Путешествие Степана. Часть 5, глава 7

7.
ЧУДЕСНЫЙ ШАР И ВОЛШЕБНОЕ БЛЮДО
Немало дней я слушал великанов и беседовал с ними. И новые силы вливались в меня. Однажды Аранид сказала мне:
— Сейчас мы подарим тебе вещь, которая будет помогать тебе.
Она вынула из небольшого тёмного мешка блюдо величиной с две человеческих ладони, с гладкой, как у зеркала, поверхностью, и небольшой шар, похожий на яблоко, и положила его на край блюда.
— Если ты захочешь увидеть какого-нибудь человека, — сказала Аранид, — который находятся далеко от тебя, тебе надо подумать о нём и провести шаром по краю блюда. Ты сможешь его не только видеть, но и говорить с ним.
— Попробуй, — сказала она и положила «блюдо» и шар на стол. И показала мне, что нужно делать.
Я подумал о матери с отцом, провёл шаром по краю «блюда», они тихо загудели и вдруг я увидел посреди «блюда» живых отца с матерью,  разговаривающих меж собой, в нашей избе! Я видел и слышал их так хорошо, будто стоял рядом.
— Люди начали жатву на полях, — говорила мать отцу. — Скоро тебе зерно повезут на мельницу.
От удивления я так испугался и разволновался, что оторвал шар от «блюда», вместо того, чтобы катить его по краю, и тут свет на «блюде» потух, и я не увидел на нём больше ни матушки, ни батюшки.
— Не спеши и не пугайся, — сказала Аранид. — Положи эту вещь в мешок и попробуй заново поработать с ней дома. Сам, без нашей помощи, когда будешь один. А завтра мы снова встретимся.
Я взял «блюдо» и «яблоко», положил их в мешок, попрощался с великанами и пошёл домой.

Придя домой, я едва успокоил волнение, охватившее меня. В доме никого не было. Я сел на скамью. Достал из мешка «блюдо» и «яблоко». Положил на стол. Подумал о Якове. Неужели сейчас увижу его здесь, находясь так далеко от него?
Я покатил «яблоко» по краю «блюда». И вдруг увидел Якова. Он, как и я, был один в комнате, стоял у окна и о чём-то думал. Я обрадовался, увидев его живым и здоровым. И вскрикнул:
— Яков!
Он стал озираться по сторонам, но в комнате, освещённой утренним солнцем, никого не было. Он перекрестился. И я услышал его голос:
— Померещится же такое! Будто Степан со мной говорит! Уж не случилось ли с ним что-нибудь в пути?
— Яков, не пугайся, — сказал я ему. — Я при встрече тебе всё расскажу. Я тебя вижу и слышу, а ты меня только слышишь. Отвечай на мои вопросы. Сколько стран вы уже повидали? Нашёл ли ты там что-то новое, что может пригодиться нам?
— Нашёл, — растерянно ответил Яков. — Не зря мы сюда поехали. А объехали мы вместе с Матвеем и Верой уже пять стран. Сейчас мы на юге Франции, в портовом городе на берегу Средиземного моря. Вера и Матвей хотят побывать ещё в трёх странах, а я с моими умельцами здесь ничего нового уже не нахожу. И мне тут всё надоело, и кажется, нам давно пора домой.
— Где Матвей с Верой? — спросил я.
— Они ещё спят, — ответил Яков. — И живут не здесь, а во дворце какого-то герцога.
— Я сейчас поговорю с Матвеем. Готовьтесь к отъезду, если ты считаешь, что вам там делать больше нечего.
— То-то, мои умельцы возрадуются! — улыбнулся Яков. — Совсем по дому истосковались!
— Как приедете, — сказал я, — отпусти умельцев по домам и сам езжай домой. Я увижусь с вами через полтора месяца.
Я положил «яблоко» на стол, Яков исчез, блюдо перестало светиться.
— Получилось! — обрадовался я.
В комнату ко мне вошла Ирина.
— Что это у тебя? — спросила она.
— Не спрашивай и не удивляйся, — ответил я. — Сама вскоре увидишь и узнаешь. Это подарок великанов. Сейчас ты увидишь Матвея и Веру.
— Как?
— Смотри внимательно, что я делаю. Учись у меня.
Я взял «яблоко», положил на «блюдо», подумал о Матвее и вскоре «блюдо» засветилось, и я увидел встающего с постели, зевающего Матвея.
— Просыпайся, брат! — сказал я ему. — Не пугайся, это я, Степан. Я тебя вижу и слышу. А ты меня — только слышишь.
— Ты где? — растерянно спросил Матвей. — Уж не мерещится ли мне брат после вчерашнего бала и хмельных напитков?
— Я только что говорил с Яковом, он сказал, что ему и умельцам больше учиться нечему у иноземцев. Поэтому их нужно отправить домой, да и вы собирайтесь. Какие у тебя дела во Франции?
— Мы с Верой в гостях у герцога де ТарденуА.
Матвей стал спешно надевать штаны, рубаху и камзол.
— Где Вера? — спросил я его.
Тут в комнату вошла Вера в синем платье, подошла к зеркалу и стала расчёсывать гребёнкой волосы.
— С кем ты разговаривал? — спросила она.
— Со Степаном.
— С каким Степаном?
— С братом. Он далеко отсюда, но почему-то видит нас, а мы его — нет.
Вера испугалась.
— Ты часом не сошёл с ума? — спросила она Матвея.
— Нет, Вера, он не сошёл с ума, — ответил я. — Мы с Ириной сейчас смотрим на вас. Через полтора месяца встретимся на том месте, где простились и мы станем, как и прежде, боярином и царевной и сядем в вашу карету, а вы станете крестьянами и сядете в нашу повозку. И приготовьте нам полный рассказ, где вы были и что сделали.
Вера закрыла ладонями лицо и разрыдалась.
— Ты всё время смотришь за нами? — выла она.
— Нет. Это впервые. Но от наших купцов доходили слухи о вас. Они видели, как вы повадились ходить на балы.
Вера испугалась и затряслась от страха.
— Не бойся, — сказал я. — Бить и ругать не буду. Только ведите себя достойно. Матвей, я говорил сегодня с Яковом, отправь его поскорее домой с умельцами.
— Вера, да не реви ты так, — сказала ей Ирина. — Ты ведь пока ещё царевна. Скоро увидимся. До встречи.
Я снял «яблоко» с «блюда» и Матвей с Верой исчезли.
— Я поняла, как ты это делаешь, — сказала Ирина. — Дай мне посмотреть на батюшку с матушкой.
Глаза её загорелись, она взяла «яблоко», поднесла его к «блюду», а через миг всплеснула ладонями и прошептала:
— Матушка жива-здорова. Она ходит по саду, что за нашим дворцом. Сорвала яблоко, говорит со служанкой.
Я подошёл к жене и увидел царицу.
— Посмотри на батюшку, — сказал я.
Мы увидели, как царь разговаривал с тремя боярами и князем Чуйским о войске, которое надо срочно послать в город Кондрашов.
— Что-то непонятное там творится, — говорил царь. — Пришло сразу две челобитных с жалобами на правителя Гусакова и его жену. А куда смотрит областной правитель? Надо и его проверить. Ты, Курносов, сегодня же поедешь с войском и воеводой в Кондрашов. А как прибудешь, всё узнаешь и пошлёшь ко мне гонца. Что-то об этом городе давно ни слуху, ни духу не было. А тут вдруг прорвалось!
— И батюшка здоров! — сказала Ирина. — Теперь мне спокойнее.
Но тут послышались голоса наших скоморохов. Я убрал «блюдо» и «яблоко» в мешок.
— Великаны предупредили меня, — сказал я Ирине, — чтобы никто, кроме нас с тобой, не узнал об этом подарке.
В нашу комнату вошли Василий, сказитель Макар Емельянов и Пафнутий.
— Посмотрите, как хорошо играет на гуслях Васька! — сказал Пафнутий. — Да ещё сочиняет былины о нашем путешествии! И как здорово поёт!
Василий сел на скамью, заиграл на гуслях и запел былину о разбойниках, Лешем и о том, как мы победили чертей. Голос у него стал сильный и звонкий. Макар улыбался. Я глядел на Василия с изумлением, словно увидел и услышал чудо.
— Это ты его научил? — с удивлением спросила Ирина сказителя.
— Не только я, — скромно сказал Макар, — но и без птицы Сирин здесь не обошлось. Молодец, парнишка, ловок и умён.
— Только не называй меня в этой былине Степаном, — сказал я Василию, — а говори, что это сказка про богатыря и разбойников. Хорошо у тебя получилось. Если хочешь, возьму тебя в мою школу, когда вернёмся.
Васька был счастлив.
— Ты видел, что нарисовала царевна? — спросил он меня.
Ирина принесла из чулана большую картину. На ней, в левой части был нарисован день: Баба-Яга, которая лечит лань, повредившую ногу. Сова, сидящая на сосне, снегири на берёзе и ворон, летящий по небу. В правой части была нарисована ночь: луна и звёзды, освещающие лес, а в небе летит Баба-Яга в своей бадье.
— До чего красиво! — воскликнул Пафнутий. — Мне стало радостно и весело на душе. Баба-Яга получилась живая. Прямо так и вижу Евпраксею.
— Я думаю, — сказал Василий, — что птица Сирин и царевне помогла. Пусть Ирина и птицу Сирин нарисует.
— А ты споёшь о ней, — засмеялась Ирина.
— Это уже целое действо получится, — сказал Пафнутий.
— Сколько мы ещё пробудем у великанов? — спросил меня сказитель.
Мы посмотрели на него и удивились. Он будто помолодел лет на десять-пятнадцать. 
— Нам ещё есть чему учиться у них, — ответил я. — Но пора и дело делать. Завтра всё решим о нашем отъезде.
Все ушли ужинать в столовую, а меня Василий удержал:
— Давай пойдём ужинать позже. Я хочу сказать тебе что-то важное. Пока вы все учитесь целыми днями, я гуляю со своими сверстниками великанятами и они мне показали немало интересного, о чём вы не знаете. Степан, нам нужно ещё остаться здесь, хотя бы ненадолго. Позавчера великанята меня разбудили средь ночи и увели далеко за птичье озеро. И там мы увидели, как на поляну, освещённую луной, садились две огромные железные птицы с длинными и острыми, как у ласточки, крыльями. Эти птицы одна за другой сели на поляну, покатились на колёсах и остановились. Из первой вышли четыре молодых великана, а из второй — молодой великан и три девушки-великанши. Мои великанята велели мне не показываться, а сами пошли встречать их. Роги и Андр тоже пришли туда. Прилетевшие молодые великаны о чём-то весело говорили с ними. Я понял, что они летают в гости к другим великанам, живущим далеко отсюда. Мои друзья велели никому не сказывать о том, что я видел.
Я глядел на Ваську и не верил ушам своим. Мальчишка не врал — такое не придумаешь.
— И ты не проболтайся! — сказал он мне. — Я уже не могу терпеть, тебе решил сказать.
«Да, мы ещё многого не знаем о великанах, — задумался я. — Вот почему я почти не видел молодых великанов и великанш! Я думал, что они учатся или работают в других домах, а они улетали! Скорее всего, улетали по делам, но, возможно, они были в гостях у других великанов, очень далеко отсюда. Похоже, ещё десять или двенадцать молодых великанов и великанш тоже улетели в другие края».
Всего о великанах мы никогда не узнаем, да и нужно уже спешить домой, а по пути заехать в другие сёла и города и посмотреть, что там происходит. Я понял, что нам пришла пора возвращаться.

Когда я снова встретился со своими учителями-великанами, всё-таки спросил их о железных птицах, хоть и дал Василию обещание не говорить о них никому.
Днанавед  сказал:
— Да, мы иногда проведываем своих собратьев. Нас осталось не так много на Земле. Возможно, скоро и сюда, на эту поляну, придут люди. Охотники не раз пытались пробраться на наши земли. Кто знает, может, это произойдёт скоро — лет через сто, а может, и раньше. И тогда мы уйдём. Перед уходом мы уничтожим следы нашего пребывания здесь. ДомА развалим и закопаем камни, из которых они построены. Древних животных, которых мы берегли больше тысячи лет, нам, к сожалению, не удастся спасти от людей или взять с собой. А наши труды и изобретения мы не сможем оставить людям и научить их многому, пока они не откажутся от войн и не научатся помогать Природе. И уйдём мы отсюда так далеко, что люди, кроме самых достойных из вас, уже не увидят нас.
— Люди пока не знают, — сказала Аранид, — и не хотят знать, для каких целей Земля создала зверей, птиц, рыб, насекомых и растения. А ведь от них зависит вся жизнь на Земле и бездумно уничтожать их нельзя. Иначе это быстро приведёт к гибели самих людей. Мы ведь много лет изучали Природу и научились у птиц летать, у рыб — плавать глубоко под водой и многому другому мы научились у животных и даже у растений.
Я задумался. Мы все долго молчали.
— Спасибо вам за помощь, — сказал я, — и за те знания, которые мы получили от вас и от птицы Сирин. Завтра мы уходим от вас. Пришло время нам проститься.
— Мы дадим вам проводников из лесных людей, — сказал Шенид, — с которыми дружим. Они хорошо знают лес и быстро доведут вас, куда вам нужно.
— Когда ты будешь встречаться с другими правителями, — посоветовала Аранид, — постарайся решать все разногласия только миром.


2017 г.
(Продолжение следует)


Рецензии