ВГИК100 - Снова Грузия8

предыдущая глава: http://www.proza.ru/2019/07/02/87
            
            О х о т н и к и  н а  П р е з и д е н т а  Р Ф
               
                ГЛАВА 8
            
                На войну - за валюту!

   "Взять хотя бы грузин. Грузины дореформенных времен жили на общей территории и говорили на одном языке, тем не менее они не составляли, строго говоря одной нации, ибо они, разбитые на целый ряд оторванных друг от друга княжеств, не могли жить общей экономической жизнью, веками вели между собой войны и разоряли друг друга, натравливая друг на друга персов и турок".  (И. СТАЛИН) 
   Над пригородом Цхинвала падает горящий, сбитый штурмовик СУ-25 «ГРАЧ».  На парашюте болтается несчастный летчик. По пилоту с земли российские войска открывают огонь из всех видов стрелкового оружия. Каким-то чудом летчика не задевает ни одна пуля. Когда разъяренная группа захвата берет пилота в плен, оказывается – летчик свой!.. Подполковника Олега Теребунского не расстреливают чудом.
   Александр Владков, автор «Военной программы» (на канале «Россия-1») обращает внимание на встречный из Цхинвали поток южноосетинских ополченцев. Хорошо вооруженные, на грузовиках и легковых автомашинах, они просто бросают на произвол судьбы родной, сражающийся город. Особо бросается в глаза так называемая «Рота Олигархов». Опрятно одетые в новенький камуфляж… Вооруженные до зубов…  Выхоленные мужи  неспешно обсуждают в своем Охотнорядческом сообществе последние известия покинутого фронта.
   Недаром боец нашего спецназа выбивает ногой мобильный телефон из рук журналиста НТВ. Даже наша армейская связь оказывается не.. надежной, не.. устойчивой, не.. защищенной от пеленгования и работает в открытом режиме. Все это с документальной точностью снимает группа Александра Владкова. В кадре – рации времен царя Гороха. В том числе и неоправданное использование мобильных телефонов,  которое и привело к большой беде.
   Специалисты тестовой лаборатории «Green Head» изучали поведение смартфонов на базе ОС «Android».  Такие устройства пересылают в штаб-квартиру «Google» сведения обо всех перемещениях владельца. При этом указывается, с какой сетью Wi-Fi вы общались. Соотнеся эти данные со временем суток, можно установить, где находится ваш дом. А где и офис, и какие Wi-Fi-сети там работают.
   - Тёзка, у тебя спутник есть? – Александр Владков подходит к щуплому Коцу, корреспонденту газеты  «Комсомольская правда». 
   Александр Коц достает из сумки редакционный спутниковый телефон. Он понадобился командующему 58-й армией генерал-лейтенанту Анатолию Хрулеву. Войска только прибыли, и связи между подразделениями нет. Генерал диктует номер мобильного.  Коц набирает. Передает трубку командующему, как он признается, с трепетным ощущением причастности к Военной тайне:
   - Передай реактивщикам, по мне сбоку бьют,  несем потери!.. Пусть реактивщики отработают по окраинам Хетагурово и Авневи. Пусть там все сровняют. По колонне оттуда танки-снайперы стреляют.
   В 100 метрах от штабного кунга на дороге взрываются две «шишиги» и одна БМП. Три выстрела - три уничтоженные цели. Подобный снайперский результат возможен только с применением специальной аппаратуры наводки. Которая поставлена в САКАРТВЕЛОС из США. А мы стоим - выставили колонну под удар.
   С авиацией связи как не было, так и нет ее сейчас.
   - Товарищ командующий, - подбегает боец. - БМП горит с полным боезапасом. Сейчас р в а т ь с я начнет!..      
   Залпами ведут стрельбу наши САУ – самоходные установки и «ГРАДЫ». Целеуказания в режиме онлайн передает командир разведроты  Алексей Ухватов (позывной - «Липа»). Будущий Герой России, капитан докладывает: «Цели уничтожены».
   И командующий 58-й армией, генерал-лейтенант Анатолий Хрулев, решается на дерзкий и смертельно опасный шаг. Он и старшие офицеры штаба полка располагаются на броне БТР… Без касок и бронежилетов…    
   Начальник штаба полка высказался против поспешного рейда в Цхинвал. Прежде всего, опасаясь за жизнь и судьбу командующего 58-й армии.
   - Лучше стоять здесь, создавая мишенную обстановку для противника? – восклицает генерал-лейтенант. – Впрочем, если ты против, разрешаю действовать по своему усмотрению.
   И русские воины несутся на броне БТР - в направлении разрушенного пивзавода. Безрассудная попытка прорыва одни батальоном в горящий Цхинвал. Рядышком примостился и бесстрашный Александр Владков. 
   Где-то в колонне едут отчаянные парни - Александр Коц, специальный корреспондент «Комсомольской правды» и Виктор Сокирко - военкор газеты «Московский комсомолец». Тариф оплачен редакциями – звони по мобильному, радуй издания сенсационными подробностями этой сенсационной грузино-южноосетинской войны. Еще кто-то названивает любимой девчонке - надо успеть сказать последнее «Прости».          
   - А какое решение принял бы ты, Александр? – то ли в шутку, то ли всерьез, вдруг спрашивает генерал у Владкова, выпускника Курганского высшего военно-политического авиационного училища.
   «Дорогой Анатолий Николаевич. Не скажешь же командующему 58-ой армии, генерал-лейтенанту, что находиться в боевых порядках наступающих батальонов  - крайне опасно», - проносится в голове журналиста Александра Владкова горькая мысль. Вспоминается фильм «Чапаев».
   - Где должен быть командир? Впереди! На лихом коне!..
   - И какой же русский не любит быстрой езды? – это из «Мертвых душ».
   Арсенал грузинских разведывательных средств работает на полную мощность. Радиоперехват... Дроны... БПЛА производства Израиль... (Есть версия, что американцы делились с Грузией разведывательной информацией со своих спутников-шпионов).
   И другие технические средства были задействованы в операции по налету на  штабную колонну командующего 58-й армией Анатолия Хрулева.
   И злополучный перекресток на окраине Цхинвала. Засада грузинского спецназа. Стрельба ведется из стрелкового оружия с расстояния восьми – десяти метров… Очередями... В упор...  Применяются гранатометы и ручные гранаты.… Работают снайперы и артиллерия.
   Всё растворилось в пыли,  дыму и в неоновых вспышках разрывов.
   - Меня ранили, — уронив камеру, говорит  оператор «Вестей». — Рука немеет, - Леонид Лосев, получив два пулевых ранения в плечо, падает на спину.
   Теряет ориентацию в осетинском пространстве и контуженный видеоинженер Игорь Уклеин. Будто пьяный, он вспоминает знаменитые кадры из кинофильма «Летят журавли», отснятые легендарным оператором Сергеем Урусевским, который придумал и впервые сконструировал круговые операторские рельсы. 
   Александр Владков (если читаешь, Саня – прости меня) славится среди журналистской братии своим добродушным характером и крупными габаритами, как у слона. Когда он пишет собственный Стендап*, глядя грушевидным лицом в камеру, операторы ставят на камеру широкоугольную насадку. Раненый он поднимает камеру и продолжает проводить видеосъемку батальной сцены ХХI века – «Операции по принуждению Грузии к миру».
   - Зачем я отказался ехать в США, специальным корреспондентом «Вестей»? – вскрикивает Слон, получив осколок в ногу. И гигант кладет свой искривленный хобот на землю.
        ВОЙНА В ПОЛНЫЙ РОСТ!
   Камуфляж НАТО и американские кевларовые каски поливают свинцом русскую колонну. Театрально поднимаются в полный рост.  Что за нелюди в иностранной форме?.. И это - старый грузинский крестьянин Серго Закариадзе идет через всю войну, надеясь найти своего раненого сына?.. Нет, генацвали, вы что-то попутали.
   «Огонь на поражение — практически в упор. Было видно, как пули разрывают форму, казалось, что даже сами пули видно. Жахнул гранатометный выстрел, и запылала впереди бээмпэшка. Колонна встала под шквалом огня»,  - напишет впоследствии корреспондент «Московского комсомольца» Виктор Сокирко.
        Я — ГРУЗИН- КИЛЛЕР!
   Витя понимает, что надо прыгать с брони. И видит направленный на себя автомат. «Метров с шести, почти в упор. И девушку в натовской форме, которая целилась в него. Ей было лет 25, этой грузинке. Небольшого роста, довольно привлекательная, если не сказать — красивая. Похожа на молодую Тамару Гвердцители.  И форма шла этой маленькой женщине. Все это промелькнуло в мозгу за считанные доли секунды. Сокирко крикнул: “Я — журналист!” Тамара опустила автомат и в это же мгновение была скошена автоматной очередью, которая сломала ее пополам. Она так и упала на землю, свернувшись комочком».
   В кювете залегли Александр Коц, офицеры и генерал Хрулев.
   В ход пошли ручные гранаты. Надо было выходить из зоны обстрела. Виктор с Сашкой, выждав паузу, перебежали к группе генерала. Он на удивление ловко метнул гранату в сторону нападавших.
   Решили пробираться вдоль бетонного забора к хвосту колонны — там было потише. Сиганули по кустам вперед. Через метров десять — четыре грузина. Их покосили моментально. Все было как в кино,  они даже испугаться толком не успели. Бегут корреспонденты дальше.
   Впереди мелькнула фигура в камуфляже.
   Коц кричит: “Мы — журналисты!”
   В ответ звучит: “А я — киллер”.
   Вспышка, очередь, взрыв. Грузин выстрелил в парней из гранатомета и попал в голову солдата. Бедного грузина  свалил очередью бежавший чуть в стороне  майор.
   Полный провал памяти. Сокирко очнулся на земле, кажется, перевернувшись в воздухе, уткнувшись лицом в камни. Гарь, дым, горит трава. На Викторе лежит Коц и смотрит в глаза.
   — Рука. Разорвало!  - стонет Александр. – Придется в левой руке стакан держать…
   Сокирко  поворачивает голову назад…  Развороченное и полностью обугленное куски тела — все, что осталось от бойца, принявшего на себя основной удар гранаты. А в голове офицера, чуть выше правого глаза была пробоина в три сантиметра. Сквозь нее было видно, как пульсирует мозг и вытекает бледно-розовая жидкость. Правая рука майора была раскурочена. Из бока тоже сочилась кровь. Ноги перебиты автоматной очередью. Он был самым тяжелым из всех раненых.
          ГЕРОЙ РОССИИ ДМИТРИЙ ВЕТЧИНОВ (посмертно).
   Александр Владков в своих репортажах и фильмах нарочито называет его на старинный лад: З а м п о л и т!.. Этот майор, комиссар полка, организовал круговую оборону, спасая жизни командующего 58-й армии, генерал-лейтенанта Анатолия Хрулева, и группы раненых журналистов ТК «РТР», газет «Московский комсомолец» и «Комсомольская правда».
   — Нет больше батальона, — кричал, сидя на земле и стуча по ней кулаком, начштаба. — Зачем?! Зачем?! Я же говорил!..
*
   А журналистка глянцевого журнала «ГЛАМУР», с раскрашенным лицом и  пирсингом,  бежит за последним МТЛБ чеченского батальона  «ВОСТОК» - спецназа ГРУ.
   - Возьмите меня на войну. У меня «Мартини»! – трясет она бутылкой дорогого итальянского вермута.
   - Мы вина не пьем, – отвечает заместитель комбата бородатый Хамзат. – Коран запрещает. Аллаху Акбар!..
   Порывшись на бегу в своей сумочке, Тата начинает трясти стодолларовыми купюрами в своей ручке с длинными пальцами.
   - У меня суточные в валюте - не жалко, только возьмите меня с собой!..

 * - Стендап - когда журналист работает непосредственно в кадре.
 
фото: Инет

продолжение следует


Рецензии