Муллу, давай давай, муллу

Наверное, некоторые из вас вспомнят момент из российского телесериала «Штрафбат» режиссера Николая Досталя, когда перед боем выстроившиеся в цепочку бойцы просят благословения у православного батюшки.
- А еврею можно? – немного помявшись, спрашивает Савелий Цукерман. - Я неверующий… некрещеный… и еврей…
- У Бога все люди – дети его, сынок, - отвечает священник, отец Михаил. И продолжает - Много детей: и православных христиан, и мусульман, и других вероисповеданий. Одно святое дело вершим, сынок, - Россию у ворога отвоевываем.
Только Идрис Ахильгов и человек тридцать штрафников стояли в стороне.
- А вы чего, ребята? - спросил ротный Сергей Шилкин, проходя мимо.
- Мы мусульмане, - ответил Ахильгов. - Муллу давай.
- Давай муллу…
- Нету муллы, ребята - развел руками Шилкин. - Как рука?
- Рука нормально. Муллу давай…
- Давай муллу…
- Нету муллы…

****
Этот момент показателен. Дело даже не в том, что фильм снят по одноименному роману драматурга Эдуарда Володарского, известного, прежде всего, своей знаменитой повестью «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Можно было бы сказать, что это – литературный вымысел, причуда известного сценариста «на потребу дня». Однако это оказалось правдой…
С нерусским и неправославным населением в армии всегда были проблемы. Особенно эти проблемы усилились, когда в армию при Николае I стали вливаться разного рода инородцы. Генералы же к таким переменам оказались не готовы.
Из Обращения Ялтинской уездной земской управы Таврическому губернатору от 24 июля 1906 года за №7133:
«… С введением всеобщей воинской повинности, установленной для крымских татар грамотой Екатерины II льготы отменены: татары были привлечены к отбыванию этой повинности, но с льготой, что все призываемые оставлялись на службе в Крыму в особо организованной войсковой части – Крымский Дивизион, в котором им обеспечивался пищевой режим, соответствующий требованиям религии, возможность отправления богослужения в пределах казармы и вообще служба обставлена условиями, не слишком резко разнящимися от обычного религиозно-бытового уклада…»
В дальнейшем депутаты стали жаловаться, что широко проявленная «обрусительная» тенденция 90-х годов XIX века «уничтожила и этот остаток первоначального акта справедливости», и «большинство татар … стали назначаться в общие воинские части». В результате крымские татары появились в войсках Харьковского, Киевского и даже Варшавского военных округов.
На это татары стали «отвечать» массовой эмиграцией в соседнюю Османскую империю.
Товарищ министра внутренних дел Александр Семенович Стишинский доносил Военному Министру В.В. Сахарову:
«… и.д. Таврического губернатора бывший вице-губернатор граф Муравьев, сообщая М.В.Д. ходатайство Таврического губернского земского собрания относительно зачисления крымских татар, для отбывания воинской повинности, в части войск, расположенных в местностях, где имеются духовные лица магометанского вероучения, со своей стороны присовокупил, что одной из существенных причин замечаемого в настоящее время массового выселения крымских мусульман в Турцию, является отбывание ими воинской повинности в полках, расположенных внутри Империи, где мусульмане встречают затруднения в удовлетворении своих религиозных потребностей…»
С 1892 года некоторое число новобранцев из крымских татар выделяли на укомплектование Крымского дивизиона, а остальные поступали в части войск, расквартированные в Таврической и соседней с ней губерний.
«… между тем, по имеющимся в М.В.Д. сведениям, магометанские мечети, а равно и духовные лица магометанского вероучения находятся лишь в одной Таврической губернии, в соседних же губерниях: Херсонской, Бессарабской и Екатеринославской ни мечетей, ни мусульманского духовенства вовсе нет…»

****
Возникла парадоксальная ситуация. В Крымском дивизионе не было столько вакансий, чтобы можно было оставлять на полуострове всех призывников из крымских татар. А больше нигде они служить не могли и не хотели, ссылаясь на трудности солдатского быта и религию. Особенно тяжко приходилось тем, кого направляли служить вглубь Империи. В результате было принято компромиссное решение назначать новобранцев из крымских татар «в части войск, расположенные в Таврической и соседней с ней губерниях».
Однако к этой проблеме добавилась и еще одна. Дабы не допустить сплоченности инородцев, генералы приняли первоначальное решение рассредоточить оставшихся новобранцев из крымских татар – по 1-2 человека в разные части. Результат, естественно, был обратный исходному замыслу.
Так, в рапорте Начальника Мобилизационного отдела Главного Штаба Начальнику штаба Одесского военного округа от 12 июня 1904 года за №5268 говорится:
«… по заявлениям мурз, при назначении крымских татар единицами по эскадронам и ротам, они не будут иметь возможность соблюдать обряды и правила своей религии…
… Лишенные советов и нравственной поддержки духовных лиц, осторожные в пользовании пищей из общего котла, в котором может оказаться запрещенное Кораном свиное мясо, преследуемые мыслью, что в случае смерти они будут преданы земле без последнего напутствования и без соблюдения догматов своей веры, татары солдаты впадают в уныние, становятся равнодушными к службе и отчуждаются от товарищей, отстают от них в изучении этой службы…»
Конечно, для генералов это был шок! Одни евреи чего стоили со своими причудами, а тут еще и татары!

ТЕПЕРЬ ИМ ЕЩЕ И ОТДЕЛЬНОГО МУЛЛУ ПОДАВАЙ!

Проблема обсуждалась на самом высоком уровне. В рапорте Начальника Мобилизационного отдела Главного Штаба от 31 октября 1904 года за №10492 говориться о предложении командования Одесского военного округа «для более правильного удовлетворения религиозных потребностей татар учредить в округе должности двух корпусных мулл».
Однако, еще более высокий уровень был против. Так, начальник 1-го отделения Управления I Генерал-Квартирмейстера Главног Штаба генерал-майор Ф.А. Подгурский в своем рапорте от 13 ноября 1904 года доносил, что в войсках Одесского военного округа уже имеется один штатный мулла в Крымском дивизионе, «который в случае затруднений в приглашении местного муллы для совершения обрядов нижним чинам магометан, может командироваться во все войсковые части округа, а также по усмотрению командующего войсками округа может периодически объезжать все войска округа для поддержания религиозно-нравственного воспитания среди воинских чинов магометан, число которых … весьма незначительно…»
Короче, есть один мулла в Крыму – его и достаточно на всю округу…


Рецензии