Музей истории искусств в Вене-9

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Еще один титан венецианской школы - ТИНТОРЕТТО (ЯКОПО РОБУСТИ, 1518, ВЕ¬НЕЦИЯ - 1594, ВЕНЕЦИЯ) Он писал большие композиции, переполненные фигурами в головокружительных и неожиданных ракурсах, используя эффектные построения. Манера художника блистательна, бравурна. Не случайно его называют предтечей барокко.
Ослепительна по красоте его картина «СУСАННА И СТАРЦЫ» (1556), находящаяся в венском собрании. Тинторетто пишет пленительную нагую женщину, ее золотые волосы, шелк, нитки жемчуга, зеркало, чудесный сад. Очень сложна поза Сусанны, так не писал еще никто в те времена. Скользящие тени на ее теле, прозрачность воды, темная зелень сада — весь этот аромат земной красоты передан виртуозно, с глубокой одухотворенностью и силой. Старцы, разглядывающие красавицу и олицетворяющие животную страсть, несколько карикатурны, однако вносят ноту тревоги в дивную идиллию счастья.

Своеобразным обаянием обладает творчество редкого художника ДОССО ДОССИ (1489, ДОССО - 1542, ФЕРРАРА), работавшего на севере Италии, включая Венецию, а также во Флоренции.
В его искусстве заметно влияние Джорджоне, Тициана и Рафаэля. Он был мастером пейзажной живописи, портрета и бытового жанра, любил мифологические сюжеты. Картина «ЮПИТЕР, МЕРКУРИЙ И ДОБРОДЕТЕЛЬ» (1529) представляет собой аллегорию Искусства живописи. Сюжет ее незамысловат: Юпитер, олицетворяющий художника, сидя за мольбертом, вдохновенно рисует чудесных бабочек на небе. В это время охраняющий его Меркурий заставляет замолчать коленопреклоненную женщину, вероятно Добродетель, которая пытается привлечь внимание Юпитера к более серьезным божественным занятиям. Художник использует множество декоративных эффектов - контраст обнаженной и задрапированной фигур, дивный пейзаж с радугой, живость мимики и жестов героев.


Рецензии