Поэзия русского андеграунда
Чтобы понять суть термина «Андеграунд», характеризующего направление в искусстве, обратимся к переводу слова с английского языка. Что такое андеграунд? Дословно underground – это подземка, подполье. Для представителей андеграунда в различных сферах (литературе, музыке, кино, изобразительном искусстве) очень характерно противопоставление своего творчества общепринятым ценностям, нормам, отказ от художественных и социальных традиций. Впервые возникло это течение в шестидесятых годах двадцатого века под влиянием хиппи. В этой субкультуре было много талантливых людей, ищущих нетрадиционные подходы, жаждущих создать что-то новое. Это была некая совокупность самых экстремальных стилей, которые пытались существовать и развиваться вне официальной культуры и шоу-бизнеса. Можно сказать, что андеграунд – это направление, отвергающее принципы официально существующего искусства, протест против общепринятых буржуазных ценностей, где искусство подчиняется рынку.
Если применять этот термин к русской культуре, то в советский период - это протест против государственного управления искусством, направление в культуре, отвергающее действующий государственный строй. В литературе это течение возникло в семидесятые годы и продолжило принципы самиздата, с тем отличием, что авторы старались эпатировать публику, используя ненормативную лексику, обращение к теме сексуальных отклонений. Имена писателей, представляющих русский андеграунд, известны даже людям, не читавшим их произведения, – Венедикт Ерофеев, Людмила Петрушевская, Татьяна Толстая и др. Применительно к российской музыке, андеграунд – это подпольные «домашние» концерты, бунтарские тексты, выражающие социальный протест
Хэви-метал и рэп слишком коммерционализированы, скорее это тот стиль, в котором больше непредсказуемости и свободы. На Западе, пожалуй, Джим Моррисом - самый легендарный и выдающийся представитель стиля андеграунд. Музыка группы The Doors сделала её самой знаменитой и самой противоречивой группой своего времени. В России самыми яркими представителями течения андеграунд в роковые восьмидесятые-девяностые годы стали группы «Наутилус Помпилиус», «Кино», «ДДТ», «Аквариум», «Воскресение», «Алиса», «Звуки Му», «Калинов мост» и др. Поскольку эти рок-группы варились в собственном соку, т. е. существовали сами по себе, они сформировали свой уникальный стиль, востребованный по сей день. Их общей особенностью являлись ярко выраженный социальный протест и тексты, несущие основную нагрузку. В музыкальном отношении андеграунд оказал огромное влияние на развитие рок-музыки в мире.
Существует спор по поводу того, что если какое-то субкультурное течение получает раскрутку и коммерческую поддержку, то оно теряет право называться андеграундом. Вероятно, в настоящее время андеграунд существует только в самом начале возникновения какого-нибудь стиля или течения в искусстве. Все новое часто воспринимается публикой сначала плохо, потом вызывает восторг и приносит коммерческий успех, а это уже не может называться андеграундом. Теперь употребляют термин «альтернатива», он более растяжимый.
Целью моей исследовательской работы является желание показать , что современное общество живет и развивается вне культурного поля классической литературы. И черпает живую воду поэзии оно отнюдь не там, где мы думаем, живя в наглухо закрытом мирке элитарности. Многим из простых обывателей незнакомы имена Ремизова, Довлатова, Варламова..Они прекрасно живут и развиваются без их помощи уже не один десяток лет питаясь теми крохами поэзии которые они находят в андеграудной культуре. Делать вид, что мы этого не замечаем, значит жить отстраненной жизнью от народа, быть чуждым его духу и культуре. Может настать такое время, что мы станем иностранцами в собственной стране, непонятные своему народу и непонимаемые им. Поэтому чтоб не случилось такой трагедийной ситуации я и решил иследовать тему близкую не узким литературным кругам, а народу, с которым нам предстоит вместе сосуществовать.
Ничто по моему не оказало такого культурного влияния на современное поколение как поэзия русского андеграунда. Ни Окуджава , ни Бродский, ни даже все шестидесятники вместе взятые, ни оказали такого мощного импульса на современников как малообразованный кочегар Виктор Цой. Что тут говорить, ведь не секрет, что поэзия русского рока вскормила своим словесным молоком всех нас. Медный памятник Высоцкому даже позеленел от удивления, видя что ни ему, а Цою с Башлачевым несут нынче цветы к подножию. Ни Пушкина и ни Блока чтит современная молодежь, а Янку Дягилеву и Егора Летова. .Ни Бориса Пастернака нынче разрывают на цитаты, а увы, его тёзку Гребенщикова. И я думаю это вполне справедливо, так как старое в наше время перестало быть актуальным и люди нуждаются в новых кумирах и поводырях.
В этой своей работе я попытаюсь выделить наиболее выдающихся представителей андеграунда, творчество которых действительно можно назвать поэзией в полном смысле слова. Хотя, должен признать, что подавляющее большинство рок кумиров к поэзии имеют самое отдаленное отношение.. И я честно говоря с большим удовольствием сбросил бы многих из них с корабля современности, освободив место для настоящих талантов. Нынче стало модно заурядным поп-певцам напяливать на себя личину рок- поэта. И поэтому я сразу хочу отделить пшеницу от плевел, указав кто в этом разношерстном сборище действительно достоин внимания.
Многие говорят, что Евгений Евтушенко превзошел Пушкина в прижизненной славе. Я же считаю, что он не получил и десятой доли тех лавров которые выпали на долю тому же Цою. Евтушенко много выступал на стадионах, но они так не ломились под грузом фанатов как на концертах группы «Кино». Цой был единственный, на выступлениях которого зажигали олимпийский огонь. И даже сам Евтушенко в книге «Строфы века» (1) поражался неслыханной славе группы «Кино» и приравнивал ее по популярности к британской группе «Битлз». Цой не был искусным поэтом, но теперешние школьники с азартом распевают его песни.. Уже почти не поют песни Высоцкого, забыты песни Окуджавы, Визбора. Но зато из многих подворотен гремят Цоевские нетленки.. Его тексты выдержали испытание временем и таким образом попали в разряд культурного наследия прошлого. И тем не менее к поэзии их очень сложно отнести.. Просто в этих песнях было то настроение которое совпадало с чаянием молодежи.. Цоя правильней было бы сопоставить с Вертинским или с Петром Лещенко, но никак не с Блоком или Маяковским. Не то дело с Гребенщиковым. В нем изначально просверкивал некоторый поэтический талант (2).
Назолотили крестов, навтыкали где ни попадя
Да променяли на вино один, который был дан
А поутру с похмелья пошли к реке по воду
А там вместо воды монгол-шудан
Я помню как в 8 классе я пришел на встречу с каким то бардом. Который пел довольно наивную песенку про девушку с обертки от сырка Виоллы, и при этом яростно поносил Гребенщикова.. Я впервые слышал фамилию, того кого он ругал, но у меня проснулся вдруг неподдельный интерес познакомиться с творчеством Гребня.. Я купил диск с его песнями и они тут же запали мне в душу.. Бардов же я после этого люто возненавидел и до сих пор считаю бардовскую музыку весьма посредственной .(3).Нет в этих мальчиках-колокольчиках, боязливо теребящих гитары, какого то драйва, напора.. Они скорее сюсюкают, чем поют.. Тошнит от их рафинированного прекраснодушия..Всегда когда на них смотрю, кажется что они сейчас растают от нежности, а лица их лопнут от каких то натужных улыбок.. Другое дело Башлачев.. Здесь чувствуется мощь и неподдельная искренность поэзии. Он не порхает над фиалками как мотылек, а действительно твердо ступает по жизни..
Этот город скользит и меняет названья.
Этот адрес давно кто-то тщательно стер.
Этой улицы нет, а на ней нету зданья,
Где всю ночь правит бал Абсолютный Вахтер.
Он отлит в ледяную, нейтральную форму.
Он тугая пружина. Он нем и суров.
Генеральный хозяин тотального шторма
Гонит пыль по фарватеру красных ковров.
Он печатает шаг, как чеканят монеты.
Он обходит дозором свой архипелаг.
Эхо гипсовых горнов в пустых кабинетах
Вызывает волнение мертвых бумаг.
Алый факел - мелодию белой темницы -
Он несет сквозь скупую гармонию стен.
Он выкачивает звуки резиновым шприцем
за колючей проволоки наших вен.
Подобное тянется к подобному.. Неслучайно что судьба свела вместе питерских романтиков.. Часто Гребень, Цой и Башлачев просиживали вместе в сырых питерских квартирах за бутылкой вина .. Писали совместно песни.. Один раз Гребень предложил Башлачеву, Цою и Майку напиться до невменяемого состояния и в таком виде попытаться писать стихи.. Башлачев после третьей бутылки не мог даже стакан держать, не то, что ручку.. Один Майк что то кропал скрипя пером.. Цой же уснул на рояле, заявив , что рояль скользкий, и поэтому клопы его там не достанут.. Вдруг ночью раздался крик ужаленного клопом Цоя.. Все переполошились и пошли дружно спать в ванну. Что касается меня, то я тоже много общался с андеграундной публикой. Даже косвенно был знаком с Цоем и Гребенщиковым. Цой часто гонял чаи в коптерки у моей бабушки, а я к ней заходил после школы.. Их знакомство началось с курьеза.. Бабушка работая заведующей музыкальных инструментов в Дк МЭЛЗ, отобрала однажды Цоевскую гитару, заявив что она несет ответственность за все казенные инструменты.. Цой будучи человеком стеснительным по натуре, никак не мог убедить мою властную бабушку, что гитара эта его личная, а не казенная.. Витоге недоразумение было улажено и они стали добрыми знакомыми..Бабушка до конца своих дней сохранила о Цое теплые чувства..Гребень тоже часто выступал в ДК Мэлз и мне даже пришлось однажды участвовать в послеконцертном фуршете группы «Аквариум». ДК Мэлз был знаковым местом того времени. Многие андеграундные поэты и музыканты начинали там свою карьеру..Часто выступали группы «ДДТ» (4),»Чайф», «Воскресенье», «Машина времени», «Пикник», «Крематорий» «Ария», Настя Полева.Гарик Сукачев и Жанна Агузарова можно сказать там вылупились. Они там часто репетировали, почти что жили.. От Агузаровой все шарахались, как от Медузы Горгоны.. Сукачев поил местную шпану водкой и за это считался своим.. Но они оба, все таки чрезвычайно далеки от поэзии, как и вышеназванные группы..Исключением можно считать, лишь группу «Воскресенье». Лидер которой, Константин Никольский писал очень качественные тексты..
Жизнь моя, ты откуда идешь и куда?
Отчего мне мой путь столь неясен и таен?
И без цели, без дела проходят года
Почему я желаньям своим не хозяин?
Я размеренно двигаюсь - вверх или вниз,
И свое назначенье исполнить способен,
Но сознанье мое - неумелый эскиз:
Я подвластен ему, но ему не подобен.
Ничего не поняв ни внутри, ни вовне,
Не пытаюсь достичь понимания даже.
И не боль и не радость сопутствуют мне.
Я меняюсь душой, но изнанка все та же.
Кто же есть я, о Господи, в этакой мгле?
Что постигну, мечась в утомительной смуте?
Для чего я куда-то плыву по земле,
Оставаясь недвижимым в собственной сути?
Путь мой пуст и бесплоден, так нужен ли он,
Если смысл от деяний моих отодвинут?
Для чего мне сознанье, которое - сон?
Для чего я в реальность жестокую кинут?
Да пребуду сознаньем и слеп я, и нем.
О, иллюзии, стану под вашей защитой
Пребывать в тишине, наслаждаться ничем
И дремать бестревожно, как берег забытый.
Эти строки полны желанием постичь глубинность бытия, его смысл.. Они в чем-то созвучны стихам Пушкина «Дар случайный, дар напрасный..» В музыке автора прослеживается влияние и Марка Напфлера, та же спокойная манера, такая же медленно текучая гармония.. Не зря одно из его произведений названо «Не торопясь..» Никольского в конце 80-х годов выжили из группы «Воскресенье» и он ушел, захватив саквояж со всеми своими стихами.. А новым лидерам группы Сапунову и Романову пришлось сочинять новые вирши , что были гораздо неприглядней и хуже прежних.. Но все-таки звуки живой поэзии и у них иногда сквозили..
Научи меня жить,
Научи меня что-нибудь делать,
Сочтены мои ночи
И дни, словно сны коротки,
А то, что любит сквозь сон,
То, что дышит от имени тела -
Это только тень на горячем песке
У ленивой реки.
Научи меня, что выбирать
Между черным и белым,
Чтоб чужое добро на твое и мое не делить.
Дай мне лезвие мысли
Вонзить между частью и целым
И назови мне высокую цель,
Научи меня жить.
Привяжи мне бумажные крылья,
Свободу и совесть.
Не оставь меня в бурю, и в штиль упаси от беды.
За то, что было и будет,
И чем, наконец успокоюсь,
Дай мне душу в ладонях с водой
Отраженье звезды.
А то, что нажито, прожито - прах,
Ни о чем не жалею.
Что прошло по колено во лжи, что по горло в тоске.
Научи меня заново,
Я ничего не умею.
А что есть у меня –
Это тень на горячем песке
Приведенные стихи, на мой взгляд очень неплохие. Мысль здесь удачно закольцована, рифмы подоброны хорошие, слова благозвучные и легкие как у Блока. Вообще влияние андеграудной поэзии на умы в конце ХХ века было очень значительным. Да и сейчас она не перестает волновать умы. Все мы вышли из андеграунда, как из Гоголевской шинели.. Почти все современные молодые писатели росли и воспитывались на нем. Об этом в свое время признавались: Дмитрий Быков, Татьяна Толстая, Вера Полозкова, Захар Прилепин.. Всех их можно встретить на концерте Гребенщикова. Пелевин же вообще является его близким другом и единомышленником. Писатель Юрий Мамлеев тесно сотрудничает с солистом группы «Ва-Банк» Александром Скляром. Скляр в последнее время сильно увлекся классической литературой, много читает стихов со сцены. Не отстает от него и солист рок-группы «Аукцыон» Леонид Федоров (5). Он уже не один десяток лет успешно занимается переложением стихов Велимира Хлебникова на музыку. В этом направлении с ним активно взаимодействовали такие классики андеграунда как Алексей Хвостенко и Анри Волхонский. Оба первоклассные поэты. Достаточно вспомнить песню « Под небом голубым» . Правда уходить в литературу с головой они не хотят. Неприятие к ней отразилось в стихотворном ответе Анри некой Марье Васильевне..
Почему я, вы спросите, нынешних книг не читаю?
Да начать хоть с того что я, книжных червей не люблю
То ли дело ворона! Ворон с удовольствием в небе считаю
Если ж нету ворон, просто в небо смотрю и терплю
Разумеется вставши судьей в знаменитую позу
Или в мантию кутаясь как поседелый павлин
Я бы мог обличить нашу - скажем шерстистую - прозу
За корявую форму и смысла неправильный блин
Нет, о Марья Васильевна! Я далеко не Белинский:
Где мне чавкать в кормушке гражданственных нравов и прав -
Я безнравственный хам! Дуб в зенице моей исполинский
Кто ж тут будет пылить из чужих-то опилок набрав?
Оттого мне брезгливо и тронуть провисшее вымя
У старателей истин, к дракону червивой змеей
Пресмыкаемых ввысь, чтоб усвоить рептилии имя,
Спрятав поротый зад под павлиньим нарядом у ёй
И смешны разумеется мне идиотские детские басни
Будто автор - пропеллером в самой опоре хребта -
Орошает анютиных грядок народные квасни
В рот набрав содержимое дна из ведра решета
Я к народу -- ни-ни, я в народах увы не уверен
Я заметил, что в каждом из них эталон красоты
Это втайне им служащий гладкий ухоженный мерин -
Как читаю "народ", так и вижу родные черты...
Бог Словесности, в Индии знаете, звался Ганеша
С головою слона выступая на мыши верхом
Он судил да рядил и народ его славил - конечно
По причине ушей и хвоста и за хобот с клыком
Только все это ложь и маханье мифических млинов
Тут и ступку и пест измололи давно жернова .
Скучно мне пресмыкаться меж наших бесцветных павлинов
И дороже всего мне пустая своя голова…
Много по миру мнений, а я - ничего не считаю
И довольно и полно мне попусту праздно галдеть:
Потому-то я, Марья Васильевна, нынешних книг не читаю,
Что от тусклых их слов начинаю глазами слабеть.
Что же это такой за уникальный человек, которого не интересует современная литература?.. Мне кажется стоит вникнуть немного поглубже в эту личность.. Итак, Анри Гиршевич Волохонский, поэт, прозаик, философ и переводчик, родился в 1936 году в Ленинграде, окончил химико-фармацевтический институт и аспирантуру института озерного рыбного хозяйства. Эмигрировал а в 1973 году, жил в Израиле, а потом в Германии. А вот еще пара его характеристик: Каббалист, мистик, знаток древней Греции и Египта, иудей и христианин, замечательный поэт, автор теософических трактатов и трактатов о музыке, исследований о свойствах драгоценных камней, он возникает за каждой значительной фигурой современного Петербурга. Его имя связано со всеми интереснейшими именами и школами. Сам же он остается в тени.
Перипатетически многомудрый романтик, профетик и карнавалист, уединенно-герметический тайновидец генисаретских тамплиеров и переводчик каббалоцентричного Зохара, а также многих песенно-славянских литургий вкупе с полилингвальным реченьем Финнеганового Джойса.Если честно, этот человек - выше моего понимания. Поэтому лучше я приведу немного из того, что он говорил о себе сам. «Коснусь немного естественного вопроса о моем имени. Первые три месяца имени у меня вообще не было. Мать «хотела девочку», и называла меня «моя доченька». Но все-таки потом возникла необходимость, и имя начали выбирать. Однако после трех месяцев это оказалось делом трудным, если не невозможным. Ни одно имя не подходило. Помогла нам в этом деле тетка, сестра отца Берта Яковлевна. Она была артистка Театра Юных Зрителей. Больших ролей ей не поручали, но с «мальчиками» она как-то справлялась, визжала, подпрыгивала. Все же высокая мечта в ней жила, и она пыталась осуществить ее на семейной сцене. И вот она пришла в гости и спрашивает, как меня зовут. Ей
отвечают, что «уже три месяца назвать не можем», хотя пора бы, да всё имена какие-то не такие. И тут она риторическим голосом провозглашает:
- Назовите его «Анри»! Как раз тогда к нам приехал французский писатель Анри Барбюс. Так что имя было принято, меня же с тех пор преследуют шуткой про князя -Андрея Болконского, хоть я и не виноват. А имя это оказалось и впрямь недурным: оно не склоняется, от него нельзя образовать регулярного отчества и, кроме всего прочего оно, в сущности, имеет форму множественного числа. Именно оно воспитало во мне черты крайнего индивидуализма.
Из впечатлений раннего детства у меня сохранилось только чувство звона в ушах, это от петербургских простуд, а от школьных лет - вечное пустозвонство... Оно перешло потом в "громокипящий кубок". Я от него немного оглох, так какое уж там "жизненное философствование"... В чуть более зрелые годы - а мне было уже 22 - я нашел в Публичной библиотеке популярную когда-то книгу Папюса "Каббала". Сама книга была написана в каком-то таком, важно-мистическом тоне, с многозначительными и таинственными намеками, но в конце к ней был приложен сделанный Переферковичем перевод "Книги Творения", "Сефер Иецира". И вот этот перевод я переписал тогда от руки, и он у меня до сих пор в таком виде хранится. Книга же не очень большая, всего примерно шесть страниц. Она мне очень понравилась... своим трезвым взглядом на вещи...эта книга была мне нужна для взгляда на вещи. Она помогла мне выработать точку зрения. И я эту способность впоследствии использовал: я рассчитал двадцатипятитоновую систему звуков октавы с натуральными интервалами; построил тетраэдральную модель атомных ядер и икосаэдральную модель генетического кода; в результате осмысления этих моделей оказывается, что основные формы в нашем мире подчиняются - мертвые или минеральные - тераэдрально-кубической симметрии, и живые - икосаэдральной или пятиричной симметрии. И, уже с таким, немного выработанным взглядом, мне удалось прокомментировать книгу Откровения Иоанна Богослова. Все это, думаю, благодаря Книге Творения.
А теперь мы возвратимся в осень 1970 года. Был я тогда в подавленном настроении, так как Хвостенко, с которым мы написали много песен, уехал в Москву, а я остался в Питере. С мыслями "Как же я теперь песни буду писать?" я ходил по Питеру и зашел в мастерскую своего друга Акселя...Аксель делал тогда это самое "Небо на земле"....А мы делали вид, что помогаем Акселю - кололи смальту и составляли куски мозаик по его росписям, впрочем довольно бездарно. Акселю приходилось нас поправлять. А я вообще по большей части лодырничал....В прямом смысле слова он мне ничего не говорил и не советовал, но атмосфера была та самая. Кто же эти "мы"? В то время у Акселя жила одна весьма юная дама, от которой был без ума Филипп Хиршхорн, тогда - великий скрипач, а ныне покойный. Вот с ними-то мы и делали вид, что выкладываем.
Я услышал эту пластинку Вавилова, где было написано, что это музыка - Франческо ди Милано. Ходил ее и мурлыкал. И зайдя в мастерскую Акселя минут за 15 написал этот текст. Было это в ноябре-декабре 1972 года.... Правда и то, что под диктовку, как бы свыше. Нужно, правда, учитывать, для правдивого сопоставления, что я месяц или вроде того, бубнил эту мелодию себе под нос с подаренной пластинки "Лютневая музыка", готовясь к наиправдивейшему диктанту. Так что правда выходит помногообразнее, чем себе это обычно воображают…»Вот так и родился текст под названием Рай:
Над небом голубым
Есть город золотой
С прозрачными воротами
И с яркою стеной
А в городе том сад
Все травы да цветы
Гуляют там животные
Невиданной красы
Одно как рыжий огнегривый лев
Другое вол исполненный очей
Третье золотой орел небесный
Чей так светел взор незабываемый
А в небе голубом
Горит одна звезда
Она твоя о, Ангел мой
Она твоя всегда
Кто любит, тот любим
Кто светел тот и свят
Пускай ведет звезда тебя
Дорогой в дивный сад
Тебя там встретит огнегривый лев
И синий вол исполненный очей
С ними золотой орел небесный
Чей так светел взор незабываемый
Но не только эта песня автора, но множество других до сих пор пользуются большой популярностью среди молодого поколения. Очень на мой взгляд примечательно и его баллада про протопопа Аввакума..
Шел Аввакум единственный как перст
Чугунный перст сквозь грызь пустыни черствой
Под хрусталем незыблимых небес
Влача весь срам страны стотысячверстной
И эта твердь не гнулася над ним
И гребень леса не смыкал зигзага
Лишь в воздухе стоял холодный нимб
Лишь на снегу не видно было шага
И ветер ветер в толоконный лоб
Идущему и бился и мяукал:
Откуда ты, бездонный протопоп?
Куда, куда остеклянел и утл?
Чего тебе, прозрачный человек
Отчаянный и ангельски пернатый,
Какие речи в странной голове
Еще звенят в котле твоем невнятно?
Гляди гляди тебя уже и нет
Смотри смотри как сведено пространство,
Зверь новый на засаленном рожне,
Ты повернись, ты видишь: в мире красном
Столичный смерд дрова тебе срубил
Холуй калужский чадам сделал плаху
В мразь тех кто видел - вплавленный рубин
Их кровь на ней лежит как жидкий яхонт
Подобный крови легкий род огня
Поет тебе многоязык стремглавый
О том что пепел истины обняв
Откинут твой единственный кровавый...
И воздух взвыл и взвился как костер
И Аввакум сверкал согнувшись вдвое
И небосвод опять над ним простер
Лицо свое и тело неживое.
К сожалению ряды андеграунда в последнее время сильно поредели. Нет уже в живых Хвостенко, Башлачева и Егора Летова.. У всех троих стихи были очень созвучными друг другу и примерно равными по уровню талантливости.. Все трое были ярыми противниками тоталитарной системы и неутомимыми борцами за справедливость.. Они не были религиозными людьми, но вектор их мыслей и чувств был направлен в сторону Бога, хоть может они и сами того не подозревали.. Возможно, продлись их жизнь, они бы стали очень верущими людьми, так как их искания и чаянья созвучны христианской вере.. Неслучаен ведь тот факт, что буквально все оголтелые рокеры в конечном счете стали ревностными ревнителями Православия. Для иллюстрации этого факта можно вспомнить судьбу Петра Мамонова, Бориса Гребенщикова, Константина Никольского, Алексея Романова, Вячеслава Бутусова, Константина Кинчева, Леонида Федорова, Олега Гаркушы и трех поэтов музыкантов о поэтическом таланте которых мне хотелось бы упомянуть в конце свой работы. Я имею в виду Александра Новикова , Дмитрия Ревякина и Игоря Растеряева. Начну с Новикова, его крылатые шлягеры: «Извозчик», «Помнишь девочка» и «Город славный, город длинный» до сих пор памятны многим.. Они имеют какой-то аромат старинности, будто они перенесены к нам из какого-то дальнего века..
Город славный, город длинный
Имярек Екатерины,
Даже свод тюрьмы старинной
Здесь положен буквой "Е".
Здесь от веку было тяжко,
Здесь пришили Николашку,
И любая помнит башня
О демидовской семье.
И каким то есенинским лиризмом наполнены следующие строки..
Мы столкнулись, видно есть на свете Бог,
И шарахнулись как серые коты,
Помнишь девочка, я веник приволок,
Это были твои первые цветы.
Вообщем Новиков достаточно интересный поэт-песенник, хотя в последнее время пишет очень мало..Что же касается группы «Калинов мост» и ее лидера Дмитрия Ревякина, то они изначально были приверженцами нео-язычества и пели очень добротный фолк-рок. Потом они эволюционировали до Православия, чем ввергли в шок и смятение огромную толпу своих поклонников, которые не были готовы к такому резкому маневру своего кумира. Лагерь его сторонников разделился на две части, одни последовали за своим гуру в Православие, другие остались прозябать в язычестве.. В профессионализме на российской сцене Ревякину, на мой взгляд, не с кем сравниться, настолько запределен уровень его музыки и поэзии.. Музыка его неотделима от поэзии, она в ней как бы растворяется... Ритм его музыки имеет вихревое движение, он то нарастает , то спадает.. И строки носясь в этом оглушительном вихре то растягиваются, то сжимаются..Постоянно меняется размер стоп, из-за чего его стихи в голом виде очень трудно воспринимать. Его поэзия оживает только в музыке, как рыба выпущенная в воду.. Приведу короткий отрывок из его ранней лирики..
Босиком, твердой поступью
Вышел звенеть волосами.
Из горстей синий воздух пью,
Тропы смотрю небесами.
Колесо в белом облаке
Манит и водит кругами.
Горячо бьется Обь в руке ,
Даром молчит Черный камень.
Невдомек медью-кольцами
Грудь схватить прямо до шеи;
По весне выгнуть горцами
Брови и спрятаться в шелест.
С отходом от язычества стиль Ревякина кардинально изменился. Ушёл в небытиё и чарующий колдовской язык автора. Тексты песен стали более конкретны, остры и злободневны, утратив былую задушевность. Но вскоре автор принял верное решение вернуться к прежней интонации. Он нашёл способ синтезирования нового религиозного содержания и старых звуковых форм. Доминирующей темой нового периода поэта стала Эсхатология.. Предощущениие разворачивающихся в мире апокалиптических событий загрохотало в его песнях с небывалой мощью. Сила его ораторского воздействия в них, на мой взгляд, гораздо больше, чем у многих поэтов-трибунов прошлого.
Нам осталось жить
Пяток минут И финиш, alles парень
Чёрствые коржи,
Кулак сомнут От Польши до Непала.
Номер получи
Горчит слюна, блестит слеза наглядно.
Выброси ключи,
Прощай Луна родного Фатерлянда.
Зыбятся пески
Моря кипят, камлает глухо бездна
Саваны узки
Земля опять трясется центробежно.
Формула проста –
Густеет кровь, в протоках зреют тромбы.
Взвешена узда,
Людской улов Умножит гекатомбы.
Дмитрий Ревякин является членом Союза писателей России. За 30-ти летний период творчества, вышло 4 поэтических сборника и бесчисленное количество музыкальных альбомов. Он активно гастролирует по миру. Ежегодно устраивает творческие вечера в ЦДЛ, где читает новые стихи, которые как я уже говорил без музыки не звучат.. Недавно он выпустил музыкальный Трибьют памяти Башлачева, привлеча к его созданию всех маститых рок музыкантов.. Памятью о Башлачеве и дружбой с ним он очень дорожит и опекает его престарелую мать.. Своими наставниками в поэзии он считает Гумилева и Хлебникова.. Постоянно эксперементирует с словом и с музыкой, все время ищет свежих решений и каждый новый альбом у него не похож на предыдущий.. Что же касается последнего представителя рок- поэзии Игоря Растеряева, то о нем я могу сказать немногое.. Первое это то что он еще очень молод, и второе что он очень талантлив и многообещающ.. Все его стихи отличаются прекрасной отделкой и невероятной глубиной патриотической мысли.. Представлю несколько его стихотворений, которые как думаю, красноречивее всех слов, могут свидетельствовать о его юном таланте..
Про Юру Прищепного.
Лето на исходе, солнце жаром пышет,
Только вот жарою нас пугать не надо –
Мы температуры видели повыше,
Мы ведь ребятишки из-под Волгограда.
Лихо разгоняюсь с горки по привычке,
В хуторок Субботин я въезжаю снова,
Вижу на заборе синюю табличку
«Улица Героя Юры Прищепного».
Юрка – мой ровесник, мы из тех мальчишек,
Что в садиках советских, после запеканки,
Подтянувши шорты, начитавшись книжек,
Шариковой ручкой рисовали танки.
Было всё прекрасно: все о мире пели,
Олимпийский мишка полетел куда-то,
И никто не ведал, что на самом деле
В этот год рождались новые солдаты.
В этот год рождались те, кого позднее
В горные ущелья загоняли маршем,
Чтобы повстречались с теми, кто смуглее,
Чуть побородатей и слегка постарше.
Те, кто расплатился за чужую подлость,
Уходил под пули прямо, не сутулясь,
Превращаясь в слезы, превращаясь в гордость,
В синие таблички деревенских улиц…
Время боль не лечит, а смиряет с нею.
Будет постоянно мысль меня тревожить:
«Вот проходят годы, а не я взрослею:
Это просто Юрка с каждым днем моложе.»
Но пора настанет, верю без оглядки,
И в огромной книге летоисчисления
В год восьмидесятый лягут, как закладки,
Синие таблички - символ поколения.
Прокричат таблички нам открытым текстом:
«Надо жить достойно! Надо жить непошло!»
Всё, что было Юркой, всё, что было детством,
С этого момента сразу стало прошлым…
Оленеводы.
По стране мотаюсь я под видом барда,
Наконец добрался вот до Салехарда.
В этом диком крае нету места рохлям.
Люди выживают – мамонты подохли.
Салехард – Россия, Нижнее Приобье…
У кого угодно тут начнется фобия!
Две недели лета, холодно и жутко.
Но зато здесь нету всяких предрассудков!
Вегетарианцы, хоть убейте годы,
Знайте: не поверят вам оленеводы!
Ваш изюм с кумкватом будут жрать едва ли
Умные ребята в тундре на Ямале.
Так же тут всем по фиг до идей Гринписа -
Тут все ходят в шубах из бобра и лиса.
«Просто можно жопу отморозить тупо!»,-
Как сказали парни с Красного Селькупа.
Выборы, дебаты, прочая зараза -
Всё неактуально здесь – в долине Таза.
Лишь одно волнует всех в долине Таза:
Рыба, оленина и бабло от газа.
Если ты вдруг ненец, иль хотя бы коми,
То дадут квартиру в современном доме.
И ключи получишь, и придут поздравить…
Комнаты большие – можно чум поставить!
Коль пасёшь оленей ( Не сидится дома! ) -
Получай, опять же, деньги от «Газпрома».
Ведь труба проходит в твоей тундре древней -
Это вам не наши нищие деревни!
Ну а коль ты в жизни большего достоин,
Для тебя аж целый институт построен.
Доставляют, учат, платят – год за годом…
Я хочу быть малым северным народом!
Я от этих знаний мыслю очень узко:
Хорошо быть ненцем в государстве русском.
Вот родись я в чуме – был бы чуть нужнее,
А уж как тряслись бы, если б поюжнее…
Я б ходил по тундре с северным оленем,
Получал квартиры к разным юбилеям.
И сидел бы трескал строганинку с перцем…
Нет, пойду прищурюсь – может, стану ненцем..
Примечания.
1. Этакий "монументальный труд" в духе поэтических страничек в советских журналах. В нем приводятся примеры поэзии различных авторов, упорядоченных по условному разделению, соответствующему хронологии: "Дети золотого века", "Дети серебрянного..., ... железного", .., "Дети войны", "Дети железного занавеса", "Дети скучных лет России", ""Бездатные", они же "Рлунг"".Включены в неё и некоторые рок-поэты:Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, Александр Башлачев и Виктор Цой. Причем БГ и А.Макаревич попали в категорию "Дети железного занавеса", а А.Башлачев и В.Цой в категорию "Дети скушных лет России", разделение странное - по дате рождения ("Дети железного занавеса" - род.1946 - 1953; "Дети скушных лет России" - род.после смерти Сталина)..
Очень много личных коментариев от составителя, из которых так и пышет презрение к этой недокультуре и, соответственно, недопоэтам. Хорошо об этом написал Алексей Рыбин (цитата не дословная): поэты, композиторы, художники - это те, кто является Членами Союзов (поэтов, композиторов, художников соотв-нно), и им все блага социалистической элиты, а все остальные - какое-то недоразумение...
У этих "певцов Великого Октября, революции рабочих и крестян, войны и т.д.", на деле глубоко презиравших и дистанцировавшихся от этих самых "рабочих и крестьян", даже сейчас есть поклонники! Вот кое-что из их коментариев к этому нелепому сборнику: "Конечно, это личный взгляд и подборка Евтушенко, потому антология не объективна... Не пойму, зачем нужно было пихать туда всяких Гребенщиковых и Цоев!..." И действительно - зачем?? Свою протеже - Нику Турбину не включил, а этих "Гребенщиковых и Цоев" включил!
О Макаревиче и Башлачеве Евтушенко отзывается еще одобрительно, но БГ и Цою досталось. Особенно обидная публикация о Викторе: Кореец, рок-музыкант, выпускник ленинградской психушки, - резчик по дереву и поэт. Звезда группы "Кино", записал несколько пластинок, завоевал мало с чем сравнимую в России популярность у фанатиков рок-музыки. Его стихи сильно проигрывают "на бумаге", лишенные низкого, гулкого и хриплого голоса исполнителя. В августе 1990 года Цой погиб в автомобильной катастрофе под Ригой - при не совсем ясных обстоятельствах." И приводится текст "Алюминиевые огурцы".. Текст, о котором А.Рыбин вспоминал, как о милой фонетической шутке, игре со словами. Зачем её приводить в качестве характеризующего примера? Непонятно. Понятно, что составитель отреагировал на самое вызывающее, не будучи знакомым с остальным творчеством. Иначе он, при таком подходе, вообще бы опубликовал "Прохожего", а что еще может написать "выпускник ленинградской психушки" ?...
Сам Виктор скромно говорил, что не считает свои тексты стихами, что они не отделлимы от музыки, ибо это песня. Абсолютно честная, объективная рок-н-рольная позиция, без посягательства на чужие поля. В отличии от попытки Евтушенко выступить экспертом в том, что вызвало "мало с чем сравнимую в России популярность у фанатиков рок-музыки".Сквозит из этого просто банальная зависть к славе, которая пришла резко и круто вместе с новой культурой на смену поэтических вечеров ударников официального соц.пера и их скучных часов на ТВ.
2.Вот предисловие к Борису Гребенщикову из книги «Строфы века» Е.Евтушенко :Один из немногих кумиров рока, которого можно назвать поэтом. Выпускник факультета прикладной математики ЛГУ, популярнейший (!) лидер группы "Аквариум". С 1991 года завел собственную "Группу Бориса Гребенщикова". Свидетельство популярности Гребенщикова - то, что ему часто приписывают в народе тексты песен, отнюдь не им написанных. Но публикуемая - уж точно его. Стихи не особенно мастеровитые, но стихи." И приводится текст "Поезд в огне"..
3. Исключением здесь является московский бард Сергей Никитин, который поёт не свои песни, но делает это очень натурально, без суррогатного привкуса..
Так же выделяется на сером фоне и бард Вадим Егоров, у которого есть очень проникновенные песни. Хотя общее стремление бардов выжать слезу из публики заметно и у него.
4. При писании своей исследовательской работы я несправедливо обошёл вниманием группу ДДТ. На мой взгляд это одна из самых мастеровитых групп и возможно самая народная из всех представителей пост-советского рока.
5. Переложение Фёдоровым на музыку стихов Велимира Хлебникова, является самой удачной попыткой, из всех кого я знаю. Стихи буквально оживают в мелодичном звучании гитар, как рыба пущенная в воду.
Библиография.
1. В.Цой. «Мы ждём перемен».
2. Ю.Наумов «Иная вечность».
3. А .Макаревич. «Машина времени в словах и в образах».
4. Е.Летов. «Автографы».
5.Е.Летов «Я не верю в анархию».
6. Д.Ревякин «Знаки небес»
7. Д.Ревякин «Кольца алые»
8. Д.Ревякин « Алмазная скоба.
9. А.Романов «Книга флейтиста».
10. А.Рыбин «Кино с самого начала
11. А.Кан. «Шкипер о капитане»
12.В.Гаккель Аквариум как способ ухода за теннисным
кортом».
13. А.Рыбин «Три кита. БГ, Майк,Цой»
14. Д.Спирин. «Тупой Панк-рок для интеллектуалов»
15. А.Троицкий.«Back in the USSR»
16. В.Рекшан.«Ленинградское время, или Исчезающий город»
17. В. Марочкин «Москва рок-н-ролльная».
18. А.Горбачев. « Песни в пустоту».
19. В.Рекшан «Самый кайф»
20. А.Градский « Насравший в вечность».
21.А.Бурлака. Рок-энциклопедия. Популярная музыка в
Ленинграде – Петербурге. 1965–2005. В 3-х томах.
22.Б.Вавилов. «Красная Амальтея»
23.А.Архаров. «Опопсевший рок»
24. Л.Фёдоров «Зимы не будет»
25.П.Мамонов « Шоколадный Пушкин»
26.Б. Айвазов «Рок-н-ролл мёртв!»
27. Д.Силуанов « О возникновении рок-клуба»
28. А.Тропилло « Музыка водосточных труб»
29. Д.Антонов « Над пропастью во лжи».
30 Д.Ревякин «Крик совы»
Свидетельство о публикации №219070300710