Живое прощание

                ГЛАВА 4-Я
                ЖИВОЕ ПРОЩАНИЕ
Многим  из вас приходилось прощаться со своими близкими при уходе в тот мир. Боль, уходящая из самого сердца каждого с обеих сторон, – невыносима. Но, когда души понимают друг друга, – это и есть то  мгновение, которое нельзя ничем заменить.  В обычной жизни человек не замечает своих поступков, совершённых  не по закону Божьему, но в тот момент, когда исчисляются  дни жизни, человек становится смиренным и осознаёт весь свой пройденный путь. Душа его прибегает к Богу с мольбой о своём прощении греховном, и   уходящая душа становится так близка к Богу Отцу, что уже забывает о своём существовании на земле. Душа, находящаяся в теле,  измученном,  изнурённом болезнью, стремится скорее покинуть наш земной мир и  вознестись в Божью обитель. В тот момент уходящему с земли хочется близости с родными и их внимания.  Я тоже не однажды испытывала неповторимые чувства глубокой тревоги при живом прощании, и  всегда мне казалось, что я не так поступала.  Надо  больше бы уделять было внимание. Надо было бы спросить, что уходящий с земли чувствует  в данный момент, что он видит. Мне всё время казалось, этим самым я дам знать, что знаю  о его скором уходе  и   тем самым огорчу его и наведу на него тревогу и грусть. А может, у него теплится ещё надежда на чудо, на спасение. Потом угрызения совести долго меня мучают, что я не спросила о самом главном: что именно испытывает человек  в этот отходный момент.    Перед смертью  покидающие видят свою мать, обращаются к ней, зовут её, такое впечатление, как будто она стоит рядом и  своим присутствием облегчает уход с земли.  Уход моей соседки  Любаши в тот мир был неожиданным.  Ей было 70 лет, сильно не болела. Не любила жаловаться на здоровье, работала на заводе,  а вечерами обрабатывала свой большой участок земли. До часу ночи  её фигура мелькала среди огородных грядок. И вдруг резко поднялся сахар в крови. Она слегла, покрылась вся тёмными пятнами,  не стала есть и  отказывалась от приёма лекарств. Она поняла, что это пришёл конец её жизни на земле.  Я не знала, что она    заболела, её  дочка позвала меня к себе и сказала:  «Мама хочет тебя видеть».  Когда я пришла к ним, то была в ужасе. Увидев меня, она обрадовалась и прошептала: «Майя!  Ну сделай  хоть что-нибудь! Что-нибудь сделай!»  Это означало, чтобы я  полечила её молитвами и чтобы я умолила Отца  Бога, чтобы он ей продлил жизнь. Я была бессильна что-либо сделать, у меня не было силы, и  только один ужас  присутствовал в моей груди.  Я ей дала знать, что если бы обладала такой силой, как святые, то сидела бы день и ночь и молилась о её возвращении к полноценной жизни.  Но покрытое  всё тёмными  кровоточащими ранами тело меня смущало. Я поняла, что это есть её конец.  Я приходила к ней, мы хорошо понимали друг друга.  Я была  обессилена, видя её мученья. Она испытывала  невыносимые боли, кричала, поднимала руки кверху. Глядела в потолок и звала   криком свою маму: «Мама! Мама!» Я спросила её, видит ли она свою мать. Она мотнула мне головой и, подняв палец вверх, промолвила:  «Там вижу». Потом складывала руки на груди, как подобает отошедшему в иной мир, и смиренно лежала, как бы уходила в забвенье.   Мой приход иногда совпадал с приходом её сына. Радость появлялась на его лице. Она тянула по постели обессиленную руку, давая знать, чтобы он сел около неё рядом, чтоб взял её за руку и сказал какие-нибудь ласковые слова, но этого не происходило. Как только я ему говорила   её намерения, он резко отстранялся от кровати, говоря: «Нет! Нет! Я здесь постою».  А иногда даже уходил в другую  комнату  и там сидел. Можно представить, что она испытывала в этот момент. Опечаленные глубокие вздохи испускались  из её души, и ещё большее желание возникало в мыслях уйти к своей маме, которая ждёт её в том мире, любит её  и которой она очень нужна.  Я  старалась её успокоить, говорила, что любила её всегда, она, еле шевеля губами, произнесла: «Любила!» Я знала, что в очередной раз совершила ошибку, старалась исправиться,  простила, что любила и сейчас  очень люблю  её, гладила её  больные руки, она  преисполнена чувств  потянулась ко мне, я нагнулась,  и она страстно стала  меня целовать в знак той благодарности, которую она испытывала,  находясь в преисполненной радости, что хоть кто-то её любит. Я еле сдерживала свои слёзы и была в ужасе видя такое поведение сына. Меня мучила мысль, почему в предсмертные часы сын  так поступает. Чем вызвано такое  нежелание прикоснуться к матери и побыть с ней рядом? Может, боялся заразиться болезнью, которой покрылось её тело? Но ведь ласковые слова мог сказать ей!
Утром она тихо и спокойно ушла в Божью обитель, и я  её больше живой не видела.  Наша жизнь коротка. Не надо думать, что ещё мало годов и до смерти далеко.  Может так случиться, что и покаяться не успеем, поэтому, живя на земле, свою душу мы должны  готовить  заранее  в духовном  возрождении  и к покаянию о своих грехах, чтобы в тот мир   к  Отцу Богу прийти  прощёнными от грехов, так как в том мире требуют повиновения, смирения, покорности. Готов ли каждый из вас на то, что требует от нас Бог Отец? Готов ли каждый из вас явиться без угрызения совести на суд Божий? Если нет, то надо  быстрее  принять то, что хочет от нас Бог Отец небесный.


Рецензии