Когда мы умерли и как нам воскреснуть? Часть 1

  Человек — тот, кто познал себя, человек — тот, кто познал свое значение, свое состояние, свое назначение (преподобный Пимен Великий)

               


                ЧАСТЬ 1. КОГДА МЫ УМЕРЛИ?



Ныне мы страдаем от голода и холода, часто болеем и непременно умираем.
Ныне для нас главное в жизни – скотские наслаждения от вина и танцев, от зрелищ и забав, от еды и половых отношений.
Но вначале было совсем не так!
Нам покажется это невероятным, но Адам был сотворен подобным ангелам – «не подлежащим действию ни одной из сотворенных Богом стихий, что его ни вода не топила, ни огонь не мог жечь, ни земля не могла пожрать в пропастях своих, ни воздух повредить каким бы то ни было, ныне во вред нам сущим, своим действием, и все покорено ему было как любимцу Божию, как царю и обладателю твари, и все любовалось на него, как на всесовершенный венец творений Божиих, превосходящий всю сущую на земле, и на водах, и в воздухе тварь Божию» (преп. Серафим Саровский).
У Адама не было скорбей, болезней и бед, и только одна забота – исполнять Божьи заповеди.
Он был счастлив с Творцом и Евой.

***
И вот еще, что очень важно!
Он был сотворен  не как некий самостоятельный, отчужденный от Творца живой механизм.
Он  не был  биороботом, запрограммированным и контролируемым.
Адам и Ева были сотворены богами –  живой ветвью на Живой Лозе:
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его Дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7).
Септуагинта (перевод Пятикнижия Моисея с еврейского языка) говорит здесь и о природе, и о творческом действии Создателя над природой творимого существа, которое делает этот прах земной иноприродным материи, выделяя его из природы как обладателя не только телесной, но и духовной сущности.
Дыхание жизни не просто вносится Творцом в природу человека.
Библия говорит здесь ещё и о   «лице» -  не только и не столько о передней части головы человека, но о personе (личности). 
Человек сразу был как сотворен как личность – живой образ Личности Единой:
«И рече Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию...
И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его» (Быт. 1, 26-27; ср. Быт. 5,1; 9,6;  Кол. 3,10;  Еф. 4,24).

***
Что такое «образ»?
Это то, что имеет внешнюю схожесть с первообразом, но по сути может быть весьма от него различно (пример: картина на тему природы и сама природа).
Что такое «подобие»?
Это, кроме внешней, и внутренняя схожесть предмета с оригиналом, по которому он сделан (пример: копия  золотого кольца, выполненная из золота подобна кольцу).

***
Наши личности –  начало личностей наших детей, которых мы желаем видеть похожими на нас (нашим образом и подобием).
Личность (Лик) Творца – источник личности нашей, мы призваны стать Её образом и подобием.
Иначе говоря, мы становимся личностями лишь уподобляя себя Лику Единому, вслед за святыми.

***
«Образ, – пишет святой Иоанн Дамаскин, – означает разум и свободную волю, в то время как подобие – это подражание добродетели».
Будучи созданными по образу Бога, мы можем познать Его и общаться с Ним.
И если мы верно используем нашу способность общаться с Богом, тогда мы становимся «как» боги, получая священное подобие.
Согласно этим словам святого Иоанна Дамаскина, мы уподобляемся Богу посредством добродетели.
Это уподобление сродни обожению, то есть мы становимся «вторыми богами», или «богами по благодати».
«Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» (Пс. 81:6)
("Человеческая личность: сотворение, призвание, падение".
Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр)

***
Личность Первичная, Которая есть начало всем личностям  — это Тот, Кто, будучи Творцом, смиренно умывает пыльные ноги своим творениям, простым галилейским рыбарям.
Личность Первичная — это Тот, Кто с необозримой высоты Голгофского Креста, истекая кровью, зверски избитый и оплеванный, оклеветанный и осмеянный, распятый, одного взмаха ресниц Которого было бы достаточно, чтобы смести всю эту толпу, все это воинство, весь этот неблагодарный, погрязший в мерзостях мир, — просит Отца Своего Небесного: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23,34).

* * *
Наши дети свободны.
Вырастая и забывая нас, они часто утрачивают связь с нами, перестают быть похожи на нас и могут даже  отречься от нас (вспомним времена Сталина).
И мы свободны.
Забывая Бога, утрачивая невидимую духовную связь с Ним, или даже отрекаясь от Него, мы теряем свое собственное лицо, деперсонализируем себя.
Безобразие (пребывание без образа) — есть именно потеря образа Божия.
Как теперь становится понятна наша любовь к иконам, трепетное к ним отношение - ведь образ всегда стремится к Первообразу!

***
Вот еще о богословии русского языка.
Расстроиться – разлучиться душой с Творцом – Пресвятой Троицей.
Настроиться – обратить взор души на Творца – Пресвятую Троицу.

***
Дабы уяснить суть падения человечества, представим себе прекрасную мозаичную картину, вдруг распавшуюся на малые кусочки, ныне валяющиеся в грязи:
– «Человек в чести не  пребудет; он уподобится животным» (Пс.48:13);
– «Вне Бога разум становится подобным животному и бесам» (Свт. Григорий Палама).
Тот, кто уподобляет себя животным, становится невоздержанным в еде, в половых отношениях, в употреблении алкоголя, как и все животные (научные опыты показали, что животные мгновенно становятся алкоголиками), и лишает себя человеческого достоинства.
А ведь только оно даёт нам возможность общения с Творцом и с обитателями Царства небесного (ангелами и святыми человеками).
Таковой обезображивает свой лик и делает лицо свое рылом.
Тот, кто уподобляет себя бесам, может возвыситься силой бесовской гордости над животной похотью и как бы победить её (на самом деле это лишь иллюзия победы, причем временная).
Но гордость делает нас вслед за сатаной врагами Богу, отчуждающими себя от Него.
Путь гордости – путь в преисподнюю, а значит в смерть.
Лик уподобляющих себя бесам становится бесподобным (подобным лицам бесов), иначе – прелестен.

***
Вот как об этом говорят отцы Церкви:
«Не давайте святыни  псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы  они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Матф.7:6).
«Под именем же псов Он здесь разумел тех, которые живут в неисцельном нечестии, без всякой надежды исправления (т.е. делающих себя подобными бесам); а под именем свиней — всегда живущих невоздержно (т.е. делающих себя подобными животным); все таковые, по слову Его, недостойны слушать высокое учение» (Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста).
А вот как говорит об этом глубоко и православно верующий русский писатель Николай Гоголь:
«Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства.
Покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданства, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство».

 
* * *
Напротив, желание познать Бога (приблизиться к Нему) «выявляет нашу подлинную суть, в результате чего мы уподобляемся Богу» – «простым принятием Божественной воли» (св. Григорий Назианзин).
Божественная воля – воля Творца – выражена Им Самим в Его Откровении – в Библии.
И, прежде всего, в заповедях Моисея  (главных заповедей – десять, а всего – несколько сотен).
Ныне главная заповедь для нас - новозаветная заповедь Любви: возлюби Бога и ближнего и самого себя.
Она первична по отношению ко всем другим заповедям, которые растут из нее подобно ветвям из ствола.

***
Принять (творить) не свою волю – означает пребывать в послушании у кого-либо.
Именно послушание родителям прежде всего и больше всего делает нас детьми.
Полный отказ от почитания и послушания  родителям – отречение от своего сыновства.
Плоть наша – не главное в нас, главное в человеке – его духовность.
Потому духовное отречение от родителей (полное непослушание и непочитание словом и делом), несмотря на то, что не меняет нашу плоть, на самом деле истинно лишает нас имени детей.

***
Так и в отношениях с небесами.
Послушание Богу и делает нас прежде и больше всего человеками – богами по благодати.
Потому и говорят, что послушание (Богу) выше (первичнее, важнее) поста и молитвы.
Полный и окончательный отказ от почитания Бога и послушания Ему – это отречение от своей человеческой личности, от своей божественности (подобности Богу).
Именно сам человек, а не кто-либо другой решает – кем ему быть:
«Мы являемся, в некотором смысле, своими собственными родителями, творя себя такими, каким хотим быть и свободно создавая себя по нами же избранному образцу» (Св. Григорий Нисский).

* * *
Когда начался распад мозаики – распад наших личностей?
С момента падения Адама и Евы:
– «Лишь только пали Адам и Ева, и омрачились  грехом,  тотчас  неизбежно  прервалось  их  общение  с Богом, и оставила их благодать Святого Духа, обитавшая в их сердце: ибо нет и  не может  быть  общения  свету  с тьмой  даже  на  одну минуту (2 Кор. 6,14). А  вслед  за  тем над ними немедленно исполнилась угроза Бога  –  законодателя: «от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.  2,17). На  это  следствие  грехопадения  Адамова единодушно указывали учителя Церкви» (митрополит Макарий);
- «Душею Адам умер тотчас, как только вкусил, а после, спустя 930 лет, умер и телом. Ибо как смерть тела есть отделение от него души, так и смерть души есть отделение от нее Святого Духа, которым осеняему быть человеку благоволил создавший его Бог»  (преп. Симеон Новый Богослов).

* * *
Именно поэтому слова Христа, воплотившегося от Девы: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лук.19:10; Матф.18:11), – толкуют не в переносном смысле, а в прямом смысле.
Ибо люди хотя и были живы на момент Первого Пришествия Творца – живы по плоти (материально), но со времен Адама и Евы умерли в главном, первичном  —  духовно.
«Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Рим.5:12).
 Творцу потребовалось умереть, дабы воскресить нас, явив нам наш Первообраз – Человека Единого:
«Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице.
И сказал им [Пилат]:
се, Человек!» (Иоан.19:5).

***
Христос умер и воскрес – зачем?
«… Да знают народы, что человеки они» (Пс. 9:21).

***
Знают ли ныне народы о своем человечестве - о том, что они не потомки обезьян, но образ и подобие Бога?
Некоторые народы - знают.
Потому и рождают таких истинных человеков как преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский, как блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская.


Рецензии