Традиция

Абдулла-киши выглядел очень обеспокоенным. Суетился, осматривал кругом в деревне. Уже сколько дней все пытался застать Абульфаз-муаллима, но это ему не удавалось. Обычно каждый вечер Абульфаз-муаллим выходил в село, но в эти дни его что-то не видно было. «Или заболел, или назначен на новую должность, потому и не появляется» - подумал про себя Абдулла-киши.
 И вдруг видит, как Абульфаз-муаллим тяжелыми шагами идет по селу. Он сразу обрадовался. Сменил свой маршрут и стал идти к нему навстречу. Приблизившись, протянул руку и громко сказал:
 - Здравствуй, Абульфаз-муаллим! Как ты?
 - Здравствуй. Я – хорошо. Ты как?
 - Спасибо, я тоже хорошо. Не жалуюсь.
Абульфаз-киши решил начать сразу начать разговор, чтобы тот не продолжил свой путь:
 - Абульфаз-муаллим, я сколько дней хожу по селу, но тебя не видно. Кажется, сильно занят.
 - Да, Абдулла. Приводил в порядок документацию в связи с назначением на новую должность. Ты хотел меня видеть? К добру ли?
Наступила тишина. После нескольких глотков Абдулла, наконец, начал говорить:
 - Как же иначе, уважаемый? До сих пор никому в этом селе я зла не причинил. - Затем указал на тутовое дерево: - Перейдем на холодок. Мне надо тебе кое-что сказать.
Абульфаз-муаллим не знал, о чем он хочет говорить, но согласился пройти под дерево.
 - Слушаю тебя, Абдулла, говори. Сказал Абульфаз-муаллим и попросил, чтобы  тот говорил по сути.
 - Уважаемый, я не намерен расхваливать здесь ни себя, ни своих детей. Сколько лет ты живешь в этом селе и всех прекрасно знаешь, лучше, чем я. Ты образованный, почитаемый всеми человек и, наверное, в курсе. Знаешь, что мой сын Баба и твоя дочь Хадыджа уже давно любят друг друга.  Я хотел увидеть тебя из-за этого.
Абульфаз-муаллим не был в неведении. Он знал, что сын Абдулла-киши нравится Хадыдже – его дочери. Даже строго-настрого предупредил жену о том, чтобы, когда он уезжает куда-нибудь из села, она следила за дочерью, а то, не дай бог, возьмет и сбежит с Бабой.
Абульфаз-муаллим не был готов к такому разговору, потому и не знал что ответить. Стоял и молча смотрел на Абдулла киши. Спокойно слушал и не перебивал его, а тот непрерывно говорил.
Тем временем Абдулла-киши решил что все идет хорошо и продолжал излагать свои мысли более уверенно:
 - Если позволите, уважаемый, мы хотели бы придти к вам на сватовство в удобный для вас день.
Абульфаз-муаллим был в замешательстве от такого заявления. Но Абдулла-киши ждал от него ответа, поэтому пришлось ему что-то сказать:
 - Абдулла, ты знаешь, что в этой деревне я ни с кем проблем не имею. У меня врагов нет. Наоборот, со всеми в хороших отношениях, в том числе, и с тобой. Сказать, что к вашей семье или к твоему сыну у  меня какие-то претензии, было бы неверно. Но это такой вопрос, брат, что я не могу сейчас ответить тебе на него. Мне нужно это обсудить в семье. Жена спросит у дочери ее мнение. Ты не думай, что я хочу породниться с человеком, лучше тебя. Если дочка будет согласна, то я не буду против. Мы дадим вам знать об этом.
Абдулла-киши увидел, как гладко идет беседа, решил воспользоваться моментом и договорить все, что было на душе:
 - Брат, я тебе с уверенностью заявляю, ты только отдай дочь за моего сына. Сам убедишься, как ей будет хорошо в моем доме. Она будет как сыр в масле кататься. Ты меня хорошо знаешь, обещаю тебе как мужчина. А если думаешь иначе, то решать тебе. Мой тебе совет: хорошенько все обдумай, чтобы потом не пожалеть. Вон, Гамбар-киши свою дочь насильно выдал замуж в другое село. Ты знаешь, что случилось потом. Бедняжка, повесилась, погубила свою молодую жизнь. Ну а парень, он уехал из деревни неизвестно куда. Но мне надо предупредить тебя. В случае, если откажете нам, то следите за своей дочерью, так как и я, и отец мой, и покойный дед, мы все похитили любимую девушку, а потом играли свадьбу. Я хочу сказать, Абульфаз-муаллим, что за сына своего я не ручаюсь. Он может похитить вашу дочь, и будут неприятности. Не оставляйте своего ребенка без присмотра, чтобы не навлечь неприятностей.
Абульфаз-муаллим знал, что его дочь любит Бабу, поэтому молча слушал и не знал, что сказать. А Абдулла-киши болтал обо всем подряд:
 - Ты знаешь, что наши дети любят друг друга. И наш долг женить их, чтобы были счастливы. Ты правду говоришь, в этом вопросе нельзя торопиться. Но мы с тобой немало пожили на этом свете и многое повидали. Есть такая поговорка: доброе дело не откладывают на долгий ящик. Слава богу, я работаю, сын мой тоже работает. Дом у нас добротный. Живем не хуже других, может даже лучше. Если ты породнился с













Гусейн-киши, то, дай бог, и с нами породнишься. Я не могу сказать, что они плохие, а мы хорошие. Упаси Аллах. Хочу сказать, чем я хуже них? Дом имею, машину тоже имею. Что еще нужно человеку для хорошей жизни?
Абдулла-киши перевел дыхание, затем продолжил:
 - Сам подумай, Абульфаз-муаллим, кто может отказать мне в невесте для сына? Никто. Просто я хочу, чтобы парень женился на той, которую сам полюбил. А то девушек в деревне, сколько хочешь, и все красавицы. Баба, слава богу, рос на твоих глазах. Ты видел в нем какой-нибудь порок? Если да, то скажи прямо. Тихий, спокойный, ко всем относится с почтением. Ты знаешь, как я люблю своего сына. Он носит имя моего отца. В общем, не буду тебя долго задерживать. Хочу сказать, что и деньги, и должность, все это пустяки. Сегодня они есть, а завтра их нет. Никто с собой на тот свет ничего не уносит. Главное – человечность и взаимопонимание между молодыми.
Начинало смеркаться. Надо было поспешить домой. Поскольку Абульфаз-муаллим был человеком воспитанным, прервать разговор собеседника не брался. В это время к ним подбежал пацан лет 10-12 и, обращаясь к Абульфаз-муаллиму, сказал:
 - Дядя, тетушка говорит, чтобы ты срочно пришел домой.
Абыльфаз-муаллим забеспокоился.
 - Аваз, детка, не знаешь, что случилось? Почему тетушка зовет меня? – спросил он, удивленный.
 - Хадыджа сбежала с Бабой, - ответил пацан.
Абульфаз-муаллим остолбенел. Не знал, что делать. Повернулся к Абдулла-киши и посмотрел ему в лицо. Он хотел понять, это была его его задумка, или же просто совпадение?


Рецензии