Во имя вечности. Глава 26

      С чего начать, когда нет ясности, что считать началом и есть ли оно вообще. Что принимать за точку отсчета, где эту самую точку искать и от чего, собственно, отсчитывать. И самое главное - от чьей точки зрения отталкиваться в отношении того, о чем предполагается повествовать...
   Вопросы. Вопросы, имеющие множественные ответы и такие, что принято называть риторическими. Вопросы ради ответов и ради других вопросов, в свою очередь порождающих все новые и новые и бесконечно множащиеся несмотря на отсутствие удовлетворения по большинству из них.
   С тех пор как родилась первая мысль, тут же возник и первый вопрос: «Кто я?» . А следом, как из рога изобилия, посыпались другие, подобно жемчужинам из разорванного ожерелья: «Откуда я взялся?», «Почему я именно такой?», «Что это вокруг меня?», «Как это все относится ко мне?» и прочие «что», «почему», «как», «где»... По мере тог, как разум обрастал все новыми вопросами, они становились все более сложными, масштабными и, как следствие, более мучительными для плодящего их рассудка. С познанием себя, начинают обнаруживаться причинно - следственные и межличностные связи, а также мировоззрение и роль индивидуального разума в процессах, в которые он прямо или косвенно вовлечен. Некоторые вопросы теряли актуальность, другие, напротив, становились навязчивыми и болезненными. Разум развивался и учился, расширяя границы знаний и интеллекта, а вместе с ними ширились и границы познания, охватывая все новые рубежи и открывая все новые горизонты. Ненасытный разум вознесся до осмысления таких величин и категорий, грань которых соседствовала с гранью рассудка. Но природа его требовала вторгнуться и за эти пределы, несмотря на угрозу коллапса. И тут стали возникать барьеры в виде таких понятий и величин, которые в силу своей ограниченности, разум уже был не в состоянии постичь. Даже объединенный с миллиардами таких же как он, даже помноженный многократно с помощью созданного им самим искусственного разума, все когнитивное и вычислительное могущество мысли не могла разрушить некоторые из барьеров. Все многочисленные теории, положенные на величайшие знания и опыт, были лишь предположениями относительно вопросов, которые напрямую не влияли на существование разума, но ответы на которые продолжали его терзать все сильнее. Поиск истины завел в тупик, так как все теории, как бы хороши они не были, не отвечали то на одни то на другие вопрос, отчего были неидеальны, а потому, негодны. Тогда разум начал допускать, что, возможно, его суть - лишь отражение чего-то более развитого и потому непостижимого. В оправдание своих неудач. Разум во всем искал смысл, так как осмысление - основной процесс его деятельности, и поэтому он не сдался и не ретировался, ибо даже это он должен был знать наверняка, чтобы, удовлетворившись, ринуться дальше, в самую пучину неизведанного.
   А что, если титанические усилия разума, его кипучая деятельность и безграничные амбиции будут вознаграждены, и, перемахнув через пространство и время он, наконец обретет самое важное знание - ответы на все вопросы или один универсальный ответ, который станет итогом всех исканий и наполнит разум до краев. Но что если разум окажется не готов к такому знанию, либо оно будет означать бессмысленность его самого. Остановит ли это от того, чтобы все равно открыть для себя Истину...

     Пять фигур, как пять крохотных зерен на каменной ладони великана, были едва различимы на фоне исполинского монумента, обрамленного частоколом резных столбов высотой с приличную гору. Ицкалам встречал гостей каменным холодом и величественным молчанием. К их встрече явно никто не готовился, но и нежданными они также не были. Как только первый из путников ступил на твердь мегалитического строения, его каменная глыба будто озарилась невидимым светом, хотя поблизости не было ни одного, даже скромного светил, что могло бы освещать детали строения как днем.
 - Как мы здесь оказались? - недоумевал Дассир. Его голос отразился слабым эхом, подчеркивая масштабы каменного комплекса. Озираясь, он добавил уже вполголоса, - Не припомню, как мы причаливали к этому... и где мой корабль и моя команда?
   Понимая, что его спутники знают не больше него, он стал обозревать величие Ицкалама.
 - Похоже, нас попросту перенесли сюда, как при гиперпрыжке, - предположил Гик, также дивясь месту, где они так неожиданно оказались.
 - Я даже не доставал Бооху из шкатулки, - Дассир выглядел по-настоящему ошеломленным. - И кто, по твоему нас сюда перенес? Не страж же, сич меня дери! Кстати, где он?
 - Очень странно, - думал вслух Гик. - Мы явно в открытом космосе, но здесь довольно сносно и отличный воздух. Я не вижу ни стен, ни потолка, если это только не какое-то сдерживающее поле.
 - Или у этой громадины есть собственное магнитное поле, способное воспроизводить привычную человеку гравитацию и удерживать свою микроатмосферу, - улыбаясь умозаключил человек вышедший к ним словно из тумана, хоть и весь комплекс просматривался насквозь.
 - Я Стив Баррет, - сказал он, протягивая ладонь Гику - Был здесь неподалеку, когда услышал вас двоих.
 - Тоже принесло звездным ветром, как и нас с братом? - поёрничал Дассир, не ответив на предложенное рукопожатие.
 - Я здесь уже некоторое время и да, я не помню, как попал в это место. Как будто просто проснулся... Последнее, что я помню — беседа с Ней.
 - У тебя тоже пропал корабль? - искал утешения Дассир.
 - Нет, я был у себя на Матар...
 - Странное дело. Давеча я тоже оказался там, повредив корабль на орбите.
 - Кто вы? - спросил Баррет.
 - Мы - вольные астролетчики, - ответил за обоих Гик.
 - А еще братья, - добавил Дассир.
 - Да, я уже заметил. В вас обоих — тоже что-то особенное, ежели вы оказались здесь?
 - Меня направила Она, - произнес Гик, выдержав театральную паузу. - Она считает меня най-аг - воином храма Мупайя.
 - Звучит внушительно.
   Баррет перевел взгляд на Дассира. Тот смекнул, что ответа ждут и от него.
 - Я последовал за своим братом... в какое бы пекло он не угодил, потому что так велит кровная связь. А ты сам, приятель, чем приглянулся той, что удостоила своего царственного внимания всех, кроме меня?
 - У меня тоже был брат. - Баррет провел пальцем по жетону, который не выпускал из рук все последнее время. - Она сказала, что он нес в себе ответ на тайну Мупайя. То самое, о чем Она постоянно твердила, будто это есть смысл всего Ее существования. Но брата больше нет, а с ним рухнули Ее ожидания. Ну, а что касается меня... из ее слов я понял, что и я сгожусь.
 - Для чего?
 - Если бы я только знал. Мне до сих пор все кажется каким-то дурным сном.
 - Не знаю, как брат, Но я здесь с тобой определенно солидарен, приятель, - закивал Дассир. - Не по нутру мне все это... И где, наконец, страж?!
   Гик указующе протянул руку в направлении колоннады. Там в уединении стоял человек, поглощенный изучением резьбы на столбах. Он был и сам неподвижен, подобно камню, лишь изредка поднимая голову к вершинам колонн. Он словно разговаривал с холодной твердью Ицкалама, и тот, как будто отвечал ему, отзываясь едва различимым свечением пробегавшим по отесанным граням изваяния.
 - Кто он такой? - спросил Баррет. - И мне одному привиделось, что камень светится?
 - Его имя - Миро. - Гик сказал это так, будто был с ним хорошо знаком. - И, да, я тоже заметил свечение. Кстати, Дассир знает его много лучше.
 - Я бы не стал это утверждать, - замялся было тот, но быстро нашел, что ответить. - Он — страж и охранял кое-кого, кто был... моим гостем. Да, это правда, иначе было бы логичным предположить, что страж, как минимум, желал бы моей погибели. А если по существу — он довольно странный тип и не без секретов в рукавах. Собственно, это лишь мне и ведомо о том, кто называет себя Миро. Скажу лишь откровенно, что мне не по себе, когда он рядом. Эй, да кроме нас четверых есть еще кто-то!
   Он указал на приближающуюся фигуру человека. Она казалась размытой и подрагивающей, будто скрытой потоком падающей воды. Голова почти сливалась с туловищем, а руки казались непомерно вытянутыми и почти касались плит, по которым шел это человек. Это по меньшей мере удивляло и настораживало, хоть и не чувствовалось никакой угрозы от его приближения. И уже вскоре пелена спала, и все трое увидели молодое лицо непринужденно шагавшего к ним человека в униформе Галактического содружества. Он не был пилотом, скорее солдатом или техническим персоналом.
   Когда он приблизился, Гик сделал шаг навстречу и протянул ладонь в приветствии. Он узнал его.
 - Здравствуй, Винсент! Рад, что ты присоединился к нам.
   Молодой человек кивнул поочередно Дассиру и Баррету.
 - Не знал, что вы двое знакомы, - изобразил удивление Дассир. - Признаться, непрост ожидать встретить знакомое лицо в таком отдалении от известных миров.
 - Да, и я тоже удивлен и рад, - наконец улыбнулся Винсент.
 - Ну же, удиви нас, поведав о способе, коим ты сюда добрался, Винсент — друг брата моего.
 - Я не взял на себя смелость утверждать, что мы друзья, - заметил Гик, - но то, что мы союзники в этом предприятии - несомненно.
 - Я до конца не уверен, каким образом я попал в это место. Помню лишь, что летел на рейдере, когда появилась Она... а после, я был уже здесь.
 - Все та же басня, - Дассир выглядел разочарованным.
 - Хотя, возможно, я сам переместил себя, - продолжил Винсент.
 - Ты, что Вездесущий? - прищурился Дассир.
 - Хотел бы я знать...
 Винсент пожал плечами, а лицо его дрогнуло, подобно миражу. Было видно, что он в серьезном замешательстве и полном неведении.
 - Может, это покажется странным, - голос Дассира вновь породил эхо, - но меня до зуда разбирает любопытство... Есть, вообще, среди здесь присутствующих хоть один, кто понимает, зачем мы здесь оказались, и что, сич меня дери, здесь происходит.
 - Есть!
   Дассир комично схватился за сердце и закатил глаза, когда возле него неожиданно возникла призрачная фигура стража. Он действительно напоминал привидение, выглядя бледным, почти бесцветным. Но глаза его, при этом, светились, будто на него снизошло озарение. Он больше не был тем Миро, молчаливым и отстраненным, а напоминал полную чашу, готовую, чтобы из нее испили.
 - Это - врата храма Мупайя, - спросил Гик, почувствовав, что настало время задавать вопросы.
 - Скорее - метка. Как камешек, оставленный охотником на том месте, где он спрятал свою добычу...
 - Или что-то ценное, - прервал пират в голосе Дассира. - Теперь то уж все стало ясным... за исключением одного — где взять заступ, дабы откопать сокровища?
 - Почему Ицкалам? - снова задал вопрос Гик. - Зачем было кому-то строить такое грандиозное сооружение?
 - Тот, кто это возвел, хотел, чтобы его метка была понятной разуму, но, в то же время, надежно хранило то, что за ней скрыто.
 - Это замок на двери, - подумал вслух Баррет.
    Миро кивнул.
 - Где же в таком случае замочная скважина и ключ? - Гик посчитал свой вопрос неуклюжим.
 - Это - вы все.
   Миро повел рукой, указывая на всех присутствующих. Дассир сложил руки на груди, как бы говоря, что страж несет какой-то бред. Гик окинул взглядом своих спутников; Баррет, казалось, был погружен в свои мысли, потирая пальцем неких предмет в руке, Винсент выглядел растерянным.
 - Как это должно понимать? - Гик спросил за всех сразу.
 - Это место — головоломка, а к каждой головоломки есть шифр или инструкция.
 - И ты ее прочел? - Дассира, казалось, забавляла перемена в некогда молчаливом и угрюмом страже, который, вдруг, стал столь словоохотливым рассказчиком.
 - Да, она начертана на каменных скрижалях этого монумента или, как его называл сам зодчий, святилища.
 - Буквально на каждом столбе, - съязвил Дассир.
 - Да, верно.
 - И о чем же она тебе поведала?
 - Наставление гласит: «Откровение явит путь, Незнающий пределов проведет Чистые помыслы в сердце истины, отделив и оставив Сомнения снаружи»
 - Проще некуда! Остается лишь раздать роли и сыграть самим себе эту трагикомедию.
 - Нам нужен Вездесущий, - произнес задумчиво Гик. - Она говорила об этом со мной.
 - Этер!?, - воскликнул Дассир. - Вот уж и представить не мог, что один из нас — Вездесущий.
 - Насколько я понимаю, - продолжил Гик, - это Винсент. Я почувствовал его необычные способности уже пр первой встрече.
   Миро только покачал головой и указал на Баррета. Тот явно не был обрадован подобным известием.
 - Это вряд ли. Единственный путь, который я мог осилить последние циклы — дорога из моей норы до Боракана. Это, должно быть какая-то ошибка. Она конечно говорила о каком-то ключе, но это скорее было о моем почившем брате, но никак не обо мне. Уу меня даже посоха с камнем никогда не было.
 - Ты, как и твой брат, сын одного из тех, кого вы называете Вездесущими этерами. И ты унаследовал дар, хотя мог даже об этом не догадываться всю свою жизнь. К тому же «знать» и «уметь» - не одно и то же. Твой брат знал о той ноше, что нес и был готов исполнить свое предназначение. Но судьба распорядилась так, что его место занял ты, а значит тебе надлежит исполнить то, что должен был свершить он.
    Баррет погрустнел, охваченный воспоминаниями об утраченной семье. По нему было видно, что все сказанное не имело для него никакого значения.
 - Кто же тогда Винсент, - поинтересовался Гик.  - Его способности очевидны и уникальны.
 - Он — Откровение.
   Винсент зажмурился и хлопнул себя ладонью по лбу, чем вызвал смешок Дассира.
 - Его природа удивительна и невероятна. Будто целый космос уместился в человеческой оболочке и смотрит на мир человеческими глазами.
 - Где-то я это уже слышал, - раздосадованно проговорил Винсент, словно ему напомнили о том, что она старательно старался спрятать в глубинах своей памяти.
   Дассир громко выдохнул
 - Что ж, что-то мне подсказывает, что последние две роли будут распределены не в мою пользу.
   Он покрыл ладонью плечо брата, изобразив горькую улыбку побежденного.
 - Да, лишь праведный ум обладает чистыми помыслами. Лишь ему дарована способность лицезреть Истину и принять ее, как должно. Прочие же не достойны того, что вы называете величием Мупайя, и будут слепы и глухи находясь подле него.
 - Возможно, я грешил и вел далеко не праведную жизнь, - не унимался Дассир, - Но я также сделал немало доброго, и к тому же я не разделяю взглядов тех, средь кого мне приходилось проводить свои дни. Более того, я склонен к иному образу жизни, исполненному чувств и добродетели. Я не желаю играть роль паяца и уж я точно не конченный мерзавец.
 - Вот поэтому твой путь - путь сомнений. И напрасно ты печалишься о своей роли, ибо это не участь, а напротив — важное звено в цепи событий. Так как твое предназначение — хранить возможность обратного пути к жизни в мире среди звезд.
   Дассир покрутил кистями рук, как будто взвешивая что-то незримое.
 - Это конечно далеко от лестного, но возможно сойдет за успокоение. Остается последний вопрос — Кто ты сам, страж?
 - Я никто.
   В тишине повисла неловкая пауза.
 - Мне кажется, я знаю кто ты, - неуверенно начал Гик.
 - Будет лучше поторопиться, - прервал его Миро, - если вы не желаете провести тысячелетия за беседами о вечном.
 - Вот это уж нам точно не светит, - усмехнулся Баррет.
 - То, что вы зовете Ицкалам — пребывает вне пространства и времени. Поэтому вы не помните, как здесь оказались и поэтому жизнь здесь неподвластна времени, а значит и смерти.
 - Так себе перспективка, - заметил Дассир. - Мне больше по душе дожить до седых волос и как все живое, обратиться в тлен, когда настанет срок, нежели застрять в безвременьи навеки вечные.
   Он огляделся, встретившись с взглядами своих спутников.
 - Пусть даже и в столь приятной компании, - поправил он себя.
 - Думаю, я знаю, что нужно делать, - послышался голос Винсента.
   Все повернулись в его сторону. Он указывал прямо себе под ноги. В местах, где его ступни касались каменного пола пробегала слабая рябь, как на потревоженной воде, а подошвы и нижняя часть ботинок, казалось, сливалась с камнем, приобретя его текстуру и также вибрируя. У всех остальных ничего подобного не наблюдалось.
   Винсент опустился на колено и оперся на ладонь, вызвав вокруг них такую же рябь. Затем он опустил и вторую ладонь. Рябь заметно усилилась, сливаясь в волну, а амплитуда колебаний увеличилась. Волны стали достигать ног стоявших мужчин, кое-кто даже ретировался, хотя превращающийся в водную гладь пол, по-прежнему оставался твердым, как если бы их разделял стеклянный барьер. Волны, тем временем, становились все настойчивее и обширнее, захлестывая обувь людей, но не оставляя и следа влаги. Наконец, волны опали, а отражающая звезды гладь затянула всю гигантскую платформу Ицкалама, подобно озеру. Винсент словно растворился среди этой иллюзии, и никто не заметил, как и когда он исчез.
 - Смотрите, - вскрикнул Баррет, показывая в сторону центра святилища.
   Среди отражения тысяч звезд одна сияла ярче всего. Все четверо немедленно направились к источнику странного света. Склонившись, они увидели гигантский кристалл, который и излучал яркий свет. Дассир не долго думая присел и попытался взять сокровище, но не смог даже коснуться его сверкающих граней, наткнувшись на прозрачный но все также твердый барьер.
 - Только Вездесущий может дотронуться до света. - Голос Миро отразился и разнесся над каменным зеркалом.
   Баррет неуверенно сделал шаг вперед и протянул палец к искрящемуся светом камню. Тот отозвался на приближение искрой, ударившей в кончик пальца и пробежавшей по всей руке к самому сердцу. Оно, в свою очередь, забилось в волнении, призывая Баррета продолжать. Он опустился на колено и протянутая кисть погрузилась в каменную твердь как в воду, а пальцы сомкнулись на камне. В следующее мгновение волна света пронеслась от центра к краям платформы, а камень погас. Стоило Баррету вытянуть ладонь назад, камень вновь стал матовым, как прежде. Воцарилось первозданное молчание, но пауза оказалась недолгой; хруст трущихся камней огласил Ицкалам от края до края, плиты, сложенные в концентрические кольца пришли в движение, начав вращение относительно друг друга. Людей охватило беспокойство от движущегося под ногами пола. Но затем, одно за другим кольца стали шумно останавливаться, будто выстраивались в определенном порядке и когда самое большое и ближнее к краю кольцо замерло, половина колонн дрогнула и каждое второе сдвинулось внутрь образуя второй ряд. И тут второе, меньшее по диаметру кольцо начало вращаться, а вслед за ним, в другом направлении и внешнее.
   Зрелище было одновременно завораживающим и пугающим. Огромные массы камня не просто пришли в движение, но постоянно наращивали обороты, двигаясь все увереннее и быстрее. Отверстия в венцах колонн стали издавать мерный гул, тон которого поднимался по мере ускорения вращения, перерастая то ли в трубный вой, то ли в пение хора. Уже скоро вращение стало таким интенсивным, что между колоннами забрезжило свечение, как будто воздух нагревался от трения бешено несущихся глыб. Голос Ицкалама все нарастал, свечение становилось интенсивнее, силуэты несущихся мимо друг друга колонн стали сливаться в сплошную стену камня и света, и наблюдавшие за этим действом вдру с ужасом обнаружили, что вращающиеся кольца начали медленно сдвигаться в направлении центра, прямо туда, где стояли люди.
 - Что-то мне не по себе от всего этого, - нарушил нервное молчание Дассир. - Если эти штуки так и будут приближаться, то нам точно не несдобровать.
   Он с укоризной посмотрел на Миро, лицо которого ничего не выражало, лишь в немигающем взгляде сверкало отражение огненной стены, раз за разом затягивающей вокруг своих жертв чудовищную удавку.
 - Скажи страж, - спросил он, стараясь сохранять спокойствие в голосе, - так все и должно быть? Ведь так?
 - Все идет, как идет. А правильно или нет - мне неизвестно. Я не провидец, будущее мне неведомо.
 - Что же нам делать?
 - Ждать.
 - А что думаешь ты, брат, - спросил Дассир, видя спокойное лицо Гика, и только волосы нервно бились о лоб и скулы, подстегиваемые приближающимся вихрем.
 - Пришло время верить, - ответил он. - И я верю, что все будет согласно начертанному на столбах, что несутся прямо на нас, и что произойдет чудо. Ты веришь в чудеса, брат?
   Гик повернулся к Дассиру, и тот прочел по глазам, что Гик своими мыслями был уже не с ними.
 - Не припомню ни одного за свою короткую жизнь. Ну, а ты...
   Продолжать он не стал, потому что Баррет вряд ли бы ответил. Привыкший выживать там, где сдавались лучшие и сильнейшие, он похоже, был поглощен обдумыванием плана, как выбраться живым и из этой передряги. Дассир поймал себя на мысли, что сейчас он бы предпочел держаться скорее рядом с ним, чем с братом или стражем, которые, как ему казалось, уповали лишь на чудо и были готовы принять любой исход событий.
   Но умирать в планы Дассира конечно же не входило. Внезапно ему показалось, что за стеной ревущего света он увидел гряду далеких желтых гор под голубым небом. Это было похоже на мираж, порожденный неистовым вращением колоннады. Но шли мгновения, а видение не только не исчезало, но и становилось все отчетливее, а горы — ближе. Ему привиделось, что он различал черные отверстия пещер или нор в склонах гор и даже тени облаков в небе.
 - Я один это вижу? - произнес он, адресуя сразу всем.
   Ему не ответили, хотя и без слов было понятно, что и остальные увидели тоже, что и Дассир. К тому времени бешено вращающаяся стена была уже всего в нескольких шагах от четверых угодивших в ее смертоносную ловушку пленников. Вихрь набрал такую силу, что уже едва не сбивал с ног.
 - Нужно решаться, - произнес Гик, будто видя брешь в сплошном барьере из камня и света.
   Дассир снял жилет и бросил  сжимавшееся вокруг них кольцо. Вихрь подхватил кусок изящно скроенной кожи, а в следующее мгновение от дорогого жилета остались лишь клочья, перемолотые в каменной мясорубке.
 - Туда!? Ну уж нет! Лучше я буду всеми сомнениями мира, чем размазанными на камнях пятнами.
 - Поэтому, тебе лучше остаться и уповать на правдивость того, что сказал Миро.
 - Вот, он пусть и идет первым! Что скажешь, страж?
  Но Миро не оказалось рядом, как будто он растворился также, как и парень, превративший камень в воду.
 - Куда он подевался?! Страж нас бросил! - Теперь Дассиру стало по-настоящему жутко.
 - Я вижу, - услышал он как из-за толстого покрывала голос Баррета.
   В следующее мгновение тот напрягся и стиснув зубы прыгнул навстречу верной погибели. Дассир зажмурился, ожидая брызг крови и тому подобного, но ничего такого не произошло. Правда легче Дассиру от этого не стало. Даже потому, что Гик был все еще с ни, ибо мыслями он уже был там, за частоколом жуткой гудящей всеми истошными голосами давилки.
 - Нужно просто верить, - шептал Гик, немигающим взглядом глядя на мерцающую стену и то, что было за ее пределами. - Я верю! Да, я верю!
   Он сделал уверенный шаг, даже не обратившись к своему брату, который в отличие от него не располагал и частицей его уверенности в успехе.
 - Постой! - Дассир осознал близость развязки и, похоже, уже смирился с любым исходом, потому что и брат покидал его, оставляя совсем одного наедине с неведомым и неизбежным. - Возьми это!
   Он протянул футляр с заветным кристаллом Бооха и вложил его в руку Гика. Тот сжал дар с такой силой, что футляр едва не треснул. Было видно, как он напряжен и взволнован.
 - Если нам уже не придется свидеться, пусть Бооха напоминает тебе обо мне и указывает тебе путь туда, куда бы ты не направлялся.
 - Все будет хорошо, - ответил тот неожиданно спокойным голосом. - Я разыщу тебя, брат!
 Он обернулся в тот момент, когда свет поглотил обоих.


Рецензии