасно это помню! А к началу восьмидесятых годов газ в село протянули и обе котельные переоборудовали! Век помнить буду как гудел котёл в бане! Ух! Баню совхоз-миллионер построил,и как сейчас помню сразу как входишь то направо-кладовая,налево-детское отделение,ну и прямо проходишь дальше-налево мужское отделение,а направо-женское! Совхоз зарабатывал деньги как мог,и плата за вход была символической -20 копеек для взрослых,и 10 копеек для детей! А когда газ в хаты провели,баню закрыли,а теперь на её месте -храм! Во как! Так что если всё делать по уму то ни в жизнь не угоришь!

Ладо Булах   02.10.2019 04:02   Заявить о нарушении
Как для вас ни странно звучит,но так оно и было,раньше девочки взрослеть начинали в 16,5 лет,а мальчики-в 17,5! Учёные рассчитали! Ведь наш мозг не поспевает за ростом костей и всего тела,понимаете?! В наших краях жил барин,строгий был,жуть,фамилия его Красовский была. Так вот его дочь,тринадцатилетняя Мария,полюбила юного юнкера,в последствии поручика, Константина Вершинина,он был на четыре года старше. И всё выглядело вполне невинно,но нашлись недоброжелатели и донесли отцу девицы что де кавалер у ей имеется. Барин разгневался и выдал дочь за старого соседа,помещика Мишанина! А Константина на Кавказ отправили. На дворе стоял тогда 1912 год! Можете себе представить?! Константин погиб в 1916-м на поле боя,а Мария после смерти престарелого мужа и всех перипетий с революциями и Гражданской войной ущла в монстырь,он и и ныне существует у нас и там дожила свой век! Вот так-то! В те времена царские,нравы куда строже чем сейчас были!

Ладо Булах   02.10.2019 04:14   Заявить о нарушении
Какие именно учёные и каким образом они это рассчитали? Фамилии в студию! И опять-таки: мозг за ростом костей раньше не поспевал, а сейчас поспевает? Это как? Люди-то одни и те же. Кстати, Ваша история про Марию и Константина как раз эту теорию опровергает. Марии-то было тринадцать лет, когда ее выдали замуж, а никак не шестнадцать с половиной. Значит, ее уже считали взрослой.

Мария Пономарева 2   02.10.2019 09:45   Заявить о нарушении
В том то и дело,Мария,что раньше ведь не было фастфудов,ГМО и прочей,простите, фигни! И взрослели дети медленнее чем сейчас! И нравы были куда суровее чем сейчас! Тогда часто родители решали за детей,кому на ком жениться или кому за кого выходить замуж! И разве тринадцать лет это по вашему взрослая девушка? Не смешите ,пардон,мои тапочки!А фамилии вам зачем понадобились-то?! Я оперирую тем что давно известно в учёных кругах!

Ладо Булах   02.10.2019 10:11   Заявить о нарушении
А фамилии затем, что хочу ознакомиться с первоисточником: что конкретно там написано.
С баней наконец-то разобрались. Не было там никакого "детского" отделения, просто детский билет стоил десять копеек, а взрослый - двадцать. А отделений было всего два, мужское и женское, как положено. И баня была не деревенская, а совхозная, это совсем другое дело. И, судя по всему, не детей не пускали в баню вместе с родителями, а подросших мальчиков не пускали в женское отделение вместе с матерями, что тоже правильно и понятно. Но у Вас ведь в романе не совхоз-миллионер. Во всяком случае, у Вас ничего об этом не сказано.
Насчёт имён. Все Ваши Платоны и Евсеи, воевавшие в Великую Отечественную войну, родились до революции, когда имена давали по святцам. В Вашем романе действие происходит в наши дни, а родителям Ваших героев около тридцати лет или чуть больше - значит, родились они примерно в восьмидесятых - девяностых годах. В те времена могли назвать девочку, скажем, Настей или Дашей, мальчика - Антоном или Егором, но никак не Поликарпом, Аграфеной или Феклой. А казаки Ваши, простите, похожи не на казаков, а непонятно на кого. На каких-то невнятных полуграмотных дедков из какой-то усреднённой хрестоматийной "дяревни". Я с разными казаками общалась и знаю, что не разговаривают казаки на таком, простите, наречии. Никакие казаки так не разговаривают: ни запорожские, ни донские, ни терские, ни кубанские.

Мария Пономарева 2   02.10.2019 12:31   Заявить о нарушении
Мария,смею вас уверить что в бане,в которой работала моя бабушка было детское отделение! Было! Кому как не мне знать-то! А раньше ещё у всех свои баньки были и мылись все семьями,а как иначе? Кубанские казаки забыли кто они и откуда,хотя песни поют на языке своей родины,моей родной земли! Козаки,именно так называли и называют себя запорожцы,говорили и говорят по украински! Но у нас живут люди 150 национальностей и живут веками мирно и дружно! Вот всё и смешалось! Вот вы знаете что по нашему слово "вацок" означает? У нас я его часто слышу!

Ладо Булах   02.10.2019 12:44   Заявить о нарушении
Ох и привереда вы,Мария,как я погляжу! У нас по разному говорят,к вашему сведению! И по русски,и по украински и на смеси русского и украинского,и ничего,все друг друга понимаем! Я взял средней руки говорок,потому как много общался со стариками,а им от жизни мало надо как ни крути!

Ладо Булах   02.10.2019 12:49   Заявить о нарушении
Вот именно, что Вы взяли "средней руки говорок" - говорок хрестоматийной "дяревни ", ни к Украине, ни к казакам отношения не имеющий. Знаю я, что у Вас по-разному говорят, у меня на Украине в трёх местах родственники живут, но вот так, как у Вас, не говорят нигде. А уж всякие фразочки вроде "други мои любезные" в устах этих дедков или казенный канцелярский слог в устах непритязательного домового, который "говорит, как умеет", и вовсе не в какие ворота не лезут. Фальшиво это звучит, не по-настоящему, неужели сами не чувствуете?

Мария Пономарева 2   02.10.2019 15:22   Заявить о нарушении
Чувствую,Мария,чувствую,однако же сами посудите,люди забыли нынче напрочь как раньше говаривали,какие раньше обороты речи были! Увы и ах,вы уж на домового бочку-то не катите,может он с людьми сто лет,в буквальном смысле, не разговаривал! Вот и...

Ладо Булах   03.10.2019 03:09   Заявить о нарушении
Вы считаете, если люди забыли, так они все проглотят и всему поверят? Как именно говорили в прошлом, они, может быть, и не знают, но вот что сейчас так никто не говорит - знают прекрасно. Так что не считайте читателей и вообще людей дураками, это всегда плохо кончается.

Мария Пономарева 2   03.10.2019 07:48   Заявить о нарушении
Ну что вы ,Мария! Читатели не дураки,и всё понимают! А если надо то и спросят,что да как! Неужто вы так плохо обо мне думаете?

Ладо Булах   03.10.2019 11:01   Заявить о нарушении
Нет, я ничего плохого о Вас не думаю. А спросить читатель не всегда может. Это здесь, на сайте можно спросить, а вот представьте, что кто-то Вашу книгу в магазине купил. И у кого ему спрашивать?

Мария Пономарева 2   03.10.2019 14:51   Заявить о нарушении
Ну ежели к примеру когда и выйдет моя книжка,так к ней вступительное слово написать можно,и в конце дать пояснения непонятных слов,и имён,ежели на то пошло! Во у Гоголя так,и всё путём!

Ладо Булах   04.10.2019 08:11   Заявить о нарушении
Слишком уж длинным Ваше пояснительное слово выйдет, на сотню Гоголей хватит. И потом, это ведь я Вам вопросы задаю, а Вам самим даже в голову не пришло, что утр-то может заинтересоваться. Иначе Вы бы сами в тексте все объяснили.

Мария Пономарева 2   04.10.2019 10:15   Заявить о нарушении
Мария,уважаемая,я в тексте завсегда вставочки с пояснениями даю,в скобках,ежели вижу в этом необходимость,к вашему сведению! Или же прибегну к сноскам внизу под текстом,если в том будет необходимость! Уж будьте спокойны на этот счёт!

Ладо Булах   04.10.2019 10:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.