Редукционизм - выживание после катастрофы

Выживет ли цивилизованный мир после глобальной техногенной катастрофы? Этот вопрос приобретает все большую актуальность, так как час «Х» приближается с невероятной скоростью, и попутно порождает еще ряд вопросов. Возможно ли коллективное или индивидуальное спасение? Как изменится мир после катастрофы? Каковы способы выживания человечества? На все эти и другие вопросы нельзя дать ответ без понимания значения энергии всех видов, как основы нашей цивилизации. А также роли владельцев энергии – настоящих хозяев и модераторов нашей жизни. «Редукционизм» - это образ жизни, образ мышления, способ избавиться от диктата владельцев энергии, альтернативный способ хозяйствования уже сейчас и способ выживания после грядущей катастрофы. Для начала рассмотрим два наиболее вероятных варианта наступления этого часа «Х». 

Час «Х», вариант первый

Первый вариант – это глобальная катастрофа, когда в результате одновременного воздействия ряда негативных факторов техногенного и природного характера возникнет «эффект домино» и современная цифровая, постиндустриальная цивилизация рухнет, как карточный домик. Для этого человечество подготовило почву, оно  создало массу сложнейших систем: информационные и электрические сети; тепловые, атомные и гидроэлектростанции; нефтяные и газопроводы; канализационные и водопроводные сети; очистные сооружения; многочисленные промышленные предприятия. При помощи отопления и кондиционирования оно создало для себя комфортные условия там, где раньше не могло нормально и длительно существовать. Различные виды транспорта связали целые континенты, создали сложные логистические цепочки, без которых не может существовать масса нужных производств.

Однако, чем сложнее системы энергоснабжения, информации или логистики, тем уязвимее становится зависящее от них человечество. Только в области электроэнергетики за последние пятьдесят лет в мире зарегистрированы десятки масштабных отключений. Так в 1998 году в Канаде, провинция Квебек остались без электричества 7,3 миллиона человек. В 1996 году в штате Айдахо из-за перегрева провисли провода линии электропередач и соприкоснулись с деревом. В результате система аварийного отключения вырубила электричество на всем западном побережье США. В 1998 году из-за коротких замыканий линий электропередач, вызванных экстремальной жарой, Окленд (Новая Зеландия) оставался без электричества пять недель!

Человечество не застраховано от того, что в результате трагического стечения обстоятельств может возникнуть несколько чрезвычайных ситуаций одновременно или в течение короткого периода времени. Например, одновременное аварийное отключение электричества в нескольких мегаполисах и крупных промышленных районах  США, Канады и Европы. Плюс землетрясение в Китае и тепловой взрыв на атомной электростанции во Франции. Плюс взрыв одного из магистральных европейских газопроводов, цунами в Японии и извержение вулкана в Исландии. А если это, не дай Бог, еще будет сопровождаться самопроизвольным запуском баллистических ракет с ядерными боеголовками? Или же произойдет взрыв пресловутого вулкана Елоустоун в США. Это может вызвать не только техногенные катастрофы в разных частях земли, но и блокировку информационных сетей, падение бирж, финансовый кризис, разрушение инфраструктуры.

Изнеженные жители Старого света и США, зависимые от своих авто, кондиционеров, холодильников, Интернет магазинов и гаджетов с геолокацией в такой ситуации начнут гибнуть пачками. А наиболее крепкие из них, вооруженные кольтами и винтовками М16, займутся мародерством. Обо всем этом давно уже сняты десятки фильмов – катастроф, которые, как будто специально, готовят западного обывателя к подобным сценариям. В этих же фильмах показана социальная и технологическая деградация общества после «большой катастрофы» - это новые «темные века», во время которых европейская цивилизация  надолго утратила многие навыки и знания. Вероятность реализации такого сценария существенна и самая большая опасность в том, что утрата значительной части  знаний в области технологий и науки может стать необратимой из-за их безудержной и бездумной (а может быть продуманной) цифровизации, хранения на носителях, требующих для прочтения соответствующих устройств, а самое главное – электроэнергии, их питающей.

Час «Х», вариант второй

Второй вариант (конспирологический) – это плановое, постепенное разрушение национальных государств и создание отдельных развитых регионов, связанных между собой информационно-технологическими цепочками, который последнее время активно обсуждается. При этом окружающие их страны и народы погружаются в хаос и становятся, условно говоря, варварами, которые в свое время окружали Римскую империю. Это процесс управляемый, возглавляемый кастой технократов. Которые уже сейчас создают для себя отдельную систему образования (и это не пресловутая «болонская» система с ее клиповыми знаниями и утилитарной специализацией) и уже проектируют и начинают строить целые плавучие города, которые будут обладать экстерриториальностью. Которые уже сейчас тайно и явно создают политические и экономические механизмы для сепарации от остального «цивилизованного» и нецивилизованного мира. Они осознают опасность возникновения первого варианта часа «Х» и поэтому, не дожидаясь его, хотят реализовать свой вариант за счет остального населения планеты.

«Пределы роста», обозначенные в докладе Римского клуба, хоть и оказались неточными, но суть процессов, происходящих в современном капиталистическом мире, отразили верно. Капиталистическая система с одной стороны себя исчерпала. С другой стороны создала средства производства, которые минимально нуждаются в работниках, их обслуживающих и которые могут полностью обеспечить потребности новой технократической касты и ее воспроизводство. Миллиарды людей на планете Земля становятся при этом лишними ртами. Они не нужны новой касте для ее комфортного существования. Это то страшное, что пытаются скрыть от широких слоев населения, маскируя всякими теориями типа «постиндустриального» общества. 
Борьба за новый мировой порядок, происходящая под спудом, проявляется в виде экономических кризисов, локальных войн, борьбы за обладание энергоресурсами, водой и полезными ископаемыми. Автошоками этих глубинных процессов являются «цветные» революции, «желтые жилеты», миграционные кризисы, на примере которых кастой технократов отрабатывается дистанционное управление массами людей посредством передовых цифровых технологий и постмодернистских теорий. Когда посредством электронных чипов, идентификационных кодов, наших мобильных телефонов и банковских карт нас загоняют в «цифровой» концлагерь, где каждый наш шаг будет отслежен, каждая копейка в кармане учтена, каждый разговор прослушан, каждый шаг зафиксирован. Но самое главное – мы можем быть отключены от средств к существованию и стерты из электронных реестров одним нажатием клавиши модератора! И не факт, что этим модератором будет наше национальное государство. По крайней мере, в будущем это будет точно не оно!

Главный вопрос

Основой любой человеческой цивилизации, начиная с древнейших, является обладание тем или иным видом энергии. И если в древние века доступность энергии определялась в первую очередь наличием знаний и навыков по ее добыче у конкретного индивидуума, то в современном мире доступность ее зависит не от навыков и знаний человека – потребителя, а от доброй воли владельца энергии, который контролирует ее добычу и распределение. Именно он решает продать или не продать ее потребителю. Естественно, речь идет об энергии высокого качества (например, электрической), на которой основана современная цивилизация. Речь не идет об охапке хвороста, который вы можете спалить у себя в печке на даче и согреться в холодный осенний день. То же самое мог сделать первобытный человек, зная как высечь при помощи кремня искру и зажечь ей трут. Это требовало элементарных знаний и навыков, передаваемых из поколения в поколение. Поэтому главный вопрос управления миром – это кто владеет и распределяет энергию во всех ее видах.

Чем выше качество энергии, используемой человечеством, тем сложнее технология ее добычи, распределения и использования. Чтобы воспользоваться электрической лампочкой для освещения помещения необходимо сначала добыть топливо – нефть или уран, потом преобразовать энергию топлива в электрическую энергию на электростанции, потом передать ее по проводам, распределить и подать с нужными характеристиками непосредственно на электрическую лампочку. Для того чтобы прочитать информацию, записанную на флэшке, необходимо иметь компьютер, который также потребляет электроэнергию. Современные станки приводятся в действие электродвигателями. Системы жизнеобеспечения также питаются электричеством. В обозримом будущем автомобили перейдут с двигателей внутреннего сгорания на электрические. Нас сделали рабами окружающих нас вещей, делающих на первый взгляд жизнь легче, но на самом деле перенимающих у людей многие их функции, в том числе и мыслительные. В итоге человек становится беспомощным без окружающих его вещей, которые в свою очередь для своего функционирования требуют подпитки энергией, находящейся в руках ее собственников. Собственники энергии становятся модераторми и хозяевами нашей жизни!

В области образования стараниями современных модераторов сотни миллионов молодых людей имеют клиповое мышление и клиповые знания. Это делает каждого из них человеком – функцией, заточенным под определенную задачу, которого как пазл можно в любой момент заменить. Универсальность знаний и навыков уходит в прошлое. Это уже сейчас удел избранных, призванных править миром. Поколение советских школьников, тем, кому за пятьдесят, еще умеет добыть огонь при помощи солнечных лучей и линзы, которую на худой конец можно сделать из осколка бутылочного стекла. Еще может ориентироваться по мху на деревьях и знает, как сделать солнечные часы. Значительная часть сегодняшней молодежи на это уже не способна, как неспособна производить арифметические действия в уме, пользоваться логарифмической линейкой и при помощи циркуля разделить отрезок на две равные части. А ведь атомную бомбу рассчитывали при помощи арифмометров и логарифмических линеек!

Промежуточные выводы

1. Час «Х» для человечества приближается. Он может наступить как мгновенно в результате техногенной катастрофы, так и постепенно (лягушку будут «варить медленно») в результате заговора неких технократических элит, которые предотвратят его для себя, но сделают для всех остальных.
2. Основой цивилизации является использование энергии – от примитивной (огонь в очаге) до термоядерной.
3. Главный вопрос в управлении миром – это кто владеет и распределяет энергию.
4. Сбой в одной из систем производства или распределения энергии (например, электрические сети) плюс природная стихия может спровоцировать «эффект домино», в результате которого могут «лечь» системы жизнеобеспечения,  информационные системы, мировая банковская система и наступить коллапс производства, финансов, коммунального хозяйства мегаполисов.
5. «Темные века» могут также наступить и для большей части человечества, выброшенной за пределы «развитых регионов». Они будут наступать постепенно, но неумолимо.
6. Оба варианта развития событий приведут к необратимым последствиям и разрушению современной цивилизации для большинства населения «золотого миллиарда», и не только, с утратой значительной части знаний и технологических навыков.
7. Причиной приближения часа «Х» является конец капиталистического мирового порядка, выродившегося в глобализацию и «общество потребления». «Общество потребления» требует воспроизводства потребления, бесконечно нарастающего в масштабах. Это в свою очередь приводит к созданию недолговечных товаров и орудий труда. За счет наращивания их производства истощаются природные ресурсы Земли. (Более подробно эти вопросы освещены в моей статье «Мозги и интеллектуальная революция»). 
8. Исчерпав все возможности капиталистического способа производства, новая технократическая элита хочет на основе современных средств производства совершить скачок в новый мир, сделав при этом миллиарды людей ненужными, лишними ртами и ввергнув их в варварство.
9. Технократические элиты уже контролируют производство и распределение энергии в мировом масштабе и модерируют информацию.
10. Путем внедрения в образование систем, подобных «болонской», они выращивают поколения людей – функций, людей – пазлов с клиповым сознанием и восприятием мира, вместо разносторонне развитого универсального человека – творца. 

Мы или они!
 
Вы, читающие эти строки, как и я, написавший их, не принадлежим к «избранным» - технократической элите, новой касте, мечтающей о мировом господстве. Хотим ли мы быть париями этого нового кастового общества? Этот вопрос должен задать себе каждый мыслящий человек. Если не хочет быть парией, то следующим вопросом должен быть – «Что делать?». Как сохранить хотя бы status quo, а со временем изменить капиталистический вектор развития общества, заведший его в тупик, и заменить «общество потребления» «обществом созидания»? 
   
Если владение добычей и распределением энергии – это способ управления миром, то, чтобы стать свободными от такого управления,  необходимо разрушить монополию кучки элитариев на энергию. При этом надо осознавать, что при существующей мировой капиталистической системе это невозможно без демонтажа этой системы. Но возможен ли ее демонтаж? И если возможен, то, каким путем?

Опыт Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года показал один из возможных путей – социалистическая революция. Ее «издержки» - гражданская война, революционный террор, миллионы жертв нам известны. Преимущества социалистического строя – бесплатная медицина, образование и жилье, всеобщая занятость, низкие коммунальные тарифы и прочие блага  нам также известны. Надежды на то, что сегодняшние капиталисты гуманнее и бескорыстнее прежних – иллюзорны. Поэтому нет никаких оснований считать, что новая революция будет бескровной. Готовы ли мы на такие жертвы? Думаю, что нет.

Возможно ли «индивидуальное спасение», индивидуальная энергонезависимость от энергетических монополистов? Да, возможны. Но такая энергонезависимость все равно будет неполной и ограниченной во времени. Неполной потому, что даже для получения любой информации будет необходимо обращение к внешнему источнику, модерируемому владельцами энергии. И это не говоря уже о получении средств (в широком смысле этого слова) к существованию, которое также возможно только извне, потому что отдельный индивидуум не сможет их произвести в необходимом количестве и разнообразии (если мы, конечно, не говорим о переходе в состояние, близкое к первобытному). Ограничение же во времени элементарно определяется сроком службы аккумуляторных  и солнечных батарей, двигателя внутреннего сгорания или другого источника энергии, который использует энергонезависимый индивидуум. Так что, «индивидуальное спасение» - это не более, чем комфортный down shifting.
      
«Коллективное спасение» имеет большие шансы на успех. Вырваться из сетей владельцев энергии и модераторов информации можно только путем создания сети энергонезависимых сообществ (коммун). Причем, и это крайне важно, они будут существовать во «враждебном окружении» внутри национальных капиталистических государств, идущих к глобальной техногенной катастрофе, либо сознательно уничтожаемых новой технократической элитой в угоду т.н. «регионам развития». Это обстоятельство будет крайне осложнять им жизнь, так как капиталистическое государство будет постоянно пытаться подмять их под себя, подчинить экономически и, прежде всего, энергетически. Поэтому одна из главных задач этих коммун будет состоять в том, чтобы сделаться «невидимыми» для зоркого государственного ока, окрашиваясь в цвета экологических движений, хиппи, down shifting креативного среднего класса или любителей старины – реконструкторов. При этом неважно, какие формы и цвета этих «энергонезависимых коммун». Главное, чтобы в основе их существования лежали постулаты РЕДУКЦИОНИЗМА.   

Постулаты редукционизма

Постулат первый. Старый, капиталистический мир, мир «всеобщего потребления» подходит к своему логическому, естественному концу. Близится час «Х». Будет ли он в виде глобальной техногенной катастрофы или постепенного превращения его в мир «развитых регионов» и варварского окружения – это не важно. Старый мир рано или поздно закончится, скорее всего, в ближайшие три – четыре десятилетия. И конец его не нужно приближать искусственно. Нужно к нему готовиться морально, материально, информационно, идеологически. Время еще есть, но его не так много.

Постулат второй. Гибель старого капиталистического мира может привести к утрате вместе с ним для большинства представителей современного цивилизованного мира громадного массива знаний, технологий и информации, накопленных современной человеческой цивилизацией. Это может коснуться как всех цивилизованных людей в случае глобальной техногенной катастрофы, так и большей их части в случае построения мира, разделенного на «развитые регионы» для технократической элиты и варварское пространство для остальных, которые и рискуют утратить эти знания, технологии и информацию.   

Постулат третий. В условиях после глобальной катастрофы или внутри варварского окружения «развитых регионов» доступ к энергии высокого качества и, как следствие, к современным технологиям будет нарушен. Для обеспечения выживания необходимо будет использовать энергию низкого качества и более примитивные технологии. Связь потребителя энергии с ее владельцем будет разорвана, так как будут разорваны сети ее производства и доставки.   

Постулат четвертый. Путь к спасению – это энергонезависимость. Индивидуальная энергонезависимость невозможна, возможна только коллективная, основанная на «энергонезависимых коммунах», созданных заблаговременно до наступления часа «Х».

Постулат пятый. «Энергонезависимые коммуны» будут вынуждены до наступления часа «Х» существовать внутри государств.  Капиталистические государства, которыми правят владельцы энергии, не заинтересованы в существовании «энергонезависимых коммун» и будут всячески им противодействовать, пытаясь их подмять экономически и политически.

Постулат шестой. После наступления часа «Х», по мере выхода из строя локальных систем производства и распределения энергии в «энергонезависимых коммунах» ввиду их старения и поломки будет необходим постепенный переход на производство и потребление энергии более низкого качества («редуцирование» качества энергии). То же самое («редуцирование») будет происходить и с технологиями, использующими эту энергию. 

Постулат седьмой. Качество жизни человека не зависит напрямую от качества используемой энергии и уровня технологии. Более того, в «энергонезависимых коммунах» оно может быть выше, чем в окружающем капиталистическом мире или «развитых регионах» после катастрофы, если исходить из классического его понимания (достаточная продолжительность здоровой жизни, приемлемый объем потребления товаров и услуг, удовлетворительные социальные отношения, доступ к знаниям, доступ к разнообразной информации).

Постулат восьмой. В случае всеобщей катастрофы добровольные объединения типа «энергонезависимых коммун» в своих недрах смогут сохранить современную цивилизацию, научные знания, информацию. Но это не отменяет необходимости до последнего часа «Х» ненасильственными методами, убеждением и собственным примером пытаться заменить в сознании людей идеологию «общества потребления» на идеологию «общества созидания», «общества разумной достаточности». Это даст шанс избежать катастрофы.

Постулат девятый.  В случае существования «энергонезависимых коммун» гибель в час «Х» капиталистического мира, мира «всеобщего потребления» не повлечет за собой гибель современной цивилизации, так как она сохранится в «коммунах».  Она лишь избавит человечество от вредных для него заблуждений и уродливой системы социально-экономических отношений.

Постулат десятый. «Энергонезависимые коммуны» могут существовать только в виде добровольных объединений людей, исповедующих идею всеобщей доступности энергии в любом ее виде и всеобщего равенства в распределении плодов научно-технического прогресса. Основной целью научно-технического прогресса является не создание «рая на земле» для кучки элитариев, а увеличение свободного времени индивидуума для творчества за счет уменьшения времени, необходимого для обеспечения им своих жизненных потребностей.
 
Нельзя допустить того, чтобы плоды труда великих мыслителей и ученых, и поколений людей, воплощавших их в жизнь, стали добычей кучки негодяев, владельцев энергии, называющих себя «элитой». Чтобы миллиарды людей были лишены того, что принадлежит им по праву, по праву труда их и их предков. Чтобы, загнав в цифровой концлагерь и контролируя доступ к энергии, нас лишили нашей личной информации, нашей памяти, нашей личной собственности и возможности распоряжаться плодами нашего интеллектуального и физического труда. Именно в этом нам поможет «редукционизм» - временное убежище здравомыслящих людей, не отказавшихся от принципов гуманизма, этот банк знаний, хранилище технологий, надежный сейф для общественной и личной информации. Сохранившие все это и пережившие глобальную катастрофу, увидевшие сами пагубность пути, по которому шло человечество, оставшиеся в живых «коммунары» на развалинах старого мира учредят новый мир, «общество всемирного созидания»!

Редукционизм – это не синоним регресса, это не возвращение в прошлое, не воссоздание старых производств и производственных отношений. Это вынужденное, временное состояние, переходный период, необходимый для сохранения плодов человеческой цивилизации после падения мировой капиталистической системы и глобальной катастрофы, и строительства новой цивилизации, основанной на всеобщей доступности всех видов энергии, всех средств производства, всех природных ресурсов и всех знаний, накопленных человечеством. Новый мир будет создан «энергонезависимыми коммунами» - коммунами редукционистов на обломках старого мира, уничтоженного самим собой!

Некоторые аспекты жизни и деятельности редукционистских коммун

Главная задача редукционистских коммун – это обособление их от владельцев энергии из окружающего глобалистского капиталистического мира и создание условий для существования внутри них значительного числа людей – хранителей знаний, технологий, личной и общественной информации, исповедующих взгляды «редукционизма». Для выживания коммунам потребуется мимикрия и разнообразие форм, чтобы не дать себя уничтожить государствам, внутри которых они находятся. Внешняя их форма может быть разная: экологические движения, хиппи, downshifting, сельскохозяйственные коммуны, общественные объединения для возрождения традиционных ремесел, общества исторических реконструкторов и т.п. Внутренний стержень должен основываться на постулатах редукционизма.

В жизни и деятельности редукционистских коммун главными будут два аспекта: информационно-технологический и социально-политический.

Информационно-технологический аспект – это сохранение громадного объема информации, включающей в себя естественнонаучные и исторические знания, культурное наследие, личные архивы, а также преемственность научных школ и технологических навыков. Что важно, хранителями этих научных школ и носителями технологий должны быть людьми, обладающие специфическими знаниями и передающие их другим людям, обеспечивающим их преемственность.

Социально-политический аспект – это социально-политическое устройство общества, которое возникнет на руинах «глобального мира» и «общества потребления». Каковы будут его экономический базис и политическая надстройка? На каком технологическом укладе они будут основаны?
 
Для понимания информационно – технологического аспекта необходимо с одной стороны увидеть на конкретных примерах зависимость современной цивилизации от энергии высокого качества, с другой стороны предложить пути редуцирования ее в более низкое качество без ущерба для качества жизни. Для того чтобы прочесть книгу, изданную сейчас или пятьсот лет назад, достаточно ее раскрыть и, если необходимо, зажечь лучину. Ни компьютера, ни электроэнергии для этого не потребуется, как не требовалось для изготовления книги двести лет назад. Надежность печатного носителя выше, чем любого электронного. Из этого следует, что после глобальной катастрофы выживет тот, кто сохранит информацию и знания на энергонезависимых носителях, не требующих специальных устройств для их прочтения. Тот, кто будет владеть более «примитивными» технологиями, основанными на потреблении энергии более низкого качества, так как  источники энергии высокого качества, скорее всего, будут уничтожены при глобальной катастрофе. Это в свою очередь означает, что оставшиеся в живых представители  современной цивилизации могут выжить и относительно быстро восстановить ее только при наличии среди них групп людей (коммун редукционистов), сохранивших передовые научные знания, технологии и информацию, и в то же  время владеющих более «примитивными» технологиями.

Эти люди будут жрецами нового мира, заранее подготовившими себя к этой роли путем собирания и сохранения передовых знаний, технологий, личной информации на носителях, которые не могут быть уничтожены глобальной катастрофой с одной стороны. С другой стороны, овладевшие «примитивными» технологиями, которые позволят не только поддержать определенный уровень жизни переживших катастрофу, но и поэтапно восстановить утраченные технологии, заново пройдя все этапы их развития, но с гораздо большей скоростью за счет наличия знаний и навыков. Знания и навыки этих людей будут универсальными, на основании которых они будут способны воссоздать законченные технологические цепочки. Это будут ремесленники нового мира, которые единолично или в кооперации, без мирового разделения труда смогут создавать законченный продукт – орудия труда, товары народного потребления, продукты питания.   

Первую аккумуляторную батарею, названную гальванической, собрал в 1800 году физик А. Вольта. То есть, имея технологии добычи металлов для гальванической пары (например, медь и цинк), можно изготовить пластины, залить их раствором поваренной соли и получить источник постоянного тока. Для выплавки меди и цинка не требуются высокие температуры (температура плавления цинка – 420 С, а меди – 1083 С). Температура горения березового древесного угля в горне с принудительной подачей воздуха мехами 1200 – 1300 С. Итак, изготовить источник постоянного электрического тока можно, имея медную и цинковую руду, березовые угли, ручной привод для воздушных мехов, воду, поваренную соль и деревянную емкость. Все! А медную проволоку, египтяне делали волочением еще во 2-м веке до н.э. Имея источник постоянного тока, можно изготовить, например, аппарат для контактной сварки металлов и так далее. 

Современные знания в области гидрогазодинамики позволяют создавать достаточно эффективные преобразователи энергии ветра и воды непосредственно в механическую. А это позволяет создать и мельницу, и механический молот, и морской корабль. Солнечную энергию при помощи параболических зеркал можно непосредственно превращать в тепловую энергию, например для расплавления тугоплавких металлов. Либо в энергию пара для последующего преобразования при помощи турбины в механическую энергию. И так далее.

Также необходимо принимать во внимание наличие громадных свалок (полигонов хранения твердых бытовых отходов (ТБО)) – этих современных «пещер Алладина», разбросанных по всем континентам. Там можно найти массу полезных вещей – от той же медной проволоки до полиэтилена, от стеклотары до бывшей в употреблении бытовой техники, а это неиссякаемый источник высокотехнологичного сырья, запчастей и механизмов.

Все эти сведения приведены лишь для того, чтобы показать, что оставшаяся в живых после глобальной катастрофы часть цивилизованного мира за счет редуцирования качества потребляемой энергии и технологий производства может в течение длительного времени (полагаю, что несколько десятилетий) существовать и удовлетворять свои потребности на приемлемом уровне. Но параллельно с выживанием должно строиться новое «общество созидания». И для решения этой задачи особую важность приобретает социально-политический аспект жизни и деятельности коммун. Коммуны должны стать ячейками нового «общества созидания», которое будет создано путем масштабирования их социально-политического устройства. Дать его точное описание в настоящее время представляется затруднительным, к тому же это устройство должно родиться не из умозрительных теорий, а из каждодневной практики коммунаров. Но некоторые принципы его построения можно предложить уже сейчас.


Некоторые принципы построения «общества созидания»

1. Право собственности на средства производства у тех, кто их использует. В упрощенном виде это уже было задекларировано большевиками: «земля – крестьянам», «фабрики – рабочим». По сути это не римское, а традиционное право. Из трех признаков собственности - владение, распоряжение и использование главным является использование ее для производства продукта. Тот, кто использует, тот имеет право владеть и распоряжаться. 

2. Главным принципом, определяющим производство и потребление всех материальных благ, должен быть принцип разумной достаточности. Разумная достаточность в производстве и потреблении должна быть научно обоснована, рассчитана и спланирована.

3. Ликвидация любых частных монополий.

4. Отказ от «свободного рынка» и переход к регулируемому.

5. Производство товаров не с целью получения максимальной прибыли, а с целью максимального удовлетворения потребностей граждан.

6. Запрет на монополию по добыче любых энергоресурсов, по генерации и распределению энергии любых видов,  на монополию в получении  образования и любой информации.

7. Перераспределение материальных благ через общественные фонды потребления.

8. Мирное сосуществование, запрет оружия массового поражения.

Будущее социально – политическое устройство мира скорее всего будет включать социалистические и анархо – синдикалистские элементы.

Оставшееся до глобальной катастрофы время должно быть использовано последователями «редукционизма» для выработки, обсуждения и апробирования принципов построения и моделей «Общества созидания» внутри своих коммун и принятия их всеми путем общественного консенсуса. Если же мир избежит глобальной катастрофы, то коммуны «редукционистов» рано или поздно станут точками роста нового общественно – политического строя, который завоюет весь мир. Так или иначе «Редукционизм» - это новый «Ноев ковчег» человечества!   


Рецензии