Музей истории искусств в Вене-15

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Перейдем к испанской живописи. Великий испанец ДИЕГО РОДРИГЕС ДЕ СИЛЬВА ВЕЛАСКЕС (1599, Севилья — 1660, Мадрид) также был придворным художником, но служил при мадридском дворе. Его мастерская находилась во дворце, и король часто посещал ее. Мастера очень ценили, его карьера быстро шла вверх.
В 1659 году Веласкес был возведен в рыцари и получил аристократический орден Сантьяго, а также стал хранителем королевских коллекций. Так сложилось, что его работы очень редко попадали в зарубежные собрания. В Венской коллекции несколько превосходных картин художника. Все они были присланы в Вену в дар от испанского двора.
«ПОРТРЕТ ИНФАНТА БАЛЬТАЗАРА КАРЛОСА» (около 1640).Бальтазар Карлос — сын Филиппа IV и его первой супруги Изабеллы Бурбон, был обручен с дочерью императора Фердинанда III.
Но принц умер в возрасте семнадцати лет, шесть лет спустя после создания портрета.
Веласкес пишет парадный детский портрет, подчиненный строгим условностям этикета.
И в то же время художник остро передает живое обаяние детского лица, а живопись всей картины, с богатыми переливами цвета и мерцанием света, вносит теплое человеческое чувство в официальный тон изображения.
«ПОРТРЕТ ИНФАНТЫ МАРГАРИТЫ ТЕРЕЗИИ В РОЗОВОМ ПЛАТЬЕ» (1654) также попал в Вену благодаря предполагавшемуся в будущем династическому браку принцессы с кузеном, впоследствии императором Леопольдом I (1640— 1705). Венский двор регулярно получал из Мадрида портреты прелестной инфанты, дочери Филиппа IV (1605—1665) и Марии Анны Австрийской (1635—1696). Здесь еще крошечная девочка представлена согласно регламенту королевского двора в парадном платье, в канонической позе. По словам современников, Маргарита была подлинной радостью семьи и всего двора. Веселая, приветливая, она была наделена огромным обаянием, столь редким в скучном, чопорном дворце.
Следующий портрет, присланный в Вену спустя несколько лет, запечатлел ее уже в восьмилетнем возрасте. «ПОРТРЕТ ИНФАНТЫ МАРГАРИТЫ ТЕРЕЗИИ В ГОЛУБОМ ПЛАТЬЕ» (1659) написан также с виртуозным мастерством. Девочка изображена в роскошном платье из голубого бархата. Она держится с поистине королевским величием. Ее брак с австрийским императором Леопольдом I был заключен в 1666 году. Через семь лет, двадцати двух лет от роду, императрица умерла от простуды.
«ПОРТРЕТ ИНФАНТА ФИЛИППА ПРОСПЕРА» (1659) — одна из последних работ Веласкеса. Тоже была подарена Мадридским двором Вене. Ребенку, брату инфанты, здесь около трех лет. После смерти Бальтасара Карлоса он стал наследником испанского трона. Политические браки состоявших в близком родстве Габсбургов приводили к вырождению их рода и преждевременной смерти многих из них. Обладая слабым здоровьем, принц умер в детском возрасте. Принц, одетый в широкое платьице, стоит, опираясь на бархатное кресло. Очаровательная собачка, полноправная обитательница дворца, вносит эмоциональное обаяние в строгий парадный портрет.
Живопись Веласкеса восхищала современников, ее высоко ценили потомки, для многих она стала образцом недосягаемого совершенства и вершиной психологического реализма. В этом был его дар. Не случайно коварный и умный папа римский Иннокентий X, как известно, увидев свой портрет работы Веласкеса, воскликнул: «Слишком правдиво!».
Во многих жанрах Веласкес стал подлинным новатором. Первым из испанцев он написал обнаженную Венеру, нарушая запрет инквизиции.


Рецензии