Музей истории искусств в Вене-5

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

В те годы поистине необыкновенной фигурой почитался знаменитый АНТОНИО АЛЛЕГРИ, ПРОЗВАННЫЙ, ПО ИМЕНИ СВОЕГО РОДНОГО ГОРОДА, КОРРЕДЖО (ОКОЛО 1489/94, КОРРЕДЖО - 1534, КОРРЕДЖО).
О нем известно, что был он ни беден, ни богат и не знатен, но его родители смогли дать ему достойное образование. У Корреджо появился иной идеал человека. В своих персонажах Корреджо подчеркивает грацию вместо силы, изящество вместо величавой красоты.
Венские «ЮПИТЕР И ИО» И «ПОХИЩЕНИЕ ГАНИМЕДА» (ОБЕ ОКОЛО 1530) навеяны «Метаморфозами» древнеримского поэта Овидия.
«ЮПИТЕР И ИО» исполнена особого очарования и эротического магнетизма, что стало характерно для мифологических картин Корреджо вообще. Миф повествует о Юпитере, явившемся к прекрасной дочери речного бога Инаха в виде облака. Эффектно, в сложном ракурсе написана обнаженная женская фигура, пронизанная страстным чувством.
На другой картине, «ПОХИЩЕНИЕ ГАНИМЕДА», Юпитер, превратившись в могучего орла, уносит юного сына троянского царя Троса Ганимеда. Пленившись красотой мальчика, Юпитер предначертал ему жизнь на горе Олимп, где он станет виночерпием богов. Художнику великолепно удались пространственные эффекты, предвещающие наступление бравурного барокко с его излюбленными парящими фигурами.
Под воздействием искусства Корреджо сложился стиль маньеризм (итал. «вычурность») - художественное течение в искусстве XVI века, предвосхищающее барокко. Его характерные черты - манерная изощренность формы, странная вычурность, субъективизм, подчеркнутое изящество преувеличенно вытянутых фигур, эротическая насыщенность сцены. Маньеризм выражал эстетические идеалы придворной аристократии.

К самым ярким мастерам маньеризма принадлежал знаменитый ПАРМИДЖАНИНО (ФРАНЧЕСКО МАЦЦОЛА, 1503, ПАРМА - 1540, КАЗАМАДЖОРЕ). Одно время  он жил в Риме (1524-1527) - это были годы расцвета творчества Рафаэля и Микеланджело. Пармиджанино отличался неустойчивым, странным, нервным характером, часто менял свои интересы, а в конце жизни забросил живопись и стал алхимиком.
«Прекрасный, как ангел», - говорили о нем современники. Таков он на «АВТОПОРТРЕТЕ» (ОКОЛО 1524). Здесь он запечатлел себя в возрасте двадцати одного года, в модной изящной одежде того времени. Портрет необычен, имеет странные и намеренные искажения. Это своего рода эксперимент - таким юный автор увидел себя в зеркале.

Картина Пармиджанино, «АМУР С ЛУКОМ» (ОКОЛО 1533), особенно эффектна и даже эротична. Артистизм и виртуозность исполнения здесь становятся главными чертами стиля. Купидон (Эрос), мастерящий лук, у ног которого устроились два малыша, написан в сложной и изящной позе. Один из мальчиков схватил руку другого, подталкивая его к Амуру. Но тот не хочет прикасаться к кудрявому красавцу и плачет от страха обжечься о любовное пламя. Поставив ногу на книги, он выражает тем самым свою власть над всей ученостью мира. Нежное лицо Амура удивляет своей холодностью и двусмысленностью, а его женоподобная фигура - жеманной грацией и вычурностью. Остроумная по замыслу, задуманная как аллегория картина вдохновила позднее Рубенса, который даже скопировал ее.


Рецензии