Опасный перехват. 2. Кодекс чести

                ОПАСНЫЙ ПЕРЕХВАТ



2. Кодекс чести.

Для этого случая стоит напомнить о том, что ещё в 1972 году было подписано Соглашение между Правительствами СССР и  США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним. В статье № 4 этого Соглашения не случайно прописаны следующие  строки:

«Командиры экипажей самолётов каждой из Сторон должны проявлять «величайшую осторожность и благоразумие» при приближении к самолётам и кораблям другой Стороны…, и в интересах взаимной безопасности не должны допускать имитации атак путём имитации применения оружия…».

Дополнений в данном случае не требуется! Всё верно, более того, это  было написано кровью наших пилотов. Повторять подобное нет никакого смысла и патриотизм тут вовсе не причём.

Однако нам точно станет лучше жить, если вся наша позитивная энергия будет направлена на борьбу с коррупцией, разрушающей страну, на улучшение социальных условий, искоренения бедности и наркомании, сохранению природных богатств и здоровой экологической среды. Одним словом за наше настоящее и будущее наших детей.

Ну а вопрос, кому, где летать или плавать тоже не должен вызывать особых затруднений, так как «нейтральные  воды» находятся в свободном и равноправном пользовании всех государств. То есть являются «международными». 

Другое дело, «территориальные воды», а это 12 морских миль (22,2 км),  вот они, «да», находятся под суверенитетом прибрежных  государств, а точнее, за его государственной границей. Здесь конечно уже не полетаешь, но об этом и речи никогда не шло и не идёт. Правда, если эта граница была нанесена «незаконно» или «ошибочно», а такие случаи в практике тоже  имели место.

Здесь стоит напомнить о том, что для советских бомбардировщиков, выполняющих боевые задачи в нейтральных водах у чужих берегов, на карте  штурмана была проведена красная линия в 50 километров от береговой черты, пересекать которую строго запрещалось. Это было своеобразное табу, чтобы не превратиться за считанные секунды в решето и не оказаться потом на дне океана.

 Более того, при отработке совместных задач с ВВС НАТО, на борту у советских ракетоносцев находились военные переводчики из числа офицеров. Таким образом, в случае необходимости,  всегда можно было связаться по двухсторонней связи с боевыми самолётами зарубежных государств или их наземными пунктами управления. Эта важная деталь позволяла  тогда избежать конфликтов в воздушном пространстве у границ Североатлантического блока.
*      *      *
Надо сказать что, используя своё законное право беспрепятственно находиться в «нейтральных водах», сегодня выполняют свои боевые задачи стратегические бомбардировщики и ядерные подводные лодки России. И всё это делается не для угроз, а с целью обеспечения собственной безопасности. Хотя подобная ситуация на первый взгляд выглядит парадоксальной, но такова реальность, а у неё уже свои законы.

А ведь бывало и так, что советские пилоты уничтожали в нейтральных водах не только военные, но и пассажирские самолёты, а тяжёлые ракетоносцы облетали на опасной высоте американские авианосцы с ядерным оружием на борту. Всё это было и никуда оно не ушло из нашей памяти, но мир всё же изменился, а в чём-то остался прежним и это надо учитывать!

Сдерживать эти преобразования всё равно, что препятствовать техническому прогрессу и желанию народов жить в безопасном мире, а это сегодня уже не возможно. Значит надо договариваться о правилах мирного сосуществования и, в первую очередь, о «не распространении ядерного оружия», как более опасного оружия на земле, хотя и нынешние  «обычные»  средства поражения становятся не менее опасными и разрушительными.

Справедливости ради надо сказать ещё о том, что Россия после распада СССР оказалась в затруднительном положении, так как практически лишилась своих «буферных зон», то есть окружающих её союзных республик и стран Восточного блока, входящих некогда в Варшавский договор. Более того, ситуация осложнилась и тем, что эти бывшие союзники и братские народы (за некоторым исключением) дружно устремились в Евросоюз и НАТО.

Однако пытаться остановить все эти процессы всё равно, что  препятствовать соседу, ставить металлическую дверь в свою квартиру. Ведь существует законное право, которое позволяет государствам создавать  оборонительные блоки, а суверенным странам быть их членами. И никто не вправе навязывать им иные условия.

Поэтому, чтобы обеспечить свою безопасность, остаётся только одно укреплять границы и совершенствовать оборонное оружие, обеспечивающее их защиту. И, конечно же, не стоит уповать на некий «искусственный интеллект» предвкушая, что мир уже завтра будет у наших ног. Нет, «целостный мир» всегда будет впереди нас, а мы будем неустанно следовать за ним, являясь частью его цивилизации.

Другое дело, восстанавливать дружеские отношения и утраченные связи со всеми бывшими республиками Советского Союза и странами социалистического содружества, а возможно и самим стать членом Североатлантического блока и играть там ведущую роль в укреплении безопасности ради всеобщего блага народов.

Всё же есть хороший опыт и авторитет Советского Союза, как одного из участников в создании Организации Объединённых Наций и значимого  влияния в ней. Конечно, для этого нужна более взвешенная и разумная внешняя политика, обладающая позитивной энергией и большой притягательной силой. Тогда на деле будет лучше, чем находиться в постоянном противостоянии со всем миром.

 Ведь на протяжение всей нашей истории не только Европа, но и весь мир не разрешил ни одного «значимого» военного конфликта без участия России, что позволяло ей защищать свои интересы и выстраивать более эффективные связи с другими государствами.
*      *      *
Теперь, вернёмся к самому началу повествования и ответим на главный вопрос: «Что же всё-таки означает - это короткое, но очень ёмкое слово «перехват», и с какой целью, он вообще осуществляется?»

И так, в случае появления в зоне ответственности соединения ПВО неопознанной воздушной цели, командир  авиационного полка или его оперативный дежурный подымают в воздух истребитель-перехватчик с полным комплектом вооружения. На данный экипаж возлагаются следующие  задачи:

- Первое - провести идентификацию воздушного судна, определив  его тип и государственную принадлежность. Важным здесь является всё же вид  самолёта, гражданский он или военный. Если гражданский - то какой это  самолёт - транспортный, пассажирский или легкомоторный, если же он   военный, то - боевой, транспортный или самолёт-разведчик.

Суть в том, что по каждому виду воздушных судов в случае  нарушения ими государственной границы или коридоров полёта осуществляются  различные действия. К примеру, огонь на поражение при пересечении границы можно открывать только по «боевым самолётам», а остальные следует лишь сопровождать или принуждать к посадке.

Хотя известны факты, когда советские военачальники вопреки всем международным нормам права и собственным приказам сбивали пассажирские самолёты. И как водится у нас, их ещё потом выдвигали на вышестоящие должности или представляли к правительственным наградам. Наверное, так  делалось  «назло врагам», однако всё это выглядело мерзко и недостойно великой страны и её народа.

- Второе - после идентификации воздушного судна, лётчик-истребитель производит его сопровождение, выполняя при этом все меры предосторожности в полёте. Кстати, к одной из этих мер, определённых международными правилами относится «фиксация расстояния», которое надлежит неукоснительно соблюдать при сближении с другим самолётом.

- Третье - в случае необходимости, пилот связывается с экипажем нарушителя и отдаёт ему соответствующие команды, предупреждая о факте нарушения  им коридоров полёта или государственной границы, а так же о его  ответственности за невыполнение данных требований. Обо всём этом он постоянно информирует свои наземные службы.

- Четвёртое - в случае явной необходимости (бедствия) лётчик-истребитель по команде с земли оказывает содействие экипажу, к примеру, в обходе им грозового фронта или вынужденной аварийной посадки на один из ближайших аэродромов.

При этом оба самолёта могут пересечь государственную границу, а потом, избежав угрозы выйти обратно за её пределы. В практике такие случаи имели место быть, и никто от этого не пострадал, не люди, не престиж государства.

- Пятое - в случае умышленного нарушения иностранными  «боевыми самолётами» государственной границы России в воздушном пространстве открывать по  ним огонь на поражение. Другие  воздушные суда в аналогичных случаях, если они не представляют собою  угрозы, а так же нарушителей режима полётов принуждать к посадке.

Все решения на применение оружия принимаются на «земле» и заблаговременно передаются пилоту по радиосети. В особых случаях, лётчик может сам принять решение, на открытие огня, исходя из поставленной ему боевой задачи.

Вот «примерно» такой алгоритм действий и профессиональный «кодекс чести» лётчика-истребителя, нарушать который никак нельзя, а тем более, кому-либо подталкивать пилота к неправомерным действиям.

В завершение необходимо сказать о том, что правила полётов и перехвата воздушных судов касаются в равной степени всех государств мира, а значит «всех» экипажей  гражданской и военной авиации и никаких особых преференций никому не предписано.

Примечание:
В оценке данных обстоятельств использованы предыдущие произведения автора: «Прерванный полёт», «Дерзость», «Приказано огня не открывать».


Рецензии