Пастушьи грёзы

В нескольких своих миниатюрах я уже упоминал, что в конце войны мы были реэвакуированы  в один из районов  Крыма.
Поселили нас в селе, находившемся в 12-и км. от районного центра.
В Крыму мы жили и до войны, но после эвакуации вынуждены были вернуться в другой район, ибо наш был в одних руинах.
В селе совершенно не было мужчин. Один-два инвалида войны.
Всю необходимую работу выполняли, в пределах своих возможностей, женщины и дети.
Когда стала приближаться весна, на повестку дня стал вопрос о пастухе.
Корова - единственное богатство крестьянской семьи, и кому его доверить вопрос очень непростой.
Перебрав всех пацанов, сельский сход остановился на моей кандидатуре.
Я был сравнительно высокого роста, почти всегда сохранял серьезность, да к тому же еще и сын учительницы, что, по их мнению, являлось гарантией ответственности.
А то, что знаний нет никаких- не беда. Люди, да и сама жизнь научит.
Так или иначе с первыми весенними днями, я в свои 14 лет - главный пастух колхоза. При мне подпасок, на два года младше меня.
Постепенно дни становились длиннее, и ты от восхода до заката практически один в поле. Нам нельзя было находиться вместе с подпаском.
Рядом были посевы люцерны и яровой пшеницы. Если, не дай Бог, корова объестся ими, то она очень легко может погибнуть.
Поэтому нам надо было находиться с двух сторон стада, не допуская переходов в запретные зоны.
Находясь столько времени  в одиночестве, взирая на голубые, бездонные небеса, невольно начинал фантазировать.
Какие только воздушные замки не строились, какие только фантазии не роились в голове! Разумеется, больше всего мечталось о том, чтобы побыстрее закончилась война, чтобы люди могли нормально жить, а дети бы учились в школах, а не надрывались на полевых работах.
Впервые на вольных пастбищах я стал думать и о своей будущей жизни.
Мне представлялась красавица жена, чем-то похожая на нашего секретаря комсомола. Обязательно двое сыновей. И многое другое, не совсем соответствовавшее моему тогдашнему возрасту.
У меня на всю жизнь осталась тяга к степным просторам, синему небу и вольному ветру. Некоторые из тогдашних фантазий остались во мне на долгие годы вперед.
Такого ощущения воли и свободы, и даже независимости, я никогда не чувствовал, ни до этого, ни после этого.
Став старше, я с пониманием отнесся к тому, что известный грузинский писатель, князь Александр Казбеги, получивший блестящее образование в Москве, свободно владевший французским языком, занимался тем, что в течение 7-и лет сам пас свои отары овец. Это дало ему  богатый опыт жизни, и позволило накопить впечатления для написания многих книг.
Одной из самых известных и резонансных стала "Хевисбери Гоча" 
С Казбеги связан один полуанекдотичный случай.
Французские купцы, желая купить шерсть, поднялись на пастбища. Каково же было их изумление, когда пастух заговорил с ними на чистейшем французском языке. Видя их крайнее удивление, Казбеги добавил: "А у нас все пастухи владеют французским. Я среди них не лучший".
Сегодня, будучи в преклонном возрасте, и оглядываясь назад, я думаю, что период пастушества сыграл очень значительную роль в моей жизни. Он приучил меня к самостоятельности в принятии решений, обострил чувство ответственности за дело, которым занимаешься.
Я бы даже сказал, что научился  думать, научился любую фантазию не отбрасывать с ходу, а задумываться, нет ли в ней чего-либо, что может оказаться, хотя бы частично,  рациональным.
В селе бытовало мнение, что бедные мол мальчики - пастухи. Вставать надо очень рано, чтобы к восходу солнца быть уже за околицей. У них никогда не бывает выходных и т. д.
Но я не тяготился этой службой.
Кроме всего того, о чем я говорил выше, все-таки грезы ни с чем не сравнимое состояние человеческого духа и его разума. Если бы я тогда был старше и опытнее, может быть тогдашние грезы позволили  бы написать хорошие книги.
А эти записи - просто поклон тем трудным и незабываемым годам.


Рецензии
Дорогой Михаил Савельевич,здравствуйте!
Мой черноморский привет из паломнического пансионата в Новофедоровке,исторического крымского побережья.Здесь приземлились Черчилль и Рузвельт проездом на Ялтинскую конференцию в 1945 году.Но дело не в этом)
Улыбаюсь тому, что у нас много подобных взглядов на различные жизненные ситуации.Оказывается,мы оба были пастухами.Вы в тяжёлые послевоенные дни,а я в пятидесятые годы.Вы коров пасли,а я коз...)
Однако,многое даёт общение с природой и детские годы в испытаниях трудностями.
Желаю Вам всего доброго и радостного.
С уважением и бесконечной благодарностью за встречу.
А книги Вы пишите достойные.Я о многом по ним узнаю...

Татьяна Фучиджи   08.07.2019 22:00     Заявить о нарушении
УВАЖАЕМАЯ ТАТЬЯНА!
Бога ради извините, что долго не отвечал на Ваши рецензии.
Я был не совсем здоров. КОмпьютер разладился. Я был очень огорчен.
Поблизости нет мастеров. А те, кто ко мне приходят ничего чинить
не умеют. Кое что я делаю, но медленно и неуверенно. Надеюсь как-то выкрутиться Я был восхищен, что Вы вновь проделали длинный вояж. Примите добрые пожелания М.С

Михаил Шаргородский   12.09.2019 14:38   Заявить о нарушении
Огромное Спасибо!
Я все время восторгаюсь Вашей энергией и жизнелюбием.
Именно этих качеств мне ныне больше всего и не хватают.
Может научусь немного от Вас и похожих хоть немного на Вас!
С уважением

Михаил Шаргородский   09.10.2019 13:54   Заявить о нарушении
Очень благодарен и иногда даже думаю"
А может на всю жизнь надо было остаться пастухом.
Будьте здоровы!

Михаил Шаргородский   09.10.2019 13:58   Заявить о нарушении
Михаил Савельевич, вы обладаете неподражаемым, непревзойденным, бесподобным добрым чувством юмора.И
И сквозь серьезный взгляд я вижу Ваши глаза с чуть заметной улыбкой.
Надеюсь, что и у Ирмы все хорошо.
Обнимаю вас с ней из осеннего Крыма.

Татьяна Фучиджи   09.10.2019 14:56   Заявить о нарушении
Большущее спасибо!
Я уже 70лет, как уехал из Крыма.
Но всякое упоминание о нем, вызывает
во мне что-то ностальгическое.
Желаю здоровья

Михаил Шаргородский   10.10.2019 16:46   Заявить о нарушении