Следы древне-славянской мифологии у нас

Карпаты - общеславянская прародина
Листок - Духовно-литературный журнал, Ужгород, 1885-1903
 
Следы древне-славянской мифологии у нас
Не намеряем мы здесь систематически описывати мифологию славян,— хотя и это было бы очень любопытно и полезно для нас, — поелику мы угро-россы не имели способа познакомиться с верованием наших предков, — но хочем обьяснити некоторые, у нас еще и днесь употребляемые слова, которые происходят из давних языческих времен, и имеют свое начало в древней мифологии славян. — Так маленьких, грудных младенцев, если они красивы собой, матери часто называют лялями, особенно если говорят о них своим-же маленьким детям: „цыт сыне эгэ ляля". —
Леля, Леле, или Ляля у древних россов был бог младенцев, бог любви, тоже, что у римлян Cupido или Аmor. Для матерей был он хранителем младенцев, (в христианстве переменено это на ангела); для чего если младенец улыбается (mosolyog) во сне, у нас и днесь говорят, что ангел (лель) играет с ним; если мати засыпляет его, призывает к нему его ангела словами: Ой люлю, люлю. — Для взрослых молодцев и дев был Он возжигателем любви. В велико-русских любовных народных песнях строфы часто оканчиваются словами „Эй люли, люли"! Это воззвание к Лелю или к Ляле, как патрону любви о помощи. Лель или Ляля был сын: Лады богини красоты. Лада происходит от ладная, значить: красивая, прелестная; точно так как у римлян Venus от venustas, venusta; или Cupido от cupio, желаю, страстью пламенею. Прислужницами Лады являются русалки, водные нимфы, от которых праздник пятидесятницы у нас еще и днесь называется русальем, потому, что древние язычники около этого времени обходили праздник русалок.
— На многих местах между славянами девушки и днесь собираются в русалный четверг (или в четв. пред пятидесятницей), вяжут ленточки на березовую ветвь, мечут в воду, и по тому, что случается с ленточкой, заключают на свой брак, — а в русалную пятницу, около Свалявы, и Симери мычут конопли, варят их, и тем обваром моют головы, очевидно для того, чтоб у них были такие богатые волосы, как у русалок.
Праздник рождества Иоанна крестителя называют и по днесь на многих местах у нас Купалом, очевидно для того, что у древних руссов 24-го июнья праздновали божку Купало, которая была богиней земных плодов.
Подобным образом слово колядовати взято от древне-русского божка Коляда, который был богом мира, — тоже что у римлян Янусе. — Коляду почитали особенно в Киеве, ему праздновали 24-го декабря, играли, пели, веселились, гостились и хвалили Коляду.
Обычай колядовати и ходити с вифлеемом по хижах, безсомнения есть останком языческих празднеств Коляды.
Слово мара употребляемое у нас в недоброжелательном значении, на прям. „Мара бы тя взяла", без сомнения происходит от древне-славянского злого духа Маровит, который был злым домовым духом. Его изображали со львиною головой с усеченными мышцами, одетым чешуей (pikkely) и перьями, в цветном кафтане.
Корс, Корша был славянским Вакхоме (Bacchus), богом разгульной жизни и телесных наслаждений, — особенно почитали его в Киеве; изображали его голым, толстяком, надутым, на голове был у него хмелевый венец, и сидел на одной скале. Ему приношали мед и пиво в жертву. Наши слова корчага, корчма, даже мадьярское korso очевидно происходить от имени этого божка.
Гром на многих местах называют у нас и по днесь перуном.
Перун, Перон, Перкун, это главное божество у всех славян, тоже что греческий Зевс, и римский Юпитер, громовержец. У русских имел он идола в Новегороде и в Киеве. У него была серебряная голова, уши и усы из золота, ноги из железа, а прочее из дерева; в руках держал он камень высеченный на подобие молнии, украшенный рубинами и карбункелями. В Моравии был у Перуна храм близ города Берно (Вrunn, по чешски Брно, от Перун-а Перно, Прно, а наконец Брно). — Перуну приносили славяне драгоценнейшие, часто человеческие жертвы; были леса посвященные Перуну, в которых не было свободно ни охотиться, ни рубати дрова. В час принятия христианства велел князь
Владимир в Киеве идол Перуна привязать к коньскому хвосту, бить палками и бросити в реку Днепр.
— В Mopaвии разрушили св. Кирилл и МефодиЙ идол Перуна, — и поставили на том месте Пречистую Деву Mapию с Божественным Младенцем. Слово Перуне вероятно происходит от глагола перу, прати, сокрушати.
Ведренный, чистый, безоблачный час называют у нас погодою, — это название происходит от древне-славянского божка Погода, бога весны, и ведренного неба. Идол Погоды изображал юношу, венчанного голубыми (kek) цветами, украшенного голубыми крыльями, в голубо-серебряной фуфайке (melleny).
— Погоде был противуположен бог мрака и мглы: Негода, — особенно у Чехов и Моравлян.
После похоронов у нас и теперь дают угощение, комашню. Комашня без сомнения происходит от имени божка Кома, который у древних руссов был усыпитель или бог смерти. Русские просили Кому, чтобы принял родных их в рай, — и для избежания его гнева и испрошения милости давали в честь его пиршества, названные комашнями.
Ад называется у нас и днесь пеклом; это слово происходит от древнего языческого бога ада, тьмы и вечных мучений, называемого Пекол или Пекало. Этому божку были посвящены три головы: человеческая, лошадиная и коровья, что напоминает трехголовного греческого Цербера.
Наконец находим следы у нас и богу межевому, который назывался у древнихе руссове Чур-ом. Дети когда играют в гулючки (bujosdi)и ловят друге друга, не раз произносят слово чур, кто это слово произнесет, того не свободно имити, ибо он уже на межи, ибо перешагнул рубеж, лишь в круге которого дозволяются ималки (fogdosas, szembekotosdi). — Чур соответствует римскому Terminus.
Е.Ф.
Листок – Духовно-литературный журнал, Унгвар (Ужгород), июнь 1886г. Ответственный редактор - Евгений Фенцик

https://vk.com/doc399489626_507988000


Рецензии