Приоритет внешнего
Что меня определяет? То, что я русский? То, что я переводчик? То, что я интроверт? То, что я в какой-то степени творческий человек? То, что я семьянин? То, что я христианин?..
Ответы на все эти вопросы будут составляющими большого ответа на этот большой вопрос об идентичности. Это все разные уровни или этажи или лучше сферы определения идентичности, и не обязательно какой-то из них выше или возвышеннее другого, они все в свою меру определяют - кто я, причем в каждой сфере моя идентичность опять же будет отличаться акцентами, нюансами дефиниции и т.п. от идентичности ближнего с такими же внешними ярлыками (который тоже русский, тоже переводчик, тоже интроверт, тоже творческий человек, тоже семьянин и тоже христианин - в каждой из этих сфер надо тоже добираться до сути).
Возьмем духовную сферу определения идентичности на индивидуальном уровне или на уровне общины, конфессии. Что определяет мое/твое или наше/ваше христианство? Без какой ключевой вещи оно перестанет в самой сущности своей быть тем, чем является, а какие вещи являются второстепенными? Причем второстепенность подразумеваю субъективную, т.е. есть вещи объективно несущественные, но для определенного человека или конфессии они могут стать системообразующими признаками, сердцевиной идентичности.
И вот к этому пунктику я веду: когда для человека или движения внешние признаки религиозности становятся важнее других? Рабочая, черновая версия ответа: тогда, когда нет внутренних, глубинных признаков (либо внимание им уделяется исчезающе малое) и когда внешняя атрибутика становится главным параметром для определения своей отличности от других.
Одно из приложений этой идеи: она объясняет, почему вещи, о которых не говорит Писание, но использование либо запрет на использование которых определяется преданием (на всякий случай дисклеймер: я не говорю, что это плохо, предание и церковная традиция на своем месте очень, очень важны и нужны, без них мгновенно наступит хаос и разброд в практике), становятся прокрустовым ложем и объектами жестких предписаний, которые не меняются десятилетиями и иногда столетиями.
Дети уже собрались на рыбалку, и если бы я не записал это за четыре минуты в таком сумбурном виде прямо сейчас, то почти наверняка не записал бы вообще, пусть повисит в версии as is.
03.07.2019
Свидетельство о публикации №219070300653