Краеведение в лагере Орбита

                Повесть (1993 г.)

                День первый

   В этом году в загородном лагере "Орбита" появился новый кружок.
   Ещё когда ребята ехали в лагерь на автобусах, с третьим отрядом оказался ещё довольно молодой человек, с плотно заполненной сумкой через плечо. Он сразу же заговорил с сидевшими рядом.
   Дорога летела на запад. Оставались позади берёзовые рощи, тёмные ельники, болотца, заросли вошедшей в рост травы и бесконечные одуванчики, как отблески солнца. Оказалось, что новый кружковод будет заниматься историческим краеведением.
   - Чем, чем? - вначале спросили некоторые ребята.
   - Краеведением, - сказал мужчина. Подумайте сами, что означает это слово.
   - Ведает краем, - определил один из мальчиков.
   - Значит, это наука, изучающая...
   - Наш край, - раздалось хором.
   - Вот именно. Вы хотите знать, с чего начинается история? С края, в котором вы живёте. А изучать его можно, зная множество наук, которыми мы и займёмся в лагере. Пока подумайте, кто из вас мог бы записаться в мой кружок.
   - А поход будет? - тут же выпалил кто-то.
   - Будет и поход, и поездки по окрестным местам. И многое можно будет сделать своими руками.
   А пока руководитель кружка предложил ребятам спеть. Многие, особенно мальчики, вначале не очень на это откликнулись, но вожатая Вера, давно работавшая в лагере, запела песню гардемаринов, затем спели "Атас..." Но, в общем, не густо.
   - А давайте разучим одну старую песню, которую можно спеть в походе, - предложил кружковод. - Её давно почти не исполняют, но она очень подходящая.

                День второй

   Подмосковье... Столичная область вобрала в себя приметы природы и истории России во се стороны от Москвы. Тут и Север - "окно" на Верхнюю Волгу, край хвойных лесов, талдомские кружева. Тут и преддверие южной лесостепи - открытое солнцу правобережье Оки, разнотравье и ласточки-береговушки. Тут и начало Текстильного края со "столицей" в Иванове - Орехово-Зуево и Павло-Посад, где "вторил звуку электрички ткацкой фабрики гудок"...
   Лагерь "Орбита" - это западное Подмосквовье. Тут бывают самые сильные под Москвой ливни и грозы. Эта земля когда-то пережила и военные грозы, накатывавшиеся с запада к Москве - бои с польскими отрядами, вторжение армии Наполеона, и, наконец, остановила вражеское нашествие в 1941-ом. Бородино и Дубосеково, Тучково и Снегири... Неторопливая Смоленская дорога и рядом - современное Минское шоссе, главный вьезд в Москву для многих стран Европы. Ключ к Москве, "головка" которого - далеко на запад, это - старинная крепость Смоленска...
   А поперёк него - рубежная дуга обороны Москвы, воздвигнутая ещё в четырнадцатом веке, остатками которой стоят Руза, Можайск, Верея, и далее в Калужскую область - Боровск, Малоярославец.
   Течёт река Протва, почти ничем не загрязнённая даже в наши дни. Течёт, делая замысловатые петли между крутых берегов. Над Протвой - лагерь.
   На следующий день после приезда ребят после завтрака немало их пришло в корпус Дома детского творчества, где уже приготовили комнаты кружководы. Вчера целый час после отбоя краевед печатал что-то на машинке. Пришедшие ребята увидели развешанные на стенах листки с какими-то надписями, завитушками, рисунками мебели, утвари, решёток и фасадов домов. На одном листке были напечатаны столбиком названия наук.
   Сразу же в кружок записалась группа вчерашних знакомых из третьего отряда, несколько десяти- и одиннадцатилетних ребят из четвёртого и седьмого и двое четырнадцатилетних из первого.
   Все уселись за длинный стол, и в его главе оказался краевед.
   - Сегодня мы сначала поговорим о том, благодаря чему мы знаем и о далёком, и о недавнем прошлом. Попробуйте ответить на этот вопрос.
   - Археологи находят разные предметы, - начал Дима Нагин из третьего отряда.
   - А ещё разные сказки, легенды, - продолжила десятилетняя Оля Лапшина.
   - А что ещё может нам что-то сказать о прошлом?
   Ребята назвали ещё старинные костюмы, оружие, старые здания, стены.
   - Но это далеко не всё. А наш язык, крылатые слова и выражения?  Например, "кричать во всю Ивановскую". Что это за Ивановская и кто там кричал?
   - Ивановская - это, наверно, улица, - предположил Паша Чернецов.
   - Не знаете, а ведь вы почти все - москвичи. Ивановская - это же площадь в Кремле. Когда-то царские дьяки выкликали на этой площади новые указы. И кричали при этом что было сил, потому что в те времена не было ни радио, ни микрофона.
   Это язык. А рукописи? А художественные произведения? Заниматься изучением любой истории, а тем более прошлого родного края, можно, только зная все эти исторические источники. Это слово - "источник" - имеет несколько значений. Что в природе называют источником?
   - Родник, -ответили ребята.
   - То есть то, с чего начинается ручей, река. А в истории источник - то,c чего начинаются, "проистекают" наши...
   - Знания!
   Учёные обычно делят исторические источники на четыре группы. Вы можете их записать или запомнить.
   Некоторые ребята открыли тетради и блокноты, взяли листочки.
   - Первая группа - вещественные, или материальные источники. Это - археологические находки, здания, одежда и обувь, утварь, оружие, мебель, орудия труда.
   Вторая группа - устные источники. Это легенды и предания, записанные воспоминания, сказки, пословицы и поговорки, крылатые слова и выражения и сам язык, многие его слова, имеющие то или иное происхождение.
   Вот вам первый вопрос "на засыпку": что общего между русскими словами: "море", "гора", "собака", "огонь", "дверь", "шатёр", "шаровары" и даже "ватрушка"?
   - Ничего общего, - раздались голоса.
   - Все эти слова пришли ещё к древним славянам от скифов. А раньше славяне говорили не гора, а "холм", или "верх", не море, а "плёс" - "большая вода". Подумайте, почему.
   - Скифы жили на юге, там, где море и большие горы, - догадался Дима. _ А у славян этого не было.
   - Правильно. А "ватрушка" - это от "ватра" - очаг. В украинском языке есть и слово "ватра". Кстати, у западных славян - поляков, чехов - нет слова "собака", есть только "пес". Это потому, что он не соприкасались со скифами.  И позднее множество слов пришли в наш язык при самых разных обстоятельствах.
   - Каких? - спросила Оля.
   - Поговорим об этом как-нибудь попозже.
   Третья группа - источники письменные. Это письма, документы, дневники, альбомы, письменные воспоминания - мемуары, различные надписи, хроники, в которых повествуется о событиях (например, русские летописи) и художественные произведения. Но историческим источником может быть не всякая книга.
   - А какая?
   - Когда писатель пишет о том, что пережил и услышал сам. Вот, например, можно тли назвать историческим источником повесть Тургенева "Муму"?
   - Можно. Тургенев о своём времени писал.
   - И даже имел прототипами реальных людей. А вот роман Толстого "Война и мир" при всей его величине источником не является. Ведь Лев Толстой родился на 16 лет позже войны 1812года. Он сам пользовался уже имевшимися источниками, когда писал роман. Например, воспоминаниями, дневниками.
   Наконец, четвёртая большая группа источников - изобразительные. Попробуйте назвать их сами.
   - Картины, рисунки, иконы.
   - Скульптуры.
   - Изображения на монетах.
   - Правильно, но только если изображено что-то, характерное для этого времени. Вы забыли ещё источник, появляющийся только в середине прошлого века.
   - Фотографии!
   - Первые фотографии  были сделаны в 1837 году французом Дагером - отсюда слово "дагерротип". Со временем фотография начинает вытеснять в быту рисунок.  А с 1895 года, с момента первого киносеанса братьев Люмьеров, появляется и кино. Затем - телевидение, видео, наконец, голограмма, запечатлевающая объёмный вид. Но это уже - источник будущего.
   Можно ещё добавить группу звуковых источников. Это музыка - например, старинный распев, да и любое произведение передаёт переживания и дух своего времени. Более ста лет назад появилось сначала механическое воспроизведение звука, затем - его грамзапись. Мы можем уже слушать голос Льва Толстого. В том же 1895 году Александр Попов изобретает радио. Наконец, наш век добавил магнитофон.
   Каждый вид источников изучает специальная наука. Да, это только  непосвящённым кажется, что история - это одна наука. На самом деле - это целый комплекс различных дисциплин. Теперь мы прервёмся, а затем перейдём к историческим дисциплинам.

                Отступление         
                О чистоте и настроении

   Закончив рассказ, кружковод заметил, что кто-то из ребят, потихоньку грызя семечки, насорил на полу.
   - Так не годится. Я не хочу читать длинных нотаций о чистоте, но придлагаю ое-что написать.
   И через пятнадцать минут, пока подмели мусор, несколько ребят сделали плакат:
        Чисто не там, где убирают,
        А там, где не сорят!
   Плакат повесили на видное место у входа в комнату. И действительно, насорили в кружковой первый и последний раз.
   И ещё одну вещь предложил сделать руководитель кружка.
   - Чтобы было понятно, интересно ли вам, сделаем карточку настроения. Напишите слева свои имена и фамилии - так вы заодно лучше познакомитесь, а сверху запишите числа с сегодняшнего дня. Разграфим эту таблицу, и каждый закрасит клеточку напротив своей фамилии под своё настроение. Плохое настроение - серая клеточка, среднее - зелёная или синяя, хорошее - розовая, а если прекрасное - красная.

                Игра "Правильно или нет?"

   После полдника кружка не было - проходило открытие лагеря. Вожатые, желая, чтобы в лагере было что-то пооригинальней, объявили "Орбиту" Звёздным городком, отряды - экипажами и все избрали Центр управления.
   Вечером кружковод походил по корпусам и покликал ребят к себе - поиграть до отбоя. Пришли не только кружковцы, но и почти весь седьмой отряд.

                День третий
                Виды на ВИДы

   Июньские ночи коротки и светлы. В корпусах лагеря ребята крепко спят, набегавшись по территории и нашумевшись до и поле отбоя. А кружководы спят в своих комнатах чутко. Туда доходит прохладный ветерок, и всю ночь, в ветвях деревьев, поют соловьи.
   Утром краевед просыпается задолго до подъёма. Когда по радио вместо приевшегося горна кукарекает петух, он уже всё приготавливает для занятий.
   И сегодня двое ребят - Дима и Паша - уже совсем скоро пришли в кружковую.
   - А можно тут посидеть?
   - Ну что же, садитесь.
   - Что у нас сегодня?
   - ВИДы.
   - Какие виды?
   - Так говорят учёные. Вспомогательные исторические дисциплины.
   - А почему они вспомогательные?
   - Видите ли... Так называют традиционно все науки, изучающие те или иные исторические источники. То есть они помогают историкам, привлекаются ими при работе. Но вообще-то многие науки уже давно стали вполне самостоятельными, и называть их вспомогательными - не очень точно.
   - Понятно. Сейчас нам пора на линейку, а после завтрака мы сразу придём. И ещё наши придут.
   После завтрака опять собралось много ребят. Руководитель кружка тут же начал рассказ.
   - Ещё раз посмотрите на листок на стене. Вы видите много в основном неизвестных вам названий исторических дисциплин. БОльшая часть из них - греческого происхождения, поскольку их выделяли ещё древние греки. Советую, переписывая их, поставить ударения и подчеркнуть неявные по произношению звуки.
   Прочитайте, какая наука - первая.
   - ПалеогрАфия!
   - Может быть, вы сами попытаетесь объяснить это название?
   - "ГрАфо", - сказал Саша Галкин, - это, кажется, "пишу". А палЕо"...
   - ПАлео - это "старый". Например, палеозойская эра - "эра старой жизни". А палеография, таким образом, изучает...
   - Старое письмо!
   - Но есть одно уточнение. Палеография изучает рукописные источники до той поры, когда основными письменными источниками становятся печатные, то есть примерно до XVIII века.
   - Но ведь книгопечатание появилось ещё в XV веке!
   - Однако прошло ещё какое-то время, пока книгопечатание удешевилось и печатные книги и документы вытеснили написанные от руки. А рукописи последних трёх столетий изучает неография - "новое письмо".  Есть ещё специальная наука криптография - изучение тайнописи.
   Не менее интересна наука нумизмАтика. Кто такой нумизмат?
   - Это тот, кто что-то собирает... не помню, что.
   - Это тот, кто собирает монеты. "НумИзма" - по-гречески "монета". Монеты могут о многом рассказать историку. Близка к нумизматике сфрагИстика - наука о печатях. Есть выражение "за семью печатями". Вы ещё узнаете, как оно произошло, и много другого, связанного с этой премудростью.
   ЭпигрАфика изучает письмена и изображения на камне. Когда-то эпиграфом называлось выразительное изречение, выбитое на камне. Например, в Греции, на месте Фермопильского боя - камень со стихами в честь павших воинов и отдельно - трёхсот спартанцев. Часто выбивались стихи на могильных плитах. Только потом эпиграфом стали называть любое изречение в книге.
   ОномАстика. Название - от греческого "онОма" - "имя". То есть изучает имена собственные. А ведь любое географическое название уже может что-то сказать об истории края
   - И фамилия - о происхождении семьи, о том, чем занимались люди.
   - Совершенно верно. Выделяются топонИмика - от "тОпос" - "местность" - дисциплина, изучающая географические названия, антропонИмика - от "Антропос" - "человек" (она изучает имена, фамилии, отчества, псевдонимы, прозвища людей). Есть ещё этнонИмика - названия племён и народов, космонИмика - названия космических объектов.

 
               (Ждите продолжения)


Рецензии