Вот эта улица, вот этот дом

Я удивительно везучий человек. В детстве, отрочестве, юности мне довелось жить в трех замечательных местах Питера.
В детстве и первых классах школы  – в доме на Каменном острове. Дом советской довоенной постройки соседствовал с Каменноостровским императорским дворцом и другими прекрасными парками, каналами, строениями.
Да и школа была примечательной. Узнал об этом уже в зрелом возрасте. До революции это был императорский Лицей. Сюда, на угол Кировского проспекта (в доме напротив жил С.М.Киров) и Скороходовой переехал царскосельский лицей. Вот в нем мне посчастливилось провести первые школьные годы.
На острове я жил с бабушкой Ольгой Васильевной и дедушкой  Владимиром Дмитриевичем. А после первых классов школы переехал к родителям, маме Зое Владимировне и отчиму Николаю Борисовичу Аристову на улицу Чайковского, д.63, кв.6.
Учился в нескольких школах, на самой Чайковской, в школе рядом с метро Чернышевского, на Соляном переулке. А заканчивал десятый класс в школе имени Н.К.Крупской в Басковом переулке, причем я учился в десятом а Путин в той же школе в 1 первом классе. Ну да я не об этом. Меня всегда интересовала архитектура Питера и истории, связанные с его жителями.
И я решил, почему бы не поделиться с читателями необычной историей своего дома, своей квартиры.
Кстати, и третье место жительства у меня тоже было необычным. Дом Г.Державина на набережной Фонтану ид.118 кв. 14. Сейчас это музей Державина.
Но вернусь к квартире родителей. В чем ее необычность? Мой дорогой отчим родился во Владивостоке. Уже там стал известным теннисистом. Теннисисты Питера и переманили его в Ленинград. Сейчас поймете, зачем я это написал. В 1936 году он был арестован, как китайский и японский шпион. Китайский, кстати, он знал. И, вообще был отличным лингвистом. Его перу принадлежит книга «Основы перевода», правда с английского.
Ну так вот. В 1936 году он китайский шпион, а в 1937 году к 20-летию Советской власти его освобождают. И это в разгар ежовщины, представляете. Он такие темы никогда не обсуждал. А тут проговорился, следователь оказался теннисистом и поклонником его игры. Кстати, статья о шпионаже в пользу Китая с него так и не была снята, кам удалось это потом выяснить. С ней он прошел войну и нормально преподавал в ВУЗах после нее. Ну и к чему я это, спросите Вы? А вот к чему. Открываю издание, посвященное улице Чайковского, и что Вы думаете, я там нахожу. «В квартире № 6 дома 63 жил секретарь китайской дипломатической миссии Чай Чиньсуй, 48 лет с женой Чай Люньлей и четырьмя детьми в возрасте от 2 до 11 лет. Прибыли в августе 1917 года, выбыли 24 февраля 1918 года в Китай».
Вот такие бывают совпадения. В одной и той же квартире жил китайский дипломат с семьей, а через 35 лет «китайский шпион» с семьей, в том числе со мной.
Ну а самое любопытное, связанное с домом 63 было то, что его управляющим в первые годы советской власти был Иван Ильич Ленин. Одним словом, Ильич.
И последнее. На первом этаже дома в квартире № 1 жила хорошая знакомая родителей Вера Владимировна, ее все называли княгиней. Нет, чтобы тогда разобраться, почему княгиней. Но, в юности меня этот вопрос не занимал. Княгиня, ну и что тут такого. Сейчас интерес к разгадке того, какая  была фамилия у княгини, проснулся. И была ли она вообще княгиней? Ни о какой княгине Вере Владимировне доступные мне справочники о доме не сообщают. Но вот натыкаюсь на такую любопытную информацию. В начале ХХ века квартиру № 1 дома № 63 занимал князь Сергей Владимирович Голицын. Человек скромный, не на виду, холостой. Позже он переехал по новому адресу. Сразу возник вопрос. А не мог ли он оставить квартиру сестре. Ответа нет. Но это могла быть и Вера Владимировна. Все, что я знаю, это то, что муж Веры Владимировны носил фамилию Смирнов. В хрущевское время он вернулся из мест удаленных. Александр Николаевич был обаятельнейшим человеком. Я играл с ним в шахматы и называл, несмотря на то, что он мне в дедушки годился, Шуней. У них было двое сыновей. Один жил в США и присылал маме подарки, которые она частенько передаривала моей жене, другой  служил офицером на родине.
Вере Владимировне в начале 80-х было лет 80. Значит, родилась она, где-то в году 1890. Значит, до революции могла выйти замуж. Но вот почему они поселились в квартире ее брата, большой вопрос. Так был ли князь Голицын ее братом? Оставляю вопросы открытыми. На досуге попытаюсь еще поразмышлять на эту тему.


Рецензии
Замечательно делаете, что пишите такие воспоминания, они же бесценны, как историческое свидетельство:—))) с уважением:—)) удачи в творчестве:—)))

Александр Михельман   12.02.2022 19:36     Заявить о нарушении
Соглашаюсь!

Игорь Тычинин   12.02.2022 22:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.