Крылатый Иванов

     Бренд боевых самолетов марки «СУ» в представлениях не нуждается. Начиная со второй половины XX  века, «сушки» - это лучшие в мире штурмовики, истребители-перехватчики, тяжелые истребители и фронтовые бомбардировщики. Выдающийся авиаконструктор дважды Герой соцтруда, лауреат множества премий  Павел Осипович Сухой начал активную деятельность еще с конца двадцатых годов, он был любимым учеником самого Туполева, который еще в бытность руководителем его дипломного проекта рассмотрел в своем ученике «авиаконструктора божьей милостью». Сухой был не только необычайно талантлив, но и получил великолепное техническое образование: он закончил МВТУ и получил практику в Конструкторском бюро Н. В. Фомина. Павел Сухой умел подбирать и мотивировать людей, формировать свою команду высококлассных профессионалов, поэтому у его КБ были все шансы внести свой, более чем  весомый вклад в разгром врага в воздушной войне против Германии, однако во время  Великой отечественной войны прославились самолеты других авиаконструкторов: Ильюшина, Яковлева, Лавочкина, Петлякова.  Все знают, что небе носились «яшки», «пешки», «лавки», «ишачки», «миги».  А как насчет «сушек»? 

Были на фронте и «сушки», причем прекрасно сконструированные. Они тоже летали, выполняли боевые задания. Но то, что они успели сделать,  это лишь бледная тень несбывшихся грандиозных планов, которые на них в свое время строили. Речь идет о легком бомбардировщике Су-2, многоцелевом двухместном одномоторном самолете, которого собирались выпускать в огромных количествах. Он не случайно получил секретный шифр «Иванов»: этих бомбардировщиков должно было быть так же много, как много людей в стране носит эту самую распространенную русскую фамилию. А о том, какую важность руководство страны придавало этому самолету, свидетельствует тот факт,   что в 1937 году проект получил внутризаводское обозначение СЗ («Сталинское задание»). Первые опытные экземпляры так и назывались – СЗ-1, СЗ-2, СЗ-3. 

         Надо отметить, что летающего «Иванова» проектировал не только Сухой. Аналогичные задания от Главного управления авиационной промышленности (ГУАП) получили конструкторские коллективы Н.Н. Поликарпова, И.Г. Немана, С.В. Ильюшина, С.А. Кочеригина и  Д.П. Григоровича. Все они провели предварительные исследования на предмет возможности создания легкого «штурмовика-разведчика» с поршневым двигателем АМ-34ФРН. Это и был проект «Иванов», работы по которому инициировал лично Сталин. Он же дал будущему самолету свое, по сути, имя,  ибо «Иванов»  с ударением на втором слоге был одним из широко используемых сталинских псевдонимов.  Поначалу комиссия ГУАП, рассмотрев представленные проекты,  посчитала целесообразным строить самолет в трех вариантах конструкции: дюралевой,  деревянной и смешанной. По каждому из вариантов были назначены главные конструкторы: Сухой, Неман  и  Поликарпов.  Коллективом профессора Немана был создан легкий бомбардировщик, который первоначально получил обозначение ХАИ-5, а затем Р-10. В 1938 году профессор Неман был арестован, и самолет доводил до ума авиаконструктор Дубровин.  Р-10 хотя и был принят на вооружение ВВС РККА, но был выпущен очень небольшой серией и не сумел оставить сколько-нибудь  заметный след в истории советской военной авиации. Экспериментальный самолет Поликарпова впервые поднялся в воздух лишь в конце 1938-го года: Поликарпова больше занимал его истребитель И-16. Сергей Ильюшин, всецело поглощенный  бронированным штурмовиком Ил-2, вообще, по сути, проигнорировал задание ГУАП.  Таким образом, именно детище  Павла Сухого оказалось победителем этого конкурса, который так никогда и не был объявлен официально.

        Для чего же Сталину в середине 30-х годов понадобился массовый легкий  штурмовик? Надо сказать, что такой самолет был нужен не только Сталину. В большинстве развитых в военном отношении стран в тот период максимальное внимание уделялось развитию универсальных одномоторных самолетов, которые могли бы одновременно выполнять функции разведчиков, легких бомбардировщиков и штурмовиков.  Британские ВВС были вооружены легкими бомбардировщиками Фэйри "Бэттл", у итальянцев был многоцелевой штурмовик  «Бреда B-65», у поляков  PZL Р-23 "Карась", у американцев Валти V-11 и Кертисс Л-18. Наконец, нельзя не вспомнить про знаменитую немецкую «Штуку» - пикировщик Ю-87, который совершил свой первый полет в 1934 году. Все эти самолеты имели максимальную скорость около 350 км/ч, экипаж из двух-трех человек и нормальную бомбовую нагрузку до 500 кг. Их основное предназначение – поддержка своих наземных войск на поле боя, прицельное бомбометание, уничтожение боевой техники и живой силы противника, разрушение инженерных и оборонительных сооружений.

      Эти самолеты являлись представителями тактической бомбардировочной авиации, которая и в СССР, и в Германии развивалась в ущерб авиации стратегической. Они были слабо защищены от атак истребителей, но зато были великолепным инструментом ведения наступательной войны при условии господства в воздухе. Воздушные армады «ивановых» должны были, по замыслу «отца народов», всесокрушающей лавиной обрушиваться на вражеские аэродромы, расчищать дорогу танкам, устраивать наземным войскам противника непрекращающийся воздушный террор. Одним словом, делать все то, что делали с советскими войсками пресловутые «штуки» в страшном 1941-ом году. Таких самолетов нужно было иметь очень много, потому производство их должно было быть массовым, от самого самолета требовалась живучесть, дешевизна и простота в управлении. Летчикам «ивановых» высший пилотаж  не нужен – взлет, полет за лидером, бомбометание, возвращение, посадка, а затем новый взлет. И так до полного сокрушения врага малой кровью и на его территории.

       Новый самолет должен был обладать максимальной скоростью 430 км/час на высоте до 5 км, у земли до 400 км/час, практическим потолком до 10 тысяч метров, крейсерской дальностью до 2 тысяч км.  Вооружение -  от 3 до 5 пулеметов и  от 200 до 500 килограммов бомбовой нагрузки. Задача была поставлена  непростая, и П.О. Сухой подошел к ее решению творчески и системно. Будучи членом комиссии по закупке самолетов он объездил крупнейшие американские авиазаводы и добился закупки машин разных типов с целью их изучения. Кроме того, он ознакомился с самой передовой в мире технологией самолетостроения с использованием металла. Все добытые знания генеральный конструктор применил в своей работе над «Ивановым». В его конструкции и производстве были задействованы новейшие материалы и технологические процессы. Именно по инициативе Сухого впервые в истории советского авиастроения были применены прессованные дюралевые профили открытого типа и высокопрочные алюминиевые сплавы, были освоены кислородно-водородная сварка и обработка твердых сплавов. Оригинальные конструкторские решения Сухого   позволяли использовать агрегатную сборку с установкой отдельных элементов управления и оборудования до окончательной сборки самолета на конвейере.   Все это упрощало задачу крупносерийного производства. Весьма удачным было решение Сухого снабдить двухместный самолет двойным управлением, чтобы штурман всегда мог заменить летчика. Кроме того, это избавляло от необходимости создания специальных учебных машин. Самолет Сухого был снабжен мотором воздушного охлаждения М-62, созданного под руководством    Аркадия Дмитриевича  Швецова. Именно моторы этого выдающегося конструктора будут позднее устанавливаться на знаменитые истребители Ла-5 и Ла-7. Павел Сухой понял их преимущество перед моторами жидкостного охлаждения одним из первых.   

      25 августа 1937-го года испытатель М.М. Громов, тот самый шеф-пилот, который летал вместе с Чкаловым в США,  поднял в воздух  первый экземпляр «иванова», получивший наименование СЗ-1. Громов счел, что  самолет прост и удобен в пилотировании, обладает хорошей управляемостью и устойчивостью. Самолет совершенствовали до октября, и к тому моменту его дали официальное имя  ББ-1 («Ближний бомбардировщик»).

      Второй экземпляр (СЗ-2) был построен уже в декабре того же 1937-го года. Самолет снабдили пулеметной турелью МВ-3 конструкции Можаровского-Веневидова с пулеметом ШКАС.  С 21 февраля по 28 марта 1938 года новый самолет проходил государственные испытания, которые завершились рекомендацией о принятии его на вооружение ВВС РККА.  В отчеты по результатам испытаний специалисты НИИ ВВС написали о том, что самолет Сухого является «первым образцом культурно выполненной машины советской конструкции». Постройку третьего экземпляра (СЗ-3) завершили в сентябре 1938-го года. На нем поставили новый двигатель М-87, уменьшили емкость топливной системы и увеличили боекомплект крыльевых пулеметов. Его испытания  завершились 6 апреля 1939 года, после чего НИИ ВВС рекомендовал принять его на вооружение в качестве легкого бомбардировщика, скоростного штурмовика и разведчика. Как всякий новый самолет, ББ-1 страдал целым букетом «детских болезней», которые приводили к многочисленным поломкам и авариям. К сентябрю 1940-го года в строю находилось всего лишь 38 самолетов ББ-1, из которых лишь три были в исправном состоянии. Обозначение Су-2, под которым он и вошел в историю, ему присвоили в декабре 1940-го. Так появилась на свет первая «сушка», которой хоть и не суждено было сыграть сколько-нибудь значительной роли во Второй мировой войне, но выпало стать первым серийным  самолетом величайшего авиаконструктора XX века.

Война, как известно, началась совсем не так, как ее представляли себе советские стратеги, и  легким бомбардировщикам Су-2 пришлось вести боевые действия в условиях господства в воздухе мессершмиттов. Вооруженные ими авиаполки с первых дней войны активно использовались при штурмовках наступающих немецких войск и несли тяжелые потери. Кроме того, самолет был настолько засекречен, что его очертания были незнакомы даже советским истребителям. Общеизвестно, что первым сбитым самолетом выдающего советского аса А.И. Покрышкина был именно Су-2. К счастью, пилот подбитого бомбардировщика остался в живых.  Свидетелем этой трагической ошибки великого летчика был другой ас - будущий Герой СССР Иван Пстыго. Кроме него, на  Су-2 летали в разное время еще 26 летчиков, ставших Героями Советского Союза, а М.П. Одинцов и Г.Ф. Сивков были удостоены этого звания дважды.

Надо сказать,  что мессершмитты не сбивали Су-2, «как куропаток». «Сушки» могли постоять за себя и принимали воздушный бой, хотя, конечно, без истребительного прикрытия им было очень тяжело.  Воздушные удары противника по аэродромам  не привели к большим потерям «сушек», хотя ими был вооружен 97-й бомбардировочный авиаполк, который базировался на тыловом аэродроме Западного особого военного округа. Пилоты Су-2 не растерялись и принялись вести огонь из турелей стоящих на земле самолетов, отбивая налет. А уже на третий день войны группы Су-2 из этого полка наносили штурмовые удары по танковым колоннам. 26–го июня группа из 25-ти «сушек» без поддержки истребителей, приняли воздушный бой с «мессерами» и уничтожили пять из них. Так что Су-2 не были для немецких летчиков такой уж легкой добычей. Гораздо больше они сбивали устаревшие бомбардировщики СБ, которые и составляли в первый год войны костяк советской бомбардировочной авиации. Но к тяжелейшим условиям того периода, без сомнений, лучше всего был приспособлен бронированный штурмовик Ил-2, прозванный советскими летчиками «горбатым». Даже в условиях сильнейшего огневого противодействия с земли и воздуха они налетали настоящей небесной карой, потому Сталин и написал, что «самолеты Ил-2 нужны нам, как воздух».

        Основные потери «сушки» несли от огня зениток, и связано это было с тем, что их в основном использовали в качестве штурмовиков, а не легких скоростных бомбардировщиков, как они были задуманы. В тактико-технических требованиях к «Иванову» просто не предусматривались действия с малых высот в условиях сильного противодействия фронтовой  ПВО. Так что тут никакой вины П.О. Сухого нет и быть не может.  И, тем не менее, фронтовики отмечали поразительную живучесть этих самолетов, которые возвращались на аэродром с серьезными повреждениями крыльев, полуотбитыми хвостами и элеронами.  Со временем, когда ситуация на фронте  стабилизировалась, «сушки» стали применять по прямому назначению, и их потери существенно снизились. К началу октября 1941-го года, когда командованию РККА удалось воссоздать Юго-Западный фронт, в составе его ВВС сражались 116 Су-2, и это был период, когда они сыграли максимальную роль на фронте. Харьковский Авиазавод  № 135 с сентября по октябрь активно выпускал эти самолеты, которые сразу же шли на пополнение сражающихся частей.  Производство «сушек» было полностью прекращено в 1942 году, но  и после этого они еще некоторое время использовались, прежде чем все их пилоты пересели на новенькие Илы и скоростные пикировщики Пе-2, которых авиапромышленность стала выпускать уже в достаточном для фронта количестве.   Так или иначе, бомбардировщик Су-2 стал первым в линейке великолепных боевых самолетов КБ Сухого, которые прославили не только имя этого выдающего авиаконструктора, но и всю военную авиацию СССР и России.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.