Новые смыслы Анатолия Гоморева

На литературное творчество 1949-2004 годов Анатолия Гоморева, поэта, члена союза литераторов

В сборнике стихов "Мой творческий вклад" https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/1199388/, в Приложении, Анатолий Константинович поместил данную статью. Благодарю поэта и литератора за внимание к моему исследованию его творчества.
Читателя приглашаю к полной версии статьи.

С Анатолием Константиновичем Гоморевым - автором сборников поэзии и прозы - знакома два десятка лет. Люблю его стихи за глубочайшие смыслы, которыми в целом обделена уходящая поэзия XIX-XX веков. ”…Уходит золотых фонарей караван, погружаясь в туман, как в буран” (стих 169). Проницанию творчества любимых поэтов свидетельствуют его юношеские Стилизации (стихи с 483 по 492). В том числе на А. Блока – поэта серебряного века, - стих 487 от 1956 г.:

Ночь светла. Мне сегодня не спится.
Лунный свет лежит на полу.
В небе блещут тревожно зарницы.
Что творится со мной не пойму…

Надо особо отметить стартовую зрелость юношеских стихов А. Гоморева. Объяснение этому феномену не в том, что поэзией увлекался брат. Произрастание зрелого смысла ранних стихов происходит благодаря глубинной памяти и мудрости, не стёртой с воплощением в новый мир зрелого Поэта. См. стих “Возвращение” 1956 г. в сборнике от 2012 г. “Сто стихотворений”:

Эта грусть и задумчивость сада,
Серебристая дрожь тополей
Для уставшего взгляда – отрада.
Это мир мною брошенных дней.

Неуверенно сердце забилось
Прежней жизни опять в унисон.
Всё, что позже случилось – приснилось.
Здесь я снова и это не сон. 

Филологическое и предшествовавшее ему техническое образование, и, самое главное, волеобразующие черты характера предопределили Анатолия Константиновича к напористому поиску выражения смыслов. В его стихах нет места красочной шелухи слов советских поэтов. К примеру, стих 209 от 1959 г.:

Неужто я судьбою обречен
Всю жизнь глодать сухой ломоть науки,
Сбирать крупицы знаний буква к букве,
Не видя юности, обкрадывая сон,
Про все соблазны жизни забывая,
Мудрейшему Сократу подражая,
Чтоб лишь сказать когда-нибудь как он:
Я знаю то, что ничего не знаю.

Жизнь провела его по малоосвоенным регионам СССР, тропами следопытов Заполярья, горными маршрутами геологов Камчатки. Наравне с крепкими хозяевами советских просторов он добирался до дальних уголков таежной Сибири и Дальнего Востока. Работал в жарком Дербенте и в студеном плену холодов Тикси. Плыл по водным протокам Зауралья и бушующими морям Арктики. Выживал, уповая на крепость своего духа. Иначе нельзя - так того требовало время. Продолжал писать из глубинки в рубрики советских газет и журналов.

Собирание музея А. Блока, архивов творческого наследия А. Блока и редкостных изданий – Блокианы – прошло в зрелые годы Анатолия Константиновича.

Работа с архивными материалами, их запутанный поиск по советским хранилищам воплотились в публикации литературных статей: Письмо И. Л. Блока к А.А. Аракчееву, Неизвестный автограф Блока, Дети А. Блока, Неизвестная шутливая поэма Ивана Бунина… Вокруг первой книги Ю. Верховского… Неизвестное письмо А. А. Ахматовой… Неизвестный автограф С. Есенина…

В ПОИСКАХ СМЫСЛОВ ВЫСОКОЙ ПОЭЗИИ

Стихи занумерованы от 1-го до 492-го сквозь года и десятилетия. Эта нумерация объединяет числовым рядом порывы эмоций, разные стили и рифмы. Огромный диапазон стилей стихов восхищает: сонеты, этюды, элегии, ноктюрны, песни, романсы, поэмы. Разнообразие рифм радует: эпиграммы, стилизации, верлибры, рубаи, четверостишия, вольные ритмы.

В 1963-1971 годы Анатолий Гоморев, в унисон коллегам по поэзии, отрабатывал своё поэтическое мастерство в московской Литературно-творческой студии “Спектр”. Она объединяла 250 участников: поэтов, прозаиков, переводчиков, драматургов, бардов. Почти все спектровцы разделяли мнение Андре Вюрмсера на поэзию: “Поэзия – не в ритмах и рифмах, не в учении о природе слова… Она – это сама кровь поэта, поток его восприятий”. (См. стр. 448 в книге “Поэты “Спектра” 1963-1971-2010 в документах и воспоминаниях”).

Анатолий Гоморев следует творческому девизу: “в моей кровинке каждой кричит и исступлённо рвётся вон плоть солнечного бога – Флогистон!” (стих …). В 1969 г. он пишет для спектровцев статью “Между замыслом и воплощением”. В ней – соображения о поэтическом профессионализме. О неуместности игры в слова и писанины по наитию. О выборе поэтической формы – служанки творческой воли. О внутреннем переживании темы: по свежим следам замысла. Подчеркну важные и во-многом новые для советской поэтической братии смыслы этой статьи: “Но все эти соображения вступают в силу, когда замысел уже определился, а для того, чтобы он возник, нужен приток свежих жизненных впечатлений…. Поэзия как искусство слова – это нерасторжимый сплав мысли и эмоций. …я бы разделил творческие замыслы на идею-мысль и на идею-эмоцию …сильный эмоциональный напор… и служит причиной возникновения идей-эмоций”. (см. “Собрание стихотворений…”, стр. 273-276).

За подтверждением замечательных наставлений Анатолия Гоморева к молодым поэтам обратимся к разъяснениям авторитета в области психологических наук – Льва Вячеславовича Клыкова (edinoeznanie.ru). В его Духовном пособии от 01.01.2018 г. “Освобождение сознания” откроем раздел “Воспитание нравственности”, подраздел “Обучение жизни без этических ошибок”: “Когда у духа есть творческий замысел, замысел соединяется с положительной эмоцией. В результате этого творческого акта образуется мыслеформа. Сам человек – это тоже мыслеформа… Если у личности нет замысла, а обстановка требует действия, душа выбирает из подсознания готовую мыслеформу, такую, в которой эмоция совпадает с текущим состоянием души”.

Для преемников должно быть ценно, что оба автора (одного года рождения) подтверждают друг друга, приходя к единому выводу разными путями. Итак, по А. К. Гомореву “сплав мысли и эмоции” возникает при подпитке его “идеей-эмоцией”: “Способность плодотворно, а значит, достаточно быстро трансформировать свой эмоциональный процесс в стихотворные формы и делает человека поэтом”, - см. стр. 277 “Собрание стихотворений…”. По Л. В. Клыкову, - упрощаю, - творческий замысел соединяется с положительной эмоцией (всего 72 + эмоции), как энергией, питающей положительную черту характера (всего 48 + черт), в результате возникает мыслеформа. За подробностями отсылаю к приложению *).

В последующие годы параллельно с литературной и организационной работой Анатолий Константинович продолжал создавать свои стихи. Завершённые стихи, как показала жизнь, копились “до поры – до времени”, до лучших времен, - до публикаций.

ОТЗЫВЫ РУСАКА ЛЕОНИДА В. О ПОЭЗИИ АНАТОЛИЯ ГОМОРЕВА

С публикацией небольшой книги стихов “Позднее признание” ее подарочный экземпляр лег на стол доброго доктора Леонида Русака, - волшебника целительского искусства, создавшего своим ценителям продвижение по ступеням эволюции. Леонид Васильевич Русак, будучи очарован “Вольными ритмами” Анатолия Константиновича, настоятельно пожелал ему наконец-то заняться публикацией своего наследия. Помню, помимо редких встреч, у Целителя было несколько телефонных общений с Поэтом в связи с выдачей ему оздоровительных сеансов. И, к слову, Леонид Васильевич, слушая краткие выдержки из неопубликованных стихов, радовался их неординарности. Cтих “Заколдованный лес”, от 1967 года:

Лес раскрывал заветные чертоги.
Я, затая дыхание, вступал в страну заветную.
Ажурная листва берез плакучих
Струилась книзу. Смесь
Пахучих запахов кружила
Мне голову. Тут каждое растение
Навстречу солнцу отдавало душу.
И сотни тысяч птичьих голосов
Из каждого куста звенели
И каждый миг собой переполняли,
Переливаясь звонко через край.
Как будто весь оркестр вселенский
Собрался здесь и славил лето,
Любовь и жизнь, и молодость свою.
Потом, в лесу бывая часто,
Искал его, но больше никогда
Не мог найти я лес тот заповедный.
 
Русак Леонид В. сказал: “Да у меня есть произведение “Заколдованный лес”. Неопубликованная повесть http://proza.ru/2021/04/30/1289. Но Ваши попытки вновь побывать в том заповедном лесу были безуспешны, поскольку время его становления принадлежит Неизвестной Вселенной на Земле. Вы счастливо вышли из заколдованного леса и остались в привычном времени становления нашего Арктурского мира Земли”.

Поскольку Леонид Васильевич РУСАК создал в серии своих трудов-откровений ещё и труд о миражах и туманах, мне эти темы близки и понятны.

Темы тумана, миража притягивают внимание Анатолия Гоморева в его зрелые годы. Стремясь запечатлеть каждый штрих этих непростых атмосферных явлений, он создает шедевры правдивости своим поэтическим словом. Информационность в этом случае выигрывает перед фотографией или киносъёмкой. Ведь всё, что видят глаза и ощущает тело, должен осмыслить мозг натуралиста, создавая словесное описание захватившего его воображение явления. Рассмотрим, к примеру, стих 393 о мираже от 1968 года.

Поспешно от зноя убегала дорога.
Скрывал горизонт последний пригорок.
Обрыв и кончалась земля.

Земля не кончалась. Не сдавалась дорога
И в синее марево бросала всё снова
Асфальтовое лассо.

Но синь отступала. Хрустели морены **),
И голуби реяли словно моряны ***),
И бредила кожа прохладной струёю,
И вновь миражом подступало к нагорью ****),
Синело, плескалось безмерное небо.

Машина везёт Поэта на приличной скорости: “Поспешно от зноя убегала дорога”. Дорога пролегает через пригорки: “Скрывал горизонт последний пригорок”. Следуя взором за дорогой, послушное слово Поэта свидетельствует: “Обрыв и кончалась земля”. Значит ли это свидетельство что-либо особенное? Да! Дорога продвигается к аномальной зоне (АЗ), её Пространство смотрится выпуклым при безостановочном движении машины.

С преодолением последнего пригорка, скрывающего горизонт, машина въезжает в пределы синего марева, спрессованного над асфальтовой дорогой. “Не сдавалась дорога И в синее марево бросала всё снова Асфальтовое лассо”.

Надо заметить: марево и мираж даже в дневное время суток выдают присутствие в объёмах их Пространства Аномальной зоны, время становления которой принадлежит миру Предшествующей Вселенной. Однако, синь марева теряет свою плотность для глаз наблюдателя, сбавившего скорость своей машины.

Итак, строка “Но синь отступала”, ясно показывает, что машина сбавила скорость, выехав на бездорожье, где под её шинами “Хрустели морены”. Не в силах противостоять резкому ветру, голуби повторяли его траекторию: “Голуби реяли словно моряны”. К тому же ветер моряны, - холодный и резкий, - ощущала кожа: “И бредила кожа прохладной струёю”.

Будем благодарны Анатолию Константиновичу, доверившему поэтическое слово своему чувствознанию и потому кратко и исчерпывающе запечатлевшему наблюдение марева Аномальной зоны. Тяга к откровенным описаниям явлений, став приобретенной положительной чертой характера, продвигает Поэта на пути познания сложного мира.

Леонид Васильевич ценил в Анатолии Константиновиче знатока человеческих душ. Доброго и проницательного. Читайте стих 390 от 1968 г. “Я смерил человека взглядом И по лицу нескромно прочитал Словно по срезу дерева весь опыт его жизни. Там отложилась горечь навсегда… Я вычислил глазами человека, А он вобрал меня в свои глаза”.

Прочитав в 2016-2017 годах издание поэтического сборника “Собрание стихотворений 1949-2004”, убеждаюсь: смыслы поэзии А. Гоморева достойны приобщения к ним лучших людей дней сегодняшних и грядущих. Эти смыслы получены, по свидетельству Леонида Васильевича (leonid-rusak.ru, см. в русскоязычном браузере SRWareIron), благодаря природному дару астрослышания и, во-многом, яснознания Поэта.

Востребованность россиянами замены старых смыслов новыми очевидна и заметна, - об этом свидетельствуют труды Русака Леонида В., - поскольку над Россией меняется Пространство, насыщаясь Субстанцией Матрикс, доныне неизвестной на Земле. Лучшие люди приходят на земли России, где с 2004 года стала возникать невиданная доселе золотая Материя Матрикс. Ныне они строят Новый мир, они – ценители России, её просторов, её недр и Пространства над ней. Новые смыслы создают разработчики будущего, в том числе в помощь людям, позволившим контактировать тканям своих организмов с биотехникой машинных технологий будущего. Будущее – не за горами! Счастье долголетия войдёт в каждую семью вместе с новизной смыслов, присущих новым поколениям благодарных потомков. Их характерам присуще преобладание положительных эмоций, поэтому поэзия А. Гоморева приятна их душам. К примеру, (стих 319) от 1968 г. “Я знаю: в мире дефицит На радость, и избыток грусти, Но нестерпимость состоит В том, что здесь даже грусть не русска”.

Леонид Васильевич РУСАК напутствовал читателей своих трудов-откровений мыслью о том, что настанет время, когда станет цениться краткость изложения сути вопроса”. И повторял: “Есть планеты, где краткость изложения ассоциируется с талантливым изложением существа дела. На Земле модным станет переписывать книги и научные изыскания языком, заточенным на краткость”.

Поэзия Анатолия Гоморева, по годам жизни, не пересекаясь с актуальным прогнозом Русака Леонида В. , соответствует ему. Каждый стих – это шедевр краткости и образности. См., к примеру, стих 350 от 1999 г.

Она вошла как лучик света,
В глазах участье и тепло,
Сама, не ведая об этом,
С душой прозрачной как стекло.

И всё, что сердце так давило – 
Весь мир коснеющий во зле,
Она смеясь преобразила
И отменила на Земле.

ЦЕЛИ ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ И ВЫСОКОЙ ПОЭЗИИ

Поэзию любят или не любят. Она нравится или не нравится. Что же ценного и отличительного в стихах Анатолия Гоморева? К примеру, для будущих долголетов? Сокровенный смысл жизни они продолжают находить в чтении поэзии и прозы, в увлечении театром и музыкой, в общении с людьми разных поколений. Эта увлеченность обогащает семейные отношения, где по выражению В. Шекспира “Весь мир – театр, а люди в нем – актёры!”. Примерить на себя новую роль положительного героя, тем более сыграть её, – на деле означает совершение труда по улучшению своего характера.

Да, лирическая поэзия учит понимать сокровенные свойства души. Она даёт настрой на положительные эмоции. На получение сочувствия от созерцания окружающей природы… Высокая поэзия смыслов несёт в себе уроки всеобъемлющей любви и воли, воли к жизни, воли к выходу из плена своих эмоциональных переживаний. Обе цели воплощены в поэзии А. Гоморева.

О МЕНТАЛЬНОСТИ СТИХОВ А. ГОМОРЕВА

Поэт привносит читателю свою любовь и ностальгию к картинам необъятных просторов России. Поэтические видения Поэта расширены ментальным куполом, простирающимся над российскими просторами Земли. См. стих 353, 1955 г.:

Робко сумерки вешние глянули.
Замерцали первые звёзды.
Как на чёрный бархат просыпаны,
Заискрились россыпи жемчуга.

Серебристые! Шлёте привет вы свой,
Мою душу ввысь вы маните,
О мирах недоступных мысль будите
И раздумье о жизни и времени. 

Поэтические работы составили дневники с непростыми и ёмкими стихами, вдохновленными пережитыми событиями. Они-то в процессе творчества и стали личными открытиями смысла до пика их осмысления от идей-эмоций. Говоря словами Леонида В. РУСАКА, стих становится ментальным, когда в каждой строке есть действие. Так и в процессе создания машинной техники, политой кровью и потом своих создателей, она, насыщаясь их менталом, ценится за надёжность в действии. Поэтому отслуживший паровоз, являющий своим движением проход из прошлого в будущее, это не просто поезд, уходящий от горизонта к горизонту. Это паровоз-человек, и он вызывает жалость: “Не бежать тебе больше По полям засыпающим, Оглашая криком мрак неба до звёзд. Паровоз, Ты из племени вымирающих. Мне жалко тебя паровоз!” (Стих 197 “Паровоз”). Также эмоционально воспринимается пароход: “пароход устало продвигался по волнам моря”, будто это уставший пароход-человек. Пароход с его усталостью металла, натружено переползает волны штормующего моря, гору за горой преодолевая тёмные воды Стихии.

О СТИХИЯХ - ПЕРСОНАЖАХ ПОЭЗИИ А. ГОМОРЕВА

События за окном, или эмоциональный настрой человека обязательно вписаны в объёмы Пространств с их 3-х-мерной глубиной и с непременной составляющей времени существования Стихий. Подобные “ожерелья в огранке” имеют незримое эмоциональное присутствие Стихий. (стих 152) от 1958 г.:

Морская ракушка на письменном столе
Лежит, затерянная в куче безделушек,
Но и теперь, в покое и тепле,
Она хранит свою морскую душу.

Прислушайся, и в домике пустом
Услышишь вечный рокот океана,
Представишь, как в просторе голубом
Свои валы он катит неустанно.

Знать, в каждой жизни сущность есть своя,
Что дремлет как сознанье под наркозом,
Бессмертная во всех метаморфозах,
Чего отнять, даже убив нельзя.

С этим сокровенным ответом Стихии Воды, полученным от морской ракушки с письменного стола, Поэт ассоциирует завершённость юношеского этапа в поэзии. Дух Поэта жаждет новые контакты.

Разумная Стихия Льда вступает в беседу с Поэтом-астрослышащим. “Не пугайся, Я не Ева – я Королева Снегов… Лёгким наркозом Твоё сердце я заморожу И любовь, там сидящую, выну Как занозу… Я тебе подарю мирозданье. С ним сольёшься и назад не вернёшься – Не захочется. Станешь частью всеобщей стихии, Что пред нею любовь, твоё творчество И Россия?” Из поэмы “Снежная Королева” (стих 422, X, 1958 г.).

Читайте и всколыхните свои души стихами “Смерть астронавта” (стих 140) 1958 г., “Смерть на воде” (стих 356) 1959 г. В них – о проницании чувств героев, захваченных Стихиями.

Поэт вознаграждён ответом Стихии Воды – Разумной Стихии Консенс – о своём давнем воплощении, будто совмещённом с годами недавнего прошлого: “Поиски прошлого” (стих 357) 1965 г.

Казалось, моя мысль невидимой волной,
Ощупав каждый кустик, каждый камень,
Перстами ждущими нашла долины сердце
И вызвала протяжный этот звук.
И понял я: сиреной похоронной
Прошедшее прощается со мной.

В поисках контакта со Стихией Вещества, Поэт руководствуется яснознанием. “…Стеной меня обстали пирамиды, Не сорок в них египетских веков, а сорок миллионов лет зарыто. Горы-гробницы вечного молчанья, Горы-рабы с отрезанными языками, Что при дверях у вечности стоят…” Стих 315 (1968 г.).

Поэт ищет посредничества Стихии Вещества, чтобы получить привет из прошлого. Став на ложный путь поисков, он попадает в плен гор. ”Я пленник гор, Куда б не вёл маршрут, Мне некуда уйти от их надзора, Они меня с рук на руки сдают. И снова горы, горы, только горы… Невольно я ловлю себя на том, что я катаю камушки в ладонях… Мне важно, чтобы эти камни жили Или хотя бы переслали мне привет От тех, кто раньше жил намного лет”. (стих 321) 1968 г.

Разумные Стихии Воды и Ветра щадят корабль с вопиющим поэтом. “Шторм! Лопнули цепи ветров. Они пустились в разгул, В бешеный пляс… Нам стихии, взяв в плен, Страховки на жизнь не дают. Как раненый кит Корабль дрожит, Устало сбавляя ход, Переползает горы из вод, С натугой царапая киль…” Стих 324 (1968 г.).

Стихия Огня понятна яснознающему человеку: “…плотоядно захохочут существа И древняя невнятица обступит. Тогда огонь – единственный защитник. И понимая роль свою, как верный пёс Он лижет и покусывает руку”. См. “Огонь” (стих 402) от 1968 г.

Поэт счастливо воплотил в своих стихах высокое разумное присутствие Стихий: Стихии Льда и Стихии Воды – Разумной Стихии Консенс, Стихии Ветра, Стихии Вещества. Счастливо, потому что Они сохранили его жизнь в нашем мире. Воплощая замысел Их присутствия, события стихов приобретают сравнительный тон повествования, ведь жизнь Человека быстротечна в представлении Стихий. В минуте вечности тонут секунды жизни человека. “И в душу проникала Необъяснимая и беспокойная догадка О вечности холодной и чужой, Которая тревожила и жгла”. (стих 363) 1967 г.

В советские годы он пишет для себя. Социализм, покоряя просторы страны, отрицал стихийные бедствия. Установка на замалчивание их фактов на территориях РСФСР и республик советских избегала информацию о наводнениях, землетрясениях и др.

Новый смысл, вынесенный из плена властвующих Стихий, наполняет поэзию А. Гоморева. См. стих 418 “Одинокие вершины” (1968 г.), где горы – Стихия Вещества:

…Чтоб самого себя увидеть
Глазами гор,
Надо с друзьями – расставанье,
И расстоянье,
Чтоб угасить костёр,
И временное преображенье…

О ПРОСТРАНСТВЕ КАК ПЕРСОНАЖЕ ПОЭЗИИ АНАТОЛИЯ ГОМОРЕВА

Рассмотрим, к примеру, 14 строк стиха 382 и попытаемся отыскать в нём незримого динамического героя: Пространство. Объём Пространства всегда ассоциируется со звуком. “Над пристанью, Над водной гладью Химок Захлёбывался дождь. От того ли, что пароход уже отчалил, Иль оттого, что музыка звучала И делала фанатиками нас, С благоговеньем жертвенным всходивших На костёр разлуки. Упала и сомкнулась Непроходимая стена дождя. И гладь души была измята. Над ней вакханкой пьяной плясала музыка”.

Возникновение объёма Пространства создано словами “над пристанью, над водной гладью Химок захлёбывался дождь”. Этот объём Пространства, выстроенный плоскостью глади и вертикалью дождя, оживлён звуком: в нём “музыка звучала и делала фанатиками нас”. Вместе с тем герой – Пространство, набрав силу одновременно с упавшей и сомкнувшейся “непроходимой стеной дождя”, принёс разрушение: “гладь души была измята”. Разрушение усилено самим героем, ведь в его Пространстве “вакханкой пьяной плясала музыка”. Поскольку Пространство и Время неразделимы, в динамику событий выступают глаголы действия.

Ни Блок, ни Есенин, ни Маяковский, ни современные нам поэты не озадачивались поиском сочувствующего и не сочувствующего их ощущениям Пространства, поиском той ячейки Пространства, где власть Стихии проницает смысл стиха. В стихе 382 Стихией выступает Вода, ведь действие происходит на водной глади Химок, над которой проливается стена дождя.

В наследии Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова вы не найдете философского персонажа – Пространства. Поэты лишь созерцают события в 2-х-мерной плоскости формата. Они привычно картинам эпохи Возрождения окружают себя плоскими поэтическими пейзажами.

Поэтические симфонии просторов А. Гоморева – все они развернуты до объёмов с действующей временной составляющей. В этом случае и читатель, и Поэт ощущают себя одухотворённой частью живого Пространства, живущего Временем свершённых событий, воссозданных в стихотворении. Но как такое объёмное живое бытописание возможно в кратких строках? Возможно. Поэтическое достижение Анатолия Гоморева – в создании алгоритма рисования словом представлено Сборником “Собрание стихотворений 1949-2004”.

Каждый творческий замысел стиха неразрывен с отношением к Поэту героя-Пространства. Пользуясь определениями РУСАКА Леонида В., поясню: определяющая Субстанция Арктурской Вселенной предоставляет золотые субэлементы астрального пространства для построения нашего мира. Именно это Пространство дорого Поэту с обретёнными в нём идеями-эмоциями. Герой-Пространство будто озвучивает, - языком Поэта, - свое отношение к испытываемому им ощущению. И это озвучивание дополнено плодами астрослышания и яснознания Поэта. Бесконечные творческие акты извлечения нового смысла стали сутью Поэта Анатолия Гоморева.

УДАЧНЫЙ КАДР ПРОСТРАНСТВА И В НЕМ ЛЮБОВЬ

Свет и светотени, плоскости и объёмы, звуки и запахи – вся палитра ощущений Пространства, где герой не виден, но озвучен Поэтом, – это и есть составляющие новых смыслов. Тема преодоления и освоения Пространств в поэзии А. Гоморева нескончаема и удивительна хороша.

Напрашивается сравнение поэтического ряда стихов Анатолия Константиновича с удачными фотокадрами, каждый из которых выбран одним из сотни. Удачный кадр – тот, что вызывает ассоциативное восприятие и похвалу зрителей.

Каждый стих по трудоёмкости сродни труду поиска удачного места съёмки. Поэт словом обозначает точку, с которой видны красоты и объемы Пространства, оживляемого ветром и запахами, музыкой и людьми. Однако воссоздание словесного пейзажа не является смысловой идеей стиха. Смысл – в переживании героя. “Чтоб соединиться с милой, Я переплыл море слёз, Одиночества жгучей пустыней Я шёл, непокрыт и бос”. Стих 230 (1960 г.).

Героем выступает и человек, и техника, и деревья, и снег. Смыслом, слитым с идеей-эмоцией, которая захватывает душу в показанной точке Пространства, является ответное любовное или сочувствующее сопереживание Пространства. К примеру, Поэт застал сопереживание деревьев, тянущих руки-ветви к нему без объятий. И даже их тени, арестованные холодом, не в состоянии сдвинуть разбросанную листву. К слову сказать, кабинетные стихи пишущей братии потому и плохи, что в них нет живой привязки к Пространству.

По прошествии десятилетий стихи составили коллекцию творческих воплощений идей-смыслов, подкреплённых идеями-эмоциями. Как драгоценные кристаллы они прошли огранку в поэтической лаборатории А. Гоморева. Повторюсь именно об этой искусной огранке, как о творческом акте. Главная эмоция – любовь, и она – первооснова жизни. Человек, проживая жизнь, стремится освоить все её качества. Для человека событием всегда является любовь.

ЛЮБОВЬ НЕПРЕХОДЯЩА И ВЕЧНА

Выверяя чувства друзей, взвешивая переживания одиночества и даже измены, удивляет мажорность самого строя стихов, несмотря на трагизм сопоставлений.

В этой связи смело сопоставим, к примеру, стих 246 (от 1963 г.) Анатолия Гоморева и Рафаэля Санти (1483-1520), великого итальянского художника эпохи Возрождения.

Стих 246 Анатолия Гоморева, написанный в возрасте 26-и лет:

“В этом мире, из всех самом лучшем, Часто всё происходит не так: Безнадёжно влюблённый измучен, А любовь получает пошляк.

Я любил тебя старомодно, Романтично и беззаветно, Оттого ты была холодной, А любовь моя безответной.

Ты уходишь надменно и гордо, Унося к другому свой стан, Словно ты золотая Изора, А я жалкий Несчастье-Бертран.

Пусть я буду Бертран, но ни замка, Ни принцессы надменной нет. Я заполнил пустую рамку, Ты любви моей вольной портрет.

Вот решусь и сказку развею, Станешь просто знакомая. Ты всего лишь моя Галатея, Ты мольба о счастье моём”.

Процитирую стихотворение (от 1509-1510 гг.) Рафаэля Санти. Портреты его кисти являют идеальный тип человека эпохи Возрождения. Будем уверены, что стих, написанный 27-и-летним художником, впервые опубликован в переводе с итальянского в октябре 2016 года в текстовой части экспозиции на выставке “Рафаэль. Поэзия образа”.

Амур, умерь слепящее сиянье
Двух дивных глаз, ниспосланных тобой.
Они сулят то хлад, то летний зной,
Но нет в них малой капли состраданья,
Едва познал я их очарованье,
Как потерял свободу и покой.
Ни ветер с гор и ни морской прибой
Не справятся с огнём мне в наказанье.

Готов безропотно сносить твой гнёт
И жить рабом, закованным цепями,
А их лишиться – равносильно смерти.
Мои страдания любой поймёт,
Кто был не в силах управлять страстями
И жертвой стал любовной круговерти.

С огромным сочувствием и пониманием отнесёмся к влюблённым молодым людям, которые в возрасте 26-27 лет проявили совершенно различные жизненные позиции. У Анатолия Гоморева позиция – активная, у Рафаэля Санти – пассивная.

САЛОНЫ ВЫСОКОГО ИСКУССТВА

С середины XVI века авторы трактатов об искусстве и литературе постоянно подчёркивали тесную связь живописи и поэзии. Античная мысль о том, что живопись – это немая поэзия, а поэзия – это говорящая живопись, перетекала сквозь столетия.

Рассмотрим, к примеру, юношеский стих 24 “Поэт у моря (Айвазовский)” на соответствие позиции ценителей прекрасного о том, что “поэзия – это говорящая живопись”.

На самом берегу у сумрачного моря,
Где волны пенились, один стоял Поэт.
В его восторженном и упоённом взоре
Горел как пламя вдохновенья свет.

У ног его о камни волны бились.
И ветер трепыхал полой его плаща.
Ревело море. Стаи туч клубились.
Он вдаль глядел, в ней паруса ища.

Стихия вольная в безудержном волненье
Шумела непокорно перед ним.
Стихи ответным всплеском вдохновенья
Вставали в нём и складывались в гимн.

Стих 24 воссоздаёт сюжет, воплощённый на небольшом полотне знаменитым маринистом Иваном Айвазовским. Поэт Александр Сергеевич Пушкин, - его узнаваемая фигура в коротком плаще с развевающейся полой, спиной к зрителю, - стоит на кромке набережной Феодосии. Возле его ног – волны бушующего моря. Над морем – набегающие тучи. Благодаря своей фотографической памяти И. Айвазовский в зрелые годы запечатлел в картине свою отроческую встречу с Александром Сергеевичем Пушкиным.

Согласимся с мнением: стих 24 “Поэт у моря (Айвазовский)” заслуживает высоких оценок требовательных художников и поэтов, ценителей и критиков.

Салонные эстетствующие группы XIX века объединяли поэтов, композиторов, художников – гениев 3-х взаимодополняющих направлений высокого искусства. Так, к примеру, придя на салонную выставку картин, композитор Глинка был восхищен “Ноктюрнами” кисти И. Айвазовского с серебристой лунной дорожкой на водах моря (триптих). В ответ попросил принести ему скрипку и исполнил одну небесную мелодию ноктюрна, затем другую. Свою скрипку художник привык, как ни странно, зажимать ногами, сидя на низком стульчике. Но композитор Глинка был восхищен нежнейшими мелодиями, и просил мариниста продать ему их, на что художник ответил, что не владеет нотной грамотой, и если кому что надо, то пусть берут даром. Со временем появились ноктюрны Глинки, повторившие, по словам современников, мелодии ноктюрнов, сочинённых и исполненных Иваном Айвазовским.

Массивы стихов Анатолия Гоморева с панорамой наплывающих образов подобны перетеканию мелодий симфонической музыки. Их звучание сопоставимо с журчанием потоков ручейков сквозь массивы камней, с тишиной озер, с бушеванием штормов на море, с тревожным скрипом снегов и льдов, с неслышным проблеском лучей солнца сквозь тучи, в победном ощущении себя лучиком.

Некоторые стихи Анатолия Гоморева имеют музыкальный ритм и готовы к аранжировке. У некоторых названия сопричастны к музыкальному творчеству. Бах. Вечерний звон. Индийская мелодия. “Лунный свет. И струн переборы”. “Любовь прекрасна как песня”. Музыка времён. Романс. Скрипка. Элегия.

Ныне музеи приглашают на просмотр художественных полотен поэтов, художников и композиторов, совместно с ними они намечают концерты, лекции, творческие встречи…

ПОЭТ О СВОЕМ ДАРЕ АСТРОСЛЫШАНИЯ И ЯСНОЗНАНИЯ

О своём даре яснознания и астрослышания поэт написал в 24-х-летнем возрасте. Читайте стих 245 (1961 г.):

Когда блуждаю в лабиринте снов
За гранью вещности и ясности сознанья,
Ко мне как вестники далёкого сиянья
Приходят призраки несозданных стихов.

Они мерцают, кружатся, горят
Как драгоценные рассыпанные камни,
Заглядывают горестно в глаза мне,
Как будто взглядом этим говорят:

- Из тёмного небытия сюда
Мы лишь для одного тебя явились,
Тебе лишь видимы, но ты не оживил нас.
Теперь прощай. Мы гаснем навсегда.

ПОЖЕЛАНИЯ

Анатолию Константиновичу Гомореву желаю бодрости и творческой воли в общении с ценителями и читателям поэзии новых смыслов.

Читателям желаю духовного роста по мере освоения книг поэта Анатолия Гоморева – знатока человеческих душ.

Гаврилова Елена А., главный редактор трудов-откровений яснослышащего Русака Леонида Васильевича. Правообладатель, ассистент и последователь целителя. 25.01.2018 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

****) Л.В. Клыков. Освобождение сознания. Духовное пособие от 01.01.2018.

“И чувства, и черты характера проявляются в виде эмоций. Чувства выражаются простыми одиночными эмоциями разной силы. Черта характера представляет собой либо одну эмоцию, либо целый букет одновременно проявляемых эмоций тоже разной силы. Но соотношение сил отдельных эмоций в черте характера всегда постоянно, подчинено определённому закону”.

"Эмоции представляют собой проявления энергий, которые могут быть описаны на разных языках: звуками, запахами, цветами. Каждая из эмоций содержит стандартные гармоничные сочетания звуков, запахов и цветов. И то, что мы слушаем, вдыхаем, видим, возбуждает в нас соответствующие эмоции. В природе (например, в крови и клетках) эмоции существуют ещё на языке гормонов. Гормоны, попадая с кровью в клетки, вводят их в состояния, соответствующие состоянию души. Тело вторит песне души. Всего существует 144 эмоции: 72 положительных и 72 отрицательных. Положительные эмоции содержат созидательные энергии, а отрицательные – разрушительные. И те, и другие нужны человеку для творчества”.

“Проявление, а точнее, чередование эмоций и черт характера подчинено определённым психическим законам. Поэтому разумное управление состоянием души распространяется, в основном, на черты характера. Это так, потому что более, чем в 80% случаев эмоции проявляются в составе черт характера как наиболее устойчивых состояний души, а сознательное управление эмоциями невозможно”.

**) Морены - геологическое тело, сложенное ледниковыми отложениями. Представляет собой неоднородную смесь обломочного материала — от гигантских глыб, имеющих до нескольких сотен метров в поперечнике, до глинистого материала, образованного в результате перетирания обломков при движении ледника.

***) Моряна - Резкий, сильный ветер, дующий с моря в устьях рек (северный — в устьях северных рек, юго-восточный — на Каспийском море и на Волге).

****) Нагорье - обширный по площади участок земной поверхности, представляющий сочетание плоскогорий, горных хребтов и массивов, иногда чередующихся с широкими плоскими котловинами, плато и долинами, и в целом расположенный на высоко поднятом (свыше 1000 м) пьедестале.

Сами по себе либо в сочетании чувства возбуждают наши эмоции, к примеру: тревогу (-), ясность (+), небрежность (-), очарование(-).

Гаврилова Елена А.
INSI 0000 000446875902

Гаврилова Елена Анатольевна
ISNI 0000 000446875806

E-mail: ealvgr20@gmail.com
Группа "Русаки_Идеи воплоти" https://t.me/joinchat/G_KzpMOzFwsBAHhE


Рецензии
Очень умная и полезная статья. Хорошая, полнокровная, глубокая работа. Благодарность ее автору!

Ирина Мирдар   18.02.2023 07:21     Заявить о нарушении