Первое мая

Рано утром с отцом пошли к бабушке. Идти пешком по сельским улицам с одного конца нашего небольшого посёлка на другой по моим подсчетам было 816 метров. Расстояние измеряла шагами, у меня - пятилетнего ребёнка, получилось 1632 шага, у отца 800 с погрешностями. Потому как, он то и дело останавливался покурить.
- Папа, папа, не двигайся, ты сделал лишний шаг!
- Эх, дочка, мне бы твои проблемы, - отец ласково потрепал мою шапку.
- Пап, а можно я шапку сниму? - Нет, холодно ещё.
- Ну, ведь 1 мая? Скоро лето.
- Ночью снег выпал. А с утра солнце греет. Погода обманчива в это время.

На самом деле воскресное утро было холодным. Не хотелось вставать из-под теплого ватного одеяла. Мамка осталась дома, она была в положении. Странные эти взрослые, что-то шепчат между собой, будто я их не понимаю. А я то все понимаю, просто молчу.

На парад мы не пошли. Как говорит мама: ходить на парад в полсемьи - неприлично. А так хотелось хоть глазком посмотреть на это шествие. Все нарядные, веселые, с бантами и флажками. Играет торжественная музыка, с трибун взрослые кричат. Что кричат, я не понимаю, но мне нравиться стоять и слушать. Особенно в конце, после долгой речи: "Товарищи, трудящиеся, с праздником! С 1 мая! Ура! Ура! Ура!" В такие моменты непонятное чувство охватывает с головы до ног. Все начинают радоваться, смеяться, кидать шапки в небо и кричать "Ура!".

Но мы шагаем не на парад. Мы идем к бабушке. И у отца, и у меня на ногах резиновые сапоги. Дороги в селе кривые, все в ухабах. В сухую погоду по ним ещё можно передвигаться, а вот весной и осенью, то и дело засасывает грязь, и пока пройдешь небольшое расстояние, так устанешь будто неделю носил на себе мешки с песком. Так и в этот раз: устали, пока дошли.

У бабушки домик старенький, но добротный, строил его ещё бабушкин дед, даже купчая на землю еще сохранилась... Как только открываешь дверь, сразу обволакивает облако ароматного запаха булочек и пирогов. Играет радио на волне радиостанции "Маяк". Над комодом висит картина, с нее строго на меня смотрит "Незнакомка". Она такая строгая, что я иногда, когда нашкодничаю, прошу у нее прощения. И после этого, у нее вроде как смягчается взгляд.

После горячего индийского чая, после бабушкиных ароматных пирогов с малиной и с вишней, после булочек с сахаром  никуда неохота идти. Развалиться на кровати на мягкой перине и лежать так в полудреме под звук классической музыки, звучащей из радиокоробки. Но, надо идти домой.

Бабушка насобирала гостинцев и "на дорожку" дала 1 рубль мне и 5 рублей отцу. Отец все время шептал: "Да, ладно, мам. Не надо. Вот, ёлки...". Бабушке нравились его слова и видно было, как по ней скользит нежная улыбка, полная материнской заботы.

Дорога домой была тяжёлой. Солнце так пригрело, что отогревшаяся земля превратилась в кашу. Кое-где островками лежал снег, чёрный и грязный. В некоторых местах проглядывала прошлогодняя трава. Сапоги застревали в земляном месиве. У меня начиналась истерика и детские капризы. Неохота было никуда идти. Отец еще выбрал нецентральную улицу в обход, а напрямую по неухоженной. Говорит: не пойдёт по центральной в резиновых сапогах и в рабочей робе. Пытается меня уговорить, что еще немного осталось, чуть-чуть и будем дома. Я немного успокаиваюсь и продолжаю плестись.

Пройдя квартал, отец останавливался покурить, а я отдохнуть. В очередной раз, достав самокрутки из кармана брюк, он выронил бабушкины 5 рублей, чертыхнулся и попросил меня нести их, только не в кармане, а в руке. Я, с возложенной на меня ответственностью, в левый кулак зажала 1 рубль, в правый кулак зажала 5 рублей. Так и шла, думая только о том, как бы не потерять их.

Возле одного из домов на лавочке сидела пожилая женщина. Отец махнул ей головой.
- Здравствуй, мам. С праздником!
- Пап, а у тебя что - еще одна мама есть? - моему удивлению не было предела.
- Нет.
- А почему ты чужую бабушку называешь мамой?
- Ну, это, как тебе объяснить? Чтоб уважить старого человека. Вот я и обратился с уважением - мама.
Я задумавшись, ничего так не понимая, продолжила идти. Отец меня одернул и сказал, чтобы я сбегала и дала свой рубль той пожилой женщине. Я еще больше удивилась и с обидой в голосе сказала, что это мне моя бабушка подарила. Отец настоял на своём и пообещал, что вернет мне рубль. С неохотой я развернулась и пошла к той пожилой женщине. Нахмурившись, с натянутой улыбкой и протягивая рубль женщине, я сказала:
- Отец велел передать. С праздником поздравляет.
- Спасибо, дочка. И отца поздравь от меня.
После ее обращения ко мне, со словом "дочка", во мне что-то щёлкнуло, лицо прояснилось и я с нескрываемым уважением посмотрела на женщину:
- И Вам, спасибо. Обязательно передам. До свидания!
- До свидания, дочка.
Я с довольным видом и улыбкой на лице побежала к отцу, который ушел далеко вперед. И уже сапоги не казались такими тяжелыми и грязь на земле не такой липкой. С гордостью и уважением я поймала шаг отца и стала вышагивать в ритм с ним. Отец заметил мою перемену и спросил: о чем мы так долго разговаривали?
- Ни о чем, она передала тебе поздравления.

Чувство гордости не покидало меня. Ощущение свободы и легкости придавало сил. Где-то издалека позади нас доносился крик: "Сыно-о-ок! Сыно-о-ок!". Я шла и думала, какое же это счастье - быть сыном, дочкой, мамой. Мимо проезжал мужчина на велосипеде, повернувшись в нашу сторону, сказал: "Вас зовут. Просили, чтобы вернулись".

В недоумении с отцом пошли обратно. Пожилая женщина стояла посреди дороги в растерянном и испуганном виде.
- Сынок, ты зачем так делаешь? Мне не нужны такие деньги. Забери обратно.
Женщина протянула 5 рублей и сунула отцу в руку. Отец посмотрел на меня и засмеялся:
- Ты, специально сделала? Свой рубль не отдавая, дала 5 рублей?
- Нет, я, наверное, перепутала.
- Мам, извини. Так получилось. Я не такой богатый, чтоб 5 рублей дарить.
- Да, но ребенку почему-то дал. Откуда я знаю, где твой ребенок взял эти деньги. Может украли?
- Мать, ты что? Вот, возьми рубль.
- Да, идите вы к черту! Дитю лучше что-нибудь возьми, - женщина отвернулась от нас и быстрым шагом пошла в сторону дома.
Я готова была разреветься. Мы ведь хотели как лучше. Отец увидел, как мое лицо исказила гримаса, хлопнул меня по плечу и спросил:
- Ты мне друг?
Я кивнула головой.
- Тогда пошли твою мамку поздравлять.


Рецензии