Почему так много умирают россияне?

Дух саморазрушения,
небрежение к собственной жизни –
 вот что опаснее всех болезней.

  По данным профессора Российской экономической  школы Ирины Денисовой, государство тратит  на здравоохранение чуть больше  3,5% ВВП – в 2 раза меньше, чем страны  Евросоюза.
Еще примерно 3% ВВП - расходы населения на сохранение своего здоровья.      
   То - есть, эта сфера на  60% процентов финансируется государством и на 40% -населением.      
  «Сердечно - сосудистая революция» в России произойдет, если мы осознаем, что смертность снижается не только с улучшением и внедрением высоких медицинских технологий, но и благодаря изменению в поведении людей, их обращению к здоровому образу жизни.               
  С двухтысячных годов  в нашей стране наметилось увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снизился риск смертности в трудоспособном возрасте.               
    Многое в будущих ожиданиях этой  тенденции будет зависеть от государственной политики в сфере здравоохранения, но еще больше от нас самих, отношения к собственному здоровью.      
  Более половины смертей в России связаны с инфарктом, артериальной гипертонией и инсультом.
  Из-за болезней системы кровообращения, государство теряет до 5 % ВВП ежегодно. Комплекс мер, предпринятых в 1970  - ом году в развитых странах, известный как "сердечно - сосудистая  революция", привёл к  значительному увеличению продолжительности жизни.
Россия пропустила этот процесс.                В структуре смертности среди 20 – 30 летних молодых мужчин, две трети мужской смертности составляют внешние  причины: ДТП, убийства, самоубийства, отравления  алкоголем…  В этом мы тоже опережаем Запад.
Но уже среди 45 – 50 летних мужчин смертность  от  сердечно - сосудистых заболеваний выходит в лидеры – более трети всех смертей.                А начиная с 50 лет - уже больше 40 %. Такая аномально высокая смертность в молодом возрасте и объясняет, почему ожидаемая продолжительность жизни в нашей стране очень низкая. Ожидаемая продолжительность  жизни - это число лет, которое проживает в среднем один человек из данного поколения  родившихся, если смертность в каждый возрастной группе будет оставаться неизменной,  такой, какова она была в год его рождения.
Сейчас ожидаемая продолжительность жизни в России для мужчин составляет 66 лет.                Это, означает, что мальчики, рождённые в 2018-м году, в среднем доживут до 66 лет. Но это не означает, что все они доживут до 66 лет. Вероятность для молодого человека, которому сегодня 15 лет, в Швеции каждый 15-й мальчик не доживёт до 60, а в России при текущих показателях смертности каждый третий мальчик 15 лет не доживёт до 60. Это не означает, что все они умрут от  сердечно - сосудистых  заболеваний, но значительная часть – именно от них.
Половина революционных изменений в Европе было связано с обновлением медицинских технологий  предотвращения острых состояний, эффективности интенсивной терапии. В Европе изменился образ жизни. В 1964-м году  вышел доклад генерального хирурга США, который подтвердил безусловный вред курения. После этого в Америке курить стали меньше. Позиция государства и публичные призывы авторитетных медиков тоже сыграли свою роль. Запрет курения в общественных местах в России тоже существует, что защитило некурящих и работающих в этих общественных местах от вреда пассивного курения.
Если люди имеют вредные привычки и не желают их бросать, это их  право. Но финансирование здравоохранения построено на принципе солидарности, поэтому лечение людей, чье здоровье ухудшалось вследствие своих вредных привычек, оплачивают и люди, вредных привычек не имеющие.
Здесь вмешательство государства – путём введения акцизов на табак  и крепкий алкоголь – представляется оправданным и необходимым.
А  это уже из области поведенческой  экономики. Что это такое?
Поведенческая экономика обращает внимание на то, почему люди ведут себя тем или иным образом. Знают, что курить вредно, хотят бросить, но не бросают. Почему пьют много алкоголя, понимая его вред?
Все это отчасти потому, что горизонт планирования своей жизни у них короткий. Людей не слишком волнует, что с ними будет через 20 – 30 лет, в каком состоянии здоровья они вступят в старость и вообще доживут ли до нее.
Короткий горизонт планирования жизни в России- серьезный сигнал, что у нас есть проблема…
В  законодательстве России есть пункт запрещающий показ акта курения. Но граждане не стали меньше курить. Есть рекомендации по аналогии вреда сладкого, десерты (мороженое, например)  сделать относительно несладкими, но россияне и не подумали ограничить употребление сладкого. Роль государства,  как регулятора, в этой области очень важна. Ситуация у нас серьезная, но не катастрофическая  то есть, не безнадёжная. У нас уже есть  возникшее стремление вести здоровый образ жизни…
Высокотехнологичная  медицинская  помощь  спасает жизни и улучшает ее качество. И важно обеспечить  доступ к ней всем, кому показано. Огромные  человеческие  потери  вынуждают нас говорить о превентивных мерах: мы не знаем - много ли граждан систематически контролируют свое давление, применяют  предписания, употребляют прописанные врачом лекарства, если да,  то  как  регулярно.
Есть  единичные  доклады,  свидетельствующие, что  не диагностированных гипертоников в России в два раза больше, чем в Англии.
Там  в Англии понятие,  общественное  здоровье,  наполнено  конкретным  смыслом.
А у нас со  сбережением общественного здоровья проблемы, – 376 руб. возмещение  из  ОМС  за  прием врачом  терапевтом – индикатор этой проблемы. Не разбежишься.               
Но и собственное здоровье не бережется. Какой-то дух саморазрушения…               
 Слово доктора продолжает быть авторитетным, и в этом смысле на медицинском сообществе большая ответственность лежит. Международная оценка показывает, что совет терапевта бросить курить- одна из самых  экономически  эффективных мер в системе здравоохранения, если даже совету последует лишь один процент пациентов, затраты малы, а эффект большой.               
Не надо воспринимать  минздрав  как министерство болезней:  ты заболел - мы тебя вылечим. Следует самим  уделять больше внимания профилактике болезней, беречь свое здоровье.               
 И уж хотя бы не нарушать предписания доктора.               
В Америке медицинское страхование гражданина оговаривается финансовым обязательством страхуемого по соблюдению ряда обязательных мер для сохранения собственного здоровья, ведению здорового образа жизни, качества питания, питьевой   воды, исключая вредные привычки.  Причем, в течении года страхуемый за свой счет дважды проходит контроль и санацию у своего врача или доверенного врача страховой компании с обязательным соблюдением их рекомендаций. При внезапном заболевании или несчастном случае, страховой случай наступает только тогда, когда наблюдавшие его врачи подтвердят справкой, что страхуемый соблюдал все требования по сохранению собственного здоровья. В противном случае страховой случай может и не наступить и ваши деньги пропадут.               
А в России не так, как обязательное  так  и добровольное страхование не предусматривают  обязательные требования по сохранению собственного здоровья, поэтому страховой случай может засчитаться, если даже вы вели разгульный образ жизни.               
Но бывают и исключения, смотря к какому страховщику попадете.  Частенько споры кончаются миром,  а не обязательством и дальше укреплять  свое здоровье и вести здоровый образ жизни.               
И еще одна проблема, материальное неравенство: лечение сосудистых заболеваний стоит немалых денег.                Житель  мегаполиса имеет больше возможности лечиться ,чем житель села.               
 Пациенты,  проживающие в сельской  местности  сталкиваются  с  проблемами:  это     недостаточная  обеспеченность медикаментами  и трудности  с  оснащением  больниц  современным  оборудованием,  и  узкий спектр  предлагаемых  в  больнице  услуг,  и  недостаток  профильных  специалистов. Да и в крупных городах проблемы, –  низкая скорость  оказания  помощи  при  острых состояниях, инфарктах,  инсультах,  а также  низкая доля использования современных технологий в лечении острых состояний.
Уровень   первичной   реваскуляризации  при  острых  коронарных  симптомах в  Швеции  – 75 %.  В  России  -  в разы  меньше.                И ещё, у нас  высокая  инвалидизация  из-за  проблем  после  больничного  ухода.  Медицинские  технологии    предотвращения  и лечения  острых  сердечных состояний  обеспечивают  половину  сердечно- сосудистой  революции  в  развитых  странах.
И нам бы  так.

Исмагилов Г.Г.
Июнь 2019 год


Рецензии