Незримые старцы

 


   Думаю, все мы в детстве упивались чтением сказок. Погружение в сказочный мир лучший способ вырваться из унылой повседневности. В нашем юном сознании весёлым разноцветным вихрем проносились ковры самолёты и шапки невидимки. Нам всюду представлялись быстроногие кентавры и чудовищные великаны. Мы наивно верили, что в старом бабушкином сундуке живёт джин, а в тёмной пещере скрывается огнедышащий дракон. Возмужав мы стали посмеиваться над своей прежней наивностью. Взрослый скептицизм убил в нас детскую веру в чудо. Но такой ли была наивной наша детская вера? Иисус Христос говорил: «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него!» (Мк 10;15)

  Взрослые надмеваясь своим знанием говорят дерзко и самоуверенно, а истинна, как известно глаголет устами младенца. Смейтесь взрослые, смейтесь над простодушною детскою верою. Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним! И вот уже доносится их хрипящего телеящика: как в Аравийской пустыни нашли останки великанов. А где-то в Малой Азии археологи выкопали скелет кентавра. Ну, что вы теперь скажите, взрослые? По-прежнему будете кичиться своим мнимым превосходством? Или может быть вы обзовёте всё это выдумками конспирологов. Скажите, что это всё бездоказательно!
Артефакты фальшивые и т.д. Ну хорошо, допустим кости эти не настоящие! Видео с крылатым существом похожим на дракона, тоже подделка. Ну Житиям Святых, то вы хотя бы верите?..  Или то, что Георгий Победоносец сражался с драконом по-вашему тоже вымысел? А человек превращённый в медведя из Жития Св. Макария? А кентавр, указавший дорогу Антонию Великому, тоже плод больного воображения?

  Недавно один учёный скептик обвинил меня в ложном мистицизме.  Он заявил, что отшельники в пустынях вероятней всего питались галлюциногенной травой. Мне показалась кощунственной такая инвектива, но спорить с ним я не стал. В наше свободомысленное время, каждый волен думать, как ему заблагорассудится. Но я человек бесхитростный, и поэтому привык доверять святоотеческим трактатам. Коли там написано, что пустынножители ходили босиком по воздуху. Значит, так оно и было!..  И если говорится, что могли становится невидимыми. Принимаю на веру без лишних рассуждений!

   Но удивительнее всего то, что аскеты, получившие от Бога дар становиться незримыми существуют и в наше время. Это самое таинственное предание Святой Горы.  Способность становится невидимыми даны им как охранительный щит от любопытства всепроникающего мира. На пустое общение у них нет ни минуты. Пока они держат, даже во сне, свою постоянную, самодвижущуюся молитву, мир стоит на своем месте. Когда же наступят последние времена, они поднимутся на вершину Афона, в маленький храм Преображения Господня. И как гласит предание, отслужат там последнюю литургию перед Концом Света.

    О незримых старцах существует множество подлинных свидетельств очевидцев. Вот, например, что пишет Юрий Воробьевский: «Теплым вечером мы сидели на балконе архондарика Пантелеимонова монастыря с американцем Евгением. Черный шелк моря был украшен серебряным позументом лунной дорожки. Со стороны порта Дафни по воде шарил прожектор - Святая Гора оберегала себя от посторонних глаз. Евгений рассказал о таинственных аскетах. Не только о легендах, но и о своей встрече в афонском лесу… Таинственный седобородый монах появился перед ним откуда ни возьмись - и в самый нужный момент. Американец заблудился, был в отчаянии. Отшельник указал ему дорогу. Евгений обернулся поблагодарить, а на тропинке - никого. Словно испарился монах».
Заинтригованный американцем, я стал расспрашивать о тайном братстве самих святогорцев.  И вот, что они рассказали... В 1835 году охотники ловили диких коз под горой Афон. Как-то на заре, проходя по стремнинам, наткнулись они на нагого старца, вышедшего из незаметной пещеры. Удивленные, завели разговор: «Благослови, отче.»

- Бог благословит.
- Как поживаешь?
- Благодарение Господу. А как пребывает Святая Гора?
- Благополучно после поганых турок.
- Каких турок? – теперь уже удивился старец.
- Как каких? Тех, кои жили на Афоне вследствие восстания греков.
- Какого восстания?
- Разве ты не знаешь, что мы, православные, десять лет проливали кровь свою, чтобы свергнуть иго турецкое?
- Нет, не знал. Нас здесь семеро, мы никуда не ходим…
 
    В ските Святой Анны охотники рассказали о встрече. Собрались многие святые отцы и, позабыв про старость и немощи, подняв свои мантии, отправились искать старца. Безрезультатно…  Врач Великой лавры отец Афанасий (Камбанос) местом их обитания называл малонаселенные, покрытые густым лесом пространства между скитами Малая святая Анна и Глоссия. Немногие, кто сподобились видеть этих пустынников, описывают их как благолепных, почти лишенных плоти аскетов, совершенно обнаженных, но сияющих одеянием Божественной благодати. Отец Афанасий ссылался и на свидетельство старца Антония из обители Святого Петра, который пришел в Лавру, выполняя поручение невидимых подвижников: «Пойди и скажи лаврскому врачу, что он скоро заболеет и умрёт, поэтому должен приготовиться». И действительно, вскоре отец Афанасий занемог и без какой-либо тяжкой болезни уснул вечным сном. Перед кончиной он и обнародовал в журнале «Святогорская библиотека» сведения о том, что существуют и странствуют в пустынях Афона эти нагие аскеты - во славу Божию и для душевной пользы насельников Святой Горы.

    Нагие эти святые подвижники, видимо потому, что от жизни в узких пещерах одежда рвется, а новая таким великим аскетам не нужна. По мере того, как одежда отшельника рвётся, душа всё сильнее освобождается от телесных уз и соединяется с Богом. Нагие старцы обнажаются как бы во образ избавления от грубой плоти. Вот и являются избранным в своем истинном виде. Либо заблудившимся, заблудшим в нужную минуту, чтобы помочь Святогорец отец Иаков долгие годы подвизался в скиту Кавсокаливия. Послушником постоянно приходил по ночам в соборный храм - кириакон - и часами молился перед иконой Святой Троицы. Как-то ночью, в полнолуние, увидел благолепного пустынника, совершенно нагого, с длинными, белыми, как снег, волосами и бородой. Старец поднял десницу и крестным знамением осенил запертые на замок внутренние двери храма. Они сами собой отворились. Таинственный незнакомец вошел в церковь, с благоговением облобызал иконы. Когда пустынник выходил, внутренние двери храма опять пришли в движение и сами закрылись. Потрясённый послушник тайком последовал за ним. Они поднимались все выше и выше, к вершине Афона. Дойдя до кельи Панагия, отшельник вошел внутрь. Иаков догнал старца и, бросившись ему в ноги, со слезами умолял оказать милость и оставить при себе послушником. «Чадо, тебе не понести этого подвига, - отвечал старец. - Без благодати Божией вынести тяжесть жизни на месте сем невозможно. Возвращайся к своему старцу, пребывай у него в послушании, и спасешься…»

    Подвиг, о котором говорил Святой анахорет, это, конечно, не только строжайший пост и зимние холода высокогорья. Главный подвиг - нескончаемая духовная битва, которая ведется в пустыне. Когда с демоном ты один на один. На Афоне известны несколько языческих капищ, датируемых еще VI-IVв. до нашей эры. Например, огромная живописная скала Идолио, то есть Идол. Посещать его без особого благословения не рекомендуется. По мере приближения к капищу тропа окутывается туманом. Это зона облачности. Всё тело пропитывается холодной всепроницаемой влагой, а в душу закрадывается страх. На перекрёстках, сходящихся к Идолио тропинок - кресты. Словно дорожные знаки: выход нечистой силе из ущелья запрещен... Наверху – мраморная плита, примерно два на три метра. На ней и приносили в древности человеческие жертвы. По бокам плиты выточены стоки для крови, которую собирали в огромную каменную чашу. Здесь всеми фибрами души чувствуешь: тёмная энергия никуда не ушла. Воины Христовы – отшельники, приходят сюда сражаться с нечистой силой. Дать бой диаволу в самом его логове. Такова духовная традиция. Многие местные обители, в том числе и основанная преподобным Афанасием Лавра, стоят на месте древних капищ. Так что каждый Афонский монастырь - это ещё и символ духовной победы православия.

     Старец Иосиф вместе с отцом Арсением усердно искали нагих подвижников, надеясь получить от них наставление, но не нашли. Позднее они услышали, что те приходили к отцу Косьме, келья которого была в скиту Панагии. К этому человеку нагие подвижники много лет приходили каждую субботу и причащались. На каком-то празднике отец Косьма, забывшись, проговорился об этой тайне другим отцам. В следующую субботу, после того как нагие подвижники пришли и причастились, они сказали ему: «Ты нас открыл, поэтому больше нас не увидишь.» Отец Косьма упал им в ноги и просил прощения. Те же ему ответили: «Ты прощен, но после того, что ты сделал, ты нас больше не увидишь».

     Ученик Великого старца Паисия Святогорца иеромонах Афанасий Симонопетрис вспоминал, как пришел однажды к нему в келью Честного Креста в канун Пасхи. Была Великая Пятница 1978 года.

- Геронда, давно хотел спросить: существуют ли нагие старцы?
Он взял меня за левую руку, как он это обычно делал, а другую руку положил мне на спину. Прострелил взглядом и спросил: «А ты, блаженная душа, что об этом думаешь?»
- Если Святой Дух благословил им быть в старину, почему им не быть теперь?
- Если тебя спросят, то говори, что они существуют...
- Рассказывали, как в Святой Анне видели двенадцать «невидимых» нагих старцев, в Малой Анне говорили, что их девять.
- Нет, их не двенадцать и не девять, а их семеро отшельников.
- А где они?
- Они скитаются возле вершины Горы. Имеют особый дар от Бога и молитву такую, что их никто не видит. Они могут быть рядом с тобой, но ты их не увидишь. Поэтому их называют невидимые. Это не аллегория...
- А что они едят зимой?
- Если они совершенно нагие зимой, без одежды, что за проблема им пропитаться чем-то?!
 -А почему они невидимые?
-Бог не желает их явить миру!
 - А нагие старцы бессмертны?
-Нет! Когда кто-то из них умирает, они знают, где находится подходящий человек, способный выдержать суровую аскезу, и призывают его пополнить их число.
Из них я знаю только четверых... Каждые пять лет я вижу одного из них, отца Серафима и мы беседуем. Ты не так уж сильно удивляйся обнажённым аскетам.
- Почему, отче?
- Потому что на Святой Горе существует состояние большей святости.»

     Сам Паисий Святогорец писал, как в молодости заблудился по дороге к скиту Святой Анны и встретил отшельника, лицо которого буквально сияло. На вид лет семидесяти, на нем был подрясник из материала, похожего на парусину или брезент, весь выцветший, изорванный. Видимо, он немало лет не имел контактов с человеческим миром, но не настолько давно, чтобы одежда на нём полностью истлела. Дыры в этом одеянии были зашпилены острыми щепками. На шее висела толстая цепь, державшая на уровне груди шкатулку. В ней, по-видимому, находилась какая-то святыня! Прежде чем Паисий успел задать вопрос, отшельник сказал: «Дитя мое, эта дорога не ведёт к Святой Анне.» И показал другую тропинку. Внешний вид его был как у святого! «Где ты живешь, старче?» - спросил Паисий пустынника. «Там, где-то,» - показал он рукой на вершину Афона…Конечно, тут дело не в поиске тропинки. Само явление святого старца - немногословное и чудесное наставление на путь истинный. Судя по воспоминаниям Паисия Святогорца, сей удивительный отшельник повстречался ему именно тогда, когда он искал духовного наставления. В своих поисках молодой монах так долго ходил неприметными тропами, что сбился со счету - какой сегодня день. На этот вопрос анахорет ответил ему, достав из своей сумки палочки с зарубками.
В жизнеописании старца Паисия есть такой эпизод. Сидит он на обочине тропинки и беседует с одним паломником. К ним приближается большая группа, которая явно направляется к келье старца, - и что же? Все проходят буквально в двух метрах, не замечая сидящих. Собеседник Паисия Святогорца свидетельствовал, что в тот момент они явно были незримы для остальных. Старец сказал даже паломнику, чтобы тот перестал шептать – из опасения, что их услышат, подойдут и помешают довести разговор до конца. Тот стал говорить нормальным голосом, но идущие не только не увидели, но и не услышали их.

    Видимо, сам Паисий обладал таким удивительным даром незримости, но редко пользовался им. Господь открыл его для утешения людям. Сделал явным старцем. Явленным миру. Его можно было бы назвать и вернувшимся. Возвратившимся для человечества из особого молитвенно-вневременного пространства. Молитва святого выходит за пределы времени. Она - в вечности, которая является как бы всегда настоящим; прошлым настоящего и будущим настоящего. В молитве, когда подвижник бывает восхищен в это пространство, то по возвращении он с удивлением видит, сколько много времени прошло, пока его «не было». Так человек на время становится вечным. Из этой вечности и приходит всё «необычное»: сверхчеловеческие силы аскетов, данная им власть над пространством и способность заглянуть в «будущее настоящего». Бог весть, но, когда перед тобой стоит монах, а ты его не видишь, возможно, в это время он и находится в вечности?

   Так есть ли ещё старцы на Афоне? Об этом любого афонского паломника спрашивают постоянно. Но прежде чем получить ответ, надо дорасти до вопроса. Слава Богу, что он задаётся. Вопрос принадлежит не праздному любопытству. Душа православного человека понимает: главные события и главные для нас люди - это не те, которых показывают по телевизору. Вселенная по-прежнему летит по своей орбите не усилиями Нобелевских лауреатов премии мира… «Сильные мира сего» развязывают войны, демонстрируя репортерам умное выражение лиц. Имиджи, напяленные поверх пустоты, собираясь в своём кругу, смеются над глупостью толпы… Но ведь судьбоносные события где-то происходят. Настоящие люди где-то обитают. В какой-то сосредоточенной тишине, вдали от вспышек фотокамер. Где, как не на загадочном Афоне - с его преданием о незримых старцах?! Где, как не во временном пространстве самодвижущейся молитвы?!


Рецензии
Чудесные старцы...

Олег Михайлишин   06.01.2021 23:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.