Что-то в воздухе

Когда следишь за каким-нибудь событием, переживаешь, то невольно думаешь, что оно для всех – «всехнее», потому что волнует почти всех людей, за исключением древних бабушек и малых детей. Так, например, было со сквером и храмом в Екатеринбурге или с эпопеей Ивана Голунова. Да мало ли? Оказывается, что это не так. Моя молодая соседка – мать сына-подростка – ничего не слышала об этих событиях. Она сказала, что у нее своих проблем полно и что у нее нет времени следить за «пустяками». И многие, даже люди с образованием в стороне от знаковых эпизодов общественной жизни в последнее время. Они их не волнуют. Я убеждаюсь каждый день, что это так. Наверное, человека слишком увлекает «разговор благоразумный о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». И думает только об этом, и во сне видит только это. Я не осуждаю. Отнюдь. Человек имеет право устать душой, не верить ни во что. И тогда приходит равнодушие как форма самозащиты.
Мне очень нравится «Портрет Джулиано Медичи» Боттичелли. Изысканные черты лица, в которых скрывается благородство. Гордая голова, прямая осанка. Однако герой портрета опустил глаза. Он не желает смотреть на мир – злой, кровавый, завистливый и несправедливый. А зачем смотреть-то? Он того не стоит. Джулиано погружен в свой внутренний мир – богатый и разносторонний. Он в себе живет, как философ или поэт. И в этом есть мудрость. В картинах Боттичелли каждый герой живет своей жизнью. В них нет коммуникации. Никто друг на друга даже не смотрит: все во мне!
Говорят, что Боттичелли примкнул к Савонароле, что он сам бросал в костер свои картины. Потому что поднял глаза и посмотрел на мир, что вокруг него. А в конце жизни пожалел об этом.
Кто-то всю жизнь проводит «на сенокосе», кто-то опустил глаза, созерцая внутреннюю гармонию. А кто-то трубит на все голоса о чем-то. И момент, когда придет какой-нибудь Савонарола, и люди вдруг превратятся в толпу, всегда непредсказуем. Мне кажется, что в последнее время это носится в воздухе. Как-то напряженно стало.


Рецензии