Глава 3. Счастье и первое разочарование

         Первые полевые изыскательские работы прошли без сучка и без задоринки. Главный специалист Калмэ – Валентина Михайловна – жена главного инженера, приехавшая с проверкой, похвалила и Владимира и Елену и в акте поставила им отличную оценку без замечаний…
        Владимир подписал акты сдачи работ в областном управлении на 3 дня ранее срока по графику и чувствовал себя победителем в соревновании между партиями. поэтому когда подъехали к геокамере к Николаю Батину, очень удивился узнав, что они завершили полевой сезон последними… Елена осталась руководить сдачей оборудования в геокамеру, а Владимир пошёл сдавать материалы полевых изысканий Леониду Ивановичу, который возглавлял комиссию по приёмке материалов и оценке качества работы.
        В коридоре перед приёмной он столкнулся с Маргаритой, которая совершенно не изменилась с момента защиты своего дипломного проекта и показалась ему более худой и невзрачной, чем раньше. Она искренне поздравила его с успехами «на всех фронтах» и пригласила в общежитие в 19 часов на ужин. Владимир хотел было узнать о новостях, но девушка замахала руками и сказала, что разговаривать во время рабочего дня здесь не принято, да и некогда…
         В приёмной уже знакомая секретарь Любочка с удовольствием приняла шоколадку и сообщила приятную новость, что их домик готов, а после полевых работ положено 3 дня отгула для обустройства их двухкомнатной квартиры.
        Разгрузка машины уже подходила к концу. Заведующий геокамерой Николай Батин посоветовал оставить себе две раскладушки, пока они не купят кровать и другую мебель, потому что в их квартире есть только газовая плита и баллон с газом, а квартплату с них будут взимать в бухгалтерии.

       Елена и Владимир были в восторге от своей новенькой квартиры, несмотря на «удобства» во дворе и отсутствие водопровода и решили «отдохнуть» до конца рабочего дня.
Встреча с подругами в общежитии была очень тёплой, вкусной и затянулась до 23-х часов. Владимира «посадили» во главу стола, как единственного мужчину, познакомили с двумя  молодыми специалистами и очень симпатичными девушками Любой Лебедевой из соседнего села Котыркуль и Римзой Хасаншиной из Казани. Люба окончила Боровской лесной техникум и ожидала приезда своего жениха после армейской службы, а Римза попала сюда по распределению, как инженер – почвовед из ВУЗА и рассчитывала выйти замуж после получения отпуска. Она даже похвасталась своим свадебным платьем, которое купила в Усть-Каменогорске. На вопрос, Владимира о женихе «Дюймовочки» Юрии, она сказала, что его вызвали на соревнования, как члена сборной по гимнастике, после чего он вернётся сюда и они здесь отпразднуют свою свадьбу в общежитии, и займут третью свободную комнату.
        Елена зааплодировала и пообещала устроить друзьям свадьбу шикарнее, чем свою. После этого Владимир вспомнил про Маргариту и Айгирим и спросил о Рае и Галине, которые поехали с ними в Калмэ.

       Маргарита начала свой рассказ с себя, сказав, что в начале карьеры у неё была мысль о самоубийстве, и она пролила немало слёз, прячась в своей палатке.
- Наш директор – Ивко Алексей Степанович принял нас четырёх у себя в кабинете и долго разглядывал дипломы с оценками. Раю направили в партию к Анатолию из КАЗНИИЛХА, ты  знаешь и его и его жену Лилю со старшего курса они распределились в КазНИИЛХА, а Леонид Иванович их переманил в КАЛМЭ вместе с Кабановым и Егоровым. Мужчинам не понравилось считать тычинки и пестики, к тому же они все охотники. Лиля уже родила Анатолию Андрюшку и в этом году вернулась из Алматы с годовалым малышом. Их домик по соседству с нашим общежитием. А Рая  на полевых изысканиях вышла замуж за техника, местного жителя и всю зиму жаловалась нам на него, а весной развелась и уволилась, мы с Айкой её даже провожали в Джамбул к родителям. Я её даже с сыночком сфотографировала – добавила Рита и показала Лене и Владимиру фото, после чего продолжила свой длинный рассказ:
- Айку и Галю директор отправил в Гурьевскую область к начальнику партии Бойко, перешедшего в КАЛМЭ из Харьковской экспедиции, а меня в Южно-Казахстанскую область к Новохатскому тоже из какой-то украинской экспедиции, как опытного специалиста по зелёным зонам городов и посёлков. Я было обрадовалась потому, что Чимкент моя родина, я там родилась и жила  до 1953 года но не могла предположить какой кошмар меня ждёт впереди…
С чемоданом и рюкзаком я с грехом пополам добралась до областного управления лесного хозяйства в Чимкенте, где мне сообщили адрес Бадамского лесхоза за цементным заводом на краю города. От остановки автобуса до лесхоза кое как осилила 1,5 км. по пыльной грунтовой дороге и увидев палатки во дворе одного из домов поняла, что я на месте. Меня встретила маленькая женщина с подкрашенными губами и чёрным лицом и представилась Машей – младшим техником – геодезистом, которая пока выполняет роль сторожа и повара у мужиков  Она обрадовалась моему приезду и сказала, что наконец получит помощницу в приготовлении пищи и мытье посуды… Она сказала, что для меня уже поставили одноместную палатку после получения телеграммы о приезде. Я бросила свои вещи в палатку и пошла помогать Маше чистить картошку и готовить ужин. В 19 часов во двор въехал автомобиль Газ-51 с шестью закопчёнными под солнцем Чимкента здоровенными мужиками в сапогах. Маша показала мне кто начальник отряда Новохатский и я представилась ему, как молодой специалист. Он посмотрел на меня с усмешкой и спросил ужин для нас приготовили? Мы с Машей уже расставили на столе тарелки и стали обслуживать мужскую компанию как официантки.. Но после ужина ко мне неожиданно подошёл Леонид Иванович и сказал, что должен мне объяснить мою работу в качестве инженера лесомелиоратора, а мыть посуду я не должна. Оказалось, что он приехал с проверкой и понял, что Новохацкий не справился с проектом зелёной зоны вокруг водохранилища вблизи Чимкента и уволен, а начальником партии назначен Анатолий Логинов - инженер – гидротехник, который не может быть автором проектов ни зеленой зоны, ни лесного питомника.
        Леонид Иванович пригласил меня за стол на котором лежала чертёжная доска и развернул чертёж территории питомника в горизонталях и сказал, что мне необходимо сделать почвенную карту, карту занятости или современного состояния территории, отведённой под питомник из городских земель. Потом позвал на выход и объяснил как я должна рисовать абрисы и описывать выделы в журнале и добавил, что с планом организации территории питомника мне поможет гидротехник - начальником партии. Эта работа меня не испугала, к тому же оросительная сеть о место водозабора были за  Анатолием Логиновым, после чего мы вернулись в комнату и Леонид Иванович продолжил объяснять мне мои обязанности для Проекта создания Зелёной зоны Чимкента. Он снабдил меня техническими указаниями или инструкцией по разработке проектов Зеленых зон и в течении 2-х часов читал лекцию… У меня закружилась голова и я поняла, что ничего уже не понимаю… Леонид Иванович спросил: - Вам всё понятно? Я вздохнула и сказала, что боюсь не справлюсь… Он пожал плечами и холодно добавил, что тогда лишусь диплома о высшем образовании и повторю судьбу Новохацкого.
На следующий день и Леонид Иванович и Новохацкий уехали…
- А как же ты попала на доску Почёта? – спросил Владимир
- Мне помог родной город и хорошие знания и по геодезии и по дендрологии и по метеорологии – ответила Маргарита, а Елена усмехнулась и сказала, что она бы тоже смогла….
    Маргарита кивнула и продолжила:
- Я немного сомневаюсь, хотя знаю что у тебя два красных диплома, но проектирование насаждений в зоне полупустыни у нас не преподавалось, а проекта лесоустройства на этой территории не было. Поэтому мне пришлось получить от начальника партии предписание на получение из метеостанции города Чимкент секретных данных  метеослужбы по климату за последние 10 лет.  Кроме того я обошла и описала все деревья и кустарники в городе, а ещё мне помог главный лесничий, который узнав, что я родилась в Чимкенте, а мой отец когда-то строил это водохранилище, посоветовал съездить под Ташкент на лесную опытную станцию, где они разработали посадку насаждений по напашным террасам. В течении 2-х месяцев я не знала ни выходных ни минуты отдыха но сумела заработать уважение у начальника и старшего техника – геодезиста, который спросил меня как подсчитать площадь питомника по координатам. Я-то этим занималась давно – на первом курсе и конечно забыла, но с важным видом сказала, что очень просто! Он уже практически заполнил ведомость, но  итоги не подвёл, чем я и воспользовалась сказав, что надо выйти и прихватила из ящика  учебник геодезии по которому мы учились, спряталась в палатке и восстановила забытое за 4 года. Начальник партии Анатолий Логинов меня тоже зауважал, хотя первое время подсмеивался и говорил, что я через год выскочу замуж и брошу экспедицию. Я даже поспорила с ним, что никогда замуж не выйду на бутылку коньяка.
Когда по графику подошёл срок сдачи работ  Анатолий подписал в лесхозе акт выполненных работ по съёмке, установке столбов на отведённых площадях из городских земель и ему осталось провести совещание в областном управлении, подписать акт процентовки и переехать на следующий объект в Джамбулский лесхоз, где сделать съёмку и разработать план организации лесного питомника, на землях гослесфонда, без отвода земель, чего я уже не боялась. По приказу Анатолия я написала основные положения по проектам  питомника и зелёной зоны, а Маша напечатала их на машинке «Москва». Я было успокоилась и отказалась от самоубийства, но тут Анатолий сказал: - Поехали со мной! Я отказалась, объяснив, что стесняюсь  своего вида и утверждение «Основных положений» это уже не моё дело. Но начальник сказал: - А чего ты боишься, доклад -то я буду делать, а ты в сторонке посидишь, послушаешь. Может в будущем пригодится, начальником партии станешь…
Шёл август, самый жаркий месяц в Чимкенте, а к тому времени тоже стала краснокожей и выглядела как сушеная вобла. В кабинете начальника областного управления был вентилятор и раскалённого воздуха не ощущалось, на совещание собрались специалисты лесхоза и управления исключительно мужского пола. Анатолий развесил два плана, но тут Председатель сказал, пусть ваша девочка будет секретарь и пишет наш протокол – я ей продиктую фамилии. Анатолий строго сказал, чтоб я записывала все вопросы и выступления. Я конечно про себя обозвала его нехорошим словом, но отступать было некуда. Начальник партии долго рассказывал о проекте орошения питомника, объясняя место водозабора, а также на плане организации зелёной зоны показал квартальную сеть из столбов, но когда наступило время говорить о неорошаемой  Зелёной зоне древесных породах и агротехнике он сказал, что о втором проекте расскажет автор  наш молодой специалист.
До сей поры удивляюсь, почему я не умерла тогда, язык мой прилип к нёбу, но попросить воды я постеснялась, а когда мы вышли из управления я спросила:- как Вы могли так меня подставить, он засмеялся и стал оправдывать себя, что путает названия деревьев и кустарников и сам бы опозорился. Но на этом испытания на прочность не кончилось. На следующий день я отредактировала протокол совещания по утверждению «Основных положений» Анатолий поехал в Чимкент уже без меня и посоветовал всем готовиться к переезду на следующий объект.  Он вернулся весёлый и очень довольный и сказал, что имел разговор с Леонидом Ивановичем и сказал ему, что я справилась, и теперь меня не лишат диплома и не уволят и назначают ВРИО начальника партии на следующий простой проект организации лесного питомника в Джамбулском лесхозе. Не обращая внимания на мою отвисшую челюсть он стал мне передавать график работ, печать партии, бланки нарядов и доверенность на получение денежных средств в банке города Джамбул. После чего стал утешать, что в Джамбулский лесхоз ко мне на подмогу приедет молодой специалист инженер-почвовед Галина Подгурская из российского Вуза.
- Я вам покажу наш последний объект - питомник в Кегенском лесхозе и фото Логинова он к нам приехал и испугался снега - на иллюстрации Кегенский лесной питомник, октябрь 1961 года

       Неожиданно рассказ Риты прервала Айка:
- Между прочим, Анатолий Логинов зажал нам коньяк, а вот Галя Подгуркая в этом году вышла замуж за Ивчёнка – сына нашего директора Алексея Степановича Ивко. Я была в партии Анатолия Мельникова инженером- лесомелиоратором, Галя Подгурская – инженером-почвоведом, а сын директора – шофёром. Мы недавно и свадьбу им подготовили. Я и Ритка тут главные и повара и свахи. Уже поздно, так что мы вам на завтрак пирогами снабдим, а за три дня отпуска наверное обустроитесь и обмоем вашу квартиру.

      Пока Айка собирала в сумку посуду и еду для завтрака друзьям, Елена, немного задетая рассказом Ритки, спросила её:
- А твой отец почему на Войне не был? Мне Рая рассказывала, что он абсолютно седой и казахи его называют аксакал.
- Мой отец воевал ещё на Первой мировой, где был отравлен ипритом. Старший брат в 1939 году окончил лётное училище и прошёл и Финскую и Германскую и Японскую, а потом окончил в Москве Вуз по ускоренной программе и даже внука родителям родил, а нам с младшей сестрёнкой – племянника. Во время ВОВ отец был главным инженером МЭС и начальником цеха по изготовлению снарядов при машинно-экскаваторной станции Чимкента. Он строил Большой Каракумский канал имени Сталина ещё до Войны. А в 1952 году его пригласили в Алма-Ату начальником сметного отдела в Казгипроводхоз. Поэтому я вместо лесхоза и записалась в экспедицию при распределении. 

        Владимир забыл о своей мечте стать великим поэтом или художником и жить в столице. Работа в экспедиции его привлекла, как и молодёжный коллектив из друзей. Он обожал свою Королеву и  подчинился в выборе мебели и обустройстве жилья. Елена не менее, чем Владимир оказалась настоящим художником. Она попросила мужа купить  импортную ножную швейную машинку, журналы модной одежды и пообещала шить не только себе модную одежду, но и Владимиру и рубашки и брюки не хуже импортных. 

       Елена вернула подругам посуду и торжественно пригласила на новоселье. «Девчонки» ахали и по казахскому обычаю положили на новую мебель денежные купюры, а на сервированный стол водрузили свои баурсаки и чебуреки. Владимир чувствовал себя настоящим Ханом  европейского разлива, предлагая девушкам на выбор шампанское, вино  армянский коньяк или болгарский «плиски». После поздравлений и искренних пожеланий семейного счастья со стороны подруг, Владимир решил поблагодарить своих однокурсниц за их содействие и спросил Маргариту почему Леонид Иванович понизил её в должности из начальника партии в старшего инженера. Она засмеялась:
- Врио начальника партии я была только на изысканиях по Джамбулскому питомнику, а когда мы переехали в Кегень и там сделали съёмку под лесной питомник ели тяньшанской на значительной высоте над уровнем моря, к нам вернулся Логинов, чтоб завершить полевые изыскания и подписать все бумаги с заказчиком, а тут пошёл снег! Анатолий велел нам собирать палатки и  сказал, что работать в таких условиях он не будет. Я и старший техник сказали, что мы практически всю работу сделали, осталась только нивелировка трассы канала из ручья, без этого он не сможет разработать проект орошения, а снег завтра растает. Он махнул рукой и велел собираться. Но старший техник засмеялся и посоветовал съездить в Кегень позвонить Леониду Ивановичу, чтоб его не уволили, как Новохацкого. Вот посмотрите  моё фото Логинова на Кегенском питомнике (см. иллюстрацию)
Леонид Иванович зауважал меня, когда мы вернулись и сдавали материалы полевых изысканий в комиссию по приёмке работ Валенине Михайловне, а Леонид Иванович вернулся из партии Лидии Фёдоровны Серовой,  где сам проводил проверку по изысканиям для проекта реконструкции плодовых насаждений в Заилийском Алатау. Он привёз с собой образцы деревьев и кустарников из той зоны, чтобы проконсультироваться в НИИ, но увидев меня с усмешкой спросил: «Можете определить?» А я без запинки назвала Ясень приречный (Согдианский) и Клён татарский не только на русском языке, но и по латыни. А в зимний период я была только автором 4-х проектов и старшим инженером, как и Айка и другие. После сдачи проектов весной Леонид Иванович мне предложил возглавить изыскательскую партию, потому, что надо было проводить полевые работы для проекта создания садов в Угамском лесхозе Южно-Казахстанской области, но я ему сказала, что начальником партии я не могу быть, т.к. я исполнитель, а не руководитель, проектировщик, а не начальник. И тогда он сказал, что надеется, что я не обижусь, если начальником будет Борис Юрченко  - выпускник Боровского лесного техникума и помогу познакомиться с руководителями областного управления лесного хозяйства и с организацией изыскательских работ.
         Елена ахнула и переспросила Маргариту:
- Борис Юрченко?  Так я же ним училась! Он ко мне ещё в техникуме «подкатывал», но потом Валю соблазнил и они поженились перед выпуском. Разошёлся что ли?
-  Нет! Валюша здесь теперь наша лучшая подруга,  уже с двумя детьми. Их дочке 5 лет, а сыночку Андрюше 1,5 года. Я её на полевых утешала, она вечерами в лесхозе плакала, от разлуки с малышом. Валя работала продавцом, а Борис поступил на заочное отделение Лесотехнического института в Свердловске, но ещё не окончил. Когда я с Борисом поехала в Чимкенте в ОБЛлес, а он пошёл в кабинет к начальнику секретарь меня поздравила: - «Как хорошо, что вы теперь с мужем!». Я её попросила не оскорблять красивого Бориса такими предположениями потому что его жена настоящая красавица и когда мы с ней идём по Чимкенту или лесхозу, то все узбеки щёлкают языками.
Владимир захохотал и спросил: - «Неужели краше Елены?»
Маргарита парировала: - «Твоя Елена – Королева, а Валя – Ангел во плоти»

       После подведения итогов соцсоревнования,  Леонид Иванович вызвал к себе в кабинет  лучших начальников изыскательских партий и будущих авторов проектов Владимира, Анатолия М. и  Виктора Е. и Бориса Юрченко по поводу вступления в ряды КПСС и выдал им анкеты со своим поручительством.

       С тех пор началась для Владимира и Елены самая счастливая и прекрасная жизнь, как при коммунизме. Свадьбу Юрия и Дюймовочки устроили в общей комнате общежития. Елена сшила подружке прекрасный свадебный наряд даже с фатой. У новых молодожёнов после полевых работ следующего года родилась дочка, но когда подошла весна и время следующих полевых работ Дюймовочка уволилась и уехала в Алма-Ату к родителям Юрия, а Юрий уехал на изыскания с новым начальником партии – Владиславом - другом Владимира,  который вместе с женой Ларисой были однокурсниками Маргариты, Айгирим и самого Владимира и смылись из лесхоза, отработав положенный срок. Лариса, как и Елена окончила лесной техникум в Талгаре с красным дипломом и попала в общежитие лесфака КазСХИ в 1956 году. Они сыграли студенческую свадьбу уже на третьем курсе, им выделили отдельную комнату, но с ребёнком не спешили, решив продолжить род после отработки специальности в лесхозе

        Владимир с Еленой успешно справились с проектами лесных питомников, а в июне 1963 года партия №5 под руководством Владимира в прежнем составе отправилась на полевые изыскательские работы по организации постоянных лесных питомников в лесостепной зоне Казахстана.
      Инженер-почвовед Дарья Сочнёва и инженер-лесомелиоратор Елена Прекрасная посовещавшись друг с другом приняли решение родить наследников своим мужьям в начале следующего года и сами рассчитали срок зачатия, перестав предохраняться.
       В начале февраля 1964 года Пётр Сочнёв влетел в дом своего соседа и начальника партии с радостным криком: - «Я не бракодел! Дарья родила сына! Поздравь меня Дмитриевич!» Владимир искренне поздравил Петра и с гордостью добавил, что скоро попросит отвести и его Королеву в Щучинский роддом. 22 февраля во второй половине дня взволнованный Владимир прибежал в гараж, где все шофёры п готовили свои машины к полевым работам, и сообщил, что у Елены отошли воды…
- Петька! Завтра же 23 февраля! Мы с Ленкой решили назвать сына Андреем, как и вы. Будет команда! Телефонной связи с роддомом в Щучинске не было, поэтому вернувшись с Петром из роддома Владимир решил попросить своих «подружек» Ритку и Айку сбегать в Щучинск ранним утром до начала рабочего дня потому что он сам – боится.
   «Девчонки» прибежали к роддому в 7 часов утра. Их подгонял мороз и волнение за свою подругу. Заспанная дежурная сестра открыла дверь и засмеялась поздравляя испуганных подруг с рождением красивой девочки. После этого прибавила, что Елена весь роддом на уши поставила, ей даже собирались делать кесарево, но обошлось.
- Обождите, я вам записку принесу, она наверное ваш начальник, догадалась, что подружки прибегут…
В записке Елена по привычке не просила, а давала «девчонкам» указания, что ей принести из еды, да ещё чтобы Владимир приехал за ней и дочкой через два дня, когда их выпишут и она приведёт своё лицо в порядок, потому что оно у неё чёрное.

        Владимир встречал подружек на въезде в посёлок с лыжами на плече, собираясь лететь на встречу к сыну….
        Услышав о рождении дочери, он изменился в лице и бросил лыжи в снег. Но и Ритка и Айка сумели его привести в сознание, сравнивая с Леонидом Ивановичем, Виктором Егоровым и Юрием, у которых первыми родились дочки.. . Владимир вздохнул и ещё раз прочитав записку Елены, попросил «девчонок» организовать стол после окончания рабочего дня в честь рождения его дочери, которую он назовёт Викторией.
     По традиции, заведённой в экспедиции, 23 февраля женщины поздравляли с утра всех мужчин сувенирами, а в обед устраивали чаепитие. Ну а вечером ближайшие друзья пришли поздравлять нового родителя, прихватив с собой ружья. Пробка шампанского ударила в потолок и на брюки мужчин посыпалась пыль от повреждённой штукатурки, кто-то пошутил, что это брызги шампанского, после чего охотники – друзья Владимира в честь рождения Виктории устроили салют, выйдя на крыльцо      

       Елена и сама расстроилась, что родилась  дочка, а не сын и помнила, как дурак Петька кричал - «Я не Бракодел!, да и распашонки и пелёнки она подготовила с голубыми кружевами и синими цветочками… Поэтому заранее  решила давить на жалость влюблённого в неё мужа.
       «Подружки» предупредили Владимира, что Елена перенесла очень тяжёлые роды, чуть не умерла, поэтому за женой с дочкой он поехал на такси. Передав Владимиру дочку, медсестра вывела из помещения чуть живую Лену и довела её под руку до машины. Сердце супруга ёкнуло, и он понял, что чуть не потерял свою любимую.
       Елена с трудом выбралась из машины, а войдя в комнату сказала, что ей надо полежать. Тут как тут появились Ритка и Айка, которые увидели машину такси из окна Калмэ. Они помогла распаковать Владимиру дочку и уложить её в коляску и спросили, чем они могут помочь своей подруге. Елена закивала и поблагодарив своих нерожавших подруг  дала им список необходимых покупок в аптеке и на базаре в Щучинске, да ещё попросила хотя бы одну неделю кормить мужа по вечерам, а уж в обед он сам себе яичницу поджарит, добавила Лена. Вечером, после рабочего дня Елену навестила другая опытная подруга – Валя Юрченко и научила, её как ухаживать за грудным ребёнком. Она обратилась к Владимиру о поддержке жены:- «Володя, ты уж дня три к дочке ночью вставай, пока Леночка твоя аклимается»
       Чтобы окончательно напугать Владимира Елена заплакала и сказала:
- Ты прости меня дорогой, но я не рискну родить тебе сына, о котором ты так мечтал…
      Целуя свою Королеву Владимир абсолютно искренне признался, что он этого и не позволит, у младшего брата, уже есть сын, а их Виктория станет художником и настоящей красавицей и прославит и меня и тебя, коли мы выбрали себе нетворческую профессию.
      Уже через неделю Владимир всё чаще сбегал в общежитие. Елена вроде бы поправилась, но продолжала заставлять мужа вставать к ребёнку ночью, стирать пеленки и самому готовить себе обед. Утешала мысль, что скоро он сможет отправиться на полевые работы и освободиться от домашних оков.
Продолжение Глава 4 -http://www.proza.ru/2019/07/10/410


Рецензии