Некоторые обитатели аквариума школьника

               
     В статье приводятся литературные данные о биологии аквариумных рыб, результаты личных наблюдений автора за поведением и размножением представителей некоторых видов рыб в условиях неволи, а также оригинальная инструкция для школьников, ориентирующая их на исследование поведения  аквариумных рыб во внеурочное время у себя дома.
    
    Содержание  аквариумных рыб и наблюдение за ними является одной из популярных форм досуга  многих школьников. Подготовленный в методическом отношении учитель может способствовать тому, чтобы это увлечение стало способом познания учащимися удивительного мира природы. Для начала обратимся к биологическим характеристикам некоторых видов аквариумных рыб, результатам наблюдений за их поведением, а затем обсудим некоторые методические возможности организации исследовательской деятельности школьников.

     ТЕРНЕЦИЯ. Эта небольшая рыбка из семейства Харацинид  очень часто содержится в  домашнем аквариуме.  Форма её тела овальная. Две трети корпуса серебристые, а задняя часть  - чёрная с легким блеском. Тело пересекают три тёмные вертикальные полосы. Чёрное окрашивание с возрастом ослабевает. Этих рыб рекомендуется содержать стайкой. Считается, что они предпочитают плавающий корм [6].
    Результаты моих личных наблюдений указывают на тот факт, что стайность у этих рыб развита в гораздо меньшей степени, чем это можно было бы ожидать, судя по описаниям харациновых рыб в отечественной литературе. При групповом содержании тернеции длительный срок держатся поодаль друг от друга, не проявляя желания синхронно перемещаться в стае. Надолго «зависая» в воде, в практически полной неподвижности, рыбы периодически делают  стремительные «марш-броски» в сторону какой-либо особи своего  вида, заставляя её  отплывать подальше. Затем агрессор так же стремительно возвращается в своё первоначальное местоположение, и снова долгое время может пребывать в почти неподвижном состоянии, при котором заметна «работа» только грудных плавников и жаберных  крышек. В эти моменты тело рыбы ориентировано головой к поверхности воды под небольшим углом. Периоды относительной неподвижности у конкретной тернеции сменяются периодами высокой активности, вероятно, связанными с попытками рыб обнаружить доступный для них корм. Тернеции обладают хорошим аппетитом. Я неоднократно замечал, что в процессе питания  брюшная часть тела у рыб сильно раздувалась. Следовательно,  недопустимо перекармливание  этих симпатичных домашних питомцев.

     ОБЫКНОВЕННЫЙ НЕОН (НЕОНОВАЯ РЫБКА). Встречается в лесных притоках бассейна реки Амазонки. Самки достигают длины 4 см., самцы – 3,5 см. В аквариумах обычно мельче. В литературе указывается, что это мирные стайные рыбы. Корм для них должен быть очень мелким. Освещение – умеренное, с тенями. Аквариум нужен с тёмным грунтом, засаженный растениями, но со свободными местами для плавания. К составу воды очень неприхотливы [7].               
     Мои личные наблюдения позволили усомниться в некоторых стереотипах поведения неонов, которые описаны в литературе. Выяснилось, что и у этих рыб не всегда ярко выражено стремление к стайности. Да и мирный характер неонов, как оказалось, проявляется далеко не всегда. Мне приходилось наблюдать случаи, когда одна из рыб этого вида при встрече в аквариуме преследовала другую, загоняя её в угол искусственного водоема или в заросли водных растений. Это совсем не выглядело как мирное передвижение в стае. Угнетаемая особь, оказавшись в относительной безопасности,  располагала своё тело примерно под углом в 45 градусов, головой вниз. Её окраска пи этом становилась менее яркой. Доминирующая же особь плавала по всему аквариуму, периодически подплывая к малоподвижной угнетенной особи и вступая с ней в драку. При этом рыбы наносили друг другу быстрые удары передней частью головы, резко разворачивались и повторно атаковали соперника. Иногда подобное выяснение отношений затягивалось на несколько минут.
 
     ЖЕМЧУЖНЫЙ ГУРАМИ.  Эта рыбка азиатского происхождения. Рыбы вырастают до 12 см., но это характерно для природных водоёмов [3]. В аквариумных условиях длина тел этих рыб обычно не более 10 см. Несмотря на относительно большие размеры рыб, живой корм для них должен быть довольно мелким [10].  Самцы крупнее самок и ярче окрашены. В литературе отмечается, что замечательная мозаичная окраска и миролюбивый характер делают этих рыб прекрасным украшением общего аквариума. Жемчужные гурами очень теплолюбивы.  В процессе размножения самец с помощью плавающих водных растений строит большое широкое гнездо из пены, куда самка откладывает до 1000 икринок. Ухаживает за икрой и личинками самец. Рыбы очень осторожны и плохо привыкают к людям, их нельзя пугать [3].               
     Как показали результаты моих наблюдений, эти рыбы почти всегда отличаются неторопливостью.  Корм берут очень аккуратно,  как бы нехотя; выплёвывают его, а затем захватывают челюстями вновь. В связи с этой особенностью питания представители данного вида гурами могут оставаться полуголодными, если содержатся совместно с более энергичными  и быстро схватывающими кормовые объекты рыбами (например, с суматранскими барбусами).  Как и многие другие рыбы, эти гурами часто бывают почти неподвижными, как бы «зависая» в воде. Несмотря на  пугливость представителей этого вида, о чём часто пишется в специальной литературе, мне лично приходилось наблюдать, как  в общем аквариуме жемчужные гурами настойчиво преследовали пецилий, моллинезий, а иногда и тернеций.

     МРАМОРНЫЙ ГУРАМИ. Эта рыба является цветовой формой суматранского подвида гурами обыкновенного. Считается миролюбивой. При их содержании не требуется аэрация воды (продувание её пузырьками воздуха с помощью аквариумного фильтра или микрокомпрессора). Рыбы этого биологического вида (как и другие гурами) имеют специальный лабиринтовый аппарат, позволяющий усваивать кислород из захваченного с поверхности воды атмосферного воздуха. При содержании этих рыб аквариум следует накрывать стеклом. Самец строит пенное  гнездо и сам ухаживает за потомством. Плодовитость самки – до 2000 икринок [1].               
     Результаты моих наблюдений показали, что во взрослом состоянии мраморный гурами нередко проявляет агрессивность по отношению к  более мелким рыбам как своего, так и других биологических видов. Так, например, у меня в аквариуме жила особь мраморного гурами, которая до полного их изнеможения преследовала молодых макроподов, которые существенно уступали ей в размерах. Она же почти насмерть забила представителя другого вида лабиринтовых рыб – золотого гурами. Только мое вмешательство спасло ему жизнь. Интересно, что «скандалистка» прекрасно уживалась с огненными и крестовыми барбусами, а также мальками разных видов сомов.
     В связи со всем сказанным выше,  читая в аквариумной литературе о том, что особи мраморного гурами «мирные и хорошо уживаются в общем аквариуме», нужно понимать,  что  это говорится о поведении  большинства особей данного вида. Но, как известно, из каждого правила бывают исключения. Поэтому при содержании представителей многих видов рыб редко удается обойтись только одним аквариумом (тем более – если он имеет небольшие размеры). Агрессивных особей приходится изолировать, чтобы оградить мирных рыб от постоянного угнетающего их преследования со стороны неуживчивого соседа. 

     АКАНТОФТАЛЬМУС. Эта рыба относится к семейству Вьюновые. Её родина – мелкие ручьи, слабопроточные или стоячие водоёмы Индии и Юго-Восточной Азии. Длина тела 6-12 см., в аквариуме обычно мельче. Идентификация разных видов акантофтальмусов крайне затруднительна в связи с изменчивостью окраски, но все они считаются мирными ночными рыбами. Содержать их нужно в невысоком аквариуме с большой поверхностью дна. Нужны заросли растений и укрытия – коряги, черепки.  Корм должен быть мелкий [1].               
    Я неоднократно содержал этих водных животных в домашнем аквариуме. Выяснилось, что акантофтальмусы - типичные донные рыбы, обычно прячущиеся  между камнями и малодоступные для наблюдений. Лишь иногда появляясь на открытых участках дна акантофтальмусы рылись в грунте, вероятно, выискивая там частицы мёртвой органики, которые могут служить им кормовыми объектами.
      Время от времени удавалось заметить рыб этого биологического вида лежащими  на листьях водных цветковых растений (криптокорин, эхинодорусов, валлиснерии и др.), на довольно большом расстоянии от дна водоема (10-15 и более см). Как правило, такие моменты отмечались сразу же после  включения электрического освещения. Затем рыбы, как правило, быстро перемещались на дно аквариума. Можно предположить, что в ночное время,  при низкой степени освещённости  акантофтальмусы осуществляют  поиск пищи не только  в нижних, но также в средних и, возможно, даже в верхних слоях  воды.
     Мною было замечено, что после обильного кормления двигательная активность рыб  значительно снижается, и они долгое время пребывают в практически полной неподвижности на дне аквариума, в углу или в каком-либо другом укромном месте.

     ЧЕРНОПОЛОСАЯ ЦИХЛАЗОМА. Обитает в водоёмах Гватемалы, Панамы, Гондураса, Никарагуа, Коста-Рики. Самец длиной до 15 см., самка до 10 см., в аквариумах обычно меньше. Цихлазомы этого биологического  вида - довольно  уживчивые рыбы, но в нерестовой период они становятся агрессивными. В аквариуме должны быть укрытия из камней, цветочных горшков, а также плавающие растения. Поскольку рыбы перерывают грунт, растения необходимо сажать в горшках [7].
     О поведении этой интересной рыбы из семейства Цихлид я уже писал в одной из своих предыдущих статей [5]. Важно знать, что при удачном стечении обстоятельств размножение рыб этого вида школьник может наблюдать в своем домашнем аквариуме. Мною был зафиксирован необычный случай размножения чернополосых цихлазом в 15-литровом (!) аквариуме при температуре воды плюс 26 градусов Цельсия, активной аэрации и фильтрации. В этом же искусственном водоеме находились ещё 6 особей крупных цихлид, временно содержащихся в этом сосуде в связи с необходимостью починки аквариума, в котором они до этого пребывали  постоянно.
     В литературе для любителей аквариума пишется, что для размножения этого вида в условиях неволи необходим большой аквариум длиной не менее 50-100 см, однако, как показывает мой личный опыт, сам процесс нереста возможен и в искусственных водоёмах, объем которых гораздо  меньше. В нашем случае пару составили крупный самец с традиционной полосатой окраской и самка с белой окраской тела.
     Взаимоотношения между партнерами поначалу складывались непросто, что, впрочем, характерно для цихлид. Поначалу самец проявлял некоторую агрессивность по отношению к самке, однако, несмотря на это, она явно стремилась по возможности чаще оказаться рядом с ним. Постепенно агрессивность самца стала проявляться реже и менее интенсивно. Вскоре, наблюдая за поведением рыб, я понял, в каком именно месте произойдёт нерест, поскольку рыбы почти постоянно находились около него. 
     Икра была отложена вечером на вогнутую сверху поверхность камней. Количество икринок в кладке – около 90.  У «гнезда» установился непрерывный «караул»  - икра постоянно охранялась парой родителей или одним из них. Но обмахивание кладки плавниками, очистка  икринок от мусора, поедание погибших икринок осуществлялось только самкой. Функция самца в общем аквариуме  в основном сводилась  к отпугиванию других рыб. Будущий отец семейства совершал короткие демонстративные броски в сторону проплывающей рядом с «гнездом» рыбой, после чего сразу же возвращался к нему. Когда этого не требовалось,  самец цихлазомы  курсировал вблизи дна аквариума, периодически подплывая к отложенной икре, иногда (на несколько секунд или пару минут)  сменяя самку у «гнезда».
     Защищая отложенную икру, самец  нападал даже на опущенную в воду человеческую руку, нанося достаточно чувствительные для кожи укусы. После вылупления личинок  они были перенесены самкой на каменистую площадку, находящуюся на расстоянии нескольких сантиметров от места нереста. Рядом, в углу искусственного водоема, находился действующий аквариумный фильтр. 
      На брюшной стороне тел личинок хорошо просматривались относительно крупные желточные мешки. Личинки периодически откреплялись от субстрата и перемещались на некоторое расстояние, затем снова закреплялись на дне (вероятно, с помощью клейких выростов или нитей на поверхности тела).  После превращения личинок в мальков молодь стала активно плавать около самого дна аквариума в том месте, где ранее была отложена икра. Сколько-нибудь продолжительного закрепления крошечных рыбок на субстрате более не наблюдалось. Самка периодически захватывала ртом удалившихся от гнезда  потомков, а затем «выплёвывала»  их на старое место.  Самец в этот период держался не совсем рядом с гнездом, а несколько поодаль. Иногда же – в дальнем углу аквариума. Какой-либо заботы о потомстве он не проявлял. Самка, наоборот, почти не отлучалась от «гнезда», постоянно ухаживая за личинками, а затем – и за мальками.
     Иногда, когда  отец личинок оказывался вдали, самец другой цихлиды (псевдотрофеуса ауратуса) вступал в схватку с самкой чернополосой цихлазомы. Каждая из рыб своими челюстями захватывала челюсть противника и с силой совершала боковые рывки в разные стороны («трясла головой», подобно щенку, играющему с каким-либо предметом). Псевдоторофеус был крупнее и, вероятно, сильнее, но близость потомства и сам факт его наличия, видимо,  повышали агрессивность и упорство самки цихлазомы. Появление рядом самца чернополосой цихлазомы  всегда  обеспечивало поражение псевдотрофеуса в этом конфликте.  Проигравшая битву рыба скрывалась в зарослях аквариумных растений, в дальнем от места схватки углу искусственного водоема.  В дальнейшем я убрал из этого аквариума остальных рыб, чтобы дать возможность цихлазомам беспрепятственно выращивать свое потомство.
     В дальнейшем активность мальков возрастала. Через несколько дней после  «появления на свет» они начали перемещаться у самого дна аквариума уже не только в зоне бывшего гнезда, постепенно осваивая новую территорию. Затем некоторые мальки стали периодически появляться даже в средних слоях воды. Остальные потомки чернополосых цихлазом распределялись по всему дну аквариума, внимательно обследуя камни в процессе поиска корма. Самка перестала их собирать в рот и переносить к месту бывшего «гнезда».
     Ещё через несколько дней я наблюдал  интересную поведенческую реакцию  подросших мальков. При «опасности» (опущенная в воду рука человека) мальки собирались на дне аквариума между камнями, приблизительно в том месте, где ранее была отложена икра. Самец же активно нападал на «агрессора», нанося ему довольно чувствительные тычки и укусы. Самка тоже защищала мальков. При этом она раздвигала жабры, расправляла спинной плавник и делала демонстративные выпады в сторону руки человека, но удары или укусы наносила редко. После выпада вперед она сразу же отступала назад. Эти действия самки могли повторяться несколько раз подряд.
      По мере роста мальков между мальками  стали проявляться отличия в окраске.  Поначалу будущие полосатые особи имели по бокам тела пигментацию в виде многочисленных серых отметин неправильной формы. Затем у наиболее крупных  мальков  эти пятная стали увеличиваться и сливаться в уже различимые вертикальные полоски.  Мальки хорошо питались специальными кормами для молоди аквариумных рыб и росли очень быстро. Когда они достигли возраста полутора месяцев,  я пересадил их вместе с родителями в более просторный аквариум, в котором можно было обеспечить нормальные условия для дальнейшего роста и развития молоди. Подросшие молодые рыбы стали смело подниматься даже к поверхности воды, чтобы схватить там подаваемый человеком корм.

     Содержание данной статьи позволяет сделать вывод о том, что изучение особенностей внешнего строения и поведения  рыб, содержащихся в  собственном домашнем аквариуме, является весьма интересной познавательной деятельностью для пытливого школьника. В качестве помощи педагогу, организующему эту деятельность учащихся,  предлагаю  разработанную мною лично инструкцию для юного исследователя, которая уже многократно подтвердила свою педагогическую эффективность.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА И ПОВЕДЕНИЯ РЫБ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ АКВАРИУМА

     Используя информацию из литературных источников, выясни точное видовое название рыбы, живущей у тебя в аквариуме. Проведи длительные наблюдения за объектом твоего исследования, выполни перечисленные ниже действия и дай письменные ответы на сформулированные вопросы. 
   
1. Определи приблизительную длину тела животного (в см).
2. Рассмотри форму тела рыбы. Какова она? С чем это может быть связано?
3. Какова окраска тела рыбы? Сделай ее подробное описание. Какую роль может играть такая окраска в жизни рыбы?
4. Внимательно рассмотри голову рыбы. Есть ли у нее усы? Крупные ли у животного глаза? Какого они цвета? Рот у рыбы верхний, средний или нижний? Какое это может иметь значение в ее жизни? 
5. Рассмотри парные и непарные плавники рыбы. Какую форму они имеют, одинаковых ли они размеров и где они расположены?
6. Как именно (горизонтально или вертикально) расположены грудные и брюшные плавники у наблюдаемой рыбы? Какое это может иметь значение в ее жизни?
7. Какую роль могут играть спинной, анальный и хвостовой плавники?
8. Внимательно изучи манеру передвижения рыбы в воде и таким образом определи роль различных плавников в этом процессе. Совпали ли твои предположения с реальностью?
9. Где именно и в какой части аквариума обычно находится рыба, если этот искусственный водоем хорошо освещен? Как она себя ведет при этом?
10. Где обычно находится рыба, если в аквариуме устанавливается сумеречное освещение? Как она себя ведет в этой ситуации?
11. В каком случае рыба более активна: при сильном освещении или в полумраке?
12. Можно ли считать наблюдаемую тобой рыбу преимущественно ночным животным? Почему ты так думаешь? Если возможно, проведи дополнительные наблюдения, необходимые для проверки твоего предположения.
13. Как ведет себя наблюдаемая тобой рыба в процессе кормления? Какие корма поедает? Поднимается ли она при этом в толщу воды или к ее поверхности? Опускается ли на дно аквариума? Если да, то часто ли это делает?
14. Можно ли считать рыбу изучаемого тобой вида преимущественно донным животным? Обитателем средних слоев воды? Обитателем приповерхностного слоя воды? Почему?
15. Поднимается ли объект твоего исследования к поверхности воды для захвата атмосферного воздуха? Если да, то с какой частотой? Сделай вывод о том, откуда эта рыба берет кислород для своего дыхания.
16. В допустимых по литературным источникам пределах измени температуру воды в аквариуме и выясни, изменится ли поведение изучаемой тобой рыбы в этой ситуации. Если да, то каким образом?  Как это можно объяснить?
17. Понаблюдай за тем, как складываются отношения наблюдаемой тобой рыбы с другими обитателями аквариума (как своего, так и иных видов). Входит ли она в состав стаи? Если да, то с кем именно?  Нападает ли она на других животных? Если да, то на кого именно? Подвергается ли нападению со стороны других обитателей аквариума?  Каких именно?  Насколько часто наблюдаются такие случаи? 
18. Можно ли считать изучаемую тобой рыбу агрессивным животным? Свою позицию обоснуй.
На основании полученных тобой результатов подготовь сообщение (доклад) и выступи с ним на уроке биологии или заседании биологического кружка. Содержание выступления заранее обсуди с учителем и сопроводи его компьютерной презентацией.

                ЛИТЕРАТУРА

1. Гуржий А.Н. Аквариумистика. Большая энциклопедия. - М.: АСТ: Аквариум-Принт, 2010.
2. Жизнь животных. В 7-ми т. /Гл. ред. В.Е. Соколов. Т. 4. Рыбы. - М.: -  Просвещение, 1983.
3. Кочетов А.М. Петушки, гурами и другие лабиринтовые. - М.:  Вече,  2005.
4. Кулев А.В. Изучение аквариумных рыб на занятиях биологического кружка // Биология в школе. - 2014.  - № 4.
5. Кулев А.В.  Цихлазомы в аквариуме школьника// Биология в школе. – 2018. - № 1.
6. Миллс Д, Ламберт Д. Справочник по аквариумным рыбам. Руководство по содержанию и уходу. – М.: Издательство Мир книги, 2006.
7. Полонский А.С. Содержание и разведение аквариумных рыб. – М.: Агропромиздат, 1991.
8. Суматохин С.В. Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности // Биология в школе. - 2013. - № 5.
9. Суматохин С.В. Учебно-исследовательская деятельность по биологии в соответствии с ФГОС: с чего начинать, что делать, каких результатов достичь // Биология в школе. - 2014. - № 4.
10. Цирлинг М.Б. Лабиринтовые в аквариумах любителей и профессионалов. – М.: Аквариум-Принт, 2006.


Рецензии