Осень пришла в Машин лес. 19 часть повести

Тихим и теплым вечером тридцать первого августа, как только последние оранжевые лучи Солнца начали скрываться за горизонтом, Лето улетело вслед за ними. Машин Лес, проводив любимое Лето, сразу загрустил. Птицы и звери молча разбрелись по своим домам в ожидании Осени. Но они зря так волновались. Наутро Солнце как всегда взошло на небосклон и осветило землю яркими лучами. Оно будто успокаивало всех и говорило о том, что в первые осенние деньки будет по-летнему тепло и уютно. А когда в Машин лес пришла красавица Осень,  она была улыбчива и мягка, не предвещая миру никакой опасности.
– Не волнуйтесь, – сказала Осень. – Я еще не готова охладить землю так, чтобы вы замерзли. И хотя со мной в ваши края прилетели прохладные ветры, они не так суровы, и с ними можно поладить. Я помогу всем вам подготовиться к зиме. Только нужно будет немного потрудиться и заготовить себе пропитание на холодные и морозные зимние дни. Но перелетных птиц я не смогу удержать здесь. Им нужно лететь на юг. Они теплолюбивы и не привыкли жить вместе со мной.
Испуганный лес и все его обитатели, услыхав такие не по-осеннему теплые слова волшебницы, немного успокоились. Звери и птицы вышли навстречу к ней, ожидая указаний.
– Кому же из птиц лететь первыми к южным землям? – спросила любопытная Ворона.
Сама-то она не собиралась никуда лететь. Ей и здесь в родном лесу было хорошо. Ворона давно приспособилась к морозным зимам.
– Завтра я всем вам дам задания, – ответила Осень. – А сейчас мне нужно ознакомиться с богатством, которое мне оставила волшебница Лето, побывать на лугах и полях, на озерах и реках, в лесах и на полянах вашей северной земли.
Назавтра, чуть свет, все жители леса собрались на большой поляне, ожидая прихода Осени. И она пришла яркая в красивом зелено-оранжевом платье с букетиком хризантем в руке.
– Мне жаль отпускать перелётных птиц. Но я все же должна сделать это, поэтому составила очередность их отлета на юг.
Так вот, первыми полетят самые маленькие птички, те, которые питаются мошками, гусеницами и червяками. Это соловьи, пеночки, камышевки, дрозды, ласточки, трясогузки. Чуть позже в середине сентября, когда похолодает и начнут желтеть берёзы, к югу полетят журавли, цапли, кулики, потому что в это время земля на болотах уже начнет подмерзать, а птицы не любят клевать мороженую клюкву. Подорлики полетят вслед за журавлями, ведь им нужно добираться до далекой Африки. В конце сентября улетят и другие водоплавающие птицы. Белые лебеди полетят последними в середине октября.
Птицы, которым Осень повелела отлетать на юг, заметно разволновались. И это понятно. Ведь им нужно хорошо подготовиться к предстоящему перелету, окрепнуть, напитаться зерном, оставшемся на полях после жатвы, ягодами, плодами фруктовых деревьев.
– А мы не полетим, мы готовы зимовать здесь, в лесу, потому что зима в нашем краю не очень морозная, – сказали другие птицы. Этих птиц было довольно много.
Вот они: вороны и черные вороны, сороки, грачи, галки, сойки, мелкие совы, зяблики, клесты, дубоносы, зеленушки, щеглы, лазоревки, синицы, поползни, дятлы, воробьи, желтоголовые корольки.
– Вы такие маленькие, просто крошки, – сказала Осень, поглядев на воробьев, синиц, корольков, поползней и других мелких птичек. – Как же вы перезимуете морозную зиму?
– А мы устроимся в дуплах. Они большие, в них можно спать целыми семьями, так теплее, – прозвенели синицы.
– Что же вы будете есть в холода? Мошек и червячков вы уже не найдете?
– А мы запасаем их сейчас, когда они еще летают и ползают.
– Как же?
– Паучков и насекомых прячем под корой деревьев, а сами зимой прячемся под ветками елей и сосен, там тепло, – зазвенела большая  Синица.
– А я помогу им, – сказал Дятел, – достану еду из-под коры. Там столько личинок зимой, мне все не съесть.
– Хитрецы, – улыбнулась Осень.
– А мы смастерим для себя уютное теплое гнездышко под густыми еловыми лапками. Зимой они покрываются снегом и нашим птенчикам не будет холодно, – сказали клесты.
– Птенчикам? – удивилась Осень.
– Они у нас родятся в феврале.
– Чем же вы их будете кормить?
– Семенами шишек ели. Птенцы их любят.
– Вот так чудо из чудес, птенцы в январе на морозе! И они не замерзнут?
– Они у нас закаленные и, к тому же, наше гнездышко очень теплое, – успокоили Осень клесты.
– И мы тоже не хотим лететь на юг, – крякнули кряквы.
В их компании Осень заметила глухарей, тетеревов и водоплавающих птиц, таких как гоголи, красноголовые нырки, белые лебеди.
– Ах, какие же вы ленивые, не хотите добираться до далекой Африки? – удивилась Осень.
– Не хотим. Мы перезимуем здесь, – крякнула самая смелая Утка. – Я, к примеру,  найду для себя еду в полынье на реке.
– Ладно, – согласилась Осень, – это ваш выбор.
– И я останусь, – крикнул Орлан-белохвост. – Я тоже всегда найду себе корм, даже в большой мороз.

Подружившись с птицами и все обговорив, Осень пошла искать диких зверей. Их ведь тоже нужно предупредить, что скоро придет зима, и нужно готовиться к встрече с ней. А может быть, они, так же, как и птицы, всё сами знают?
Осень шла по лесной тропинке, с двух сторон заросшей подорожником, чистотелом, мать-и-мачехой, и думала: “Скоро листики и травинки пожелтеют и завянут, потому что не за горами первые морозы. Но мне жаль, что это случится”. “Не жалей”, – шепнул ей на ушко Северный Ветер. Он уже успел прилететь сюда, в Машин лес, как только узнал, что Осень пожаловала в эти края. “Как же не жалеть, – мысленно откликнулась волшебница. – Весна и Лето их вырастили, а при мне они будут погибать?” “Не погибнут, – снова шепнул Ветер. – Ты забыла, что зимой вся земля укрывается под снегом, потому корни трав легко смогут перезимовать, чтобы Весной снова расцвести?”
– Да, это правда, – вслух сказала Осень и улыбнулась самой себе. – Не бойтесь меня, травы, не волнуйтесь, деревья и кусты, – обратилась волшебница к растениям леса. – Вы не погибните Зимой, а только заснете. Сейчас же постепенно сбрасывайте листву, так вы подготовитесь к зимнему сну.
– Подготовимся? – зашумели дубы и клены, разволновались березы.
Их листва еще не пожелтела, но они догадывались, что это скоро случится.
– Вам нужно беречь свои силы, потому вы и сбросите зеленую листву, – пояснила Осень. – Но у вас останутся стволы и корни. Ваши ветви и корни укроет снег для того, чтобы вы не замерзли, а глубоко в земле длинные корни отыщут влагу и пищу. Этой энергии должно хватить, чтобы вы дожили до Весны. А когда станет теплее, вы очнетесь от зимнего сна и расцветете.
– Ах, так, – успокоились растения.
С того момента они стали поджидать морозную Зиму без большой боязни и трепета, потому что поняли, они выживут, только нужно все делать правильно, как посоветовала им Осень.
Осень шла по лесу и любовалась ярко-красными ягодами рябин, ловила паутинки, словно бабочек, порхающих между деревьями, под еловыми лапками заметила большой боровик. В березняке на солнышке красовались подберезовики и моховики, опятами обросли пни, желтые лисички выглядывали из травы.
– А ты, старый Дуб, готов отдать свои желуди птицам и зверям? – спросила Осень, подойдя к огромному старому Дубу, тому самому, на котором висел пчелиный улей-колода Машиного папы.
– Готов, – зашумел ветвями великан. – Пусть приходят, я не пожалею.
– Вот и хорошо, – сказала Осень. – Доброго здоровья тебе, старик! Живи долго и дружи с жителями своего леса.
Осень пошла дальше и увидела, кого бы вы думали, да нашего знакомого Тишку! Он подрос, превратившись в красивого рыжего бельчонка с длинным пушистым хвостом и зоркими глазками. Тишка издали увидел необычной красоты девушку и понял – она волшебница!
– Здравствуй, бельчонок! – громко сказала Осень. – А твоя мама дома?
– Дома я, дома, – откликнулась мама-белка. Она вылезла из дупла и подбежала к волшебнице.
– Я Осень, обхожу ваш лес. Как вам здесь живется, как будете встречать будущую Зиму? – спросила красавица.
– У нас все хорошо, госпожа, – ответила мама-белка. – Мой Тишка подрос, я рада. В лесу много еды. К зиме я посушу грибы, ягоды, соберу орехи, да и желуди на старом Дубе скоро созреют.
– Хорошо, что вы все знаете. Тогда я пойду дальше, здоровья вам и счастья, приходите ко мне, если что будет нужно. Я еще три месяца буду жить у вас, – сказала Осень и отправилась дальше.
Этот день у нее был самым хлопотным. Волшебнице пришлось обойти всех зверей, поговорить с каждым. И хотя зверей в Машином лесу было немного, но если посчитать, то белок, зайцев, ежей, мышей и лис много набралось. Вот только волков и медведей волшебница Осень здесь не нашла. И это хорошо, потому что Маша бы их очень боялась.

1.07.19

продолжение http://www.proza.ru/2019/07/08/124

p.s. Дорогие друзья! Читайте мои сказки на http://domarenok-t.narod.ru


Рецензии