Музей истории искусств в Вене-6

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Особенно яркими индивидуальными чертами обладала ВЕНЕЦИАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ. В сравнении с Флоренцией и Римом, Возрождение началось здесь несколько позже. В ее живописи господствовала радостная стихия цвета, а не композиция и пластика.
Золото и иноземные сокровища стекались в Венецию со всех концов света. Она поддерживала тесные связи с Византией, арабским Востоком, даже с Индией. Потому в ее культуре заметно тяготение к фантастическому, яркому, многоцветному стилю. Дух карнавалов, многолюдных церемоний не иссякал здесь никогда.
«Молодая женщина за туалетом» (1515) принадлежит кисти венецианца Джованни Беллини (около 1430, Венеция — 1516, Венеция). Это особенный художник. Он принадлежал еще эпохе кватроченто - так называют Раннее Возрождение в Италии. Беллини принадлежат не только пленительные портреты, но и удивительно музыкальные пейзажи. Его искусство отличают благородство и поэтическая фантазия. Он избегал бурного движения и остроты сюжета.
В венском портрете -  юная красавица, с великолепными формами и золотистыми волосами, кстати, идеал венецианских живописцев, пребывает в безмятежном, счастливом состоянии: в гармонии с собой и природой. Кажется, она упоена жизнью, немного наивна и простодушна. Несомненно, художник обобщает и идеализирует натуру, молодая женщина вознесена над повседневностью, ее облик пронизан поэзией, загадочностью - она из «золотого сна».
Потому одно время считали, что это Венера перед зеркалом.

Учеником Беллини был первый мастер Высокого Возрождения в Венеции - ДЖОРДЖОНЕ (Джордже да Кастельфранко, около 1477, Кастельфранко Венето - 1510, Венеция).
В его искусстве царит дух ясной гармонии и какой-то особой интимной созерцательности и мечтательности. Щедро наделенный талантом, он один из самых типичных венецианцев.
В мастерской знаменитого Джованни Беллини он быстро освоил «школу» и пошел дальше.
Но его жизнь была коротка - около 34 лет мастер умер от чумы. Еще долго после его смерти в Венеции царил настоящий культ Джорджоне.
«ТРИ ФИЛОСОФА» (около 1508) - довольно загадочная картина. Свое название она получила в 1525 году. По сей день полотно вызывает споры о том, кто здесь изображен. Действительно ли философы или это фигуры, олицетворяющие три возраста, а может — волхвы.
Заходящее солнце, скалы, чудесная долина - воплощение мечты о вечной гармонии, о единении человека и природы.
Каждый из «философов» погружен в глубокие размышления. Восторженный юноша, кажется,слышит музыку «вечного». Один из стоящих мужчин изображен в восточной одежде, олицетворяя знания и сомнения зрелого возраста. Рядом, в образе бородатого старца, сила духа и уверенность мудрости. Но главное - настроение сцены, абсолютное безмолвие, подобное чудному сну.
В музее Вены есть и другая работа мастера, «ПОРТРЕТ МОЛОДОЙ ЖЕНЩИНЫ» («ЛАУРА», 1506). Свое название она получила уже в XVII веке. Возможно, это куртизанка, она полуодета, ее грудь обнажена. Тончайшие тени придают особое очарование ее наготе. Мечтательность, душевная мягкость женщины, безмятежность духа наделяют ее своеобразным обаянием.
Ветки лаврового дерева — атрибуты имени Лаура, с одной стороны, и атрибут Аполлона — с другой. Такой символикой художники того времени пользовались довольно часто, и можно предположить принадлежность модели к поэтическому ремеслу.


Рецензии