501. Хутор. чертовщина. Торговля штука деликатная

                Покинув двор Григоренко, трое собутыльников распрощавшись с хозяином, с чувством побитой собаки, побрели по улице.
                Шли в полной задумчивости, каждый думал о своём и когда минули подворье Фусенковых, которое с одной стороны соседствовало с двором Григоренко, а с другого бока с двором Юрковых, Захарка вдруг, словно сорвавшийся с цепи Сарацин, зло выдал:
                -Па – дла! 
                -Вот же су - ка!
                После чего брезгливо сплюнул.
           -Ещё та сволочь!
                -Надо же, сама овца невинная.
                -И откуда у такого человека, столько нахальства.
                -Смотрит гад и надсмехается.
                - Так и чесались кулаки съездить ему по харе.

        -Ты с чего это Захарка разошёлся?
             -Разогрелся, как пустой самовар, смотри не прохудись.
                -Остынь маленько.

         - Да я уже остыл.
              -Ну и собака же бесстыжая, этот Григоренко, провались он трижды в яму.

          - Х-ха, да ты слыхал Лёха, как Захарка называл его, на вы?
               - Да меня так дрыном по голове не били, как этим «Вы».
                -Ты бы Захарка ещё обратился к нему эдак: С вашего глубочайшего позволения, господин хороший, разрешите сказать, возможно, я не прав, но судя по произошедшим событиям, хочу доложить, что ваше благородие соизволило на нас прокатиться.
          -Будьте так любезны, соблюсти некие формальности, отсрочить нам на неопределенное время выплату скопившихся недоимок.
                С некой эхидцей в голосе произнёс Миха.

          -Миха заткнись. Не серди меня.
             -Да мне самому до тошноты противно и главное сам понять не могу, с чего это из меня холопство полезло.
                - Обидно же.
       -Делает из нас дураков и при этом посмеивается, дескать это не он, а кто тогда?
        -Ну одному ещё можно мозги задурить, но троим, не пойму я.
            -Ведь мы всё воочию видели его, катали его в санях, а он отнекивается, не я это и всё.
                -Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё, не знаю, не был, не говорил.

      -Постой Захарка, вот я лично не видел, когда он выскочил из саней и обогнал нас.
          - Лёха, может он с твоей стороны, пробежал?

                - Да нет, не видел я.

        - Да разве чего увидишь, когда в глазах от такого забега круги цветные в глазах мелькают,
                сказал Захар.

        -Ну не пролетел же он на крыльях, ладно не увидели, но должны же были услышать, как снег под его ногами хрустит?

        -Да какой там к чёрту хруст, когда в ушах так тарабанило, что окромя ударов сердца ни чего не слышал.   

         -  И то верно.
               -А вот про мешки он то и не заикнулся.
                -Так запамятовал?

         -Кто? Григоренко?
            - Да не смеши меня Миха, чтоб он да забыл?
       -Он скорее мать свою забудет, чем мешки с зерном.
           -У него ж учёт, своего и чужого, ночью разбуди, так сходу скажет у кого, где и сколько.

       -Это правда, глаз у него на этот счёт здорово набит.

      -Во – во и второй  следовало б набить.
                Кивая головой, добавил к разговору Захарка.
       -Не чисто что – то тут. Чувствую, не чисто.
           -Ох и попахивает гамнецом, только не пойму откуда.
              -Уж не водит ли он дружбу с нечистой силой?

         -А что, на него это похоже.
             -Вот как – то раз мы с ним рядышком на базаре торговали.
                -У него торговля идёт, а ко мне ни кто не подходит. 
                -Нашенские мужики ещё предупреждали, что с Григоренко лучше рядом не торговать.
      -Но так вышло что стали рядом.
                -Скажите, что у него товар лучше?
             -Куда там,  мой может даже лучше будет.
        - Скажите плохо народ зазывал, ещё как зазывал, они главное подходят, а покупает – то у Григоренко.
         -Я стою и понять не могу, а он только поглядывает на меня, да посмеивается.
           -Распродался гад быстро, а я ничегошеньки не выручил, обидно назад товар везти, как – то  совестно на душе.
          -Чем же я хуже его или других торговцев?
               - А мне значит и говорит он, слушай Михаил, сбегал бы ты на станцию, да купил бы гостинцев, для моих домочадцев и протягивает деньги.
             -Сами знаете, коль едешь с базара, будь добр своим чего ни будь привезти.
                -Куды мне деваться, вот и согласился, благо станция рядом.
               -Пробежался я значит туды - сюды, накупил всякого интересного, успел даже стакан винишка опрокинуть, прихожу и диву даюсь, мой товар распродан, а Григоренко значит стоит, хитро улыбается и денежки пересчитывает.
        - У меня от удивления волосы дыбом стали.
              - А он увидел, что я пришёл, говорит, гостинцы положь туда, да держи денежки за товар и суёт мне значит деньги, а часть прячет себе в карман и приговаривает, а это мне за работу.
                -Ну я сразу в думки, что без обману тут не обошлось, пересчитываю и мама моя родная, так сумма та, на которую я ещё рассчитывал дома.
            -Вот думаю лихой проходимец, так он загнал мой товар по завышенной цене, мне что, моё дело сторона, получил и радуюсь.
       -Григоренко значит на своих резвых и айда до дому, а мне на своей лошадёнке доехать бы не спеша.
         -Денежки в кармане так просятся наружу, но я придержал их до одной из лавок на окраине, там сами знаете цены не такие кусачие как на станции.
         -Подъехал я значит, захожу, а запах колбас до одури в нос шибает и такой вкуснятиной манит аж в кишках заурчало,  я решил себя слегка порадовать, а что имел полное право, товар продан, денежки при мне.
           -Первым делом разорился и водочки купил, к водочке колбаски, своим всякой вкуснятины, в общем, вышел я из лавки полны руки.
             -Сложил всё в телегу и ходу до дому, выехал за станицу, а рука так и тянется к бутылке, ну что, на неё смотреть штоль, откупорил и так приложился, что половину в глотку само пролилось.
              -Закусил колбаской, вот уж действительно вкуснее ничего не пробовал, еду жую колбасу попиваю водочку.
        -А водочка как вода, легко пьётся, глоточек отхлебнул и ещё охота, после такого настроение ахти прекрасное, дорога что в одну сторону, что в другую пуста, до того мне стало хорошо, что не удержался и запел песни.
           - Еду себе, спиваю песни, попиваю водочку, ем колбаску, а денежки припрятал по дальше, немножко и себе оставил, чтоб было чего на опохмел.
              -Уже ближе к дому слегка вздремнул, хороша была зараза -водка, но голова опосля на другое утро   трещала как проклятая, в мозгах туман непролазный, соображаю  худо, думаю, то проделки Григоренко были. 
           -Ну, значит слухай дальше, приехал я к себе радостный такой, с подарками и гостинцами, жинке хвалюсь, что распродался под чистую и денег выручил кругленькую суму.
       -Лезу, достаю, и моему удивлению нет предела, а денюшек - то кот наплакал.
            -Как и почему понять не могу, жинка в скандал, орёт, пропился зараза, да что там пропился, бутылка водки, сама должна понимать, торговля штука деликатная, к ней нужен особый подход, обмывки требует, иначе в следующий раз удачи не видать.
          -Вот ещё тогда я заподозрил, что Григоренко не совсем чист на руку, сумел гад задурить мне мозг, сунул деньги, а я дурак на радостях посчитал, что всё в полном порядке.
       -Мне ещё разок бы пересчитать, глядишь и выявился бы обман, а я деньги подальше в карман и рад радёшенек, что удачно распродался.
               -Ведь предупреждали же наши мужики, что лучше от него держаться по дальше, не поверил, а опосля на собственной шкуре убедился, хитрющий змей, изворотливый гад, вот после такого и думай, а не сам ли он и есть ловкий чертяка?
               - Или с ними дружбу водит заодно?

      -Верно говоришь Миха, есть в нём что – то такое, вот только не понять что именно.
          - На удивление удачливый хозяин, всё у него как по маслу идёт, за что ни возьмётся всё у него с выгодой выходит.
             -Отчего так?   
                Поддакнул  Михе Захарка.

        Эх, если бы знать, да расспросить того лавочника, где отоваривался Михаил Цихарь, то он бы поведал интересную историю, как один мужичок дважды захаживал к нему за водкой и колбасой, которую он нахваливал за отменный вкус.
                Да и сам Миха был удивлён, когда в телеге обнаружил две пустых бутылки из под водки и недоеденный кусок колбасы под лавкой.
                С колбасой понятно, нечаянно обронил, а вот вторую бутылку ему явно подкинули для смеха станичные шутники, пусть мол поломает себе голову хуторской недотёпа, откель она взялась.

         -Говори не говори, а погано как – то вышло.
            - Может сходим к бабуле, да поправим здоровье, а то как - то нервишки шалят.

         - Не братушки, мне во! По самую глотку хватит!
            - Умаялся я, пойду домой, 
                сказал Захарка,
      - нагулялся я в эту ночь, мочи нет, да ноги гудят, просят отдыху.

       -Да и мне уже пора бы к дому, пойдём Захарка доведу тебя до калитки, как ни как по пути будет.

          Лёха замялся, ему – то идти некуда, баба дверь заперла и не открывает стерва.
              Так бы скоротал время с друзьями, а они вон по домам собрались.
                -А сколько щас время будет?
                Просто для интереса спросил Лёха у друзей.

      -Да кто ж его знает, уж и не помню, сколько раз пропели в катухах петухи.
          -Ишаки и те примолкли, а тебе зачем?
                поинтересовался Миха.
      
             -Да так, думаю далеко ли до рассвета.

      - Да уже наверно не долго, ладно, бывай, завтра встретимся.

           Миха и Захарка поплелись вдоль улицы о чём – то меж собой говоря, Лёха глядел им вслед и его пронимала такая жуткая тоска, что хотелось выть.
                Попробовать ещё раз постучатся в хату, может быть и откроют ему.
                А если нет, топтаться у дверей до утра морозно, зарыться в стог или забраться на сеновал в сарае?
           Выбор не большой, но лучше уж в сарай, пусть там и вонище стоит, но с другой стороны теплее, чем в стогу.
        Видимо Лёху преследовал коварный рок.
                Дверей ему не открыли, хотя он изловчался как старый лис, унижался и подвывал, давил на жалость.
                Но холодные сердца домочадцев даже не дрогнули, пришлось как побитой собаке, идти в сарай.
           Забравшись на сеновал и укрывшись сеном вперемешку с соломой, Леонид предался размышлениям о своей печальной участи.
                Вскоре наступившая лёгкая дрёма ласково уносила его в страну снов, вот только бы знать заранее, каким он будет этот сон.

01 июль 2019г.


Рецензии