Пан или пропаН. глава 3

Глава 3. Расставание

      Первые проблемы начали проявляться спустя три-четыре месяца работы в СП. Постепенно Андрею начались открываться ньюансы деятельности фирмы, которые вначале оставляли пока еще только неприятный осадок. Выяснилось, что польские партнеры «нагрузили» совместную с россиянами фирму совершенно неоправданными затратами. Например, транспортный отдел, который на деле обслуживал целый холдинг, был проведен по бухгалтерии СП, не говоря уже о таких мелочах, как секретариат, уборщицы, хозяйственные и канцелярские расходы. Короче говоря, рассчитывая, по-видимому, на «широту русской души», поляки постановили экономить на содержании своих фирм, и превратили СП в «дойную корову». Но это было еще полбеды. Значительно хуже оказалось то, что Андрей открыл случайно, просматривая документы по продаже импортируемого газа. После пересечения границы и таможенной процедуры партии газа оптом продавались с небольшой прибылью «своим» фирмам, в том числе даже входящим в холдинг, которые в дальнейшем перепродавали пропан-бутановую смесь конечным покупателям, снимая основные «сливки» с продаж.
      Поражал не только факт продажи подставным фирмам, но и изрядная доля отважного нахальства: европейские компаньоны даже не озаботились тем, чтобы скрыть следы таких транзакций. То ли рассчитывали на российскую неопытность, то ли было попросту лень. Так или иначе, но уже на пятый месяц работы в Варшаве Андрей решил написать заявление об увольнении, поскольку повлиять на процесс не хватало полномочий, а на его сигналы российская сторона реагировать не спешила. Отношения с его еще недавно улыбчивыми и доброжелательными шефами вмиг расстроились, служебная машина была «перераспределена», а ключи от квартиры попросили вернуть, практически не давая времени на подготовку к переезду. К счастью, к тому времени у Андрея уже появились хорошие знакомые в торгпредстве. Они помогли очень быстро снять квартиру в неплохом районе Варшавы – Мокотов, а один из них даже одолжил старенькую, но зато с дипломатическими синими номерами, «Ладу-пятерочку». Благо, за пять месяцев жизни за границей домашней утвари много не накопилось, и переезд был недолог.
Главный вопрос заключался в другом: перед Андреем встала необходимость принять решение – вернуться в Россию или остаться в Польше? Работы не было, но были идеи, и россиянин решил начать собственный бизнес.
      Последующие за расставанием с «ПЕТРОГАЗОМ» три месяца Андрей пытался поймать ветер в паруса своего корабля, отправившегося в «свободное плавание» по волнам предпринимательства. Пробовал поставлять в Россию польские продукты питания, кухонную мебель, одежду польского производства, на которую был спрос на московских рынках. После трех фур, отправленных в Россию из Варшавы, энтузиазм постепенно улетучивался. Рентабельность этих сделок оказалась невысока, московские покупатели не горели желанием увеличивать заказы. Не зная, что ожидает его в Польше, Андрей отправил жену с сыном обратно в Москву.

      Осенью 1993 года жизнь подбросила Андрею еще один шанс. Приятель из торгпредства познакомил его с фирмой «АРТОС» с северо-востока Польши, которой принадлежала сеть бензиновых заправок. Совладелец и президент фирмы, пан Ян, при первой встрече сообщил, что его компания получила лицензию на импорт дизельного топлива и теперь срочно ищет поставщика. Если до конца года контракт не будет заключен, лицензия пропадет. За Андреем к тому времени (не без помощи друзей из торгпредства) закрепилась репутация человека со связями в нефтеперерабатывающей отрасли за восточной границей, а потому пан Ян смотрел на него с надеждой и сулил все блага мира, если такой контракт удастся заключить. Встреча и разговор произвели на Андрея благоприятное впечатление, и он решился обратиться за помощью к отцу.
      Сложилось так, что в тот момент в Москве находилось представительство одного из нефтеперерабатывающих заводов европейской части России, и предложенная тема поставок «дизельки» в Польшу показалась руководству НПЗ весьма интересной. Это была удача!!! И закипела работа по организации встречи в Польше представителей НПЗ с фирмой «АРТОС». Андрей ушел в работу с головой: сделка обещала быть не одноразовой и сулила неплохие доходы для него как для посредника в будущем.
      Наконец настал день прилета в Варшаву «высокого гостя». Встречать его в аэропорту Варшавы собрались втроем: пан Ян, который приехал специально на своей машине, его приятель из торгпредства и Андрей. Прибывший оказался энергичным мужчиной лет сорока пяти. Худощавая фигура, седеющие волосы. После короткого приветствия и обмена дежурными любезностями, как это обычно бывает при первой встрече с незнакомыми людьми, Олег Сергеевич (так звали москвича) отозвал Андрея в сторону и спросил, кто стоит рядом с президентом «АРТОСА». Андрей объяснил, что это работник торгпредства России в Варшаве и хороший знакомый пана Яна. Лицо москвича несколько вытянулось:
– Зачем нам торгпредские? Нет, торгпредских нам не надо!
Андрею сразу же припомнился эпизод из «разошедшегося на цитаты» фильма Марка Захарова «Формула любви», где герой Семена Фарады произносит:
– А зачем нам кузнец? Не, кузнец нам не нужен...
      Возникла неловкая ситуация. Несколько смущаясь, Андрей подошел к пану Яну и его спутнику и передал пожелание московского партнера. Пан Ян думал недолго, точнее сказать, не думал вообще. Он немедленно согласился, не пытаясь даже объяснить Олегу Сергеевичу, что его российский приятель находится здесь не как официальное лицо от торгпредства, а лишь как хороший знакомый, благодаря которому и стала возможной эта встреча.

   В дальнейшем Андрей на собственном опыте не раз убедится, что поляки умеют   
   «выбирать нужную лодку», как выразился один из них, легко пренебрегая историей
   многолетнего сотрудничества или даже просто хороших отношений, если впереди
   маняще блеснет верхушка «золотой горы».

      Сократившаяся таким образом на одного человека компания, погрузившись в автомобиль, двинулась на северо-восток Польши знакомиться с владениями фирмы «АРТОС». Поездка прошла успешно. Трехдневный визит произвел на будущего российского поставщика должное впечатление. В течение этих дней пан Ян не только продемонстрировал сеть собственных заправок и даже отель, ему принадлежащий. Он также организовал ряд встреч с высокими чиновниками в Гданьске и морском терминале Гдыни, где предполагалось организовать логистическую базу для планируемой транспортной схемы сотрудничества, и явил собою верх щедрости и гостеприимности (насколько позволяли ему польские нормы и понятия).

      Ярким впечатлением от этой поездки для Андрея стало также знакомство с новым интересным человеком. Это был деловой партнер Олега Сергеевича – относительно молодой француз по имени Михаэль. Был он сыном эмигранта из России, родился уже за границей, и происходил, как понял Андрей, из очень состоятельной семьи. Симпатичное лицо, черные, вьющиеся длинные волосы.
      Сам способ его прибытия на переговоры был очень эффектен и выдавал человека, который привык разрешать возникающие проблемы, не считаясь с затратами. С Запада в Варшаву он прилетел рейсовым самолетом, когда вся делегация вместе с московским гостем уже находилась в Гдыне. Месье Михаэль вышел из варшавского аэропорта, взял такси, пообещав оплатить дорогу в двойном размере (туда и обратно) и «рванул» на север Польши. Ни много ни мало – триста восемьдесят километров. Чувствуя, что сильно опаздывает на вечерние переговоры, убедил таксиста пересесть на место пассажира, а сам занял место водителя. И погнал, предварительно гарантировав оторопевшему от такого напора таксисту, что все штрафы от полиции за скорость он покроет. Как понял Андрей из дальнейшего разговора, одним из хобби месье Михаэля были автогонки, а потому ничего удивительного, что трассу от Варшавы до Гдыни он преодолел в полтора раза быстрее, чем осторожный таксист.
      Французский партнер российского поставщика, как выяснилось, был владельцем крупной российской экспедиторской железнодорожной фирмы. С непривычным и амбициозным (с точки зрения Андрея) названием «Славянский мир». Компания владела несколькими сотнями новеньких железнодорожных цистерн для перевозки нефтепродуктов. Россиянину позже доводилось видеть эти цистерны: ухоженный вид и заметное издалека название сразу выгодно выделяли их из ряда старых, «советских» еще цистерн. Месье Михаэль еще и человеком оказался очень интересным: увлекательный рассказчик, круг интересов очень широк – от транспортного бизнеса до продюсирования кинофильмов. С владельцем «АРТОСА» – паном Яном – также нашлось общее хобби. И тот, и другой очень любили лошадей и держали конюшни. Правда, количество принадлежащих им скакунов разнилось на порядок, но это уже было неважно. Короче говоря, прибывший поздним вечером на переговоры гость был фигурой очень колоритной. Андрею, к тому времени еще не имевшему большого опыта общения с настоящими богачами, месье Михаэль вообще представлялся пришельцем из какого-то другого, неведомого мира, известного только теоретически – по книгам и голливудским фильмам. Масштаб его деятельности был для россиянина космически недосягаем. Продюсер голливудских фильмов, имеющий личные знакомства с польской кинематографической богемой, а по информациям, которые дошли до Андрея несколько лет спустя – владелец морского терминала на черноморском побережье России. В общем, высшая лига. Перефразируя Маршака, «владелец заводов, цистерн, пароходов...».
      
      Наблюдая за развитием событий, Андрей уже предвкушал начало серьёзного проекта, в котором (как тогда казалось) не последнее место должно было найтись и ему. Когда гость отбыл в Москву, вдохновленный пан Ян раскошелился на новенький факсовый аппарат «Панасоник» и даже оплатил авиабилеты на предстоящую поездку Андрея в Москву для обсуждения на месте технических вопросов, связанных с поставкой первого «маршрута»* с дизельным топливом из России в Польшу. Формула цены была сторонами согласована, поставки не пришлось ждать долго. Долго зато пришлось ждать лишь Андрею – ждать продолжения его сотрудничества с фирмой «АРТОС». К сожалению, быстро найдя общий язык с московскими партнерами и уяснив, что из-за отсутствия Андрея никто ему претензий не выскажет, пан Ян быстренько сократил свои «накладные расходы», избавившись от теперь уже ненужного ему посредника.

      Лет десять спустя, в случайном разговоре с одним из руководителей таможенно-экспедиционной агенции**, которая обслуживала фирму Андрея по поставкам газа, россиянин испытал легкую грусть (но без ностальгии), когда узнал, что «АРТОС» все эти годы сотрудничал с российским заводом и приобрел в Польше репутацию серьёзного импортера дизельного топлива. Вот такой очередной урок. Цена этого урока для Андрея – десятки (а может и сотни – кто ж их теперь подсчитает!) тысяч долларов недополученных комиссионных. Молодо-зелено...
* «маршрут» - (проф.жаргон.) – так принято было называть целый состав жд цистерн, отправленный одному грузополучателю
** «агенция» - agencja (польск.) – агентство


Рецензии