Толкование сказки В. Шукшина До третьих петухов

Краткое  содержание

Однажды в библиотеке литературные герои Онегин/Чацкий, Обломов, чеховский персонаж Пришибленный, лысый Конторский, Бедная Лиза, Илья Муромец и донской Атаман  решили отправить Ивана-дурака за справкой «что он умный» (предложение Бедной Лизы).
Баба Яга не помогла найти ему дорогу к Мудрецу, у которого и надо было взять справку,  а чуть не изжарила его. Появление усатой её  дочери  и жениха, трехголового  Змея Горыныча, остановило эту расправу. Ивану пришлось петь и плясать, и его отпустили.
Медведь, встреченный героем в лесу, рассказал, что могут помочь черти, которые  ведут осаду ближнего монастыря.

Изящный  черт обещает помощь, но с условием,  что Иван поможет им проникнуть в монастырь. Стражник-монах, охраняющий  вход в монастырь, родом из Сибири, и поэтому Иван запел песню «По диким степям…». Монах заплакал, вспоминая родной дом, а  потом утешился чаркой, забыл о службе, и черти захватили  монастырь. Изящный черт перенес Ивана к  Мудрецу,  который справки не дал, а велел Ивану  сначала рассмешить Алку-Несмеяну. Странное испытание:  Мудрец не может, а Иван-дурак  должен суметь это сделать. Скорее всего, Мудрец побаивался  юмора и сатиры, перед которыми все равны, во всем можно найти смешное и подорвать авторитет.

Иван  «заинтересовал»  компанию молодежи вопросом о ребре Адама. Молодые решили посчитать ребра у Мудреца и, хохоча,  стали его раздевать.  Недолго думая, Иван  взял из его штанов печать, с которой любая справка действительна, и отправился восвояси.
На обратном пути  увидел Иван итоги своего невольного путешествия:  монастырь заняли  черти, которые ищут монаха-живописца, чтобы  он написал их портреты  на иконах.
Иван, встретив Медведя, покаялся  ему и пошел дальше.

Усатая дочь Бабы Яги  сумела его спеленать, а когда вернулся её муж Змей Горыныч, объявила Ивана насильником. Помог освободиться  герою донской Атаман, он убил Змея,  и они  вернулись в библиотеку. «Вот – печать… Что дальше?» – успел спросить Илья Муромец, сочувствуя Ивану. Но никто не успел ответить: «раздался трубный глас петуха»... Уборщица библиотеки нашла на полу старинную шапку, которую не успел поднять донской Атаман.

Толкование сказки

Сказка многозначна, это социальная сатира, основанная на фольклорных мотивах. Традиции такого приема известны со времен Салтыкова-Щедрина.
Я вижу в ней процесс инициации: «… И.в некоторых чертах воспроизводит космогонические мифы, поскольку выведение инициируемого индивида за пределы социальной структуры для совершения перехода подразумевает определённую степень расшатывания этой структуры, внесение некоего «возмущения» в нормальное состояние коллектива и последующее возвращение к нормальному существованию по завершении обряда. Как показал современный мифолог М. Элиаде, И. воспроизводит ситуацию возникновения хаоса и нового творения из него упорядоченного космоса …
уход и возвращение - через волшебную сказку - стали рамкой для большинства сюжетов»(Вики).
Из «коллектива» литературных героев выделяется трикстер, который должен отменить самого себя. Архетип  Ивана-дурака  амбивалентен. Так, Д.С.Лихачев в «Заметах о русском» пишет о любимом русском  герое сказок: «Что же касается до дурашливости, то недаром в русском языке "ах ты мой глупенький", "ах ты мой дурачок" — самые ласковые из ласкательств… Дурак всем правду говорит, потому что для него не существует никаких условностей и нет у него никакого страха…И не всякого дурака и чудака любит русский народ, а только такого, который некрасивого конька-горбунка приголубит, голубка не обидит, деревце говорящее не сломает, а потом и свое другим отдаст, природу сбережет и родимых родителей уважит. Такому "дураку" не просто красавица достанется, а царевна из окошечка перстень обручальный отдаст, а с ним вместе и полцарства-государства в приданое».
Архетип  дурака (трикстера) автор разложил на всех героев своей сказки, все заняты  общим делом:  обернуть дурака героем, нарушив социальную иерархию.
Но дуальное не может стать одномерным, поэтому архетип представлен группой персонажей: от Мудреца до Изящного черта, от Ильи Муромца до Медвдя-пьяницы, от Атамана до Змея Горыныча. 
Группа  Анимы (Бедная Лиза, Алка-Несмеяна, Баба Яга, её молодая ипостась- усатая дочь) завершена Царевной. Мечта о душе-Царевне начинается с поручения Бедной Лизы, которая так же далека от реальности, как сентиментализм от реализма.  Тень героя - Змей Горыныч, который отдал чертям  монастырь, чтобы церковные святыни заменить на кощунственные  изображения  и чертовские пляски. Цель эго (получить справку) оправдывает средства (открывает чертям дорогу в монастырь). Интересно, что душа-Царевна обитает не в церкви и даже не близко от неё. Сказочное животное–помощник из свиты Великой Матери, Медведь, показал дорогу к  чертям да выслушал слезные покаяния - странная помощь из мира, в котором живет бедный-бедный Трикстер.
Иван как всякий культурный герой проходит испытания: огнем, водой и "медными трубами". И только отеческая помощь (логос, рацио и осознание) Атамана да Ильи Муромца останавливает Ивана от греха с усатой дочкой Бабы Яги, т.е. остановила процесс подмены Души-Царицы на ежкину дочь.
Напомню смысл инициации: "...воспроизводит ситуацию возникновения хаоса и нового творения из него упорядоченного космоса". Но в финале сказки Шукшина архетипы неизменны, мир прежний: всё  по полочкам  библиотеки. Правда, шапка атамана осталась в видимом мире, на полу (в основании мира). Кидать шапку о землю, да еще с воинственнмы кличем "Сарынь на кичку!" - значит повиноваться под страхом смерти (у волжских разбойников и донских казаков). Но пропел петух! Автор не сказал самого главного - решение вопроса. Что ж, так и народные сказки заканчивались: "Я на том пиру был, да усы лишь обмочил, по усам текло, а в рот не попало"  Наш космос  трудно  назвать  «упорядоченным», но его осознание - то, что автор прописал.


Рецензии