Путь, начертанный зимой

Суть нашей таежной жизни такова, что летом мы можем выбраться в столицу нашего края, соседние наслега и поселки только по воздуху, на самолете или по реке, на катере, лодке или скоростном судне. Зимой же мы всего вышеперечисленного лишены и можем к друзьям или родственникам, по столичным магазинам и рынкам добраться только на автомобиле, но…

Зимняя дорога или зимник, как здесь ласково и сокращенно ее называют, может быть проложена и легально безопасно использоваться по назначению лишь тогда, когда добрые Якутские морозы придавят суток на несколько, не отпуская. Потом уже господа дорожники прочистят сугробы и освободят замороженное между деревьев направление от снега для выезда людей через соседний улус – Амгинский – дальше в Якутск или куда еще на север или юг. Хорошо, что дорога пролегает по мелким речкам и речушкам, болотам и болотцам, марям и канавам, а они, все вышеперечисленные препятствия, быстро промерзают и можно уже в конце ноября двигать в город Якутск через Амгу. Гораздо хуже обстоит дело с зимником по Алдану, который связывает и разделяет наслега нашего, Усть-Майского, улуса. Но об этом чуть ниже и слегка по- другому. А пока…

Так и нам, шустрым да скорым, сразу надо в город, в командировку, за новыми впечатлениями. Надо и поехали, сели в УАЗик и вперед, по ночной зимней трассе. Едем и едем, дорога пока ровная, большие машины еще не пошли, колеи не выбили, легко бежит русский джип, тепло внутри, даже спать тянет, конечно, весь день на работе, к вечеру собрались, в ночь на трассу, а утром надо быть уже в управлении. Шофер музыку включил погромче, что бы самому, наверное, спать не захотелось, всматривается глазами в дорогу, петляющую между деревьями. А там чудеса из чудес, деревья высоченные, но под тяжестью снежных шапок и шуб клонятся и клонятся. Клонятся до тех пор, пока головами-верхушками не соприкасаются, а там поддерживают друг друга. Отсюда, из кабины, смотришь, словно по коридору белому едешь, а он, коридор-то, благодаря легкому ночному ветерку, переливается в свете фар разноцветными звездочками, роняя их вниз, медленно и красиво. Здорово и потрясающе, для нас такой коридор Матушка-зима устроила, словно в приветствие зимним ночным путникам. Загляделись, вдруг, бах, шофер по тормозам! Машину даже слегка развернуло, а на дороге, прямо перед нами, метрах в пяти-семи, стоит сохатый, да такой красивый в свете фар и медленно падающих разноцветных снежинок. Прямо, царь зимнего таежного леса вышел нас повстречать, посмотреть, кто это нарушил его ночную зимнюю тишину. Рога большие, острые, по всей видимости, не молодой, матерый, стоит и на нас смотрит. А мы на него и так пару минут заворожено друг на друга смотрим. Но ехать-то надо, шофер на клаксон надавил, да только его и видели, два прыжка и нет его, царя-то, скрылся в ночном лесу, только снег с прилежащих к дороге деревьев рогами смахнул. Посмотрели, по газам и дальше ехать надо. Сколь еще километров до Амги пилить, а уже к полуночи подгребает.
Благополучно перевалили через Амгу, промерзшую почти насквозь, до дна своего и начался Амгинский улус. Лес сменился долинами, просматривающимися, насколько видит зоркий глаз, огороженными бревенчатыми заборами – загоны для коней местных, их пастбища на все времена года. Вот, даже и сейчас, зимней холодной ночью стоят темные телеса, лошадки, и ищут себе пропитание, раскапывая  своими копытами толстый слой снежного покрова для того, что бы что-нибудь себе отыскать. Даже ночью желудки им покоя не дают, просят и просят пищи, что бы согреть все тело и противостоять этим проклятым морозам. И что они там могут увидеть, но видимо не глазами, а нюхом чуют свою кормежку. И как много-то их, лошадок, в этих самых зимних загонах, все снега изрыли, настырные. Смотришь, а по телу мурашки бегают за них, тихо стоящих в глубоком снегу, смотришь и думаешь, ладно, хоть, когда идут, скачут, двигаются, но стоять на морозе! Как не холодно, бедняги. Посадить бы их всех в салон да погреть, но нет же, надо ехать, к утру бы добраться до места.

Много, много интересного прячут в себе холодные зимние ночные трассы, достаточно необычного и интересного в таежных лесах. Стоит маленько поездить попутешествовать по ночам и поймешь, как природа щедро одарила своими чудесами эти края вечной мерзлоты, края короткого и быстрого лета и длинной холодной зимы. Всякое время и всякое место имеют право на существование в нашем мире и каждый уголок нашей земли русской запоминается умеющему видеть и слышать все вокруг себя. Даже, на ночной зимней трассе.


Рецензии