Музей истории искусств в Вене-7

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Другой титан венецианского Возрождения — ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО (ОКОЛО 1488, ПЬЕВЕ ДИ КАДОРЕ — 1576, ВЕНЕЦИЯ) прожил совсем другую, легендарно долгую жизнь. Его ранние работы необыкновенно схожи с картинами Джорджоне. Он был его учеником. Но в дальнейшем искусстве Тициана с особой силой проявилось дыхание новой эпохи — бурной, трагической, чувственной.
В мастерской Джорджоне Тициан провел три года, до безвременной кончины учителя. Здесь он проявил себя не только живописцем, но и талантливым музыкантом, познакомился с блестяще образованной патрицианской молодежью Венеции, соприкоснулся с ее утонченной интеллектуальной атмосферой. Тициан обладал сильным темпераментом и был наделен яркой творческой индивидуальностью.
Уже совершенно самостоятельно им была написана картина «ВИОЛАНТА» (около 1515). Она обозначила начало творческой зрелости художника. С портрета смотрит спокойная золотоволосая, пышнотелая женщина в богатом наряде. Красота ее величава, она подобна богине. К ее корсажу приколоты фиалки — намек на ее имя Viоlа. Светятся ее обнаженные плечи, драгоценные золотистые волосы, а мазки кисти сливаются в эмалевую поверхность. Такие венецианки в работах Тициана, олицетворяли собой представление автора об идеальном облике женщины.
Первый биограф Тициана Карло Ридольфи сообщает, что красавица была возлюбленной художника, куртизанкой.

К раннему периоду творчества относится весьма любопытная картина «БРАВО» (ОКОЛО 1520). Напряженная, насыщенная драматизмом чувств, она изображает двух молодых мужчин в противоборстве друг с другом.
«Браво» в Италии называли наемных убийц, выполняющих особые, тайные поручения заказчиков. Их роль в закулисной политической, да и частной жизни в этом великолепном городе гондол и масок была немалой. С их помощью устранялись противники, вершилась месть, заканчивались интриги авантюристов.
Зловещая темная фигура — воплощение зла и жестокости — надвигается на юношу, пытающегося вырваться из цепкой хватки нападающего. Во мраке ночи браво почти не видно, но заметно приготовленное за спиной орудие убийства. Художник воплотил неравную борьбу двух миров — возвышенных идеалов и беспощадной, порочной действительности.

Совершенно другое мироощущение в большом полотне «СЕ ЧЕЛОВЕК» (ЕССЕ НОМО, ОК. 1543). Шедевр был создан в самый счастливый и плодотворный период мастера. Это был новый этап его искусства — могучего реализма. Художник отходит от красочной нарядности венецианской живописи. Тициан все больше использует нюансировку цвета и тона. Цвет постепенно становится основным выразительным средством. Захватывающая драма Спасителя в венской картине, сложность ее содержания требовала именно такой манеры. Христа выводят к толпе, жаждущей его казни. Древний библейский сюжет перенесен в XVI век. Картина написана с монументальным размахом и великолепием. Звучание красных, ослепительно-белых, темно-вишневых, голубых, золотисто-розовых и черных тонов сливаются в величественную живописную симфонию. И все это заключает в себе потрясающую драму столкновения героя с враждебным, суетным и равнодушным миром.

Еще одна из картин мастера - великолепная «ДИАНА И КАЛЛИСТО» (ОКОЛО 1568). Художник избрал сюжет из античной мифологии. В свите богини-охотницы Дианы была нимфа Каллисто, что значит «прекраснейшая». Юпитер, очарованный ее красотой, овладел ею своеобразным образом - явившись в образе самой Дианы. Обычно, избирая объект своих вожделений, правитель Олимпа коварно менял облик, соблазняя свои жертвы. Диана, узнав о проступке Каллисто, в гневе изгоняет ее из своей свиты и превращает в медведицу. Этот момент и запечатлел художник. 


Рецензии