Музей истории искусств в Вене-10

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

АННИБАЛЕ КАРРАЧЧИ (1560, БОЛОНЬЯ — 1609, РИМ) принадлежал к основателям знаменитой Болонской Академии. Он был самым ярким по дарованию из трех братьев.
Карраччи демонстрировал небывалую силу воображения и изощренное мастерство. Главным становится фантазия художника, а не воспроизведение объективной реальности. Все то, что открыло путь новому искусству барокко.
Барокко (итал. «вычурный») - стиль в искусстве, зародившийся в конце XVI века в Риме. Отличается бурной динамикой, аффектами, декоративной пышностью. Барокко свойственны театральность, фееричность, грандиозность и интенсивные чувства. Просуществовал до середины XVIII века.
Обычно Карраччи писал мифологические или религиозные сцены. В большой венской картине «АДОНИС НАХОДИТ ВЕНЕРУ» (ОКОЛО 1588) художник использовал известный сюжет из «Метаморфоз» Овидия о любви богини к юному охотнику. Изображена первая встреча будущих любовников — Амур только что уколол сердце Венеры стрелой любви. Обнаженная красавица предстает во всем ослепительном великолепии, в сложной, изящной позе, отпрянув от неожиданного появления Адониса. Эмоциональная насыщенность происходящего основана, прежде всего, на великолепном построении картины, сильном движении ритмов.

Бурным темпераментом и поистине авантюрным складом характера отличался МИКЕЛАНДЖЕЛО ДА КАРАВАДЖО (1571, БЛИЗ МИЛАНА - 1610, ПОРТ ЭРКОЛЕ). Художник был основателем целого направления в искусстве - караваджизма.
Обычно в его сценах много мотивов и героев из окружающей жизни. Часто его персонажи - люди низов, что стало потрясением общепринятых устоев и благопристойности. Даже в религиозные композиции он вносил элементы плебейской грубоватой силы.
Необузданный темперамент Караваджо ввергал его в сложные ситуации. Он много раз дрался на дуэлях, за что даже угодил в тюрьму. Со временем у художника появился могущественный покровитель - кардинал дель Монте. Для него Караваджо написал несколько знаменитых картин.
Венская «МАДОННА С ЧЕТКАМИ» (ОКОЛО 1607) огромна по размерам — 3,64х 2,49 м.
Это большая алтарная композиция, предназначавшаяся для церкви. Это история о том, как Святому Доминнику Гусману явилась сама Дева Мария и вручила четки для молитв. Святой Доминник изображен уже с четками слева Мадонны. Красный занавес,
осеняющий всю сцену, колонна придают ей торжественное звучание и монументальность. Интересно, что художник дерзко вводит в религиозную алтарную композицию мощные простонародные типы. А ведь образ должен был красоваться в роскошной церкви. Караваджо любил подчеркивать в своих героях сильные чувства и нередко героическое начало. Известно, что в 1617 году алтарный образ был куплен Рубенсом, очень ценившим искусство мастера.
Рассказ о венской коллекции итальянской живописи этого столетия бесконечен, и впереди не менее ослепительный век XVIII век — век маски, ведуты, Казановы и неистощимых фантазий и, наконец, мистификаций.


Рецензии