Десять лет спустя

Я надеюсь что старик Дюма не поднимется из своего склепа, что бы обвинить меня в плагиате за название, да и нет в моём повествовании ни королев, ни кардиналов, ни мушкетеров, ни миледи(хотя Мила Йовович в этой роли- конечно Уух!).
Речь пойдёт о моей недавней поездке на родину предков, в Финляндию, а точнее о однодневной поездке в приграничный город Йоэнсуу.
Последний раз до этого я был там около десяти лет тому назад, от того и очерк так называется, так что сравнить старые воспоминания и новые впечатления мне показалось достойным изложения в печатном виде.
Стартовал я в составе экипажа небольшого автобусика в четыре утра из Петрозаводска, около часа водитель собирал пассажиров по адресам, и в пять мы выехали непосредственно из города. Совсем недавно прошел Мидсоммар (Венец Лета), так что солнце стоит в это время очень высоко, и я всё переживал о том, что придёться ехать у солнечного окна, но мне повезло, и всю дорогу я ехал у на теневой стороне маршрутки, так что мог вполне объективно вести наблюдения за дорогой, и сравнивать то, что вижу с воспоминаниями.
Во первых- оправдалась моя теория о том, почему не стало ягод на наших болотах. Я пришел к тому, что из за строительства новых газопроводов и трасс, дренажа, изменился уровень грунтовых вод, что и отразилось на урожайности дикоросов. Теперь я убедился в этом воочию- там, где были непроходимые верховые болота теперь сухо даже в мелиоративных канавах, где были ламбы теперь лишь камни, чуть скрытые водой, за то подтопило старинные леса на других участках дороги. Там, где были прекрасные затопляйки теперь речушка шириной с полторы дорожных полосы. Там, где я изучал бобров по пояс в болоте в бытность мою студентом теперь даже поднята(распахана) полоска земли, на трассе как положено по ГОСТу стоят указатели с названиями рек, а рек то  нет, одни только каменистые русла…
Так или иначе мы добрались до границы, попали на пересменку, но пятнадцать минут времени- не велика потеря, и как только вошел я на в здание КПП, то ощущение было, что не десять лет прошло, а каких ни- будь несколько месяцев- ничего не изменилось!
И так во всём, стоило пересечь границу и оказаться на территории Финляндии, то я как будто вернулся в своё детство- не изменилось абсолютно ничего, даже деревьев новых не посадили, но и не спилили то же, не говоря о строениях…
Такой вот ком- бэк (англ. come- back) в молодость!
Я и раньше поражался красоте и ухоженности этой страны, не десять лет не прошли даром, и теперь не как поэт, а как хозяйственник хочу отметить те факты, что просто бросаются в в сердце в своей очевидности.
Дорога, идущая вглубь страны от одного из всего четырёх КПП на полторы тысячи километров границы, всего лишь в две полосы, дорожные уклоны метра по два(сторона угла), трава выкошена на длину маха бензокосой, сразу видно- соблюдены все объективные нормативы, и всё же ни одного сантиметра земли не потрачено зазря, не сделано ни одного лишнего маха триммером.
То ли дело у нас! Деньги выделены- значит надо косить, и под снегом  я видел косят, и там, где от солнца и травы то нет, а про дорожные ГОСТы я вообще молчу- столько площади впустую перелопачено, а ведь каждый ковш грунта, помноженный на километраж- это миллиарды. Правильно, а чего их считать, их же много, чего землю щадить, её же у нас много…
«Если нужно, сделаем Землю хоть квадратной!»
(Строчка из песни группы Н.О.М. «Профессионал»)
А ведь всё это берется не просто так, а из наших пролетарских карманов, а потом все удивляются, а почему это пенсионный возраст увеличили?
 А площадь в Тохмаярви!
Кольцо в две полосы, по середине сад камней и три берёзы, так её внешний диаметр можно трижды вписать в диаметр наших городских развязок, так там икебана, красотища, а у нас пустырь, на котором собаки свои свадьбы играют!
А поглядите на их леса и поля!
Ни одного клочка «бросовой» земли, вроде грунтовой дороге, где в луже тонет каждый год по трактору. Межа между полями или покосами не шире ступни, а у нас? Межа такая, что не перепрыгнуть, а шагнёшь, так в канаву свалишься. Вырубки убраны не то, что от хлыстов, а даже весь мелкий мусор вывезен и пущен в дело. Лесопосадки разных лет, разных пород деревьев, вдоль дорог высажены чаще всего берёзы и ели, но много и лиственниц. Вид совершенно не Фенноскандинавский, кстати несколько старинных лиственниц видно было и на нашей стороне приладожья, видимо какой- то энтузиаст- учёный привёз семена из Сибири ещё в царские времена, а потом местные энтузиасты подхватили это дело, и стали высаживать полюбившиеся им деревья у себя на земле, потом, когда после Зимней войны приладожье отошло к СССР этот энтузиаст или погиб, или ушел в Финляндию, но его потомки и единомышленники до сих пор продолжают эту красивую традицию.
Позже, уже по возвращении домой мне пришла мысль,, что финский лес похож на шерстку кота, вычесанную и приглаженную любящей хозяйкой, а наши леса похожи на клочковатую шкуру дикого злобного пса…
Наконец мы добрались до пункта назначения- города Йоэнсуу- столицу округа Восточная Карелия.
Все ломанулись по магазинам, ну а я собрав необходимый мне набор продуктов (Стоит отметить, что десять лет спустя ничегошеньки не изменилось, ну кроме цен, те же марки продуктов, тот же вкус, а у нас каждые пол года что- нибудь новенькое появляется, и необходимо внимательнейшим образом изучать состав, что бы понять, в чем же именно тебя обманул производитель),
оставшееся же время пил купленное только что пиво(дорого, но вкусно) и курил тут же купленные сигариллы, наблюдая не за товарооборотом, а за городом и людьми.
Как же свободно они живут!
Бабулька едет на велосипеде, курит сигарету, припарковала свой байк, естественно не пристёгивая, сигарету в урну ТЬФУ!, и пошла за покупками.
На центральной площади праздник выходного дня, так там и сцена стоит, и ребята играют в хоккей на роликах, кто- то на лавочке книжку читает, кто пиво пьёт, кто курит!
И, самое главное, никто ни на кого косо не смотрит, никто не озирается по сторонам»а откуда прилетит?», никто не спешит, даже по эскалаторам никто не шагает, все просто спокойно едут.
 Вот он тот самый заграничный «дух свободы» о котором говорилось ещё в перестройку!
На всех торговых центрах ни одной камеры наблюдения, нигде ни одного забора, не говор я уже о решетках на окнах, или чём- то подобном.
Оговорюсь, что один забор я видел, но он ограничивал стройплощадку, а две единственные камеры, такие, с локоть размером, ровесницы Терминатора, были над дверьми закрытого за ненадобностью отделения полиции.
Так я насмотрелся на этих спокойных людей, особенно на тех, что пили курили пиво на верандах кафе, что решил «А я то чем хуже?», но прикинув цены ушел с площади и за первым же углом приметил барчик не больше трёх- четырёх гаражей по площади, с крохотной летней верандой, вот туда я и забурился. Странно, что пиво там продают по сто грамм, я взял себе 0,4, так как боялся опоздать на свой автобус.
Как же здорово было сидеть летним днём на веранде в тени старинных берёз, потягивать превосходное светлое пиво, курить сигариллу, слышать за соседним столом финскую речь, и ,самое главное, знать, что ты ничего не нарушаешь!
Такими вот были мои впечатления от этой краткой, но богатой на наблюдения поездки.
Как говорит мой товарищ по прозе и очень хороший друг Владимир Балтийский: «Путешествуйте друзья!».

p.s. В том баре, о котором я упоминал, посетив туалет чуть не забыл, зачем туда зашел- как у Высоцкого в песне "Ах милый Ваня, я гуляю по Парижу":
«Проникновение наше по планете
Особенно заметно вдалеке,
В общественном Парижском туалете,
Есть надписи на русском языке!»
За трубой скромненько нацарапано на побелке ручкой всем известное слово из трёх магических букв…


Рецензии