Музей истории искусств в Вене-13

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

ЛУКАС КРАНАХ СТАРШИЙ (1472, КРОНАХ — 1553, ВЕЙМАР) был современником Дюрера. Но он обладал легким, энергичным, счастливым характером - и создал иное искусство.
Кранах работал главным образом при дворах. Оттого его вкус и стиль во многом оказались зависимы от интересов и взглядов влиятельных особ и аристократической моды. Тем не менее, большое дарование помогло ему сохранить индивидуальность и создать настоящие шедевры.
Родился он в городке Кронах к северу от Нюрнберга. Учился у отца, тоже живописца.
В 1505 году он поступил на службу к саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Художника часто награждали деньгами, орденами, и, вообще, всевозможные почести не обходили его стороной. Кроме того, он был энергичным и удачливым предпринимателем. У Кранаха были свои аптека, типография. В 1512 году Кранах женился и имел двух сыновей, Ганса и Лукаса Младшего, ставших художниками.
Венское «РАСПЯТИЕ ХРИСТА» (ОКОЛО 1501) считается ранней работой мастера, в которой еще немало готических черт. Она была навеяна традиционной немецкой живописью. В картине много страдания. Все это напряжение чувств, повышенный драматизм сцены, обильно льющаяся кровь — типичные отзвуки позднеготического искусства.

И вот уже совсем иначе написана «ОХОТА НА ОЛЕНЕЙ КУРФЮРСТА ФРИДРИХА МУДРОГО» (1529). Венская картина написана по заказу саксонского курфюрста Иоанна Постоянного в память визита в Саксонию императора Максимилиана I. Перед нами фантазия на тему о памятном событии. Красивый панорамный пейзаж весь заполнен лихо мчащимися всадниками и убегающими оленями. На изгибе реки — лодка с прекрасными дамами и кавалерами, которые обычно присутствовали при подобных развлечениях. Вдали на скале красуется замок, за ним — шпили большого города. Все вместе напоминает чудесную сказку, с ее прелестными героями и счастливым концом. Цветущий прекрасный мир, напоминающий райские сады, беззаботное наслаждение жизнью, люди, полные азарта и сил, — таков ренессансный взгляд немецкого художника.

В этот же период создана весьма известная «ЮДИФЬ С ГОЛОВОЙ ОЛОФЕРНА» (ОКОЛО 1530). Библейская история повествует о поступке легендарной древнееврейской героини.
Юдифь изображена в соответствии с аристократическим вкусом двора. Ее идеальный образ  грациозной красавицы с изящным лицом — вполне соответствует куртуазному стилю двора.
Изысканный, причудливый и модный костюм Юдифи довершает впечатление.


Рецензии