Путешествие Степана. Часть 5, глава 6

6.
УЧЕНИЕ У ВЕЛИКАНОВ
На другой день, рано утром, когда я подходил к птице Сирин, я увидел Ирину, которая стояла рядом с ней и рассказывала о том, как учится у врачей-великанов.
— Я очень хочу стать хорошим врачом, — говорила Ирина, — и спасать людей. Мне нравится, как лечат великаны. Но я боюсь, что будем мы здесь недолго, а Сибр сказал мне, что нужно у них учиться не меньше двух лет, чтобы стать хорошим врачом. Степан и его товарищи — смелые люди, часто подвергаются опасности, я всё время тревожусь за них. Степан дважды едва не погиб — после битвы с драконом и от шайки Камышихи. Только чудо спасало его. Я хочу помочь им, если с ними случится беда. А также помогать другим заболевшим людям.
— Не волнуйся, — ответила птица Сирин. — Я помогу тебе. Ты успеешь многое узнать и немалому научиться у врачей за короткий срок.
Я стоял за кустом. Ирина не увидела меня. Затем она поблагодарила птицу Сирин и ушла в дом, где работают врачи. Я подошёл к птице Сирин. Радость после встречи с ней жила во мне и ночью, и утром, но когда я приблизился к прекрасной деве-птице, моя радость возросла ещё больше. Птица улыбнулась, увидев меня. Я приветствовал её низким поклоном. Она спросила:
— Ты успел услышать, о чём я говорила с твоей женой? Она волнуется за тебя и твоих друзей. Тебе всего двадцать лет, а ты уже дважды побывал между жизнью и смертью! Нелегко и твоей молодой жене, ей только семнадцать лет, и она уже так настрадалась из-за тебя. Поэтому сегодня мы будем говорить о том, как тебе уберегать себя и не подвергаться опасности, ведь ты, возможно, скоро станешь царём!
Я долго говорил с птицей Сирин. Она учила меня многому, о чём я раньше не знал и не догадывался. Затем я отправился на встречу с великанами. Они уже ждали меня. Днанавед спросил:
— Чем мы можем тебе помочь?
— Возможно, я стану царём. Но я боюсь, что мне это не по плечу. Я понимаю птиц, зверей и простых людей. Но мне нелегко разговаривать с боярами, правителями и купцами. А потом, возможно, я буду видеться с царями и королями. Богатые и знатные люди легче понимают друг друга. Мне кажется, им порой достаточно одного взгляда и они уже чуют в человеке пройдоху, ростовщика или подлеца. Мне же трудно прятать от них свои чувства и я боюсь, что бояре и даже слуги быстро найдут мои слабости и будут легко и незаметно управлять мной. Поэтому, если можете, научите меня видеть бесов рядом со мной, а также чувствовать в людях хитрость, коварство, подлость, жажду наживы, которую они скрывают. И не хочу я стать таким царём, который со временем будет желать всё большей славы, богатства и власти и начнёт обижать свой народ.
Ох, и удивились же они, услышав мои слова!
— Не волнуйся, — сказал Днанавед. — Ты никогда не станешь жадным и властолюбивым царём. И не обидишь свой народ. Но не бойся совершать ошибки. Это полезно. Тогда ты многому научишься сам. Земля как будто помогает тебе с твоего детства, увидев, как ты любишь лес, зверей и птиц, и помогаешь им. И может показаться, что Земля послала тебе на помощь друга — Красного Кабанчика, который помог тебе в битве с драконом. Но это не так. БОльшую часть своих деяний ты совершил сам и с помощью друзей, желая спасти народ от мучителей. Часто, рискуя своей жизнью, ты мог легко погибнуть. Примерно восемьсот лет назад, в далёкой отсюда стране я слышал людскую поговорку «оседлаешь свинью — одержишь победу». Теперь я её лучше понял. Мы не сможем помочь тебе видеть бесов везде, где ты захочешь, но чуять их мы тебя научим.
— А ещё, мне кажется, что я не очень умный человек для того, чтобы стать царём.
Я рассказал великанам о Якове, об областном правителе Косареве, о князе Чуйском и о своём учителе Архипе Демьяновиче, которые были так умны.
— Вот бы я мог быть похожим на кого-нибудь из них!
Великаны засмеялись.
— Ты уже многому научился у них, — сказал Шенид. — Многие цари и короли уже сейчас тебе уступят в уме. Ты не думаешь о развлечениях, славе и власти, а стремишься помогать людям. Вот здесь мы тебе и поможем. Тебя будут учить самые умные великаны, какие есть у нас. До сих пор ты поступал правильно, как велела тебе совесть, а теперь готов взяться за трудную и важную для тебя работу.

Прошло двенадцать дней моего учения у великанов, и я понял, что стал лучше видеть и чувствовать происходящее. В эти дни Ирина с тревогой вглядывалась в меня и однажды сказала:
— Ты сильно изменился и уже очень мало похож на своего брата Матвея.
Заметил это и Пафнутий.
Однако и мои друзья изменились. Ирина стала более ловкой в движениях и уверенней. Но больше всех изменился огородник Леонтий. Человек простодушный и доверчивый, он был зачарован птицей Сирин, и разум его словно помутился. Её красота, нежное пение и величие пленили его, когда он виделся и разговаривал с ней. А когда она улетела, он долго не мог прийти в себя. Мы забеспокоились.
— Уж не влюбился ли ты в птицу Сирин? — спросил Леонтия сказитель. — Когда ты смотришь на деревья, ты будто ищешь её.
— Может быть, она чем-то напомнила тебе твою жену? — спросил Пафнутий.
— Нет, — отвечал Леонтий. — Не похожа. Моя Прасковьюшка тихая и ласковая. Скромница.
— А дети есть у вас? — спросил я.
— Детей ещё нет. Живём мы в доме моих родителей, в небольшом городе. Всего в нашей семье пятнадцать человек, а я там самый никчёмный. Отец говорит: «Кому ты нужен со своими огородами?». А здесь, среди великанов, я почувствовал себя в раю, увидев, как они выращивают и берегут растения, плоды и животных. А птица Сирин, как никто на свете, ободрила мою душу, поддержала её. И теперь, когда её уже нет рядом, я растерян.
— Скоро мы закончим наше путешествие, — сказал я, — и каждому из вас, как я и обещал, дам немалые деньги. Да вы и сами неплохо заработали в Старограде. Ты можешь купить себе дом где угодно. И уехать с женой туда, где будешь работать с растениями, как тебе угодно, и выращивать сады и огороды.
— Приезжай с женой в Староград, — сказал Пафнутий. — Ты понравился правителю Косареву и он даст тебе всё, что ты потребуешь. А мне ты бы пригодился в моём балагане, или, как говорят великаны, в театре. Ты один из самых смешных и забавных людей, каких я видел.
Леонтий задумался, и вскоре на его лице появилась улыбка. И мы поняли, что разум его прояснился. Василий подбежал к нему, взял за руки, и стал кружиться с ним в пляске. Высокий, длинноногий и длиннорукий Леонтий неуклюже повиновался отроку. Затем он сел и сказал:
— Ох, братцы, как хорошо, что вы привели меня сюда! А какие растения и плоды здесь выращивают великаны! Попрошу у них семян, когда будем уходить.

Однажды я сказал великанам о нашем Боге, которого люблю и которому  молюсь всегда, не только в церкви. 
— Вы говорите, — сказал я, — что в жизни мне помогают Природа и птица Сирин, но я знаю и верю, что наш Бог больше всех помогает, вселяет надежду и защищает от искушений. Вы живёте долго и видели много из того, что происходило на Земле. Видели ли вы или ваши родители, деды нашего Бога Иисуса Христа?
— Не довелось, — ответил Днанавед. — Но слышали мы о Нём немало. Когда Он пришёл на Землю, принёс свои учения и многие люди уверовали в Него в разных странах, это было великое благо для всех. Уверовавшие становились лучше и добрей. Он учил всех вас любви. Конечно, Он помогает вам и спасает. И мир стал меняться к лучшему. Прошли века, но всё же, оказалось, что несмотря на Божьи заповеди и заветы, люди, веря в чистого и светлого Бога, не забыли о войне. Они снова воюют за земли, за власть, за богатство. Порой эти войны разрастаются так, что даже слово Божье не может их остановить. И это нас тревожит. Ведь для победы короли и цари будут накапливать всё больше и больше оружия, которое со временем станет могущественнее и страшнее. Если люди будут продолжать вести между собой бесконечные войны, где погибает множество невинных людей, то они могут уничтожить друг друга и погубить всё живое на Земле. У других народов своя вера и боги. И люди стали войной навязывать другим народам своих богов, хотя и в их учениях говорится, что Бог — есть любовь.
За много веков мы изобрели немало полезных вещей, которые могли бы пригодиться людям. Но мы не даём их вам, потому что вы можете использовать эти вещи не только для своей пользы, но и для войны и обогащения и ускорите собственную гибель. И предчувствуем, что такое может случиться через пять-семь веков. Мы находим достойных людей, таких, как ты и твои друзья — чистых душой и далёких от жадности и злобы. Мы приглашаем таких людей к себе и призываем их объединиться с себе подобными и удержать мир от будущих разрушений.
Услышав слова Днанаведа, я сидел словно громом оглушённый, не верил своим ушам и долго не мог прийти в себя. Неужели когда-нибудь такое может случиться?! Я не мог говорить, но молчали и великаны. Они с надеждой смотрели на меня.
— Не пугайся, — сказала Аранид. — Возможно, такое и не случится, если вы все вместе будете бороться с власть имущими, которые могут развязать новые войны.

2017 г.
(Продолжение следует)


Рецензии