Шесть принципов перенесения несправедливости

Третья глава в первом послании Петра начинается со слова «также». Обращение к мужьям через несколько стихов тоже начинается с этого слова. Продолжение какой именно мысли, какое перечисление имеет в виду Петр? Думаю, возможны два варианта.

Либо продолжается перечень «те, кого злословят несправедливо как злодеев, слуги суровых господ…», либо продолжается фрагмент о страданиях Христа (1Пет.2:21-25). В первом случае идея такова: «вот у слуг иногда бывают суровые господа, и правильно со стороны таких верующих слуг переносить скорби, помышляя о Боге, пусть и страдая несправедливо, ТАКЖЕ и жены, даже если вы страдаете несправедливо от мужей, не покоряющихся слову, ведите себя вот как…».

Во втором случае идея может быть такой: Христос страдал несправедливо, но не воздавал взаимно злом, ТАКЖЕ и жены страдающие от мужей, должны вести себя следующим образом…».

В обоих случаях надо понять смысл этой вставки, вкратце пересказывающей Евангелие (страдания Христа за нас). Без специальных изысканий мое понимание положения этой вставки в контексте такое: Петр перечисляет несколько статусов, в каких бывают верующие (граждане своей страны, члены братства, слуги суровых господ, жены неверующих мужей, мужья), сопровождая это перечисление наставлениями для каждой группы, а посередине этого перечня делает вставку о Евангелии, о Христе. И назначение этой вставки – возвратить нас к Евангелию в том числе и при рассмотрении вопросов взаимоотношений.

• Во-первых, мы были блуждающими овцами, но теперь возвратились к Пастырю, положившему Свою жизнь за нас, и в обществе и семье дальше живем новой жизнью как уже не блуждающие овцы.
• Во-вторых, поведение Христа – для нас наглядный образец и модель, которой мы должны подражать, в том числе в наших взаимоотношениях с людьми.

В чем же заключаются основные положения этой модели? Я навскидку набросал шесть составляющих, о которых говорит Петр, список можно организовать иначе, но полезен будет и такой грубый набросок. Итак, вот шесть принципов перенесения несправедливости, которым можно и нужно научиться у Христа:

• Христос не сделал вообще никакого греха. Это общий принцип, в наших взаимоотношениях не должно быть в принципе места греху
• Христос не льстил никому из Своих врагов. В частности, в наших отношениях с задевающими нас людьми не должно быть лести, заискивания, подобострастия (интересная тема: чем лесть отличается от искренних проявлений уважения)
• Христос не злословил взаимно, когда Его злословили. Практический совет для нас: не отвечать зеркально вербальной агрессией обидчикам
• Христос, страдая, не угрожал. Когда нам причиняют страдание, надо воздерживаться от угроз («Тебя Бог накажет», «Ты еще пожнешь в жизни то-то и то-то» и т.д., а если и говорить подобные фразы, то проверять себя, чтобы побудительной причиной было переживание о человеке, но не желание высказать угрозу)
• Христос предавал эти ситуации Праведному Судье, Своему Отцу. Вопрос выявления правого, вопрос собственного оправдания, определения победителя в споре, наказания обидчика и т.п. надо передавать Богу
• Христос вознес наши грехи Своим телом на древо, т.е. понес наши грехи. Конечно, мы не повторим этого в искупительном смысле, но мы призваны нести издержки, вызванные неправильным поведением обидчиков

Вот шесть явно указанных следов Иисуса, по которым мы призваны идти. Полезно обратить внимание на вывод Петра в этом фрагменте: результатом такого поведения Христа было то, что

• мы, избавившись от грехов, смогли жить для правды,
• мы исцелились Его ранами,
• мы возвратились к Пастырю.

Параллельный вывод о нашем следовании примеру Христа, если мы окажемся в ситуации перенесения несправедливых страданий (так этот текст могли рассматривать слуги, о которых выше, или жены, о которых ниже): есть вероятность и надежда, что обидчики тоже будут исцелены, избавятся от грехов, возвратятся к Пастырю. Но для этого надо не причинять им раны в ответ на причинение ран тебе, быть готовым принимать раны, не проявляя агрессии взаимно, но передавая этот вопрос Богу (причем передавать так: не просить Бога разобраться и наказать, но как Христос на кресте – просить о прощении для не понимающих, что творят).

02.07.2019


Рецензии