24. Человек и его тело. Продолжение

Человек и его «тело»
(Шестой день творенья)

Нас, в данном исследовании, более привлекает стихийный символизм поэтического автора Шестоднева. То, как библейский поэт - символист играет с образами стихий, используя их для выражения «духовных» истин, вложенных Богом-Творцом в основание своего мироздания …
Водные животные пятого «дня» происходят, что естественно, из стихии «воды». Но особенность этому происхождению - «изведению», придаёт его связанность с тем, о чём мы читаем в третий «день»!
Вспомним повествование третьего «дня»! Тогда земные стихии: «вода» и «земля» - разделились. Появилась «суша - земля», скрывавшаяся до того в «воде». Теперь «вода» стала - «морем». - В первичной материи появилось деление, на вещество - «землю» и поле - «воду». Но изначальные стихийные связи, существующие меж ними, не прервались! - Их разделение дало начало появлению новой тварной стихии - «воздуху» - психике, которая базируется на веществе и поле, но стремится выйти за грани материи; стремится приобщиться к «небу». - К нематериальности! - К пневматике …
Стихия «земли» получила «слово» о «произрастании». Она «извела» растительную «телесность» и растительную «душевность», в их единстве. И мы понимаем, что и в случае с «водой» пятого «дня» всё начиналось с чего-то подобного!
Стихия «воды» получила в себя «слово» - «извести» из себя душу живую! И она исполняет это «слово», но настолько, насколько она может. Она не может извести из себя живую «душу» - «разум»! Она может сделать только то, что сделала и «земля», в третий «день». - И «вода» делает это - «изводит» из себя простейшие водные и водно-растительные «души». А её изначальная стихийная связь с «землёй» формирует «тела» для этих водных растительных и простейших «душ» - водорослей и простейших водных существ.
Получается, как бы зеркальное отражение третьего «дня»! Там «земля» формирует «телесность» растений и простейших организмов. А стихийно и изначально связанная с ней «вода» добавляет к этой «телесности» растительную и простейшую «душевность». В пятый же «день», наоборот, «вода» формирует растительные и простейшие «души». А изначально и стихийно связанная с нею «земля» облекает эту «душевность» в «телесность».
Вы замечаете, как наглядно и просто поэт Шестоднева подаёт нам одну из величайших «духовных» истин жизни?!
Если в растительной жизни «телесность» составляет её главную и основную часть, а «душевность» ещё только зарождается, составляя незначительное дополнение к «телесности», то совсем иное положение складывается в водной животной жизни пятого «дня».
«Вода», в первую очередь, «изводит» из себя именно «душу», растительную и простейшую. И только во вторую очередь изначально и стихийно связанная с нею «земля» облекает эту «душевность» в «телесность». Здесь уже «душа» главенствует над «телом», составляя основу жизни, изведенной стихией «воды».
Вот вам главное отличие растительной психики от психики водной!..
А далее к этому стихийному творчеству «воды», происходящей по слову Бога, присоединяется и сам Творец, со своим личным творчеством! - «Вода» - «кишит» !.. - Её наполняет «воздух»! То есть творческие пневматологические цели, поставленные Богом-Творцом перед «водой», становятся причиной появления новой формы материальности!.. Такой психики, которая уже не связана с «телесностью» напрямую; не зависит от неё полностью и даже начинает главенствовать над своею «телесностью» …
А это уже начальные качества пневматики! И появляется такой модус бытия, который может стать основой и получить название нравственное бытие, а этим открывается возможность появления и «духовного» бытия …
И заметьте, всё это происходит до появления интеллектуальности, как таковой! Не она, а потенции нравственности оказываются основой и фундаментом «разумности» !..
***
Бог-Творец, в пятый «день», творит не только водную «душу» живую, но и торит пути тому главному и основному, которое и составит человечность человека в шестой «день»!
«Кишение» - устроение стихийной связи «воды» и «воздуха» - осуществление личного творчества Бога-Творца. Но опирается оно на то, что уже «извела» из себя «вода», опираясь на свой предыдущий стихийный опыт общения с «землёй».
«Вода» - по божественному «слову», только ещё начинает своё стихийное знакомство с «воздухом», только нащупывает пути этого нового для себя стихийного общения.
Что было бы без личного творческого участия в этом Бога-Творца?
Если бы всё ограничилось стихийным знакомством «воды» с «воздухом» - стихийным «кишением»?
В этом случае, водное изведение немногим бы отличалось от «душевности» предыдущей. - «Душевности» третьего «дня». Той, которая было стихийно образованна «водой» при «изведении» библейской растительности в третий «день»! - Но Бог-Творец вкладывает в эту водную стихийность образ своего личного участия; обращается к этой водной стихии. И получается не простое «кишение», образом которого является то бурление или кипение воды, когда она наполняется воздухом или паром. Подобное простое «кишение» есть символический образ стихийного общения «воды» и «воздуха». В этом общении зарождается та психика, которая более сложна, чем «растительная», но совсем не пригодна для того творчества, которое Бог-Творец хочет принести в «дар» водной стихии.
Бог-Творец, как духовное бытие привносит в «воду», с помощью «воздуха» образ «духовности»! - Происходит не простое, а творческое «кишение». И в глубинах психологии зарождаются её пневматологические потенции …
И, как раз, этот откровенный феномен подразумевается поэтом Шестоднева, когда он описывает нам беседу Бога-Творца со стихиями …
Библейским поэтическим свидетельством этого общения, этой беседы Бога-Творца со стихией «воды», как уже указывалось выше, служит само произнесённое «слово», а главное - ответные действия водной стихии, после получения ею этого «слова».  - Слова библейского поэта:
- «сказал», и
- «стало», и
- «сотворил»
представляют нам образ этой беседы. - «Слово» и «дело» сливаются воедино! - и показываются нам происходящими в единый «день».
Бог-Творец как бы начертывает на водной стихийности перспективный образ того, чем Он хотел бы её «одарить»! - способностями к радости любви и счастью! В этом состоит существо той связанности «воды» и «воздуха», которую устанавливает своим «словом» Бог-Творец. И это уже не стихийная связанность «воды» и «воздуха», а их новая творческая связь, в среде которой и начнётся пробуждение «сознания» …
Но это дело будущего шестого «дня» …
Свидетельствами и следами этого божественного «дарения» служат многие водные животные! В частности, головоногие (осьминоги) и морские млекопитающие (дельфины). Как известно, они отличаются тем, что наука называет животным интеллектом и даже «разумностью! - ибо их интеллектуальные возможности сопровождаются и чувственными. Вспомните, например, о способности к дружбе с человеком многих морских животных …
И этот образ божественного личного участия преображает водную растительную и простейшую стихийность - «природу». Усложняет и развивает её! - Растительная и простейшая водная «душевность» преобразуется «животнодушевность» …
А вместе с этим преобразованием животнодушевности преобразуется и животнотелесность водных животных, ибо продолжается изначальная стихийная связь «воды» и «земли» …
И происходит первое сближение и знакомство стихии «земли» со стихией «воздуха» …
***
Но главное сокровище пятого «дня» - это открывающиеся «кишением» потенциальные перспективы возрастания психологии в пневматологию и развития животнодушевности в живодушевность. Бог соединяет - знакомит «воду» с «воздухом» именно для этой потенциальной перспективы! Но она ещё невозможна физически. Поскольку стихийные отношения «воды» и «воздуха» ещё не достигли необходимых глубинных связей. Таких стихийных связей, которые связывают «воду» и «землю».
«Земля» - всё вещественное, ещё скрывается от пневмы в «воде» - поле. Пневма - образы духовных энергий, большей частью ещё пребываю на «небесной тверди» и над ней - в «воде над твердью». - Ещё не присутствуют в той психоэнергетике, которая непосредственно соприкасается с биологией - живым веществом - «воде под твердью». Поскольку биология ещё не настолько сложна, развита и совершенна, для того, чтобы удерживать в себе психоэнергетические формы необходимые для присутствия пневмы в живой материи. Пути к сообщению «земли» и «воздуха» ещё только выстраиваются «водою» - в процессе её «кишения». Всё это ожидается в шестой «день». «Воздух» - пневма, прольётся с «дождём» на «землю». Ибо одной стихийной связи между «водой» и «воздухом» недостаточно для того чтобы явилась живодушевность! Она будет обретена в животелесности, когда сойдутся в стихийной связи и общении «земля» и «воздух» …
Здесь необходимо особое божественное действие, о котором библейское повествование подробнее рассказывает уже во второй главе Книги «Бытия» …
В этих особенностях взаимоотношений пятого и шестого «дней» скрываются причины появления идей о «предсуществовании» - появления «души» прежде появления «тела»!
Но поэт Шестоднева опровергает подобные мнения!
Сложное взаимоотношение этих стихий совсем не означает того, что человеческая «душа» сотворена раньше «тела», так как библейские «дни» творения являются лишь этапами развития сюжета творения мира и описывают во «времени» то, что происходит в «вечности». Человеческую «душу» Бог замыслил как то, что наиболее важно в человеке! – «Душа более тела…», - говорит Господь. Но в физической реальности «душа» появляется вместе с «телом».
Почему поэт Шестоднева описывает потенции будущего появление живой человеческой «души» в пятый «день»?
Потому, что - «душа» сотворена из «воды»!
Но «вода» не существует сама по себе, без «земли»!
Поэтому библейский поэт при повествовании о творении шестого «дня» показывает нам Бога, говорящего «земле» - «извести» именно «душу» живую. А не «тело» живое. - Ведь только с физическим появлением «тела», реально, а не потенциально, не мысленно, появляется и «душа».
Видите, насколько различны роли «души» и «тела»! И, одновременно, насколько они едины!!
В шестой «день» творения связь между «душевностью» и «телесностью» достигает того уровня или состояния, которые и задумал Бог-Творец. - Они связываются воедино! Их невозможно разделить! «Душа» и «тело» человека одинаково бессмертны!!!
И, в то же время, становится очевидным что:
- «душа» - для «неба»; а
- «тело» - для «земли» …
«Вода» ближе к «небу», чем «земля»! - Она способна восходить на «небо» и возвращаться с «неба» на «землю» !..
И это связанность «души» и «тела» с такой трагической очевидностью проявляется после «грехопадения». После которого «телесность» насильственно лишается бессмертия. И «душа», впервые, именно в потере бессмертия разлучается с «телом» !..
Нам становится очевидными слова Спасителя, сказавшего юноше: - «Оставь мёртвых погребать своих мертвецов! - и следуй за мной…»
***


Рецензии