Опасный перехват. 1. Опыт прошлых лет

                ОПАСНЫЙ ПЕРЕХВАТ



1. Опыт прошлых лет.

Россия сегодня напоминает «осаждённую крепость», а телевизионные новости подобны сводкам с фронта. А ведь народ и без того накручен бытовыми неурядицам так, что гляди того выйдет на улицы и потребует сатисфакции у властей. Это в лучшем случае, а в худшем скажет: «Хватит, надоело ждать и постоянно затягивать пояса. Пусть порулят другие,  гляди и жизнь станет веселее, а общество справедливее».

Ну, а райская доля на небесах людей тоже не прельщает, чай не в каменном веке живём. Ведь хочется жить достойно, как подобает в богатой  и счастливой стране, а не ждать подачек с барского стола.  Жизнь то у всех одна и все это понимают - от мала до велика. Более того, наглядный пример «достойного бытия»  всегда перед глазами. Смотрите и «завидуйте», я гражданин великой страны! И пусть враги не зарятся на наше богатство! Правда, в чьих оно теперь руках трудно сказать!? Разве только лицезреть на сказочные дворцы и иную роскошь новых хозяев жизни.

Но мы всегда готовы умереть в борьбе за «это». И, если раньше искали своё счастье в далёкой Гренаде, то ныне оно нам светит заманчивым огоньком в разорённой войною Сирии. Вот такие теперь времена! Такие песни придумала жизнь и поди разберись, где правда, а где ложь. Кто здесь свой, а кто уже чужой. Вот только страна у нас одна и её надо кому-то беречь, а не стравливать людей, постоянно запугивая их новыми страшилками из телеэкранов. 
*      *      *
А теперь о самих страшилках... Здесь надо сказать прямо, какую только «околесицу» сегодня не несут наши журналисты и им за это исправно платят большие деньги. Вот они и стараются, скажем, так «от души» возбуждать у граждан «патриотические чувства», не понимая того, что вместе с этим они «раскалывают» общество и сеют  ненависть к другим странам и народам. Конечно, если всё это не является, чьим-то злым умыслом, скрытым в чёрном пиаре.

Наверное, поэтому мы постоянно слышим, как нас опять пытаются поставить на колени, а мы миролюбивые и кристально чистые только и успеваем отбиваться от «супостатов». Тем не менее, «проклятые американцы» вот уже совсем рядом размещают свои ракеты, а их разведывательная  авиация и боевые самолёты постоянно летают вдоль наших границ. И нам кажется, что действительно это ненормальная ситуация. В общем, мир сошёл с ума и стоит уже на краю пропасти.

Теперь встаёт закономерный вопрос, а раньше, что было по-другому? Нет, всё было точно так же, даже пуще того, но не было столько тревог и агрессии в освещении подобных явлений. Здесь хочется отметить, что несмотря на миролюбивые инициативы СССР и договоры с  США о взаимном сдерживании наступательных ядерных сил, авиация НАТО ежедневно вела интенсивную разведку вдоль союзных границ.

Правда, в воскресные и праздничные дни лётчики отдыхали, а в это время «работали»   разведывательные корабли  стоящих месяцами на якоре в нейтральных водах. Однако в будни, как по расписанию, один за другим появлялись самолёты-разведчики и часами барражировали вдоль рубежей Союза. Надо сказать, что это были целые летающие лаборатории на базе «Боингов» с экипажем 3-4 человека и группой операторов в 12-16 человек.   

Боевые же самолёты НАТО, типа «тактический истребитель» в это же время подходили к границе порою на сотни метров и шли по её внешнему контуру. Общую картину на этом фоне дополнял стратегический самолёт разведчик США СР-71, который появлялся у границ СССР, с определённой периодичностью, вызывая озабоченность у  расчётов противовоздушной обороны (это о западных рубежах).

Особенно дерзко вели себя истребители ФРГ «Торнадо» и шведские «Виггены», которые «ходили» всегда парами на предельно малых высотах буквально по самой кромке границы. Они, то и дело исчезали с экранов РЛС, а затем появлялись вновь и опять бесследно растворялись над водами Балтийского моря.
Не менее профессионально действовали у кордона тяжёлые самолёты-разведчики, так «Атлантик» барражировал на удалении - 5 км., «Орион»  около - 15 км., а «РС-135 порядка  - 40-50 км. Таким образом, в день могли работать в непосредственной близости у западной  границы 1-2  пары истребителей НАТО и Швеции, а так же  3-4 одиночных самолёта-разведчика.

Естественно, что в готовность к открытию огня приводились все наземные приграничные средства ПВО, а на перехват поднимались в небо дежурные истребители. Однако страна в это время жила своей обычной жизнью и никаких тревожных вестей с границ не поступало.

Поэтому каждый рачительно делал своё дело, а так же  активно велась борьба за мир и сокращение ядерных арсеналов. Ну а «защитники неба», как водится, находились всегда в «постоянной» боевой готовности к немедленному открытию огня по нарушителям воздушной границы и отражению внезапного удара по СССР.

Хотя здесь необходимо  сказать о том, что для боевых  самолётов и кораблей иностранных государств, находящихся в «нейтральных водах» ограничений никогда не существовало, не существует их и поныне. Поэтому они, так же как и мы, летали и будут (будем) летать вдоль границ своих потенциальных противников.
*      *      *
Теперь об истребительной авиации СССР, которая постоянно осуществляла перехваты и сопровождение иностранных боевых самолётов. Особое внимание, здесь конечно уделялось истребителям - разведчикам, которые в считанные секунды могли, пересечь советскую границу и остаться безнаказанными.  По ряду причин это могло произойти и неумышленно, тем не менее, нарушение было бы всё равно зафиксировано.

Однако таких случаев практически не происходило, что говорит о высоком уровне подготовки боевой техники и самих пилотов НАТО и их союзников шведов, которые могли длительное время идти по самой кромке советской границы, повторяя каждый её выступ и углубление.

В это же самое время советские истребители следовали за ними чуть выше и правее (левее),  находясь в постоянной готовности к открытию огня в случае необходимости. Тем не менее, это могло быть лишь при нарушении боевыми самолётами НАТО государственной границы в воздушном пространстве СССР. Хотя были случаи, когда иностранный самолёт нарушитель границы «в отместку» за данный инцидент был уничтожен уже в «международных водах».
*      *      *
Подобные неординарные действия, так же как и уничтожение «пассажирских самолётов», средствами противоздушной обороны в 100% случаев можно смело отнести к «преступной халатности» тех воинских начальников и командиров, которые применяли по ним оружие. К большому сожалению, никто из них не был осуждён «международным трибуналом», за подобные действия, что может означать лишь одно: ящик Пандоры всё ещё открыт, а это касается каждого из нас, кто пользуется услугами авиационных компаний.

Ахиллесовой пятой в этом деле были не только вседозволенность и беззаконие тех, кто отдавал подобные приказы, но и «отсутствие возможности» у лётчика-истребителя или командира боевого корабля выйти на связь с пилотом, нарушившим государственную границу. Просто не было для этого установленных радиочастотных каналов и «чётких указаний»  связываться в такой ситуации с кораблём, экипажем истребителя или  пассажирским лайнером.

Однако, к средине восьмидесятых на командных пунктах ПВО и у лётных экипажей появились частоты самолётов зарубежных государств и разговорные таблицы на английском языке. Таким образом, иностранного лётчика (в том числе и пассажирского лайнера) можно было оповестить о  нарушении государственной границы и передать ему приказ покинуть чужую территорию, а в случае не выполнения им команды предупредить об открытии огня или принуждении его к посадке.
*      *      *
Нынешние же клики журналистов о том, что вот наш лётчик «отогнал» американца  от границы или же, пролетев «впритирочку» с ним, «напугал» его, являются не более чем «фэйк ньюс». Хотя в большей степени это относится к «злорадству», а так же к непрофессиональным и опасным действиям безрассудных пилотов. По сути это называется «бахвальством», нежели разумной инициативой, а уж тем более геройством.

Подобные трюки уже стоили жизни не одному экипажу в славное советское время. Однако престиж страны от этого ни сколько не повысился, а вот, потери лётчиков и боевых машин были ощутимыми.

Более того необходимо учитывать тот факт, что в случае нарушения правил перехвата или несанкционированного применения оружия, противная сторона тоже может ответить аналогичными действиями и неизвестно, кто тогда первым обратится в смертельный штопор. Выписывать же пируэты скоростному истребителю перед тяжёлым «безоружным» разведчиком с массой пассажирского «Боинга» - это просто не уважать свою профессию.

Поэтому не стоит, используя информационное пространство,   подогревать такие настроения у военнослужащих. Ведь нашим лётчикам хорошо известны правила перехватов и международные требования к обеспечению безопасности при выполнении этих сложных задач.

Ну а теми, кто отдаёт такие приказы и выполняет их, пусть занимается военная прокуратура. Это её прямая обязанность, давать правовую оценку подобным действиям. Просто надо помнить о том, что даже малейшая  искра может вызвать большой пожар военного конфликта.

Продолжение следует…


Рецензии