Оборотная сторона медали

По окончании средней школы и ухода из нее двоечника-шута Сеньки Плясунова и всех, кому в старших классах делать нечего, «Б» классу, наконец, повезло: ему дали нового классного руководителя – учительницу русского языка и литературы.
Галину Сергеевну - молодую энергичную женщину, уважаемую директором и любимую родителями  учеников. Её синие глаза всегда смотрели смело и открыто. Муж в шутку называл её «правдобойкой», она никому не боялась говорить правду в глаза и всегда была уверена в правильности своих поступков.

Её класс считался лучшим в своей параллели, хотя отличников не имел. Это удивляло, потому как свой класс Галина Сергеевна вела с самого начала – с первого класса. В далеком 1967 году она – тогда еще учительница начальных классов - выпустив один, взяла новый первый класс «Г». Пока учила его, параллельно  училась сама в педагогическом институте, и к моменту перехода своих учеников в четвертый класс, получила возможность учить их  дальше. Только теперь она преподавала не все предметы, как раньше, а только русский язык и литературу и была классным руководителем.

«Гэшники» под ее руководством везде были лучшими. В любом конкурсе: будь то смотр строевой или военной песни, или конкурс союзных республик к юбилею СССР - класс Галины Сергеевны неизменно занимал первые места. Родители старались, чтобы их дети попали именно к ней, поэтому вместо лимита в сорок человек, в ее классе всегда было сорок пять учеников.

В «Б» классе Галина Сергеевна с пятого класса вела русский язык и литературу. «Бэшники» боготворили её и втайне мечтали о таком классном руководителе. И вот после восьмого класса, когда в школе вместо шести осталось четыре класса, мечта, неожиданно для них, сбылась: их объединили с классом Галины Сергеевны, и получился общий девятый «Б». Слияние прошло успешно, и школьники очень быстро подружились друг с другом.

Галина Сергеевна была довольна: сложился хороший сильный класс. Не было в нем бузотеров, возмутителей спокойствия, остались ученики сознательные, понимающие, что последние два года – их путевка в будущее. А через год она поняла, что соединив свой класс с таким сильным по успеваемости классом, как «Б», оказала себе медвежью услугу. Выходило, что у прежних «бэшников» - четыре отличника - четыре претендента на золотые медали, а у бывших «гэшников» нет ни одного. Конечно, были и среди них толковые ребята, но вот отличников не было, тем более, претендентов на медаль. Из всех выделялась только староста Таня Василькова – активистка, председатель совета отряда, председатель совета школьной дружины, труженица с ярко выраженными математическими способностями. Успевала во всем и всегда, даже задачки для олимпиады решала математичке Алевтине Егоровне, только грамотность не давалась. И правила учила, но диктант ни разу на «пятерку» написать не смогла.

Получается, что Галина Сергеевна пестовала своих учеников с первого класса, а где результат ее труда? «Бэшники»  же самостоятельно, несмотря на частую смену классных руководителей, воспитали у себя несколько готовых медалистов. Галина Сергеевна задумалась: как быть? Выпустить своих учеников без медалей, значит, признать свое поражение в десятилетнем труде? Но ведь старалась же. Знала каждого ученика, его семью и способности. Видела проблемы каждого из них, оказывала помощь, наставляла и воспитывала.  После восьмого класса, казалось, все предусмотрела: взяла сильный в успеваемости и дисциплине класс, выщелкнула из него (ей позволено) в другие классы оставшихся, слишком озабоченных совсем не учебой девочек, оставила наиболее спокойных и положительных учеников.

Галина Сергеевна часто вспоминала, как в институте на экзаменах от нее отсаживали троечников, чтобы они не списывали у успешной студентки. Она легко училась и легко сдавала сессии, легко заработала авторитет и благосклонность директора в школе. Как же случилось, что собственный экзамен длиною в десять лет, она не выдержала? Может быть, изначально достался провальный класс? Так нет. В начальной школе было два отличника, которые потом перешли в разряд троечников. Почему? Думать об этом и анализировать было уже некогда, нужно было спасать положение.

Выяснилось, что гороно выделяет на школу четыре золотые медали – по медали на класс. Считалось, что в классе может быть только один медалист. В двух классах действительно было по одному, заслуживающему медаль ученику, одному классу их вовсе не досталось, и две медали оставались десятому «Б».

Золотая медаль давала право при поступлении в высшее учебное заведение сдать всего один экзамен. Галина Сергеевна подумала, что будет справедливо, если одну медаль получит Рита Биркина – девочка отлично училась с первого класса, а вторая – достанется ее ученице – Тане Васильковой, если, конечно, напишет сочинение на «5».

Но на Галину Сергеевну наседали две подружки-учительницы. Одна из них – коллега, тоже преподавала русский язык и литературу - просила своему непутевому сыну «пятерочный» аттестат, чтобы он мог поступить в военное училище. Она очень надеялась, что военная служба исправит косяки в воспитании.

Другая подружка-учительница – Наталья Григорьевна - преподавала в начальных классах, и когда устроилась на работу в школу, тоже определила свою дочь Свету Пашкову  в класс Галины Сергеевны. Света училась не плохо, и не хорошо.  Математику она знала на «3», но стараниями родительницы имела в табеле за год неизменную «4» и была прочной хорошисткой. Дочь не претендовала на дальнейшее изучение точных наук, её путь лежал в журналистику, а в силе гуманитарной стороны дочери Наталья Григорьевна не сомневалась. Уговаривая Галину Сергеевну отдать вторую золотую медаль Свете, повторяла: «Ну, сочинение Светка напишет». Галина Сергеевна качала головой. Света, конечно, могла бы написать сочинение на «5», но как быть с оценками по другим предметам? Наталья Григорьевна уверяла, что с ними проблем не будет.

Света Пашкова росла без отца, он оставил их с матерью, едва она появилась на свет. Наталье Григорьевне пришлось одной содержать и воспитывать  дочь, а еще и учиться в институте. Она перевелась на заочное обучение и работала няней в детском саду, туда же определила маленькую Свету. Старалась, чтобы дочь ни в чем не нуждалась. Женщиной она была некрасивой, неприметной, немного сгорбленной, с постоянно усталым и каким-то кислым выражением лица. Говорила, полуприкрыв глаза, всегда тихим голосом, заставляя собеседника прислушиваться к ней.

Окончив институт, Наталья Григорьевна пришла работать в школу. Свободных преподавательских вакансий не было, и ей поручили группу продленного дня. Тогда она и привела второклассницу Свету в класс Галины Сергеевны. А когда Галина Сергеевна стала вести русский язык и литературу в средней школе, на освободившуюся должность преподавателя начальных классов перешла Наталья Григорьевна. Они подружились и, часто вместе возвращались с работы, обсуждая общешкольные дела.

Галине Сергеевне было трудно убедить подругу, что у её Светы недостаточно оснований для получения золотой медали. Перед ней стояла почти неразрешимая задача: кому же отдать две медали, если на них четыре претендента, и среди них нет ни Васильковой, ни Пашковой.

Приближались выпускные экзамены. Одной из отличниц Галина Сергеевна обещала вместо медали помощь при поступлении в педагогический институт. Андрея Ардова (тоже отличника из «бэшников») убедила в том, что он сам прекрасно поступит в морское инженерное училище. Оставались еще Валя Морозова и Рита Биркина, с ними ей говорить не хотелось. Воспитанная в абсолютной честности, Валя ее не поймет. Риту она недолюбливала из-за ее вздорной матери – работницы торговой сети. Но и не дать Рите медаль было нельзя, все знали, что с первого класса она училась на одни «пятерки».

Первый экзамен – сочинение – Таня Василькова написала на «тройку». Но Галина Сергеевна твердо решила, что одна из медалей должна достаться ей, и дала возможность переписать сочинение на другой  день.

Валя Морозова сдавала экзамен по литературе во второй группе и вышла отвечать первой. Чувствовалось, что ответ на вопрос в билете она хорошо знает. Под одобрительные улыбки членов экзаменационной комиссии и восхищенные глаза одноклассника Сашки Грушко она отвечала ясно и легко, как будто летела. Ощущение полета не покидало её и после экзамена, когда она ждала результата во дворе школы. Галина Сергеевна вышла, держа в руках список учеников с выставленными оценками. Дойдя до Валиной фамилии и успев произнести: «Морозова – «пять», - она вдруг зачеркнула  и написала своей ручкой другую оценку. - Нет. Морозова – «четыре». У Вали упало сердце, оно гулко билось где-то в солнечном сплетении. Ещё не до конца понимая, что произошло, она повернулась и бросилась бежать. Бежала долго, не помня, как миновала переходы и светофоры. Остановилась только через пять остановок на месте, где ей нужно было пересаживаться на другой автобус. Два года назад ее родителям дали квартиру в новом районе, и до школы теперь нужно было добираться с пересадкой. Дома Валя разрыдалась. Родители, узнав о случившемся, собрались ехать в школу, но был уже вечер, и было поздно. А следующим днём была суббота. Махнули рукой. Пусть будет, как будет.

Когда был сдан последний экзамен и надо было предоставить директору фамилии медалистов, Наталья Григорьевна неожиданно предъявила ультиматум подруге: если её Света не получит золотую медаль, то её не получит и Василькова. Она всем расскажет, как Галина Сергеевна позволила Тане переписать сочинение.

Медали вручали на выпускном вечере. Никто не удивился, когда медаль вручили Тане Васильковой, так как никто не сомневался в её заслуженности. Но когда медаль неожиданно получила Света Пашкова, пронесся легкий ропот, одноклассники переглядывались, ничего не понимая. Света же приняла медаль как должное и гордо держала её перед собой.

Можно только догадываться, что творилось в душе у Риты Биркиной. Десять лет упорного труда, оцененного на «отлично», но оставленного без заслуженного золота. Обидно? Еще как!
Галина Сергеевна гнала от себя мысли о том, что могли чувствовать обойденные Биркина и Морозова, но кошки на душе скребли.  Её сын однажды победил на олимпиаде по химии, заняв первое место. Наградой за победу была поездка в Венгрию. Но неожиданно поехал другой ученик – сын служащей из городского отдела народного образования. Она не забыла эту боль из-за несправедливости к своему ребенку, но теперь успокаивала себя тем, что ничего особенного не произошло. Кто отлично учился, тому нечего бояться вступительных экзаменов в вуз.

Рита собиралась поступать в университет на факультет химии. С её аттестатом  и знаниями, она вполне могла справиться и сдать все четыре вступительных экзамена. Однако с золотой медалью сдавать пришлось бы всего один.

Возмущённая мама Риты Биркиной написала жалобы на Галину Сергеевну во все образовательные инстанции. Школу стали трясти проверками. Галину Сергеевну вызывали в городской и областной отделы народного образования, требовали объяснений, но не по поводу несправедливого распределения медалей, а из-за дорогого подарка в виде золотых часов. Было непонятно: причем тут часы, и откуда о них известно в образовательных отделах?

Золотые часы, действительно, были куплены родительским комитетом для Галины Сергеевны в знак благодарности за многолетний труд. Родители собирались вручить их после выпускного вечера. Но не жалобы мамы Риты Биркиной, а, неизвестно, от кого поступившая анонимка о слишком дорогом подарке, заставила Галину Сергеевну от него отказаться.

Чёрная полоса, наступившая для Галины Сергеевны после выпускного вечера, едва не сказалась на её пребывании в школе. Выручил, конечно, директор Николай Герасимович, высоко ценивший профессиональные качества учительницы. Ему долго пришлось уговаривать областной и городской отделы образования, чтобы Галине Сергеевне дали работать в школе дальше.

Галина Сергеевна впервые поняла, что в коллективе, в котором она работала, есть коллеги-завистники, настроенные к ней враждебно. Из-за чего? Да хотя бы из-за того, что у неё дружная семья: преданный муж и хорошие дети. Тогда как у многих мужей нет вовсе, а дети-подростки совсем отбились от рук. На работе она на хорошем счету, директор ей доверяет и к мнению её прислушивается.

Под анонимкой не было подписей, но было известно, что написана она была от имени нескольких лиц. Все лето она гадала, кто мог её написать и зачем? Делилась сомнениями с подругой Натальей Григорьевной, та утешала её, как могла. Семья тоже поддерживала Галину Сергеевну, уговаривая не расстраиваться и не мучиться догадками, ведь главное, что делу не дали хода, однако летний отпуск был испорчен.

Рита Биркина отлично сдала все вступительные экзамены и поступила в университет. Поступили Валя Морозова и Андрей Ардов. Тане Васильковой золотая медаль действительно помогла: с легкостью сдав первый вступительный экзамен по математике, ей удалось избежать возможного провала на сочинении. Но она сумела оправдать полученную ею медаль дальнейшей отличной учёбой, присвоением ей Ленинской стипендии и получением «красного» диплома. Через 15 лет Таня Василькова сама возглавила математический факультет родного педагогического института.

А Свете Пашковой золотая медаль не помогла: первый вступительный экзамен на факультет журналистики – сочинение – она написала на «4». Предстояло сдавать ещё три экзамена, к которым Света не готовилась. Это был провал.
Наталья Григорьевна считала «четверку»  досадной ошибкой и не могла допустить, чтобы её дочь не поступила в высшее учебное заведение. Она пришла к ректору университета домой и каким-то невероятным образом сумела убедить его исправить Свете оценку на «пятерку».  Света снова приняла всё как должное, ни на минуту не усомнившись в правильности происходящего.

В новом учебном году Галине Сергеевне дали другой девятый «Б», у которого она вела свои предметы ещё с седьмого класса. Ученики тоже были рады, что именно она будет их классным руководителем.

Отголоски происшедшего ещё долго будоражили школу. Директор Николай Герасимович сумел добыть ту самую анонимку, из-за которой Галину Сергеевну едва не уволили. Он понимал, что в коллективе кто-то хочет её убрать, и не просто, а с «волчьим билетом». Необходимо было понять: кто и почему? Директор решил провести собственное расследование и втайне отдал анонимку на почерковедческую экспертизу. Результат настолько ошеломил его, что он не сразу решился сообщить о нём Галине Сергеевне.
Наконец, он вызвал её в свой кабинет.

- Как думаете, кто из коллег может желать Вашего ухода из школы? – спросил он, с сочувствием глядя на осунувшееся лицо учительницы.
- Понятия не имею, Николай Герасимович, - развела руками Галина Сергеевна.
- Тогда держитесь. Это Наталья Григорьевна. Ваша подруга.
- Быть не может! Она же мне помогала, мы же с ней обсуждали, кто мог написать эту анонимку, - растерянно возражала учительница.
- Наталья Григорьевна в начале прошлого учебного года обращалась ко мне с заявлением дать ей вести русский язык и литературу в старших классах. Если помните, образование ей позволяет. Но, как Вы знаете, у нас нет свободных вакансий.
- Нет вакансий… - рассеянно повторила Галина Сергеевна. - Вы хотите сказать…
- Я хочу сказать, - вздохнул директор, - если Вы уйдете, она займет Ваше место.
 
В то, что сказал директор, не верилось, не хотелось верить. Галина Сергеевна, глубоко задумавшись, сидела в классной комнате. Вспоминала, о чём они говорили с подругой, когда узнали о жалобах мамы Риты Биркиной и об анонимке.

В дверь заглянула Наталья Григорьевна:
- Идём? Ты закончила? – спросила она.
- Это ты?
- Я. Домой идём?
- Это ты написала анонимку? - Галина Сергеевна смотрела прямо, наблюдая за реакцией подруги. – Хотела занять моё место?
- Я ничего не писала, - не отводя глаз, сухо ответила Наталья Григорьевна. – Но как педагог я сильнее тебя, – она спокойно закрыла дверь.

Галина Сергеевна чуть не задохнулась от возмущения, но сдержалась. Стало ясно, что в одной школе с бывшей подругой работать будет невозможно. Она спустилась на первый этаж в кабинет Николая Герасимовича и написала заявление об уходе. Он, прочитав его, сурово произнес: «Не делайте глупостей, Галина Сергеевна! Идите и работайте».

Через два дня заявление об увольнении по собственному желанию написала Наталья Григорьевна. Директор, не говоря ни слова, подписал его.
А ещё через неделю все узнали, что Наталью Григорьевну приняли на работу в соседнюю школу на должность преподавателя русского языка и литературы.


Прошли годы. Галина Сергеевна продолжала работать в школе, выпуская во взрослую жизнь новые поколения учеников. Как-то на уроке она вдруг забыла имя писателя Тургенева и поняла, что пора уходить на пенсию. Доработав учебный год (ей как раз исполнилось 55 лет), она уволилась из школы одновременно с Николаем Герасимовичем. Никто больше не уговаривал её остаться, но она и не сожалела об этом.

Ещё долгих тридцать лет она жила, смотря телевизионные сериалы, больше не интересуясь ни школой, ни судьбами своих учеников. Однажды о ней вспомнили и попросили написать  к шестидесятилетнему юбилею школы отзыв о том, что дала ей работа в школе. Галина Сергеевна не написала ничего.

Наталья Григорьевна всё это время по-прежнему работала в соседней школе. Там её уважали, а родители старались определить своих детей в её класс так же, как когда-то стремились попасть в класс Галины Сергеевны.

За время своей работы в другой школе она выпустила много медалистов, стала Заслуженным учителем России, получила звание «Учитель года» и президентский грант. Выйдя на пенсию по возрасту, продолжала работать до глубокой старости, не утратив памяти и ясности ума.

Май 2019


Рецензии
Сколько раз доводилось слышать и видеть, что женский коллектив - это самый настоящий террариум.
Очень нравятся Ваши рассказы, Елена.
С уважением к Вам...

Андрей Март   01.11.2021 15:37     Заявить о нарушении
Спасибо, большое! Но Вы сейчас читаете мои первые опусы. Мои первые шаги. Самый первый, написанный мною рассказ - "Без названия". Писала то, что волновало. Сейчас критерии несколько изменились, т. к. теперь есть заданная тема, объем и сроки.

Игнатова Елена   01.11.2021 15:40   Заявить о нарушении
Очень странно, что «правдобойка», никому не боялась говорить правду в глаза и всегда была уверена в правильности своих поступков" - пишет сочинение за ученицу, ставит "четыре" вместо пятёрки...Это не "правдобойка" - а мошенница. Противозаконно - писать сочинение за ученицу и без основания занижать оценку, к тому же она "рапределяет" золотые медали, исходя из собственной выгоды.
Я в своё время была преподователем - но такой подлог даже представить себе не могу.
Анонимку только не написала - вот и весь плюс перед Натальей.

Марианна Ольшевская   03.08.2022 16:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.