О судьбе друга

      К нашему объекту в поле прибилась собака. Не молодой, не породистый, но очень похожий на колли. Видно было, что он лишился хорошего хозяина: был всегда спокоен, уравновешен, хорошо знал охранное дело и к людям относился дружелюбно. Для чужих сам установил границу и достойно, без суеты защищал ее.
    Назвали мы его Рэмом, и он принял это имя. Меня он, почему-то, признал новым хозяином, хотя я появлялся на объекте не часто. Когда я приезжал, всегда с радостным лаем бежал навстречу, кружился вокруг меня, тыкался в ладони холодным носом. Привязанность была взаимная.
    Через некоторое время Рэм завел себе подругу, такую же бездомную как и он, невзрачную серенькую девочку Найду.
    Все шло своим чередом: люди работали, а Рэм с Найдой охраняли территорию. Случались и нештатные ситуации. Вот одна из них.
    Как-то ночью к объекту подъехал легковой автомобиль. Из него вышел водитель и направился к будке дежурного. Не дойдя двух метров до нее, был остановлен. Рэм, приняв угрожающую позу, стал на его пути. Мужчина оказался не из пугливых и решил не обращать внимание на собаку. Когда вышел дежурный, то увидел следующую картину: около автомобиля корчилась от смеха попутчица, а водитель стоял с поднятыми вверх руками и сдернутыми до колен трико. Рэм сидел перед нарушителем и предупредительно оскаливал зубы, всякий раз как тот пытался тронуться с места.
    Найда на фоне обстоятельного Рэма смотрелась не серьезной, даже легкомысленной: она кокетничала, лаяла на птиц, гонялась за проезжающими мимо машинами. И случилась трагедия. Когда я приехал в очередной раз, меня не встретил Рэм. Я позвал его. Рэм с опущенной головой вышел из-за будки дежурного, уткнулся мне в колени и глухо застонал. Впервые в жизни я видел как плачет собака. Под колесами грузовика погибла Найда. Рэм двое суток пролежал около неподвижного пушистого комочка, пока Найду не похоронили. Он перестал есть, пил только воду и неподвижно лежал за будкой. Люди сочувственно подходили к нему, говорили утешительные слова, гладили по голове. Шерсть собаки, ранее лоснившаяся, потускнела и пошла клочьями. Но время лечит.
    Наступил день сниматься нашему объекту и переезжать на новое место. Началась реконструкция федеральной дороги и мы мешали строителям. Рядом поселились лагерем мостостовики и Рэм как настоящий солдат подружился с бригадным поваром. Ему перепадали кости и всякие вкусные остатки от обедов. Вообще, я замечал, что любой человек впервые познакомившись с Рэмом, сразу проникался к нему уважением. Наверное потому, что Рэм не любил панибратства, заигрывания, это было ниже его достоинства.
    Начался отъезд. Пришли грузовики и мы приступили к погрузке нашего скарба и оборудования. Рэм, чувствуя неладное, растерянно ходил около машин, вопросительно заглядывал мне в глаза. Я успокаивал его, говоря, что я его заберу когда мы освоимся на новом месте. Я знал, что Рэм не пропадет – мостовики обещали его подкармливать. По другому поступить не мог. Наше имущество мы сдавали на охраняемую территорию, а новую площадку еще предстояло подготовить. Не учел главного – я оставлял друга. 
    Только через трое суток я смог приехать к Рэму. Недалеко от нашей бывшей площадки принимала самосвалы с песком учетчица. Увидев меня подошла и спросила: «Вы к Рэму? Господи! Заберите его, он каждое утро приходит на ваше место и воет». Из под темных очков по ее щекам потекли слезы. Комок подкатил к моему горлу. Рэма я нашел в лагере мостовиков. На мой зов он вышел вместе с поваром. Равнодушно посмотрел на меня и отвернулся. «Рэм, Рэмулька, - бормотал я, - прости, я скоро заберу тебя…» Положил перед ним большой кусок его любимой колбасы, но Рэм не принял подарка. Повар был поражен: «Ну и ну! Обиделся.., надо же…». В течении недели, заезжая каждое утро к Рэму, с трудом восстановил его доверие. Когда наша база на новом месте была построена я поехал за другом. «Все, - сказал я,  - пора домой!» Рэм решительно запрыгнул на заднее сидение. По дороге я иногда посматривал в салонное зеркало и видел умиротворенные глаза собаки - все хорошо, жизнь продолжается. Рэма встретил весь коллектив. Он деловито подошел к каждому – все свои. Кто-то попытался обнять его, но Рэм увернулся - нечего разводить сантименты, пора работать. Обошел новую территорию, прогнал чужую собаку. Начались рабочие будни.
      Через четыре года полевые работы закончились и я перевез Рэма на основную, постоянную базу. Он познакомился с ее хозяйкой, собакой Белкой. Каждый год у них рождались щенки-рэмики, которых с удовольствием брали на воспитание знакомые и совсем незнакомые люди.
     Пришло время, Рэм состарился. Он потерял слух, стал плохо переносить летнюю жару. Утром 5 июля 2014 года мне позвонил дежурный и сообщил, что Рэм умер. Я сам вырыл могилу, опустил в нее остывшее тело друга и укрыл своей кожаной курткой.
     Меня всегда мучили вопросы: где родился Рэм, кто был его первый хозяин и почему Рэм оказался один. Сегодня я знаю об ушедшем друге почти все. Но это совсем другая история.


Рецензии