Я и рестораны

Уважаемые читатели, если вы думаете, что в этом небольшом рассказе я буду описывать достоинства различных ресторанов, в которых я бывал, то ошибаетесь. Конечно, кое-что придется упомянуть, но в основном речь пойдет о поводах, по которым я бывал в различных ресторанах за свою жизнь. Конечно, я не собираюсь описывать свои посещения в хронологическом порядке, я просто не помню этого. Но вот поводы еще помню.

Итак, начинаю.
Первые  посещения ресторанов связаны с поездками на теплоходе с родителями по Амуру.  На всех пароходах, а потом теплоходах, которые ходили по Амуру от Хабаровска до Николаевска и обратно, на второй палубе в корме были рестораны. Вот туда и ходил я с родителями пообедать во время наших плаваний. Завтракали и ужинали мы в каюте, в основном яйцами, отварным мясом, хлебом и зеленью. А вот более существенно поесть родители предпочитали в ресторане, где покупалось что-то из первых блюд, на второе какое-то мясное блюдо, и пили компот. По вечерам в ресторане играла музыка, и люди там не просто ужинали, а предавались отдыху.  Я обычно гулял по палубе, и все это видел. Окна ресторана были открыты, и на палубе танцевали под музыку, которая разносилась далеко в вечерней тишине по долине Амура. Причем танцевали не посетители ресторана, а просто пассажиры.

Потом мне довелось узнать и вагоны-рестораны, когда я вместе с родителями ездил от Хабаровска до Москвы, от Москвы до Минеральных Вод и обратно Там наша семья тоже обедала.  Больше в школьные годы мне не доводилось бывать в ресторанах. Но, став студентом,  и живя в студенческом общежитии, я вместе с сокурсниками и соседями по комнате несколько раз бывали в ресторане «Центральный», расположенном на площади Ленина недалеко от нашего общежития в городе Хабаровске. Как известно, львиную долю платы за ужин в ресторане составляет плата за алкоголь, а так как я в те  годы совершенно не употреблял алкогольные напитки, то скромный ужин в ресторане не очень сказывался на моем месячном бюджете.

После окончания Хабаровского медицинского института был выпускной, но он проводился не в ресторане, а в одном из залов театра музыкальной комедии, хотя  там была ресторанная пища.  Так завершился этап, когда я в основном учился, в школе и в институте. Мне предстояло следующие три года быть в качестве офицера на Тихоокеанском флоте.  Вот в этот период службы я побывал во многих ресторанах Владивостока, где проходила моя служба на подводной лодке.

Так получилось, что на нашу лодку, стоящую длительное время в ремонте с модернизацией, было направлено сразу пять молодых лейтенантов  - два торпедиста, один штурман, механик и я, доктор. Обычно же приходит один, максимум два молодых офицера на корабль. Как положено по флотской традиции, молодые офицеры должны «проставиться», т.е. угостить всех офицеров лодки в ресторане. Мы уж было обрадовались, что вскладчину будет не обременительно для кошелька, но старпом Янин все испортил, заявив, что так нечестно.  И нам пришлось водить в рестораны пять раз, и расплачивался один из молодых за каждое посещение.  Так что почти полгода каждый месяц большинство офицеров ходили в ресторан «Зеркальный» на площади Луговой во Владивостоке. Но не все офицеры лодки приходили. По-моему, наш командир Сергиенко лишь раз был на таком мероприятии.

Но для меня посещение ресторанов этим не ограничилось.  Так уж сложилось, что на береговой базе подводных лодок в бухте Малый Улисс, где  базировалась наша субмарина, проходил переподготовку главный дермато-венеролог города Находки.  Как-то в разговоре с ним я взял у него современный метод лечения самого распространенного заболевания в портовых городах – гонореи.  Записал так, на всякий случай. И скоро это случай представился.

Один из моих сослуживцев, с которым мы жили в офицерском общежитии, встретил своего однокашника по училищу подводного плавания, и они вдвоем решили занять один из пустующих на сопках города частных домов. Кстати, чуть позже все эти домики снесли перед приездом Брежнева на встречу с президентом США. А тогда таких домов, обычно покосившихся, еще хватало.  Вот молодые офицеры там и устроились. Натаскали из столовых и ресторанов посуды, мебель в доме  хоть старенькая, но  была, как и кое-какое постельное белье.  И  офицеры стали водить в это жилище дам известного образа жизни, которых во Владивостоке хватало.  Одна из них и наградила однокашника нашего офицера «триппером».  Надо было идти лечиться.  Но если офицер обращался в военный госпиталь, то сразу попадал в поле зрения политработников, и обычно это лечение заканчивалось или судом офицерской чести, или задержкой на год с присвоением очередного звания.

Тогда  мой сослуживец, командир моторной группы, обратился ко мне  за советом.  К этому я уже не раз был в военных медицинских учреждениях гарнизона с консультациями  матросов и старшин, и кое-кого из врачей госпиталя неплохо узнал.  Поэтому решил рискнуть, и пролечить этого офицера строго по той методике, что записал от доктора из Находки.  Для гарантии даже продлил лечение нужным для этого антибиотиком на пару дней, потом подопечный  сдал анализ,  я проконсультировал анализ в лаборатории, и стало ясно, что наступило выздоровление. Обрадованный офицер повел меня в один из ресторанов в центре города. Если меня не подводит память, это был ресторан «Золотой Рог».

Самое надежное средство коммуникации в те годы было сарафанное радио. Так что после этого мне пришлось лечить еще несколько офицеров, после чего мы посещали очередной ресторан.  Но сразу скажу, что алкоголь бывшему пациенту пить было нельзя, а я и так не пил. Так что ели, танцевали, благо молодые лейтенанты военно-морского флота были в почете. Одним словом, расслаблялись.

Пролетело три года, я уволился в запас, хотя меня уговаривали остаться в кадрах, т.е. служить 25 лет.  Но хорошей должности не предложили, и я ушел с военной службы, стал работать врачом-рентгенологом в больнице № 11 города Хабаровска. Больница клиническая, т.е. на её базе есть две кафедры медицинского института – хирургическая и терапевтическая. Позже, когда в состав больницы № 11 влилась гинекологическая больница № 14, стало три кафедры. Самыми активными были хирурги, когда кафедрой руководил профессор Александрович Григорий Леонтьевич, один из тройки самых авторитетных профессоров-хирургов в Хабаровском крае  – Нечепаев С.К., Сергеев С.И. и Александрович Г.Л. Первые двое к этому времени уже не работали в крае. 

У Александровича было много учеников, которые работали над диссертациями.  Многие из них пользовались в своих диссертационных работах исследованиями, которые выполняли мы, врачи-рентгенологи.  Я до того времени, как стал заведующим отделением, смотрел как раз больных хирургического профиля. Поэтому временами меня приглашался на банкеты по  поводу успешной защиты кандидатской диссертации.  К тому же Григорий Леонтьевич был не прочь отмечать в ресторане и какие-нибудь юбилеи своей кафедры. Он был человек в возрасте, и, видимо, думал, что может и не дожить до очередного круглого юбилея.  И меня обычно приглашали на такие встречи в ресторане, тем более что я через 3 года работы стал парторгом больницы, а через 5 лет стал заведующим отделением.

Естественно, и защиты диссертаций были не каждый день, и юбилеи обычно через 5 лет, так что я в тот период своей работы не так часто бывал  в ресторанах «Дальний Восток», «Уссури», «Север», «Амур», но все же бывал. Иногда, прогуливаясь по городу с женой, мы обедали в ресторане «Поплавок», расположенном на одном из дебаркадеров на набережной. Приятно было посидеть на небольшом ветерке и понаблюдать, как по Амуру туда-сюда снуют всевозможные суда.

После открытия в Хабаровске новой гостиницы «Интурист» в ней открылся и ресторан с таким же названием. В этом ресторане работала жена моего двоюродного брата официанткой, и я всегда мой заказать в этом ресторане столик. К тому же  нас во время посещения ресторанов не обсчитывали, как это частенько бывает. Именно в этом ресторане мы отметили 40-летие жены со всеми ставшими уже большими детьми, а также встречу одноклассников через 25 лет после окончания Херпучинской средней школы.  Тоже поводы, согласитесь…

Став заведующим отделением, побывав на курсах повышения квалификации, поговорив с коллегами со всего Советского Союза, я объединил под своим руководством все рентгеновские кабинеты стационара и двух поликлиник, которые ранее подчинялись заведующим поликлиниками. У нас получилось самое большое рентгеновское отделение в крае, 42 сотрудника, из них 12 – врачей. Основная масса врачей, за исключением 2-х пенсионерок, была примерно моего возраста, т.е. от 30 до 40 лет.    И у меня возникла идея раз в месяц-два всем врачам ходить в ресторан, посидеть, пообщаться в неформальной обстановке, потанцевать.  Идея нашла отклик практически у всех врачей. Часть из них приходили на эти посиделки с мужьями, кто-то в одиночестве.  Плата за ресторан была очень демократичная, в пределах 10-12 рублей с носа.  Так мы стали регулярно посещать ресторан «Интурист», где какое-то время между столиками были перегородки на западный манер.

А вот общебольничные мероприятия на Новый год и на день медработника обычно отмечались в кафе недалеко от больницы. Народа приходило много, мне обычно доставалась роль тамады на этих мероприятиях.  Но что-то особенно выделить на этих торжествах я не могу.

После 12 лет работы в городской больнице я пошел на повышение, стал главным рентгенологом края и работал на базе краевой больницы. Но этот период был не очень продолжительным, всего полтора года, и за это время я много времени проводил в командировках, дважды был на курсах повышения квалификации в Ленинграде и Москве.  Не помню, чтобы я бывал в ресторанах в этот период времени. 

Но потом моя карьера сделала крутой вираж, и я из врача превратился в  чиновника краевого уровня, стал заместителем заведующего отделом здравоохранения крайисполкома, а через полтора года и первым заместителем.  Это был период, когда мне приходилось нередко  бывать  в ресторанах, но не по своему желанию, а по работе.

Это был период, когда к нам в край часто приезжало начальство из республиканского министерства здравоохранения. Были министр Потапов, заместители министра Стародубов, Ваганов, Царегородцев, Шабалин, начальники главков министерства, с которыми мы ходили в рестораны на ужины. К этому времени в Хабаровске окрыли ресторан китайской кухни «Харбин» на месте ресторана «Север», и москвичи хотели откушать экзотической китайской пищи.

Однажды я был в командировке в Москве в тот период, когда у моего дяди, всего на год старше меня,  был очередной день рождения. Он в те годы работал в главном штабе ВМФ, который в те годы располагался в Москве. Небольшой банкет был в одном из ресторанов рядом с Красной площадью.  Собралось человек восемь, и я приехал в разгар банкета. Все были офицеры военно-морского флота, в том числе вице-адмирал Барсков. Когда дядя сказал, что его племянник тоже служил на флоте, да еще на подводной лодке, контакт с коллегами дяди установился полный. Барсков оказался большим любителем роз, у него на дачном участке росло больше полусотни разных сортов.

Потом у Хабаровского края установились контакты с американской Аляской, был обмен официальными делегациями этого штата и нашего края.  Я побывал в США, мы, медики,  жили у местного врача-окулиста, и однажды он повел нас, троих медиков в составе делегации (ректора мединститута Рослякова, директора МНТК «Микрохирургия глаза» Егорова и меня), в мексиканский ресторан. Мне понравилась мексиканская еда, хотя сейчас я даже и не помню, что там такое было.  Запомнилось, что мы с Росляковым пришли в ресторан сразу после небольшого застоя в институте приполярной медицины, и не смогли осилить заказанные для нас блюда. Все содержимое из них переложили в бумажные тарелки, закрыли фольгой, и позднее в коттедже врача подогрели в микроволновке. Заказано – будьте добры съесть.

Но не только американцы рвались дружить с нами на Дальнем Востоке, но и китайцы и японцы. В Китае я был много раз, начиная с 1991 года по 2000-й год, так что попробовал очень много китайских блюд. Оказалось, что то, что готовили в китайском ресторане «Харбин» в Хабаровске, лишь в общих чертах похоже на китайские блюда. Помню, в первую поездку в Китай нам за один присест на вращающийся стол ставили свыше  50 разных блюд. И каждое из блюд я, как руководитель делегации медицинских работников из Хабаровска в китайский город Гирин, должен был попробовать, что я и сделал. Только вот съесть рыбий глаз,  как требовалось, не рискнул. В первый же приезд в Китай я неплохо освоил, как пользоваться традиционными на Востоке палочками, и потом всегда, когда был в Китае или Японии, ел только с помощью палочек.

В Японии я был реже, но успел познакомиться и с японской кухней. Тем более что доводилось кушать в японских ресторанах в Хабаровске.  На 11-м этаже гостиницы «Интурист» был ресторан «Юнихаб», и было построено здание для гостиницы и японского ресторана «Саппоро» на центральной улице Муравьева-Амурского рядом с Комсомольской площадью.  Сейчас там ресторан «Баку», если меня не обманывает память.

С рестораном «Саппоро» у меня в памяти сохранился случай, о котором я сейчас расскажу. В начале 90-х в Хабаровск приехала небольшая японская делегация, представляющая «фонд Таро Накаяма».  Это нечто подобное фонду  Горбачева, только Накаяма был в свое время министром иностранных дел. Этот фонд собирался открыть свое  представительство на Дальнем Востоке, и выбирал из трех городов – Благовещенска, Владивостока и Хабаровска – лучший.  Я в это время «оставался на хозяйстве», как было принято говорить еще в СССР, так как был первым заместителем начальника краевого управления здравоохранения, а мой шеф Вялков Анатолий Иванович, будучи депутатом Верховного Совета РСФСР, был в это время в Москве. Мне, а также ректору Хабаровского медицинского института Рослякову Андрею Григорьевичу, много пришлось работать с представителем этого фонда, в том числе и по вечерам.

Накануне отъезда во Владивосток руководитель делегации, седовласый японец (седина для японцев не характерна), пригласил нас с Росляковым прийти вместе с женами в ресторан «Саппоро», он хотел таким образом извиниться перед нашими женами за то, что их мужья из-за него несколько вечеров поздно приходили домой.  Мы пришли   в назначенное время и вместе с японцами поднялись на последний этаж, в валютный зал. 

Хочу дать некоторые пояснения по этому поводу. Было два зала, в одном можно было расплатиться рублями, а вот в другом только  валютой.  Тогда обменных пунктов валюты  было крайне мало, и поэтому большинство ходило в зал на втором этаже. А вот туристы, в первую очередь японские, соскучившиеся по традиционной японской пище, поднимались на третий этаж. Там большой зал был разделен на отдельные кабинки. В некоторых кабинках стояли невысокие японские столы, за которыми можно было сидеть только на корточках прямо на полу, покрытому циновками. Но были и кабинки, где можно было опустить ноги в проем под столом, хотя по внешнему виду все вроде как сидели традиционно по-японски.  Вот в такой кабинке мы и разместились.

«Фонд Таро Накаяма» очень престижный, поэтому вместе с нами, т.е. с Росляковым и нашими женами, присутствовали представитель фонда, его переводчик, а также  посол Японии в Хабаровске с женой.  Обслуживал нас лично шеф-повар ресторана.  Вначале были поданы традиционные морепродукты в сыром виде, которые надо было есть, макая в специальный соус. Мы с Андреем Григорьевичем уже бывали в Японии, поэтому такие блюда для нас не являлись экзотикой,  а вот наши жены с большой опаской их ели, и в небольшом количестве. А когда нам принесли блюда в варенном или жаренном виде, наши жены переглянулись и сказали, что им надо в туалет.  Вернулись обе через короткое время, весьма довольные собой. Вечер прошел, как тогда говорили, в теплой дружеской обстановке. Дома моя жена призналась, что они с женой Рослякова в туалете просто поблевали, чтобы удались из организма эти сырые морепродукты.  Так что не все, что японцу хорошо, подходит русскому организму.

Чтобы завершить разговор о мексиканской, китайской и японской кухне скажу, что я не испытывал никакого дискомфорта в животе после употребления всех этих экзотических блюд, я вообще всеядный, главное, старался не переедать.  Так что о всех блюдах, часть из которых в Японии готовились нами на горелке в столе, у меня остались приятные впечатления.  С удивлением узнал, что в Китае есть водка и 76-ти градусная, но все водки в Китае весьма неприятного запаха, но зато после чрезмерного их употребление на завтра не болит голова. Это отмечали все мои знакомые.  А вот  в Японии всего 4 сорта  местного пива, одно из которых называется «Саппоро». Первую банку этого пива я выпил во время отдыха на берегу моря под Находкой, её прибило к берегу волнами.  Вот тогда мы и разделили эту банку на пятерых, по глотку на брата – мы с женой  и  трое детей.

В середине 90-х я впервые побывал в Европе, в Австрии, на международном конгрессе, посвященному столетию со дня открытия рентгеновских лучей.  Попробовал европейскую кухню, а так же был на двух банкетах, которые устраивали компании «Симменс» и «Филиппс».  Вторая привезла нас в старинную пивную под Веной, где нас потчевали пивом и немецкой  пищей из свинины. Ничего, вполне съедобно и даже вкусно.  А вот немецкий шнапс, который заставили выпить при входе на банкет фирмы «Симменс», не понравился. Сивухой пахнет.

А вторая поездка была в Париж. На теплоходе, который возил нас по Сене рядом с Эйфелевой башней, угощали французскими блюдами, но лягушек не подавали.  Тоже вкусно. А вот вина французские мне понравились, недаром они во всем мире славятся. И эта поездка была на семинар фирмы «Сервье», выпускающей лекарственные препараты.  Конечно, поездка по вечернему Парижу по реке на теплоходе, когда можно вкушать французские деликатесы, очень запомнилось мне.  Наша группа была небольшая, меньше десяти человек, четыре из которых были из Санкт-Петербурга.  Поэтому  в гостиницу, когда мы собирались на эту экскурсию на теплоходе, зашел бывший мэр Питера Собчак, и мы все были представлены ему.

Последняя поездка в Европу была в Италию, в город Римини. Вот туда я ездил отдыхать, поэтому смог побывать и в Венеции.  Я ездил в составе туристической группы, но в самом Римини оказался один, и переводчика у меня не было. Но туристическая фирма снабдила меня неплохим разговорником, к тому же некоторыми пояснениями о местных нравах. Например, в Италии принято оставлять чаевые в сумме 10% от суммы заказа.  Переводчица, которая доставила меня на автобусе до города и помогла разместиться в гостинице, сказала, что завтрак и ужин в ресторане гостиницы и входят в стоимость путевки, а пообедать можно в пиццерии рядом с гостиницей. Жаль, что она не подсказала, что порция спагетти, т.е. пасты по- итальянски, и пицца – очень больших размеров. Поэтому в первых свой обед, заказав то и другое, я сумел осилить лишь по  полпорции.  Но зато мои 10% чаевых так ко мне расположили официанта, что все последующие дни две смены официантов меня обслуживали в первую очередь.

Еще в одном необычном ресторане я был в Сургуте, в кинотеатре. Там есть такая услуга, где вместо кресел на балконе стоят столики, за которыми можно пообедать, не отрывая глаз от экрана. На балконе неяркий свет, так что попасть мимо рта ложкой или вилкой невозможно.  С таким сервисом в кинотеатре я впервые столкнулся в 2003 году.  Мне потом сказали, что такая же услуга есть и в Тюмени, в одном из торговых центров, где есть кинотеатр.

Вот таким получился мой рассказ о посещениях различных ресторанов не только в СССР и России, но и в других страх. Я не гурман, и не могу оценить как специалист вкусовые качества подаваемой пищи, но оценить  сервис в состоянии. Увы, в наших ресторанах с этим не всегда обстояло на уровне, а вот за границей всегда все было по высшему разряду.  Хотя я и привык к русской пище, но не отказывался попробовать и поесть блюда из других стран или республик нашего многонационального Советского Союза.  И большинство из них мне понравилось. Так что остается пожелать и вам приятного аппетита, уважаемые читатели.


Рецензии